В статье рассматривается вопрос введения прогрессивной системы налогооблажения в РФ. По мнению большинства западных экспертов, эффективная система налогообложения должна иметь вид, при котором большему объекту налогообложения соответствует более высокий уровень налоговых ставок, т.е. быть прогрессивной. Отечественные эксперты в области экономики, понимая всю сложность введения прогрессивного налога в нашу систему налогообложения, замечали противоречивый характер и рассматривали прогрессивную шкалу, как с положительной, так и отрицательной стороны. Цель статьи – показать не только то, что прогрессивный налог дает толчок развитию, значительную экономическую доходность, приводит социальное неравенство к разумным пропорциям. Но и то, что велика вероятность увеличения теневых доходов, роста безработицы, снижения материального стимулирования, и не стоит забывать, что введение прогрессивного налога требует немалых затрат по внедрению. Предлагаемые сегодня исследователями в области экономики модели налогообложения не идеальны, но есть уверенность, что основываясь на опыте других стран и учитывая особенности отечественной экономики, в результате, будет принято правильное решение, касательно налоговой политики государства, которое окажется наиболее приемлемым.
прогрессивное налогооблажение
прогрессивный налог
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения 22.02.2017)
2. Кейнс, Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Перевод с английского. – М.: «Прогресс», 1978. – 298 с.
3. Миронова, Е.П. Налоговое право: Словарь основных терминов и понятий / Е. П. Миронова. – Новосибирск, 2016. – 8 с.
4. Скакунова, А.А. Проблемы интеграции России в мировое хозяйство/А.А. Скакунова. – Известия ОрелГТУ. Серия Экономические и гуманитарные науки, 2009. – № 1. – С. 18-21.
5. Наука сегодня: проблемы и перспективы развития [Текст]: материалы международной научно-практической конференции, г. Вологда, 30 ноября 2016 г.: в 2 частях. Часть 2. – Вологда: ООО «Маркер», 2016. – 184 с.
6. Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития [Текст]: пленарные доклады / Материалы Третьего Международного форума. Москва, 21-22 октября 2014 г. Под ред. член-корр. РАН В.А. Цветкова. – М.: ИПР РАН, 2014. – 242 с
7. История НДФЛ в России [Электронный ресурс] . URL: http://www.garant.ru/infografika/ (дата обращения 22.02.2017)
8. На съезде РСПП Путин посоветовал не выносить на публику дискуссии в правительстве по поводу налоговых изменений [Электронный ресурс].URL: http://www.newsru.com/russia/(дата обращения 31.03.2017)
9. Отложенные платежи. Когда в России повысят налоги [Электронный ресурс].URL: https://lenta.ru/articles/(дата обращения 2.04.2017)
10. Повышение налогов грозит России Майданом [Электронный ресурс].URL: http://www.eg.ru/daily/(дата обращения 17.01.2017)
В настоящее время в России широко обсуждается введение прогрессивной системы налогообложения. В Государственную Думу РФ уже несколько лет поступает законопроект «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ», который предусматривает введение прогрессивной шкалы по налогу на доходы физических лиц. «Система налогообложения должна представлять собой такую систему, при которой большему объекту налогообложения соответствует более высокий уровень налоговых ставок» . Данная тема является актуальной, так как в текущих реалиях проблема перераспределения доходов стоит как никогда остро. Кроме того, в условиях тяжелой экономической ситуации в стране необходимы дополнительные поступления в государственный бюджет.
Прогрессивное налогообложение - это повышение эффективной ставки при увеличении налогооблагаемой базы. Прогрессивное налогообложение применяется в основном при налогообложении физических лиц (подоходный налог) .
Его впервые ввели в Великобритании. Это сделал премьер-министр Уильям Питт Младший в декабре 1798 года. В нашем государстве впервые попытались внедрить подоходное прогрессивное обложение в1810 г. При проведении военных действий с французскими войсками. Государственный бюджет при Наполеоне обеднел и произошел обвал курса бумажного рубля, по этой причине правительство обложило помещиков этим налогом; обложение применялось с пятисот рублей дохода и прогрессивно поднималось до 10 % чистой прибыли. Когда война с французскими войсками была окончена, поступления быстро уменьшились, затем в 1820 году этот налог отменили. Но это был далеко не единственный случай внедрения прогрессивной шкалы налогообложения в истории нашего государства.
Применить в силу закон о подоходном налоге хотели еще в Советской России в годы гражданской войны и НЭПа. По прусскому образцу в России 6 апреля 1916 года был создан документ, начало действия которого было запланировано на 1917 год. Но в связи с революцией закон о подоходном налоге не заработал. После принятия определенного количества указов, целью которых было развитие и дополнение «Положения о подоходном налоге», 23 ноября1922 года был принят декрет и налогообложение реформировано.
В наши дни, согласно статье 224 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на доходы физических лиц составляет 13% . Часть вторая функционирующего и по сей день Налогового кодекса Российской Федерации начала действовать с 01.01.2001 г. Авторы данного кодекса считали, что при вводе плоской шкалы налогообложения, будет упрощен сбор налогов, будут «белые» зарплаты, увеличится привлекательность нашего государства для частных инвесторов. Планировалась данная мера на десять лет. Но как мы видим сейчас, данная система не изменилась. Увеличение собираемости налога сегодня происходит в основном за счет граждан с менее высоким уровнем дохода, что ведет к возрастанию разрыва в доходах самых богатых и самых бедных слоев населения.
«При прогрессивном налогообложении с увеличением налоговой базы растет ставка налога». Это дает возможность получения конкретной экономической выгоды (к примеру, увеличение налоговых поступлений в бюджет) и помогает снять социальную напряженность в стране. В нашей стране большая часть субъектов федерации дотационные, поэтому рост прибыли в региональных бюджетах (за счёт поднятия ставки налогообложения для определённой части населения) помогло бы их развитию. По поводу социального напряжения, данная тема очень злободневная для нашей страны. Прогрессивное налогообложение подразумевает поддержку населения с невысокими доходами, за счет поднятия ставки налогов для населения с большими доходами.
Рассмотрим зарубежный опыт. Прогрессивная шкала налогообложения применяется в Австралии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Китае, Люксембурге, Нидерландах, Финляндии, Франции, США, Швеции, Швейцарии, ЮАР и других странах. Как можно заметить, в списке большинство составляют развитые страны, занимающие господствующее положение в мировой экономике. Мировое сообщество уже давно стало принимать меры на законодательном уровне к тому, чтобы разработать механизм, позволяющий избежать и устранить двойное налогообложение, сократить бремя налоговых обязательств .
Пример Китая, в котором минимальная ставка подоходного налога составляет 3%, а максимальная ставка - 45%, демонстрирует нам, что в условиях прогрессивного налогообложения экономический рост может продолжаться даже в период мирового финансового кризиса. Более того, несмотря на то, что по численности населения эта страна почти в 10 раз превосходит Российскую Федерацию, в Китае успешно справляется с задачей налогового администрирования прогрессивного подоходного налога, имеющего 7 ступеней.
Во Франции шкала налоговых ставок подоходного налога 6-ступенчатая. Она пересматривается и утверждается парламентом Франции каждый год (в зависимости от уровня инфляции, бюджета и экономической ситуации в стране). Вот, например, шкала подоходного налога для физических лиц во Франции на 2014 год:
QF до 6 011 евро в год: налог 0%
QF от 6 012 до 11 991 евро в год: налоговая ставка 5,5%
QF от 11 992 до 26 631 евро в год: налоговая ставка 14%
QF от 26 632 до 71 397 евро в год: налоговая ставка 30%
QF от 71 398 до 151 200 евро в год: налоговая ставка 41%
QF от 151 201 евро в год и выше: налоговая ставка 45% (где к 45% подоходного налога прибавляется еще 3 % так называемого налога на высокие доходы при доходах от 250 001 до 500 000 евро, и 4% при доходах выше 500 000 евро) .
Но все же отношение к прогрессивной шкале налогообложения противоречиво. Чиновники ратуют за плоскую шкалу налогообложения, считая, что это позволит избежать жульничества и взяточничества, уклонения от уплаты налогов. Академики РАН, напротив, в докладе, который был посвящен «Стратегии-2020» благосклонны к прогрессивному налогообложению, считая его одним из мер экономического развития нашей страны.
При рассматривании варианта о переходе на прогрессивную шкалу налогов, нужно разобраться в следующих нюансах:
1. Поднятие налогов неизбежно приведет к утаиванию доходов налогоплательщиками, что в свою очередь уменьшит поступления доходов в бюджет. Это главная причина применения плоской шкалы. Для преодоления этой проблемы нужно развить правовую культуру людей и преодолеть правовой нигилизм.
2. Большие налогоплательщики, как правило, получают прибыль в наиболее развитых регионах государства, это приводит к увеличению разрыва между субъектами Российской Федерации при отчислении налогов в данный зажиточный регион. Решить эту проблему можно приняв необходимые законы, которые дадут возможность для перераспределения денежных средств.
3. Прогрессивное налогообложение может быть воспринято как наказание состоятельных граждан, которые имеют большую прибыль. По моему мнению, эти высказывания не совсем корректны. Потому, что развитие среднего класса в нашей стране только происходит, и поднятие налогов не даст возможности развитию данного слоя общества. А касательно больших предприятий и лиц с большими доходами, то прогрессивный налог можно рассмотреть с социальной точки зрения, то есть как оказание помощи бедным слоям общества.
По мнению Дж.М. Кейнса, изложившего основные положения своей теории в книге «Общая теория занятости, процента и денег», прогрессивная налоговая система должна стимулировать производителя для принятия рисковых решений в области инвестиций, давая только положительный эффект. Кроме того, низкие налоги уменьшают поступления в государственную казну и обостряют тем самым экономическую неустойчивость.
В отличие от западных ученых, наши соотечественники, такие как А.Н.Кудряшова, Казначеева Н.Л, Лапов Д.Е. понимая всю сложность введения прогрессивного налога в нашу систему налогообложения, замечали противоречивый характер и рассматривали прогрессивную шкалу, как с положительной, так и отрицательной стороны. Но все они приходили к одному знаменателю: прогрессивное налогообложение в долгосрочной перспективе нужно ввести в действие в России.
Данные новшества нужны, но они не должны быть поспешными и не продуманными и опираться только на политические недалекие цели.
Внедрение прогрессивной шкалы налогообложения в нашей стране весьма проблематично. Изучив доклад ОЭСР видим, что в ближайшем будущем увеличение налогов неизбежно во всех государствах. Но конкретно в нашей стране возможности увеличения налогов практически исчерпаны. Откладывание Министерством финансов в который раз внедрение налога на недвижимость подтверждает это. Но в то же время сейчас Минфин предлагает увеличить ставку НДФЛ с 13% до 15%. При этом 6−8 процентных пункта будут направляться в федеральный бюджет. Сейчас вся сумма остается в регионах, составляя существенную - более трети - часть их доходов. Один из вариантов Центра Кудрина предполагает еще более высокую ставку - 17%. Налоговая шкала при этом так и останется плоской. Миллионеры и те, кто живет на среднюю зарплату, будут платить одинаково.
В октябре 2013 года на рассмотрение в Госдуму поступил еще один законопроект, предусматривающий введение прогрессивной шкалы налогообложения по доходам. На этот раз с инициативой выступил депутат Государственной Думы от фракции «Справедливая Россия» Олег Нилов. Законопроект предусматривает установление в отношении ежегодного размера доходов следующие ставки налога (рисунок 1):
Рисунок 1. Ставки налога согласно законопроекту от фракции «Справедливая Россия» .
В марте прошлого года в Госдуме рассматривался законопроект, согласно которому люди с зарплатой менее 40 тысяч рублей в месяц должны перечислять государству менее 13 процентов, от 40 тысяч - 13 процентов, от 100 тысяч - 16 процентов. Положительный эффект для бюджета оценивался в 400 миллиардов рублей. В октябре от партии «Справедливая Россия» поступило предложение облагать налогом в 25 процентов доходы от 25 до 100 миллионов рублей в год; 35 процентов должны были бы платить те, кто получает от 100 до 200 миллионов; 50 процентов - получающие больше 200 миллионов . Ни один документ так и не был одобрен нижней палатой.
Настораживает то, что вместо отказа от простых решений мы стараемся их еще более упростить. Основываясь на мировой опыт, видим, что плоской должна быть или шкала подоходного налога, или ставка социальных взносов. В случае если мы берем подоходный налог по прогрессивной шкале, необходимо принять решение, что делать со страховыми взносами. В противном случае появится угроза разбалансировки пенсионной системы. «Необходимо заниматься не увеличением налога с физических лиц, а переходом на прогрессивную шкалу налогов» .
Итак, можно сделать вывод, что прогрессивная шкала налогообложения, как и любая другая система, имеет свои недостатки и положительные стороны. С одной стороны она дает толчок развитию, значительную экономическую доходность, приводит социальное неравенство к разумным пропорциям. С другой стороны велика вероятность увеличения теневых доходов, роста безработицы, снижения материального стимулирования, а так же не стоит забывать, что введение прогрессивного налога требует немалых затрат по внедрению. Возможно, предлагаемые законодателями модели налогообложения не совсем идеальны, но есть уверенность в том, что, основываясь на опыте других стран и учитывая особенности нашей экономики, в результате будет принято правильное решение, которое окажется наиболее приемлемым для граждан.
Как заявил Президент РФ Владимир Путин на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) задача налоговой системы состоит «Не только в пополнении бюджета, она призвана стать одним из мощных инструментов стимулирования развития отечественной экономики и социальной сферы, регионов и муниципалитетов».
Библиографическая ссылка
Попова И.В., Хусейнова А.А. ВВЕДЕНИЕ ПРОГРЕССИВНОГО НАЛОГА В РОССИИ, ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТО // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 2.;URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18177 (дата обращения: 29.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Прогрессивный налог на доходы – это система, полностью реформирующая налогообложение РФ, нацеленная на уравнение социального расслоения населения.
С ее введением, налоги будут исчисляться согласно получаемому доходу физического лица.
Но данный вид налогообложения имеет не только преимущества, но и определенные недостатки, которые ставят его в ряд не самых эффективных методов наложения .
Что такое прогрессивный налог?
Прогрессивное налогообложение – это система, расчет которой основан на пропорциональном методе.
Она предусматривает увеличение средней ставки соразмерно с повышением дохода физического лица за отчетный период, и уменьшение расчетной ставки в связи со снижением общегодовой прибыли.
Такого типа предполагает разрядное разделение общей базы налогов. Каждый разряд имеет определенную ставку, выраженную в процентах.
Внутриразрядное обложение предусматривает сохранение пропорциональной ставки. При увеличении или снижении прибыли, происходит скачкообразный переход к следующему разряду с другим процентным исчислением с учетом регрессии.
Данный вид налогообразования используется в большинстве развитых стран. Однако, есть страны, базирующие на пассивном методе, с расчетом, основанном на фиксированной ставке.
Россия в данном случае, не исключение. В РФ применяется единая (плоская) шкала налогообложения, где фиксированная ставка, например, составляет 13% и распространяется на всех резидентов нашей страны, независимо от количества общегодовой прибыли, статуса плательщиков и источников получения дохода.
Первыми, прогрессивные и регрессивные налоги применили в Великобритании. На тот момент, минимальная ставка налога составляла 2 пенса, которая замещалась после превышения прибыли.
В России, в 1810 году, также пытались ввести данное налогообложение, что привело к резкому падению рубля и затяжному экономическому кризису. Уже в 1820 году данную систему отменили.
Виды
Прогрессивная шкала налогов предусматривает несколько путей обложения. В зависимости от принципа пополнения налоговой базы, различают следующие виды прогрессивных налогов:
- Одноступенчатый. Особенность данного вида в том, что он имеет необлагаемый минимум и всего один, но достаточно высокий, размер фиксированной ставки. Увеличение общего капитала, поступаемого в бюджет страны возможно, только при повышении общего дохода физического лица.
- Многоступенчатый. При использовании этого вида, получаемый доход делится на определенные ступени (части) имеющие четкие границы. Каждой ступени присваивается своя ставка налога. В этом случае может быть использована система, включающая от двух до 18 ступеней. Особенность этого вида заключается в том, что при переходе на следующую ступень облагается только часть прибыли, превышающая максимальный предел предыдущего разряда.
- Линейный. Предусматривает постепенное увеличение коэффициента обложения, благодаря равномерному росту основной ставки. Отличается высокой эффективностью и сложностью внедрения.
- Комбинированный. В данном случае, получаемый доход делится на несколько категорий, каждой из которых соответствует максимальное и минимальное значение прибыли, и присваивается один из видов системы, перечисленных выше.
Каждый из видов обложения нашел применение в какой-либо стране. Одни из них показали высокую эффективность в одних странах и нерациональность в других.
Прогрессивный налог в РФ
В выдвинутом не так давно законопроекте, были рассмотрены особенности развития и внедрения прогрессивной шкалы налогообложения в зависимости от дохода, полученного физическим лицом за отчетный период.
На основании этого документа, общая база прибыли делится на несколько категорий, каждой из которых присваивается своя определенная ставка налога. При переходе с одной категории на другую, обложению подлежит лишь разница дохода, превышающая максимальное значение от предыдущей категории.
В данном случае, расчет будет производиться следующим образом:
- для категории лиц, с годовым до 60 тыс. рублей оплачивают 5% подоходного налога. По предварительным данным, около 13% населения подходит под параметры этой категории и поступление в казну государства от них составит не менее 24 млрд руб.;
- для категории 60–600 тыс. руб. ставка находится в пределах 15%. Планируемый доход государства от этого – 90 млрд руб.;
- 600 тыс.–3 млн руб. будет облагаться по ставке 25% и принесет бюджету 60 млрд;
- 3–12 млн руб. соответствует ставке 35%. В казну от этого поступят около 85 млрд руб.;
- для лиц, доход которых превышает 12 млн, обложение будет производиться под самую высокую ставку 45%, что дополнит бюджет страны на 65 млрд руб.
Как прогрессивная шкала налогообложения урегулирована законодательством РФ в 2016 году?
Несмотря на предполагаемый высокий доход от прогрессивной системы, ставки на подоходный налог не изменятся.
Она была отклонена, и в настоящее время, правительство не предполагает вводить данную шкалу, как минимум несколько лет. Расчет налога на доход физических лиц будет производиться с фиксированной ставкой в размере 13%.
Он до сих пор считается оптимально функциональным для экономического развития нашей страны.
Кроме того, отклонение предложения было обосновано большой затратностью, внедрения системы, потери больших ресурсов, замещение которых невозможно поступлением средств с прогрессивной системой.
Плюсы и минусы системы
Возможность введения прогрессивного способа формирования налоговой базы может привести как к положительным, так и негативным результатам.
Преимущества системы:
- эффективное пополнение бюджета страны, способного покрыть ее дефицит. Но практика показывает, что в случае отдельных стран это не подтверждается;
- стабилизация бюджета регионов;
- уменьшение социального расслоения.
Недостатки прогрессивной шкалы:
- региональная стабилизация возможна лишь на уровне крупных городов, так как налогообложение производится, основываясь на месте трудоустройства и зарплат, к пример, а не жительства;
- увеличиваются расходы на административные издержки, так как граждане будут вынуждены отчитываться о доходах самостоятельно;
- проблемы социального характера: увеличение риска безработицы, снижение трудового стимулирования и вложения инвестиций.
Перспектива развития прогрессивного налогообложения в РФ
Правительство России отказалось от внедрения данной системы, предпочитая работать с единой ставкой для всей прибыли. Но, было озвучено, что отказ лишь временный – через несколько лет возможность внедрения прогрессивной шкалы будет рассмотрена, но уже с откорректированными ставками.
Уже на данный момент действующая программа налогообразования показывает свою неэффективность. Прогнозы будущего активного роста бюджетных расходов, скорее всего, приведет именно к необходимости использования прогрессивного налогообложения.
Прогрессивный налог. Право голоса
Почему правительство упорно не хочет вводить прогрессивную шкалу налогообложения
Пресс-конференция (своего рода отчёт) премьер-министра Дмитрия Медведева перед федеральными телеканалами не отличалась особой новизной сюжета. Да и содержание, если скорректировать некоторые цифры, было весьма близко к тому, что глава правительства говорил год, два и три назад.
Медведевым была озвучена масса поводов для оптимизма. По итогам уходящего года, уверяет премьер, нас ждёт рекордно низкая инфляция — менее 3%. Это самый низкий показатель за всю постсоветскую историю, подчеркнул он.
На фоне озвученных успехов несколько диссонансно прозвучало заявление об одной из самых «кричащих проблем». «Бедность — это, конечно, одна из самых кричащих проблем нашей современной экономики, естественно, что сама бедность является оборотной стороной недоразвитости экономики», —опечалился Медведев, отвечая на вопрос о 12 миллионах работающих бедных граждан в стране.
Казалось бы, один из рецептов устранения или смягчения проблемы бедности, использующийся во многих странах, введение прогрессивного подоходного налога (НДФЛ), который увеличивается в зависимости от степени доходов человека. Однако уже не одно десятилетие правительство России делает туманные намёки на то, что в «данной сфере возможны изменения», но изменения так и не наступают. И бедные, и богатые платят в России одинаково — 13% от своих доходов.
Мало того, плоская шкала налога на доходы физлиц, по мнению главы правительства, оказалась очень удачным решением, способствовавшим выводу доходов граждан из тени. Медведев забыл сказать (а может быть и по незнанию), что громадные суммы, равные нескольким бюджетам страны уходят в офшоры, не подлежащие налогообложению . То есть в ту же самую тень. И это при самых "демократичных" 13-ти процентах!
Вот так одна ложь накладывается на другую, а бедность растет и растет...
Итак, предложение ввести прогрессивный налог на доходы, который применяется во всех развитых странах и был в СССР, упорно отвергается властью России.
Почему налог, который даст триллионы рублей дополнительных доходов в бюджет, встречает такое сопротивление со стороны власти?
Очень важно понять, что дифференцированный налог имеет непосредственное отношение к справедливости в обществе.
Не вдаемся в историю возникновения философского понятия от Платона и Аристотеля до наших дней, не рассматриваем виды справедливости, каждый это может посмотреть в интернете. Нас сейчас интересует только один вид - социальная справедливость в обществе, которая является обязательным условием возможности построения благополучного общества.
Сейчас у нас в России властвует дикая несправедливость. У нас создана система, когда любая молоденькая певица, любой шоумен, чиновник сырьевых отраслей имеет доходы значительно превышающие доходы академиков, создателей космических кораблей, «калибров», любой военной и гражданской техники. Шоу-бизнес - это вообще сплошная тень и наличка, все это периодически на экранах ТВ. В бизнесе то же самое. Когда на Красноярской ГЭС произошла авария, Путин сильно возмущался, что двум увольняющимся заместителям станции должны были выплатить суммы более 10 млн. долларов, по курсу на тот момент. Как так можно, восклицал Путин. И никаких системных выводов! А Сталин бы в течение месяца привел в порядок всю систему - ввел бы сразу тарифную сетку окладов по всей стране и дифференцированный налог с миллионных доходов довел бы до 75%. Оланд и сейчас это предлагал, потому Депардье к нам приехал.
Поэтому народ все чаще обращается к имени Сталина с желанием наведения порядка, справедливости. Для большинства населения это так, каким бы спорным это не казалось. Население сейчас не рассматривает негативные стороны того времени, ему не так важно как будет называться политический строй. Население желает справедливости и эффективных действий сейчас. Имя Сталина стало символом эффективности управления и неотвратимости наказания для преступников. Этого желает население.
Почему же, отвергая дифференцированный налог, власть приводит несостоятельные и несерьезные доводы - не наш путь, уйдут в тень, будут платить в конвертах и др. чушь? Я еще раз напоминаю о том, что несколько бюджетов странф как раз при 13 процентах подоходного налога для богаты, уходит в тень, а именно в безналоговые офшоры! Ведь это означает, что власть не умеет управлять или не хочет. Почему?
Да потому, что:
1. Власть в России не несет никакой ответственности перед народом, поэтому спокойно позволяет себе презирать его. Это все объясняет.
2. Власть в России проводит либеральную экономическую политику, выгодную только олигархам и 10% населения, которые являются ее опорой. На остальное безропотное население ей глубоко наплевать, продолжается «чубайсовщина» - циничное, презрительное отношение к населению.
3. Почти все реформы власти имеют своей целью уменьшение (оптимизацию) расходов на население, перекладывание их на плечи самого населения. Это уничтожение сельского образования и медицины, по сути уничтожения провинции, рост услуг ЖКХ , рост тарифов на энергоресурсы, рост цен на лекарства и продукты и т.д. Власть, похоже, слишком дословно руководствуется выражением - хлеба и зрелищ. Считает, что населению должно хватать денег только на хлеб и зрелища по ТВ (зомбоящику).
По сути, власть сбрасывает с себя все обязанности заботиться о населении, для чего она вообще то и существует.
4. Введение дифференцированного налога ударит, прежде всего, по обладателям высоких и сверхвысоких доходов, т. е. по самой власти и тем на кого она опирается. Поэтому власть уже против.
5. Введение дифференцированного налога заставит перестраивать всю законодательную систему в этой области, вводить совершенно новую систему контроля и ответственности за уход от налогов, за теневые доходы. Придется принимать меры по борьбе с теневой экономикой.
6. Это обязательно потянет за собой потребность в более эффективной и системной борьбе с коррупцией, оффшорами, изменений законодательства и в этой области. А это власти надо? Это же, сколько работы и все себе во вред.
7. Само собой придется перестраивать налоговую систему и налоговое законодательство, резко ужесточая ответственность за уход от уплаты налогов. Ведь налоги надо обязательно и эффективно собирать. Тут можно позаимствовать опыт США и др. Можно Китая и Белоруссии.
К чему ведет отсутствие дифференцированного налога на доходы?
Отсутствие дифференцированного налога ведет к резкому расслоению общества на нищих и очень богатых и уменьшению поступлений в бюджет страны.
Заявления власти - уйдут в тень, будут платить в конвертах, несерьезны. При этом об офшорах тупо молчат!
Это признание власти в своем бессилии или нежелании что-то делать. Введите адекватное наказание, ее неотвратимость и 99,9% уходов в тень прекратится. Действенная мера за уход от уплаты налогов - семья 5 лет невыездная.
Суть здесь в том, что уход от налогов - это опосредованная кража из кармана каждого гражданина. Налоги не попадают в бюджет, нищий бюджет - это нищие пенсионеры, врачи, учителя, военные, культура и т.д. Когда кража из квартиры - это уголовное преступление, а у государства (у каждого из нас) миллионами и миллиардами - как так и надо. Изменить в России что-то может только президент, если не доводить ситуацию до абсурда, как в 90 годы.
Вот такой, казалось бы, простой налог, а сколько требует изменений, сколько в нем заключено силы и смысла для справедливого устройства общества.
Именно поэтому в развитых странах добились высокого уровня жизни населения и спокойствия в обществе, что внедрили справедливые общественные отношения, переняв в 50 и 60-е годы социалистические идеи социальной справедливости. Внедрили у себя принцип Ж.Ж.Руссо - чтобы построить благополучное общество, надо, что бы богатые делились с бедными. В обществе не должно быть слишком богатых и нищих, из богатых вырастают тираны, из нищих - рабы.
Выводы.
1. Нет дифференцированного налога, значит, нет справедливых общественных отношений. Уменьшаются доходы бюджета, увеличивается расслоение общества, нарастает протест. Значит, мы не сможем построить благополучное государство, где население социально защищено.
2. Большой вопрос в профессионализме правительства, что оно вообще способно справиться с решением масштабных практических задач. Это значительно сложнее простого учета расхода природных ресурсов, где и напрягаться не надо, все давно сделано и относительный учет налажен.
И вообще, с виртуальной экономикой - банки, биржи, фьючерсы, иметь дело проще, ответственности никакой и головы другим дурить легче.
Наполеон говорил - чтобы предложение не было принято, его надо высмеять. И наоборот - если надо чтобы приняли, надо высмеять доводы противной стороны. Если наши партийные вожди будут говорить свои предложения тоном доброго дедушки - давайте жить дружно, то от таких предложений будут легко отмахиваться. А если доводы правительства высмеять публично и доказательно выставить как антинародные, это уже другая картина. Иначе говоря, голосуй мозгами, а не другими частями тела. А если не знаешь как, то и не надо этой чепухой заниматься...
Под прогрессивным налогообложением понимают увеличение эффективной ставки налога с ростом налогооблагаемой базы. Прогрессивное налогообложение используется главным образом для налогообложения физических лиц (подоходный налог).
В России первая своеобразная попытка ввести подоходное прогрессивное обложение относится к 1810 г. Когда война с Наполеоном истощила государственный бюджет и вызвала резкое падение курса бумажного рубля, обложены были помещики; обложение начиналось с 500 руб. дохода и прогрессивно повышалось до 10 % чистого дохода. После окончания войны с Наполеоном, когда опасность миновала и военный энтузиазм помещичьего класса остыл, поступления стали быстро сокращаться и в 1820 году налог был отменен.
К началу XX века прогрессивный подоходный налог был введён во многих европейских странах. В Соединённых Штатах Америки прогрессивное налогообложение было введено в 1913 году.
В России подоходный налог (по прусскому образцу) был установлен царским правительством 6 апреля 1916 г. и должен был вступить в силу с 1917 года. Но в планы правительства вмешалась сначала Февральская, а затем и Октябрьская революция, и закон о подоходном налоге фактически не вступил в действие.
Пропорциональный (постоянная, фиксированная ставка налога) - каждый платит одинаковую долю от своих доходов. При ставке налога 10 %, зарабатывающий 20 000 рублей платит 2000 рублей налога, зарабатывающий 40 000 рублей платит 4000 рублей налога. Налогообложение с фиксированной ставкой налога называют пропорциональным налогообложением, так как налог прямопропорционален облагаемому доходу.
Прогрессивный (то есть с возрастающей ставкой налога) - более высокие доходы облагаются более высокой ставкой налога.
Надо заметить, что налогообложение - это не только явление финансово-экономическое, но и политическое, поэтому во взглядах на него всегда находят отражение те или иные классовые интересы. Пропорциональное налогообложение гораздо легче переносится состоятельными классами, так как оно ослабляет налоговый пресс по мере увеличения объекта обложения (налогооблагаемые суммы). Прогрессивное же налогообложение задевает имущие классы гораздо чувствительнее и тем больше, чем сильнее растет прогрессия обложения. Вот почему имущие классы всегда выступают против этого способа обложения и финансисты, которые защищают их интересы, всегда находят доводы против прогрессивного обложения.
До 1990 года для расчёта налоговых ставок в Германии использовались формулы многочлена (полинома).
В 1990 году была введена новая комбинированная модель, которая значительно облегчила расчёт налогов.
В данном случае шкала совокупного годового дохода делится на 5 зон и выглядит следующим образом:
Зона 1 (нулевая зона): Доход в этой зоне не облагается налогом.
зона 2 (линейная): Начальная ставка налога составляет 14 % и увеличивается линейно до 24 %.
зона 3 (линейная): Ставка налога в данной зоне растёт так же линейно, как в предыдущей зоне, но не так круто, с 24 % до 42 %.
зона 4 (фиксированная): ставка налога в этой зоне постоянна и зафиксирована на уровне 42 %.
зона 5 (фиксированная): ставка налога в этой зоне тоже постоянна и равна 45 %.
Подоходный налог в США. Налогообложение в США
В США ставки федерального налога на доходы физических лиц (НДФЛ) взимаются по многоступенчатой схеме и по состоянию на 2014 год начинаются с 10 % и доходят до максимума в 39,6 %. Границы ступеней налогообложения зависят от семейного статуса налогоплательщика. Различают следующие категории: один (single) субъект, семейная пара и родитель-одиночка. В случае семейной пары подаётся совместная налоговая декларация. К этой же категории относятся вдова или вдовец, получающие пенсию за своего супруга или супругу (пенсии тоже облагаются налогом). Кроме федерального налога каждый штат взимает дополнительно свой налог. В результате суммарный налог может достигать 50 %.
Австралия 4 ступени, необлагаемый минимум 18000, Макс ставка при 180000.
19; 32,5; 37; 45 %.
Зачастую рассчет происходит ступенями. То есть берется доход за год из него вычитается необлагаемый сумма, затем берется сумма облагаемая по первой ставке и так далее пока не вычитаем весь, если доход очень большой весь остаток считается по 42-45%.
Из плюсов вижу увеличение налоговых поступлений, освобождение от налогов очень бедных. Опять же если налоги не устраивают можно уехать вести бизнес за границу. Получается в России быть богатым выгодно, но сложно им стать)
Из минусов вижу что от нас уедет Депардье (
Пожалуй, нет ни одного человека в нашей стране, чьи проблемы не могла бы решить настоящая инициатива в значительной мере. И при этом не важно, что вам в действительности необходимо и нужно сейчас: новая машина, квартира, отдохнуть в райском уголке на берегу моря или всего лишь улучшить и разнообразить свой рацион питания. Или, может быть, вы подумали о своём здоровье (или своих близких), которое могло бы быть в полном порядке, будь эта инициатива реализована. Ведь в этом случае российская медицина ничем не уступала бы уровню передовых европейских стран, Израиля, США, Японии. Возможно, вас беспокоит стоимость услуг ЖКХ? Благодаря этой инициативе, качество коммунального обслуживания улучшилось бы в разы, а оплата счетов для вашего бюджета была бы незаметна. Доступ к образованию был бы открыт всем и каждому, и вы или ваш ребёнок не задумывались бы над вопросом, где взять деньги на оплату учёбы.
И даже если бы вы оказались в сложной ситуации и без работы в какой-то момент – вас бы не бросили на произвол судьбы. Так как государство смогло бы позаботиться о каждом своём гражданине без исключения, как это и должно быть в справедливом социальном обществе. В котором, в том числе, недопустимо увеличение пенсионного возраста (ввиду нехватки денежных средств и т.п).
Суть реформы заключается во ведении прогрессивной шкалы налогов на сверхдоходы, обеспечивающей справедливое перераспределение денежных средств в стране. Если кому-то покажется, что эта инициатива направлена против состоятельных людей, а также призывает к всеобщей уравниловке бедных и богатых, то это будет самой большой ошибкой. Поскольку прогрессивное налогообложение в равной мере защищает права всех, в том числе и самых богатых людей России, поскольку они, отчисляя существенный процент налогов с дохода от своей эффективной экономической деятельности, гарантируют себе и своим потомкам стабильное будущее в экономически и политически сильном государстве. То есть, прогрессивное налогообложение делает богатство не предметом зависти или осуждения, а залогом гражданской ответственности перед государством и обществом, поводом для уважения и признания.
Помимо вышеперечисленных достоинств (и целей, которых придерживаются авторы инициативы и те, кто её поддерживает), данное предложение наносит удар и по коррупции. Дача взятки становится просто невыгодной, поскольку, чтобы подкупить кого-то за 100 млн. руб., нужно предварительно заплатить в бюджет с этого дохода ещё 100 млн. (при ставке налога 50%). Инициатива создана и для борьбы с инфляцией, которая ведёт к постоянному удорожанию продуктов питания. Судите сами – основной причиной инфляции является переизбыток денег. У одних – их еле-еле хватает, а другие не знают, куда их деть. Чтобы остановить разрушающую экономику инфляцию – нужно всем чуть-чуть экономить свои финансы.
Решение проблемы
На понимание необходимости реализации предлагаемых нововведений нам понадобилось более 10 лет. Поскольку 99% всех иных реализуемых законопроектов, нововведений, социальных инициатив и даже протестов (в т.ч. митингов) направлены на решение узких и текущих проблем и вопросов, не меняющих к лучшему общее положение дел в нашей стране.
Мы, нижеподписавшиеся и/или направившие данную инициативу граждане, просим депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, Президента РФ, Правительство РФ и подконтрольные им органы разработать и ввести в действие прогрессивную систему налогообложения в Российской Федерации, принять соответствующие нормативные правовые акты (законы, подзаконные акты), в соответствии со следующими принципами:
Ожидаемый результат
1. Разница доходов 10% самого богатого населения и 10% самого бедного населения страны не должна быть более, чем в 10 раз. В СССР разница таких доходов была всего примерно в 4 раза, но обеспеченные слои населения компенсировали «дефицит неравенства» за счёт бесплатного привилегированного доступа к жилью, медицине и т.п. В современной России такая разность достигает более, чем в 15-17 раз.
2. Общие принципы налогообложения.
1) Применение прогрессивной шкалы налогообложения подлежит в отношении доходов от предпринимательской, экономической и т.п. деятельности, заработной платы, иного систематического дохода физических и юридических лиц. Прогрессивное налогообложение также подлежит применению в отношении выигрышей в казино, лотереи, в отношении вывода любых сумм денежных средств за пределы Российской Федерации на любые цели (в целях противодействия отмыванию, легализации, уклонения от налогообложения и/или вывода в оффшоры доходов).
2) При реализации (отчуждении) движимого и недвижимого имущества налоговая ставка должна составлять 10-15% и 0% (если имущество находилось в собственности более 3-5 лет).
3) У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по прогрессивной шкале облагаются только доходы за вычетом расходов (необходимых издержек на производство и ведение бизнеса).
4) Прогрессивная шкала налогообложения:
а) доход до 150.000 руб./год (12 500 р./мес.) – не подлежит налогообложению (ставка 0%);
б) доход от 150.000 до 650.000 руб./год (500 000 р./год или 41 666 руб./мес.) – налог 10 %
в) доход от 650.000 до 5.150.000 руб./год (4 500 000 р./год или 375 000 руб./мес.) – налог 25%
г) доход от 5.150.000 руб. и более в год – налог 50%
д) на доходы свыше 50-100 млн. руб. в год возможно введение процентной ставки выше 50%
5) Образец расчёта налога.
То есть, при доходе в 15.000.000 руб. в год нужно уплатить:
а) с дохода в 15.000.000 руб. – 5.150.000р. = 9 850 000 руб. по ставке 50% (налог 4.925.000 руб.)
б) 5.150.000 руб. – 650.000 руб. = 4.500.000 руб. по ставке 25% (налог 1.125.000 руб. – максимальный размер);
в) 650.000 руб. – 150.000 руб. = 500.000 руб. по ставке 10% (налог 50.000 руб. – максимальный размер);
г) 150.000 руб. не подлежит налогообложению.