В статье исследуются проблемы моделирования основных индикаторов устойчивости промышленного сектора экономики. На основе обрабатывающих отраслей исследуется промышленный сектор экономики региона. В ходе исследования запланировано решение следующих задач: построение интегрального показателя устойчивости развития промышленного сектора экономики региона с использованием двух методических подходов, оценка частных критериев, анализ динамики и адаптация модели для анализа и прогнозирования развития промышленного сектора экономики Республики Мордовия. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что эконометрическое моделирование является рабочим инструментарием формирования стратегии и тактики развития региона в целях повышения устойчивости промышленного сектора его экономики.
устойчивое развитие
промышленный сектор экономики
обрабатывающие производства
интегральный показатель
индекс устойчивости
1. Бобылев С.Н. Устойчивое развитие: методология и методики измерения: учебное пособие / С.Н. Бобылев, Н.В. Зубаревич, С.В. Соловьева, Ю.С. Власов; под ред. С.Н. Бобылева. – М.: Экономика, 2011. – 358 с.
2. Иванова И.А. Интегральная оценка и прогнозирование инновационного потенциала регионов Приволжского федерального округа// Экономический анализ: теория и практика. –2014. -№ 36. –С. 20-29.
3. Мордовия: Статистический ежегодник / Мордовиястат. – Саранск, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008,2009,2010,2011,2012, 2013.
4. Мордовия: Статистический ежегодник / Мордовиястат. – Саранск, 2014. – 463с.
5. Основные показатели работы предприятий, осуществлявших промышленное производство: Статистический бюллетень №201(4) / Мордовиястат. – Саранск, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008,2009,2010,2011,2012, 2013.
6. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (с изменениями и дополнениями).
7. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
В условиях реформирования российской экономики важной становится задача перехода от экспортно-сырьевой ориентации экономики страны к инновационному пути развития, что предопределяет устойчивое функционирование промышленного сектора. Необходимость ее решения отражена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года и подтверждено в Законе РФ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» .
Таким образом, в современных условиях развития достижение состояния устойчивости является одной из важнейших задач функционирования и развития любой социально-экономической системы.
Общепризнанного и универсального определения устойчивого развития не существует. В экономической литературе дано множество формулировок этого понятия. В отечественной экономической литературе категория «устойчивое развитие» трактуется чаще всего как длительно существующее и не меняющееся по своим главным характеристикам состояние. Развитие считается только в том случае, если оно закладывает основы дальнейшего роста, в противном случае идет экстенсивное расходование существующих ресурсов .
Основой устойчивого развития экономики страны является стабильное развитие ее составных элементов - регионов, отраслей промышленного сектора, отдельных предприятий. Следовательно, устойчивое развитие промышленного сектора является составной частью устойчивого развития национальной экономики, образуя его «костяк».
В Республике Мордовия доля промышленного сектора в объеме валового регионального продукта составляет 27,8% в 2012г., снизившись по сравнению с 2008 г. на 3,9 п.п., что обусловлено последствиями мирового финансового кризиса. Устойчивое развитие регионального промышленного сектора определяется структурой промышленного сектора экономики региона. Так, например, в структуре ВРП Республики Мордовия в 2012 г. обрабатывающие производства составляют 22,9%.
Таким образом, основу промышленного сектора экономики Республики Мордовия составляют обрабатывающие отрасли, от устойчивого развития которых и зависит устойчивость всего промышленного сектора.
В современных условиях вступления России в ВТО будет происходить усиление регулирующей роли государства в обеспечении устойчивого развития региональной и национальной экономики, что потребует новых подходов в определении экономической региональной политики, разработки новых форм, методов и инструментов государственного регулирования. Одним из инструментов государственного регулирования устойчивого развития промышленного сектора выступает эконометрическое моделирование.
Методический инструментарий позволяет спрогнозировать ситуацию развития промышленного сектора региона на будущее, опираясь на конкретные локальные критерии. Эти условия определяются исходя из статистических показателей реального состояния промышленного сектора. На первом этапе прогнозирования необходимо так организовать сбор статистических данных для промышленного сектора экономики региона, чтобы цели и задачи прогноза основывались на сведениях, взятых в конкретных условиях его развития в определенный период времени.
Одним из методов оценки уровня устойчивости промышленного сектора экономики региона является построение интегрального показателя, в качестве которого может служить преобразованный многоугольник (радар).
Указанный многоугольник представляет собой графический образ положения промышленного сектора экономики Республики Мордовия по наиболее значимым критериям устойчивости. К преимуществам его применения относится возможность одновременного сопоставления промышленного сектора экономики региона по группе признаков за ряд лет. К достоинствам многоугольника устойчивости промышленного сектора экономики региона можно отнести также наглядность результата и удобство анализа.
Информационной основой применения метода являются официальные статистические данные по Республике Мордовия, что обеспечивает повышение объективности оценок.
Проанализируем динамику устойчивости промышленного сектора экономики Республики Мордовия на примере обрабатывающих производств, с 2003 по 2012 гг., используя статистические данные, представленные в табл. 1.
Таблица 1
Исходные статистические данные для моделирования
Оборот, млн.руб. |
Отгрузка, млн.руб. |
Сумма прибыли, млн. руб. |
Удельный вес прибыльных предприятий, % |
Рента-бельность активов, % |
Доля в ВРП, % |
|||||||
Интегральная оценка устойчивости промышленного сектора экономики региона осуществляется по двенадцати локальным критериям:
Х1-оборот, млн. руб.;
Х2- отгрузка, млн. руб.;
Х3-сумма прибыли, млн. руб.;
Х4-удельный вес прибыльных предприятий, %;
Х5- среднегодовая стоимость основных средств, млн. руб.;
Х6- степень износа основных средств, %;
Х7-среднегодовая численность занятых, тыс. чел.;
Х8-инвестиции в основной капитал, млн. руб.;
Х9- рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), %;
Х10- рентабельность активов, %;
Х11- производительность труда, тыс.руб.;
Х12- доля в ВРП, %.
Оценка промышленного сектора экономики Республики Мордовия по названным факторам позволяет построить гипотетические многоугольники устойчивости промышленного сектора экономики регионов за ряд лет (рис. 1).
Рис.1. Многоугольники устойчивости промышленного сектора экономики Республики Мордовия
Полученные результаты математически подтверждаются следующими расчетами. Были вычислены обобщающие показатели, равные относительной площади многоугольника, построенного внутри оценочного круга по выбранным показателям. Площадь многоугольника определяется путем деления его на треугольники и нахождения суммы их площадей по формуле:
где Kji - координаты вершин многоугольника (радара) в координатных осях с началом в центре круга для i-гогода,
k - число индивидуальных оцениваемых критериев (в данном случае k=12).
Индекс устойчивости промышленного сектора экономики Республики Мордовия вычисляется по формуле вида:
где Si - площадь многоугольника устойчивости промышленного сектора экономикиi-го (i=10) года.
S - общая площадь признакового пространства (многоугольник «эталонного» года, для которого ранги равны максимально возможному значению).
Значение частного индекса по пятибалльной шкале необходимо вычислять по формуле:
где частное значение статистических данных i-го объекта;
Максимальные и минимальные значения статистических показаний из различных источников.
Результаты вычислений частных индексов интегральной оценки устойчивости промышленного сектора экономики региона представлены в табл. 2.
Таблица 2
Ранги частных критериев промышленного сектора экономики Республики Мордовия
Оборот, млн.руб. |
Отгрузка, млн.руб. |
Сумма прибыли, млн. руб. |
Удельный вес прибыль-ных предпри-ятий, % |
Средне-годовая стоимость основных средств, млн. руб. |
Степень износа основных средств, % |
Средне-годовая численность занятых, тыс. человек |
Инвес-тиции в основной капитал, млн. руб. |
Рента-бельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), % |
Рента-бельность активов, % |
Производи-тельность труда, тыс.руб. |
Доля в ВРП, % |
Сумма рангов |
Интег-ральная оценка |
|
Анализ динамики интегрального показателя устойчивости промышленного сектора экономики Республики Мордовия (рис. 2) позволяет сделать вывод о том, что с 2003 по 2008 гг. данный показатель стабильно растет, достигнув в 2008 г. максимального за рассматриваемый период значения, далее в 2009 г. наблюдается резкий спад, причиной которого являются последствия мирового финансового кризиса. После 2009 года интегральный показатель растет, но с меньшими темпами, чем в 2007-2008 гг.
Рис. 2. Динамика интегральных показателей устойчивости промышленного сектора экономики Республики Мордовия с 2003 по 2012 гг.
К аналогичным выводам приходим, вычислив индексы (табл. 3) устойчивости промышленного сектора экономики Республики Мордовия, с 2003 по 2012 гг.
Таблица 3
Индексы устойчивости промышленного сектора экономики Республики Мордовия, с 2003 по 2012 гг.
Таким образом, представленная лепестковая диаграмма, динамика интегрального показателя, а также рассчитанные индексы устойчивости промышленного сектора экономики Республики Мордовия на примере обрабатывающих производств позволяют оценить устойчивость за рассматриваемый период.
Рецензенты:
Зинина Л.И., д.э.н., профессор, профессор кафедры статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», г. Саранск.
Макаркин Н.П., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики и организации производства, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», г. Саранск.
Библиографическая ссылка
Игнатьева М.В. МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15163 (дата обращения: 05.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Научное направление: Развитие промышленного сектора экономики.
Область исследования соответствует требованиям паспорта специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - промышленность). Исследования по проблеме проводятся совместно с кафедрой ИиЭП.
Объектом исследования являются предприятия промышленного сектора, интеграционные и кооперационные процессы в промышленности, инновационное развития промышленных предприятий, процессы, происходящие в наукоемких отраслях промышленности, современное состояние и перспективы модернизации приоритетных отраслей промышленности перспективы; институциональные и организационно-экономические механизмы государственного регулирования экономики промышленного сектора.
Цель исследования данной проблемной области заключается в исследовании особенностей технологического развития отраслей промышленности, развитии теоретических и методических основ оценки и управления инновационным развитием приоритетных отраслей промышленности, исследование механизмов интеграционных процессов в промышленности, выявление современных тенденций научно-технологической модернизации отраслей промышленности, разработка моделей, методов и механизмов включения организационно-экономического потенциала государственных корпораций в развитии промышленности, формировании в условиях инновационного развития экономики.
Имеющийся задел по исследуемой проблематике.
Экономическое пространство и его неравномерность | Научно-практический и теоретический журнал «Инновационные технологии в экономике и управлении», Таганрог, изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. №3(4) |
||||
Ресурсно-процессный метод оценки и отбора инновационных проектов развития крупных промышленных предприятий | Научно-практический и теоретический журнал «Инновационные технологии в экономике и управлении», Таганрог, изд-во ТТИ ЮФУ, 2008, №4(5). |
||||
Применение показателей оценки качества в производственных системах | Конкурентоспособность предприятий и организаций: Сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции, ч. II. –Пенза: РИО ПГСХА, 2008. С.124-128 |
||||
Поддержка процесса управления в корпоративных интегрированных бизнес-системах | №6(7) |
||||
Особенности становление высокотехнологичного производства в современной российской экономике | Научно-практический и теоретический журнал «Инновационные технологии в экономике и управлении».- Таганрог: изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. |
||||
Инвестиционные механизмы образования, развития и функционирования промышленных корпораций в России в условиях глобализации мировой экономики | Научно-практический и теоретический журнал «Инновационные технологии в экономике и управлении».- Таганрог: изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. |
||||
Актуальные проблемы научного знания. Сборник трудов II межрегиональной научно-практической конференции. Рубцовск, 2009 |
|||||
Труды седьмой международной научно–практической конференции «Телеком Транс» - Ростов-на-Дону, 2010. |
|||||
Разработка и внедрение автоматов-советчиков на сортировочных станциях | Известия ПГУПС, № 3, 2009. |
||||
Результаты социально-экономического развития Ростовской области в условиях посткризисной модели экономики | Известия ЮФУ. Технические науки. Тематический Выпуск «Информационные и гуманитарные технологии в управлении экономическими и социальными системами». - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. № 4 (1с. |
||||
Макроэкономические императивы развития региональных компаний нефтегазовой отрасли | Международная научно-практическая конференция в Сочи, 28.01-30.01.2010 г. «Российская экономика: от кризиса к модернизации».-Краснодар: Изд-во кубгу.- 2010 |
||||
Модельно-информационный инструментарий формирования цен на продукцию предприятий нефтегазовой отрасли в регионе | Инновационные технологии в экономике и управлении. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. - №9(10). |
||||
Совершенствование процесса реализации промышленной политики в контексте теории управления: модернизационный аспект | Статья. Сборник статей Германия-Россия // Kybernetik@ Verlag, №3, ISSN: . – Hannover, 2010. |
||||
Управление материально-техническим обеспечением предприятия в системе экологического менеджмента | Статья. Инновационные технологии в экономике и управлении, Таганрог, 2010. № |
||||
Организация эколого-экономического механизма управления материально-техническим обеспечением деятельности предприятия | Статья. Российский экономический интернет-журнал [Электронный ресурс]: - М.: атисо, 2010. № гос. регистрации. URL.: http:www. *****/Articles/2010/Shyibanov. pdf |
||||
Современное состояние развития высокотехнологичных сфер на примере нанотехнологий. | Известия ЮФУ. Технические науки - Таганрог Издательство ТТИ ЮФУ, №г. С. 148-151. |
||||
В поисках оптимальной модели государственного информационно-аналитического сопровождения предприятий национального внешнеэкономического комплекса. | Российский научный журнал. 2011. №5(24) - С. 260-267 |
||||
Перспективы совершенствования механизма координации информационно-аналитического обеспечения экспортно-ориентированных промышленных предприятий | |||||
Роль инновационной инфраструктуры в развитии промышленных предприятий: мировой опыт и российские перспективы. | Известия ЮФУ. Технические науки - Таганрог Издательство ТТИ ЮФУ, 2011. №С. 8-12. |
||||
Влияние интеграционных преобразований на процесс модернизации отраслевой структуры экономики: региональный аспект. | Региональная экономика: теория и практика, Научно-практический и аналитический журнал, / «Издательский дом Финансы и кредит», 2011, №, С 2-6 |
||||
Механизмы эффективного развития промышленных предприятий в конкурентных условиях. | Известия ЮФУ. Технические науки - Таганрог Издательство ТТИ ЮФУ, 2011. №11 (124). С. 44-47. |
||||
Параметрические характеристики структурно-институциональной организации экономики промышленного сектора. | Известия ЮФУ. Технические науки - Таганрог Издательство ТТИ ЮФУ, 2011. №С. 89-93. |
||||
Программно-целевой подход к реализации промышленной политики в многоуровневой экономике: инструментарный аспект. | «Национальные интересы: приоритеты и безопасность», Научно-практический и теоретический журнал / «Издательский дом Финансы и кредит», 2011, №, С. 2-6. |
||||
Инновационные технологии в экономике и управлении. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. №– 189 с. |
|||||
Методы и инструменты развития инвестиционного потенциала промышленного предприятия. | В Сб. статей преподавателей и студентов экономического факультета.-Ростов-н/Д:Изд-во ЮФУ.-2011. |
||||
Особенности разделения труда в процессе формирования корпоративных образований в промышленном секторе | Инновационные технологии в экономике и управлении. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. №– 189 с. |
||||
Коммерциализация результатов НИОКР как инструмент обеспечения конкурентоспособности и эффективного развития экономики промышленных предприятий | Инновационные технологии в экономике и управлении. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. №– 189 с. |
||||
Тенденции развития промышленных предприятий. | Материалы Международной научно-практической конференции ЮРГТУ (НПИ), г. Новочеркасск, 2011 г (18 мая). |
||||
Компонентный анализ формирования стратегий и программ социально-экономического развития в субъектах РФ: межрегиональные сопоставления. | |||||
Интегрированная система управления рисками промышленного предприятия как фактор повышения конкурентоспособности. | Мировой кризис и перспективы российской экономики в условиях глобализации: материалы Международной научно-практической конференции. ЮРГТУ (НПИ). г. Новочеркасск, 2мая). |
||||
Проблемы и перспективы развития металлургического комплекса в условиях кризиса. | Инновационная экономика и промышленная политика региона: материалы IX научно-практической конференции. СПбГПУ, г. Санкт-Петербург, 2011. |
||||
Факторы возникновения деформаций в экономике промышленного сектора | Инновационная экономика и промышленная политика региона: материалы IX научно-практической конференции. СПбГПУ, г. Санкт-Петербург, 2012. |
||||
Развитие корпоративного сектора | XI Всероссийская научная конференция молодых ученых, студентов и аспирантов "Техническая кибернетика, радиоэлектроника и системы управления": Сборник материалов. - Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2012. - Т.2. С. 212 |
||||
Модели развития государственных корпораций | XI Всероссийская научная конференция молодых ученых, студентов и аспирантов "Техническая кибернетика, радиоэлектроника и системы управления": Сборник материалов. - Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2012. - Т.2. С. 229 |
||||
Бизнес-процесс управления сбытом на предприятии | XI Всероссийская научная конференция молодых ученых, студентов и аспирантов "Техническая кибернетика, радиоэлектроника и системы управления": Сборник материалов. - Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2012. - Т.2. С. 211 |
||||
Структурный кризис как фаза структурно-динамического процесса трансформации промышленного сектора экономики. | Сборник научных статей по материалам 2-ой Международной научно-практической конференции «Россия и Европа: связь культуры и экономики» ЧастьПрага. С. 293-297 |
||||
Повышение экономического потенциала отраслей как основное направление политики управления промышленным сектором экономики. | Сборник научных статей по материалам 8-ой Международной научно-практической конференции «Дни науки - 2012» Чехия, Прага. С. 64-68 |
||||
Инструментарно-методическое обеспечение управления структурными преобразованиями экономики промышленного сектора | IV Междунар. науч.-практ. конф. «Глобальный мир: антикризисные императивы, модернизация, институты». - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2012. – Т.3. – С. 73-79. |
||||
Модель структурно-динамической интенсивности развития промышленного комплекса | Сб. тр. ХVI Междунар. науч.-практ. конф. «Системный анализ в проектировании и управлении». – СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2012. – С. 65-66. |
||||
Перспективы интеграции топливно-энергетического комплекса России в мировую энергетическую систему в условиях цикличности экономики. | Научно-практическая интернет конференция «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании"2012» SWorld |
||||
Теоретико-прикладной аспект управления дебиторской задолженностью предприятия | XI Всероссийская научная конференция молодых ученых, студентов и аспирантов "Техническая кибернетика, радиоэлектроника и системы управления": Сборник материалов. - Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2012. - Т.2. С. 219 |
||||
Анализ экономики промышленности в разрезе технологических укладов | Инновационная экономика и промышленная политика региона (Экопром, 2012)/Под. ред. д. э.н. проф. : Труды Международной научно-практической конференции. - СПб: Изд-во Политехн. Университет, 2012. |
||||
Организационно-функциональный механизм управления промышленной корпорацией: методы, инструменты, технологии | Инновационные технологии в экономике и управлении. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – № 12(13). С.22-32. |
||||
Статистическое сопоставление трендов развития отраслей в контексте формирования госкорпораций | Известия Южного федерального университета. Технические науки, №8, г. Таганрог, 2012, с.8-15 |
||||
Причины и условия возникновения деформаций в экономике промышленного сектора | Вестник Томского государственного университета. Экономика, 2012. – № 4(20). |
||||
Развитие инновационной составляющей в структуре экономики промышленного сектора | Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы IV Междунар. научно-практич. конференции / – Прага, Чешская республика: Изд-во World Press s r. o., 29 октября 2012 г. |
||||
Перспективные направления регулирования экономики промышленного сектора | Вестник ЮРГТУ (НПИ). Серия «Социально-экономические науки», 2012. – №6. |
||||
Отечественный и зарубежный опыт по формированию механизма проведения структурных преобразований в экономике промышленного сектора | Известия ЮФУ. Технические науки. Тематический выпуск «Информационные и гуманитарные технологии в управлении экономическими и социальными системами». Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. №8 – С.29-35. |
||||
Проблемы развития высокотехнологичных отраслей экономики | Инновационные технологии в экономике и управлении. Спецвыпуск: Сборник статей магистрантов – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – № 13(14). С.65-68. |
||||
Государственная компонента инновационного потенциала региональной промышленности | Современные информационные технологии в экономической деятельности.-Ростов-н/Д: Изд-во ЮФУ.- 2012 |
||||
Модели распределения ресурсных потоков в промышленной модернизации регионов России | Пространство экономики.-TERRA ECONOMICUS.-№2.-2012. |
||||
Структурно-функциональные особенности развития государственных корпораций | Сборник материалов 14 международной научно-практической конференции «Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд», Новосибирск, 2012 |
||||
Модели развития государственных корпораций | XI Всероссийская научная конференция студентов и аспирантов Техническая кибернетика, радиоэлектроника и системы управления. Сборник материалов, Таганрог 2012, 24-26 октября, с.229-230 |
||||
Управление бизнес-процессами на разных этапах развития современного предприятия | Электронный научно-инновационный журнал Инженерный вестник Дона. – Номер 2, 2012 год. – Режим доступа: http://*****/magazine/archive/n2y2012/777/ , свободный – Загл. с экрана. |
||||
Структурная параметризация промышленной политики как инструмент управления структурными преобразованиями экономики промышленного сектора. | |||||
Методы анализа структурных преобразований экономики промышленного сектора в условиях становления нового технологического уклада | Ученые записки СКАГС. 2012. № 2. С. 111-119 |
||||
Определение приоритетных направлений политики управления структурными преобразованиями экономики промышленного сектора | Инновационные технологии в экономике и управлении. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – № 12(13). С.49-54. |
||||
Структурный анализ технологических укладов в процессе развития промышленного сектора экономики: генезис, закономерности и тенденции | Известия ЮФУ. Технические науки, 2012. - № 8 (133). С. 58-65 |
||||
Анализ структурно-динамической интенсивности развития отраслей промышленного сектора экономики | Инженерный вестник Дона. № 4/2. 2012 http://www. *****/magazine/archive/n4p2y2012/1287 |
||||
Механизм государственного регулирования развития промышленного сектора | Инновационные технологии в экономике и управлении. Спецвыпуск: Сборник статей магистрантов – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – № 13(14). С.123-126. |
||||
Промышленные кластеры и переход к новому технологическому укладу: исторический аспект и перспективные тенденции | Электронный журнал: Инженерный Вестник Дона №4/2, 2012 |
РАЗДЕЛ IV
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
КЛАСТЕРНОЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ
А. Е. Миллер
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, Россия, г. Омск.
Аннотация. В статье исследованы особенности кластерного развития промышленного сектора экономики. Обоснован реляционный подход к обеспечению устойчивого развития промышленных кластеров. Предложен системный и последовательный подход к стимулированию формирования территориальных кластеров и центров кластерного развития в регионах России.
Ключевые слова: кластерное развитие, промышленность, реляционный подход, инновации, ресурсы
Введение
Целостное видение проблемы формирования методологии исследования кластерного развития в условиях инновационной трансформации
современной российской промышленности.
Современные кластерные отношения, связанные с переплетением большого числа социально-экономических, технологических, культурных, политических, организационно-управленческих противоречий, а также с изменениями среды функционирования промышленных организаций, в значительной мере зависят от их взаимодействия с участниками кластерных образований. Такое взаимодействие становится неотъемлемой частью современной экономической жизни. Практические последствия этого явления достаточно велики, особенности для промышленного сектора экономики России. Вместе с тем, следует отметить, что тесные отношения между структурами разного рода существовали всегда. Однако с течением времени доминирующие формы
взаимодействия сильно изменились, усложнились и стали более насущными. Возникновение и быстрое развития процессов взаимодействий можно объяснить теми изменениями, которые происходили в последнее время и значительно повлияли на их внешнюю среду.
Обеспечение устойчивости взаимодействия участников кластера предусматривает мониторинг информационного потока между ними и внешней средой, в том числе и по неформальным каналам. В современных
условиях устойчивость взаимодействия во многом зависит от достоверности и своевременности получения информации. В настоящее время получающий информацию «вторым» гораздо больше подвержен финансовым убыткам, чем первый, даже при наличии в целом одинаковых функциональных характеристик и конкурентных преимуществ.
Обоснование и раскрытие содержания реляционного подхода к исследованию кластерного развития промышленного сектора
С целью объективного исследования кластерного развития промышленного сектора и обеспечения экономически устойчивого развития кластеров предлагается использовать реляционный подход.
Смысловое содержание реляционного подхода исходит из той современной тенденции, что устойчивое развитие промышленных организаций в XXI веке во многом зависит от тесного и стабильного взаимодействия с различными партнерами, как из государственного, так и частного секторов экономики. В современных экономически условиях финансовые связи выступают достаточно мощной защитой от огромного числа отрицательных факторов внешней среды.
С помощью реляционного подхода промышленные организации во многих ситуациях целенаправленно избегают конкурентного противостояния, чтобы защитить и обеспечить прибыльность собственного производства. Устанавливая связи с разными партнерами из
государственного и частного сектора экономики, промышленные организации пытаются сформировать своего рода «зону безубыточности», в целях избежание опасных для себя ситуаций. Другими словами, в рамках реляционного подхода
промышленные организации стремятся обеспечить собственное экономически устойчивое развитие на уровне приемлемой доходности производства, а не максимизировать свои финансовые показатели на уровне приемлемого развития. Поэтому реляционный подход к обеспечению экономически устойчивого развития промышленных организаций - участников кластеров - это максимум устойчивости при приемлемом доходе .
Методической основой реляционных отношений является положение о том, что они представляют собой по сути одну единственную форму объединения, имеющую свои характерные особенности, которые позволяют рассматривать взаимодействие участников кластера как особый вид деятельности. Главным является то, что речь идет об объединении независимых структур. При этом каждая структура использует собственные ресурсы для достижения конечной стратегической цели. При этом в рамках достижения общих целей каждая из взаимодействующих структур не теряет своей стратегической автономности и преследует индивидуальные интересы (рис. 1).
стратегией развития кластера
Рис. 1. Схема взаимодействия участников кластера
Целесообразно при оценке состояния промышленных кластеров в Российской Федерации учитывать следующие
обстоятельства:
1. Несмотря на то, что кластер - это понятие экономическое и практически независимое по своей природе от государства, в России региональные власти зачастую являются одними из инициаторов формирования кластера. «Портрет» типичного кластера включает также следующие черты: формирование по территориальному или отраслевому признаку, процесс входа участника в кластер (и выхода из него) имеет юридическое
оформление, общая высокая степень взаимодействия со структурами
региональной власти .
2. Официальная (государственная)
информация о кластерах в российской экономике отсутствует. На сайте Росстата отсутствует информация о кластерах в российской экономике. Информацию о кластерах (как пилотных, так и всех прочих) аккумулирует Российская кластерная обсерватория (РКО), созданная на базе Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ .
В настоящее время в Российской Федерации 25 кластеров имеют статус
пилотных, т.е. получающих государственную федеральную поддержку. Отраслевые направления пилотных кластерных проектов: информационные технологии и электроника; новые материалы; производство летательных и космических аппаратов, судостроение; фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность; химия и нефтехимия; ядерные и радиационные технологии. Территориально пилотные кластеры расположены преимущественно в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, Приволжье, Урале, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока . Прочие кластеры (не относящиеся к пилотным) имеют более широкий территориальный и отраслевой охват.
Системный и последовательный подход к стимулированию формирования кластеров в регионах привел к учреждению центров кластерного развития во многих регионах России: Алтайском крае, Республике Татарстан, Астраханской области, Республике Башкортостан, Воронежской области, Калужской, Курганской, Пензенской областях,
Пермском крае, Санкт-Петербурге, Самарской, Томской, Ульяновской областях, Республике Саха (Якутия), Ханты-Мансийском автономного округе - Югре, Липецкой, Вологодской, Белгородской областях, Республике Калмыкия, Новосибирской, Новгородской и Кемеровской областях.
Пилотные инновационные
территориальные кластеры распределены по шести отраслевым направлениям, при этом на промышленный сектор приходится более половины кластеров (таблица 1). Более 2/3 отобранных пилотных кластеров приходится на европейскую часть России, в том числе 9 кластеров расположены в Приволжском федеральном округе, 6 кластеров - в Центральном федеральном округе, 3 кластера - в Северо-Западном федеральном округе. В Азиатской части России осуществляют деятельность 7 кластеров, их них 5 - в Сибирском федеральном округе, 1 -в Уральском и 1 - в Дальневосточном федеральных округах (таблица 2).
№ п/п Отраслевое направление Кластер
1 Ядерные и радиационные технологии «Дубна» (Московская обл.) Саровский инновационный (Нижегородская обл.) ЗАТО г. Железногорск (Красноярский край) Ядерный (Ульяновская обл.)
2 Производство летательных и космических аппаратов, судостроение Аэрокосмический (Самарская обл.) «Технополис "Новый Звездный"» (Пермский край) Авиастроение и судостроение (Хабаровский край) «Ульяновск-Авиа» (Ульяновская обл.) Судостроительный (Архангельская обл.)
3 Фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность Фармацевтика и медицинская промышленность (Санкт-Петербург) Фармацевтика и медицинская техника (Томская обл.) Биофармацевтический (Новосибирская обл.) Фармацевтика, биотехнологии и биомедицина (Калужская обл.) Биотехнологический (Московская обл.) Биофармацевтический (Алтайский край)
4 Новые материалы «Физтех XXI» (Московская обл.) «Троицк» (Москва) Титановый (Свердловская обл.)
5 Химия и нефтехимия Автомобилестроение и нефтехимия (Нижегородская обл.) «Камский» (Татарстан) Нефтехимический (Башкортостан) Комплексная переработка угля (Кемеровская обл.)
6 Информационные технологии и электроника «Зеленоград» (Москва) ИТК «СибАкадемСофт» (Новосибирская обл.) ИТ и электроники (Томская обл.) ИТ-кластер (Санкт-Петербург) Радиационные технологии (Санкт-Петербург) Эффективная светотехника (Мордовия) Радиоэлектроника (Санкт-Петербург)
Таблица 1 - Распределение пилотных инновационных территориальных кластеров по отраслевым направлениям (до объединения)
Таблица 2 - Распределение пилотных инновационных территориальных кластеров по федеральным округам
Федеральный округ Число кластеров, Число кластеров, Доля кластеров,
подавших заявки включенных в Перечень получивших статус ИТК
на конкурс и получивших статус пилотных ИТК (в процентах)
Европейская часть России
Центральный 26 6 23
Северо-Западный 11 3 (5 - без учета объединения кластеров) 45 (без учета объединения кластеров)
Южный 8 - -
Приволжский 22 9 41
Северо-Кавказский 1 - -
Азиатская часть России
Уральский 6 1 17
Сибирский 18 5 (7 - без учета объединения кластеров) 39 (без учета объединения кластеров)
Дальневосточный 2 1 50
Необходимо отметить, что при отборе кластеров критерий инновационности применялся не только к производимой продукции, но и к технологии производства. Как результат, лишь у половины пилотных
кластеров удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме товаров собственного производства составляет более 45% (рис. 2).
Саровский инновационный (Нижегородская обл.) Радиационные технологии (Санкт-Петербург) «Зеленоград» (Москва) Ядерный (Ульяновская обл.)
«Троицк» (Москва) ЗАТО г. Желез но горек (Красноярский край) «Дубна» (Московская обл.) Биофармацевтический (Алтайский край) «Физтех XXI» (Московская обл.) Биотехнологический (Московская обл.) Фармацевтика и медицинская техника (Томская обл.) «Технополис "Новый Звездный"» (Пермский край) ИТК«СибАкадемСофт» (Новосибирская обл.)
Титановый (Свердловская обл.) Фармацевтика и медицинская промышленность (Санкт-Петербург) биофармацевтический (Новосибирская обл.)
Аэрокосмический (Самарская обл.) ИТ и электроника (Томская обл.) Радиоэлектроника (Санкт-Петербург) Авиастроение и судостроение (Хабаровский край) «Камский» (Татарстан) Эффективная светотехника (Мордовия) «Ульяновск-Авиа» (Ульяновская обл.) Фармацевтика, биотехнологии и биомедицина {Калужская обл.)
ИТ-кластер (Санкт-Петербург) Нефтехимический (Башкортостан) Автомобилестроением нефтехимия (Нижегородская обл.)
Судостроительный (Архангельская обл.) Комплексная переработка угля (Кемеровская обл.)
О 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Рис. 2. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг силами организаций - участников пилотных инновационных территориальных кластеров (проценты)
Важной характеристикой
функционирования кластера является повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, в том числе использования рабочей силы (рис. 3). Данный рост эффективности целесообразно рассматривать в качестве одного из проявлений синергетического эффекта от объединения ряда предприятий в кластер. Организация работы большинства кластеров осуществляется управляющей компанией,
которая одновременно является каким-либо государственным органом или органом корпоративного управлений (рис. 4). Восемь кластеров управляется региональным институтом развития, 4 кластера - центром кластерного развития, по одному кластеру -отделом инновационного развития в корпорации, технопарком и совместно региональным институтом развития и центром кластерного развития.
Иефтехн*иче«чй (Башкортостан «К.амскИЙ* (Татарстан Ьнпфармацевтический (Алтайский край
«Филе*>№ (Московская обл.
ФдрмадЕвти н яр б иотех налоги и и £и ^медицина {Нал ужская обл. Двтаиоби.пестра^ние и чвфтехиния (Нижегородская обл.
Гит^ноййй |ТЕврдпг"Ескдя обл.
Ф(армаЦ№ТИ1й и медицинекап техника (Томская обл. Комплексная переработка углл (Цечероескаяобл.
ИТ К «СибАкаде н Гофг* (Новое ибн рская обл. Авиастроение« судостроение (Хабаровский край «Технополис "Новый 3вцздный1^ {Пермский край Саровский инновационный (Нляегородскаяобл.
пДубяви (Московская обл. «Ульяновск-А в иа» (Ул ьян овская обл. ЗАТО г, Железно горе к (Храсчоярский край Б иофя рмацеетичес кий (Новосибирская обл. £^мгк гроительный (Архангел ьская обл.
^Зеленоград» (Мое кпл ИТ и электроника (Томская обл. Енотехнологический (Московская обл.
«гТроицк» (Москва Радио эле «тропика (Таикт-Петербург Ядерный (Ульяновскаяобл Аэро нос н ически й ((.а к а рская обл Фармацевтика и медицинская промышленности (Санкт-Петербург Эффективна* светспедника (Чордовил Радиационные технологии ({анкт-П^тербург ИТ-кластер (Санкт-Петербург
О 2011 □ !016
2КЮ <Ш(М 6ИЮ 8КЮ 1М» 12050
Рис. 3. Объем выработки на одного работника в организациях - участниках пилотных инновационных территориальных кластеров (тыс. руб./чел. в год)
региональным институт развития (корпорация развития, агентство и пр.)
центр кластерного развития, созданный в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства
отдел инновационного развития в корпорации
технопарк
региональный институт развития + центр кластерного развития
Рис. 4. Статус управляющей компании в системе государственных либо корпоративных органов управления (по данным анкетирования - )
Для поддержки кластеров на федеральном уровне был определен институтов развития. Однако фактически степень взаимодействия различных институтов с кластерами имеет существенные различия. Так, качество взаимодействия с Фондом содействия развитию малых форма предприятий в научно-технической сфере и Ассоциацией инновационных регионов России сами
кластеры оценивают примерно вдвое выше, чем качество и степень взаимодействия с Российским фондом технологического развития и ГК «Внешэкономбанк» (рис. 5). В качестве факторов, обуславливающих такие различия, выступают степень
представленности института развития в регионе (наличие региональных отделений) и перечень предлагаемых институтом развития форм поддержки кластеров.
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
Ассоциация инновационных регионов России
ОАО «РВК» ОАО «Роснано» Фонд «Сколково»
Агентство стратегических инициатив
Агентство ипотечного жилищного кредитования (АИЖК)
Российский фонд технологического развития (РФТР) ГК «Внешэкономбанк»
О 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 Рис. 5. Средняя оценка уровня взаимодействия кластера с институтами развития (от 1 - нет взаимодействия, 5 - плодотворная интенсивная работа) (по данным анкетирования - )
Необходимо отметить, что по результатам опроса участников пилотных кластеров выявлено, что даже пилотные кластеры, официально получающие государственную поддержку, испытывают определенные трудности в реализации совместных проектов (рис. 6). Более того, эти трудности в большей степени как раз связаны с отсутствием уверенности в долгосрочном характере
государственной поддержки, недостаточным объемом поддержки со стороны государства, слишком короткими сроками между получением бюджетных средств и необходимостью отчитаться об их использовании, а также общими проблемами в согласовании с региональными властями важнейших вопросов развития кластера.
нет уверенности в долгосрочном характере государственной поддержки кластеров
сжатые сроки между получением государственных
средств и необходимостью отчитываться по результатам реализации проектов, на реализацию которых выделялись государственные средства
несоответствие объемов государственной поддержки существующим проектам в кластере и потребностям его развития
несогласованность между федеральной и региональной нормативно-правовой базой, регулирующей механизм распределение финансовых средств на поддержку пилотных..
несоответствие возможных направлений государственной поддержки потребностям развития кластера
для региональных органов государственной власти поддержка данного кластера не является приоритетом
не ясны условия участия в программе поддержки кластеров
трудности в достижении консенсуса с региональными органами государственной власти по поводу мероприятий по развитию кластера, претендующих на получение федеральной субсидии
непонятны критерии и процедуры отбора проектов
О 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 Рис. 6. Барьеры, затрудняющие реализацию совместных проектов в кластере (по данным анкетирования - )
Соответственно, ряд кластеров в процессе своего развития получает государственную поддержку (финансовую, информационную и организационную), однако данная поддержка также создает дополнительные поддержки для кластеров
из-за особенностей выделения бюджетных средств и ограничений со стороны федеральных и региональных органов государственной власти в части принятия решений по реализации проектов внутри кластера. В Омской области кластеры и
соответствующая инфраструктура (например, центр кластерного развития) находятся на этапе формирования. Стратегия развития Омской области предусматривает создание и последующее функционирование в регионе четырех промышленных кластеров: агропромышленный кластер;
лесопромышленный кластер; кластер нефтепереработки и нефтехимии; кластер высокотехнологичных компонентов и систем .
Заключение
Таким образом, в ряде регионов кластеры функционируют уже продолжительное время. Наиболее развитые и перспективные кластеры получили статус пилотных территориальных кластеров и соответствующую данному статусу государственную поддержку: финансирование из федерального и регионального бюджетов, информационное сопровождение и пр. Основная часть промышленных кластеров расположена в европейской части России в Центральном, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах. В восточной части России кластеры сосредоточены в наиболее экономически развитых регионах Сибири. Подавляющая часть промышленных кластеров управляются органами региональной власти (региональным институтом развития, региональным центром кластерного развития). При этом получение государственной поддержки имеет и обратную сторону - участники пилотных кластеров не уверены в долгосрочном характере поддержки со стороны государства и испытывают трудности из-за особенностей согласования с государственными органами вопросов развития и финансирования кластеров. Вместе с тем, независимо от механизма создания кластера, эффективная организация его деятельности способна сократить транзакционные издержки, обеспечить повышение выручки и прибыльности предприятий, а также рост качества продукции и ее
конкурентоспособности на внутрироссийском и мировом рынках.
Работа проведена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ, в рамках государственного задания ВУЗам в части проведения научно-исследовательских работ на 2014-2016 гг., проект № 2378.
Библиографический список
1. Миллер, А. Е. Влияние реляционного подхода на взаимодействие промышленных предприятий / Миллер А. Е. // Омский научный вестник. - 2011. - № 6 (102). - С.38-41.
2. Система менеджмента для управляющих компаний инновационных территориальных кластеров в Российской Федерации. Отчет НИУ ВШЭ и Фонда ЦСР «Северо-Запад». - ОАО «РВК», 2014. - 250 с.
3. Сайт Российской кластерной обсерватории [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cluster.hse.ru/about/news.php
4. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации / под ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина. - Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. - 108 с.
5. Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года // Портал Правительства Омской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.omskportal.ru/ru/government/branches/Economy /PageContent/0/body_files/file0/Strategiya_2025.pdf
6. В Омской области утвердили концепцию создания агропромышленного кластера // Территориальные кластеры: дайджест новостей. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Выпуск №12 - декабрь 2013 г. С.25-26.
7. Омские власти требуют от разработчиков лесопромышленного кластера конкретных решений и реальных показателей // Территориальные кластеры: дайджест новостей. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Выпуск №4 - 1-15 марта 2014 . - С. 17-18.
8. Минэкономики пытается объединить омскую промышленность в кластеры // Территориальные кластеры: дайджест новостей. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Выпуск №1 - январь 2014. С. 17-19.
9. Власти Омской области утвердили концепцию нефтехимического кластера // Территориальные кластеры: дайджест новостей. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Выпуск №11 - 16-30 июня 2014. С.18.
10. В Омской области утвердили концепцию развития кластера высоких технологий // Территориальные кластеры: дайджест новостей. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Выпуск №6 - 01-15 апреля 2014 г. С. 14-16.
CLUSTER DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL SECTOR OF RUSSIAN ECONOMY
Abstract. The article dwells upon the peculiarities of cluster development of industrial sector of economy. The author has justified a relational approach to providing a sustainable development of industrial clusters. There is offered a system and sequential approach to stimulation of forming territorial clusters and centers of cluster development in regions of Russia.
Keywords: cluster development, industry, relational approach, innovations, resources.
1. Miller A. E. Vlijanie reljacionnogo podhoda na vzaimodejstvie promyshlennyh predprijatij . Omsk Scientific Vestnik, 2011, no 6 (102). pp. 38-41.
2. . Report by NRU HSE and «CSR «North-West» Foundation, RVC, 2014. 250 p.
3. Sajt Rossijskoj klasternoj observatorii Available at: http://cluster.hse.ru/about/news.php
4. Pilotnye innovacionnye territorial"nye klastery v Rossijskoj Federacii ed. L. M. Hochberg, A.E Shadrin. Moscow, National Research University Higher School of Economics, 2013. 108 p.
5. Strategija social"no-jekonomicheskogo razvitija Omskoj oblasti do 2025 goda .Regional clusters: news digest. - National Research University Vysshaja shkola jekonomik, 2013, no12. Pp.25-26.
7. Omskie vlasti trebujut ot razrabotchikov lesopromyshlennogo klastera konkretnyh reshenij i real"nyh pokazatelej . Nacional"nyj issledovatel"skij universitet Vysshaja shkola jekonomiki 4 - 1-15 March 2014. pp.17-18.
8. Minjekonomiki pytaetsja obedinit" omskuju promyshlennost" v klastery Territorial"nye klastery: dajdzhest novostej. Nacional"nyj issledovatel"skij universitet Vysshaja shkola jekonomiki, January 2014. pp. 17-19.
9. Vlasti Omskoj oblasti utverdili koncepciju neftehimicheskogo klastera . Territorial"nye klastery: dajdzhest novostej.Nacional"nyj issledovatel"skij universitet Vysshaja shkola jekonomiki, no 11 - 16-30 June 2014. p. 18.
10. V Omskoj oblasti utverdili koncepciju razvitija klastera vysokih tehnologij Territorial"nye klastery: dajdzhest novostej. Nacional"nyj issledovatel"skij universitet, Vysshaja shkola jekonomiki, 6 - 01-15 April 2014. pp.14-16.
Миллер Александр Емельянович (Омск, Россия) - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика, налоги и налогообложение», Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского. (644077, пр. Мира, 55а, e-mail: [email protected]).
Miller Alexander Emelianovich (Omsk, Russian Federation) - doctor of economic sciences, professor, head of the department "Economy, taxes and taxation", Omsk state university named after F.M. Dostoevskiy. (644077, Mira av., 55a, e-mail: aem55@yandex. ru).
УДК 656.078.1
ВЛИЯНИЕ МОДЕЛИ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНОЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Е. В. Табачникова Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, г. Санкт-Петербург.
Аннотация. В рамках статьи рассмотрены особенности влияния модели конкуренции в отрасли на рыночное поведение предприятия. Выполнен анализ модели конкуренции, характеризующей рынок грузовых автотранспортных перевозок. Приведены отраслевые особенности рыночного поведения автотранспортных предприятий. Показаны основные способы получения экономической прибыли автотранспортным предприятием на рынке грузовых перевозок.
Ключевые слова: модель конкуренции, конкурентная структура рынка, рыночное поведение автотранспортного предприятия, концентрация предложения, экономическая прибыль.
Введение
Анализ рыночного поведения
предприятия, проводимый с целью
выявления способов и направлений
улучшения результатов его деятельности, предполагает определение модели конкуренции, характеризующей отраслевой рынок. Очевидно, что условия конкуренции
1.3. Развитие реального сектора экономики
В Республике Беларусь к началу 90-х годов сформировалась прогрессивная структура промышленного комплекса: доля продукции обрабатывающей промышленности достигла 97,9%, добывающей – 2,1%.
После распада СССР в промышленности Беларуси сократились объемы производства продукции (особенно в оборонных секторах, определяющих научно-технический прогресс и интегрированных в союзную экономику), прекратилось обновление основных фондов. К 1994-1995гг. выпуск ряда важнейших видов продукции сократился до 10-20% к уровню 1990 г.
Наибольший спад произошел в топливной промышленности, зависящей от импортируемой нефти. Уменьшился объем производства электроэнергетики, текстильной промышленности. Сокращение строительства и процесса инвестирования обусловило спад в промышленности строительных материалов. Уменьшилась доля продукции обрабатывающих отраслей, в том числе машиностроения – более чем на 11 процентных пунктов, легкой промышленности – почти на 10 пунктов (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Отраслевая структура промышленного комплекса Республики Беларусь
Реализация антикризисных мер, практика “точечной” поддержки приоритетных производств (МАЗ, МТЗ, БМЗ, конверсионные предприятия, телевизионная отрасль, нефтехимический комплекс и т.д.) к концу 1995 г. стабилизировали ситуацию в большинстве секторов промышленности, а начиная с 1996 г. обеспечили рост объемов производства.
В 1996-1997 гг. сложились предпосылки для ее перехода к новому этапу: устойчивому росту производства, повышению его эффективности и конкурентоспособности на основе модернизации и технического перевооружения за счет привлечения инвестиций в основной капитал промышленных отраслей. Были разработаны и утверждены Указом Президента от 14 мая 1998г. № 246 Концепция и Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 гг.
Реализация программных заданий и мероприятий обеспечила рост объемов производства, экспорта промышленной продукции (в физическом объеме), создание и освоение конкурентоспособных товаров, повышение эффективности использования энергоресурсов, снижение износа активной части основных промышленно-производственных фондов (рис. 1.3.).
Рис.1.3. Износ активной части ОППФ
К концу 1999г. общий объем промышленного производства возрастет почти на 50% против уровня периода наибольшего спада (1995г.) и достигнет 85,5% к уровню 1990г. (рис. 1.4). Черная металлургия, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность – уже превысили уровень 1990 г.
Усиление интеграции с Россией обеспечило прирост объемов машиностроительной продукции, положительно влияя на структуру промышленного производства: доля продукции этой отрасли возросла в 1998-1999гг. после падения в период 1991-1995 гг.
Развитие производственно-технологических связей позволило химической и нефтехимической промышленности стабилизировать производство, обеспечивать прирост экспортной продукции. В 1998-1999 гг. возросла доля продукции этой отрасли в общем объеме промышленного производства.
Р
ис.
1.4. Динамика индексов изменения объемов
производства промышленной продукции
(% к 1990 г.)
Сокращение инвестиций в промышленность ухудшило техническое состояние основных промышленно-производственных фондов. Износ их активной части за 1992-1997 гг. по промышленности в целом увеличился с 50 до 76%, а химической и нефтехимической отрасли – до 85%, в машиностроении – до 79%.
Среднегодовой прирост производства промышленной продукции в период 1996-1999 гг. составил 9,65%. Почти вдвое перевыполнено задание, предусмотренное по промышленности в Основных направлениях (ежегодный прирост не менее 5%). Темпы роста по годам составили: 1996 г. – 103,5%, 1997 г. – 118,8, 1998 г. – 112, 1999 г.(оценка) – 105, за 1996-1999 гг. – 144,6%.
Высокие темпы прироста объемов промышленной продукции характерны для большинства отраслей промышленности (исключение составляет топливно-энергетический комплекс, зависящий от внешних поставок энергоресурсов).
Наряду с положительными тенденциями в развитии промышленного комплекса страны имеются нерешенные проблемы:
Уменьшение темпов экспорта продукции;
Тяжелое финансовое положение многих предприятий;
Значительная доля бартера в объеме реализации продукции.
Причиной снижения экспорта в 1999 г. является ценовая неконкурентоспособность белорусской продукции на российском рынке. Меры по повышению технического уровня продукции без осуществления технического перевооружения производственных мощностей оказались неэффективными. Ценовая конкурентоспособность требует совершенствования производственного потенциала для снижения затрат на производство продукции, что предполагает дополнительные инвестиции в основной капитал промышленности.
Ухудшение финансового состояния промышленных предприятий вызвано:
введением в действие перечня предельно минимальных цен на белорусские изделия (при росте ценовой конкурентоспособности российских производителей аналогичной продукции);
неравными условиями хозяйствования белорусских и российских производителей (переход на зачетный метод взимания НДС, разные тарифы на железнодорожные перевозки и энергоресурсы и др.);
введением рентного сбора на бартерные операции;
сжатием внутреннего рынка, множественностью валютных курсов.
Для финансового оздоровления предприятий необходимо было: пересмотреть подходы к ценообразованию и ренте на бартер, принять макроэкономические меры по выравниванию условий хозяйствования белорусских и российских производителей; установить единый валютный курс; пересмотреть порядок учета затрат на импорт в себестоимости продукции.
Тенденция ежемесячного наращивания объемов производства промышленной продукции, сложившаяся с августа 1999г., носит устойчивый характер (рис. 1.5). В сравнении с июлем 1998 г. прирост достиг 43,6%.
Рис.1.5 Темпы роста производства продукции промышленности (помесячно)
Объемы выпуска продукции за 1 кв.2000 г. возросли по всем отраслям промышленности, за исключением промышленности строительных материалов (94,2%). Министерство промышленности, концерны “Белтопгаз”, “Белнефтехим”, “Беллесбумпром”, “Беллегпром”, “Белместпром”, “Белбиофарм” по итогам 1 кв. более чем вдвое превысили темпы прироста продукции, установленные по прогнозу на 2000 г.
Рост объемов производства обеспечили предприятия всех форм собственности. При этом наиболее высоких темпов роста добились предприятия сектора смешанной формы собственности: 109,7% - смешанной собственности без иностранного участия и 123,9% - с иностранным участием; наименьших – предприятия частной формы собственности)
Рис. 1.6. Структура объема производства промышленной продукции по формам собственности
В системе Министерства промышленности, продукция которого составляет 26,3% общего объема продукции промышленности, стабильно работают предприятия отраслей машиностроения – электронная, электротехническая, оптико-механическая, промышленность по производству средств связи и средств вычислительной техники, приборостроение и радиопромышленность, т.е. отрасли, обеспечивающие и определяющие уровень научно-технического прогресса.
Увеличению роста объемов продукции в значительной степени способствовала разработка и освоение производства новых, пользующихся спросом изделий промышленного и гражданского назначения, производимых в рамках научно-технических программ, в том числе совместно с российскими предприятиями и организациями.
После продолжительного спада обозначился процесс стабилизации производства станкостроительной продукции, чему способствует активизация спроса на нее со стороны Российской Федерации.
Вместе с тем допущено значительное (до 56,6%) снижение выпуска тракторов. Основными причинами явились: снижение спроса со стороны российских потребителей, ограниченные финансовые средства для приобретения тракторов колхозами и совхозами АПК Беларуси, недостаточные собственные оборотные средства предприятия, необходимые для оплаты покупных комплектующих изделий, сырья и материалов на производство тракторов. С учетом нестабильности традиционного российского рынка Минскому тракторному заводу следует усилить маркетинговые исследования в поисках новых перспективных потребителей производимых тракторов.
Продолжающийся спад производства кормоуборочных комбайнов вызван отсутствием достаточных финансовых средств, предусмотренных на цели налаживания их производства за счет республиканского бюджета.
Снижение за январь-февраль 2000г. производства проката черных металлов обусловлено трудностями с оплатой за поставляемые на Белорусский металлургический завод сырье и материалы. Особенно большая кредиторская задолженность образовалась за поставленный лом черных металлов. В этой связи имела место неполная загрузка сталеплавильных электропечей. В марте 2000 г. предприятиям удалось изменить ситуацию с поставкой сырья и материалов в лучшую сторону, что позволило увеличить производство проката черных металлов по итогам 1 кв. года на 1,2%.
Во всех отраслях промышленности и на большинстве предприятий, начиная с середины 1999 г., ухудшилось финансовое положение. По сравнению с 1 кварталом 1998 года число убыточных предприятий увеличилось в 1,4 раза, ниже нормативного уровня сократились собственные оборотные средства предприятий, а на каждом пятом они вообще отсутствовали. По всем отраслям промышленности возрастала дебиторская и кредиторская задолженности. При этом кредиторская задолженность за январь-февраль 2000г. по промышленности в целом превысила дебиторскую на 58,7%.
Для улучшения сложившейся ситуации предприятия должны были усилить режим экономии ресурсов, повысить финансовую и платежную дисциплину при одновременном ускорении принятия и реализации правительственных мер, направленных на совершенствование ценообразования, порядка взимания рентных платежей на бартерные операции, упорядочение действующей системы налогообложения, проведение переоценки товарно-материальных ценностей, стабилизацию курса белорусского рубля.
Для обновления активной части основных фондов, внедрения новых технологий и повышения конкурентоспособности белорусской продукции было принято решение о необходимости привлечения в экономику Республики Беларусь внешних инвестиций. Так, в бюджете 2003 года предусмотрено привлечение внешних инвестиций в объеме 1 млрд. долларов США.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (economic development ) - процесс экономических преобразований, включающий структурные изменения экономики через индустриализацию и рост валового национального продукта и дохода на душу населения. Вообще говоря, развивающиеся страны характеризуются преобладанием производства первичных продуктов (главным образом сельскохозяйственного производства) и низким доходом на душу населения; развитые страны характеризуются большой долей обрабатывающей промышленности и сферы услуг в экономике и высоким уровнем дохода на душу населения.
Реальные инвестиции - важный фактор в процессе преобразования экономики. Инвестиции не только расширяют производственные возможности экономики по выпуску товаров и услуг и приводят к росту производительности ресурсов, но и вследствие эффекта мультипликатора увеличивают совокупный спрос и национальный доход. Увеличение национального дохода вызывает рост сбережений, обеспечивая таким образом финансирование дальнейшего накопления капитала.
ЛЬЮИС, СЭР У. АРТУР (1915) (Lewis, sir W. Arthur ) - экономист из Вест-Индии, который внёс вклад в разработку теории экономического развития в своей книге «Теория экономического роста» (1955). Он утверждал, что хотя экономический рост может приносить пользу, повышая уровень жизни в развивающихся странах, вместе с тем он способен разрушить национальную культуру этих стран, особенно если он достаточно стремителен. Льюис отмечал важность развития экономической инфраструктуры развивающихся стран, необходимость сосредоточения в руках общественности такого капитала, как транспортная сеть, системы связи, образование для экономического роста.
РАЗВИТАЯ СТРАНА (developed country ) - экономически развитая страна с большой долей промышленности и сферы услуг в народном хозяйстве и высоким доходом на душу населения.
См. , развивающаяся страна ,
РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СТРАНА (developing country or less developed country or undeveloped country or third world country ) - страна, в которой уровень валового внутреннего продукта и дохода на душу населения недостаточен, чтобы создать сбережения, необходимые для осуществления значительных инвестиций в сельское хозяйство и промышленность. Такие страны, как правило, характеризуются большим первичным сектором (обычно это сельское хозяйство). Большая часть населения существует на крайне низком уровне удовлетворения запросов, производя как раз столько, сколько требуется для того, чтобы покрыть свои первейшие потребности, что делает невозможным высвобождение каких бы то ни было средств для содержания значительного городского населения. Для увеличения численности городского населения, необходимого для проведения индустриализации, стране следует либо импортировать необходимые товары из-за границы (см. ) на иностранную валюту, полученную от экспорта, главным образом первичных продуктов, либо попытаться улучшить свое собственное сельское хозяйство. Ранее считалось, что индустриализация даёт достаточный стимул для прорыва к устойчивому экономическому росту. Ныне акцент сместился к росту производительности местного аграрного сектора, позволяющего высвободить труд и товары, необходимые для развития промышленного сектора. При соответствующей экономической помощи со стороны промышленно развитых стран, а также при наличии способности и готовности самой развивающейся страны она может превратиться в новоиндустриализирующуюся страну.
Однако возникают определённые проблемы. Например, необходимо поддерживать достигнутое увеличение реального дохода, для чего следует держать под контролем численность населения. Неграмотность и обычай заводить большую семью, как правило, противодействуют попыткам государства повысить уровень жизни своих граждан. Кроме того, большую часть своих валютных поступлений такие страны получают от экспорта, главным образом сырья, но по мере индустриализации - также промышленных товаров. В обоих направлениях развивающиеся страны сталкиваются с неблагоприятными тенденциями развития мировой экономики, особенно после скачка цен на нефть в 1973 г., вступления в фазу рецессии и распространения протекционизма.
См. , конференция ООН по торговле и развитию ,
НОВАЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ СТРАНА (newly industrializing country ) - развивающаяся страна, отказавшаяся от специализации на первичных видах экономической деятельности (добыча полезных ископаемых, растениеводство и животноводство) и сделавшая упор на создание производственной базы отраслей перерабатывающей промышленности как элемента долгосрочной программы индустриализации. Примерами новых индустриальных стран могут служить Бразилия, Мексика, Гонконг.
См. , экономическое развитие , Всемирный Банк . Доклад о мировом развитии 2016
КОНФЕРЕНЦИЯ ООН ПО ТОРГОВЛЕ И РАЗВИТИЮ (ЮНКТАД) (United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD) ) - международная организация, основанная в 1965 г. для представления экономических интересов развивающихся стран и воплощения в жизнь идей нового международного экономического порядка. Основная деятельность этого института заключается в организации конференций, проходящих каждые четыре года и сконцентрированных на трёх областях, касающихся развивающихся стран:
(а )экспорта товаров обрабатывающей промышленности; в этой области обсуждаются условия доступа развивающихся стран на рынки развитых стран без тарифов и квот, в дополнение к уступкам, полученным в соответствии с генеральным соглашением по тарифам и торговле;
(б )экспорта товаров добывающей промышленности; в этой области обсуждаются возможности расширения международных торговых соглашений с целью стабилизации экспортных цен на первичные продукты для обеспечения устойчивого уровня валютных поступлений развивающихся стран;
(в ) экономической помощи; в этой области обсуждается проблема выделения большего объёма финансовой помощи и передачи технологий от развитых стран.
К настоящему времени ЮНКТАД достигла небольших результатов, в основном из-за того, что развитые страны (особенно из-за неблагоприятной экономической ситуации, возникшей после роста цен на нефть в 1973 г.) не были готовы поддержать инициативы ЮНКТАД в полном объёме.
См.
НОВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК (new international economic order ) - экономическая и политическая концепции, выступающие за необходимость фундаментальных преобразований в международной торговле и экономическом развитии в целях устранения экономических диспропорций между развитыми странами и развивающимися странами, организация объединённых наций в ответ на призыв развивающихся стран выдвинула Декларацию и Программу действий по установлению Нового Международного Экономического порядка (приняты в 1974 г.) и определила меры, призванные улучшить положение развивающихся стран. В качестве основных были признаны следующие направления деятельности:
а ) международные торговые соглашения по поддержке экспорта сырья из развивающихся стран;
б ) переговоры о специальных уступках в международной торговле, облегчающих экспорт готовых изделий из развивающихся стран на рынки развитых стран;
в ) поддержка программы экономической помощи, состоящей в безвозмездном предоставлении развивающимся странам финансовых и реальных ресурсов;
г ) усиление экономического сотрудничества между развивающимися странами.
Эти нововведения проводились в первую очередь через , но не имели большого успеха.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ (ООН) (United Nations (UN) ) - ассоциация государств, которые обязались твёрдо держаться принципов, изложенных в Уставе ООН. Цели, сформулированные в Уставе, - поддержание международного мира и безопасности, гарантии основных прав человека во всех странах и обеспечение социальной гармонизации и прогресса во всём мире. Устав ООН был создан представителями 50-ти стран и подписан 24 октября 1945 г. Главные структурные подразделения ООН - Генеральная Ассамблея и Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Попечительский Совет и Секретариат. Кроме того, существуют вспомогательные отделы и филиалы, работающие в соответствии с Уставом, такие как международный Валютный фонд, Организация по продовольствию и сельскому хозяйству, Генеральное соглашение по тарифам и торговле, Мировой банк, Конференция ООН по торговле и развитию и Международная организация труда.
См. Организация Объединенных Наций
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ (ОЭСР) (Organization for economic cooperation and development (OECD) ) - международная организация, в которую входят в основном экономически развитые страны. ОЭСР организует регулярные собрания министров финансов и торговли для обсуждения экономических вопросов, затрагивающих их интересы, в частности стимулирование экономического роста и международной торговли, а также координирует предоставление экономической помощи развивающимся странам. ОЭСР является главным источником фактических сведений о международной экономике и регулярно составляет и публикует стандартизированные статистические данные об отдельных странах.
См. СТАТИСТИКА ОЭСР ПО РОССИИ
The Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD)
СТРУКТУРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ (structure of industry ) - классификация производственной деятельности по широким группам - секторам или более узким группам - отраслям.
Тремя основными секторами экономики являются:
(а ) первичный сектор (добыча сырья и сельское хозяйство);
(б ) промышленный, или вторичный сектор (промышленные товары, строительство, газ, электричество и т. д.);
(в ) сфера услуг (розничная торговля, банковское дело, туризм и т. д.).
Относительное значение каждого сектора имеет тенденцию изменяться по мере развития экономики и с течением времени. Например, развивающиеся страны характеризуются более крупными первичными секторами и небольшими промышленными секторами, и сферами услуг, в то время как развитые страны характеризуются небольшими первичными секторами и крупными промышленными секторами и сферами услуг. Из таблицы видно, что в наиболее передовых странах наблюдается относительное снижение доли промышленного сектора и соответствующее возрастание значения сферы услуг.
См. индустриализация , деиндустриализация , отраслевая классификация , экономическое развитие
См. также: Экономическое развитие (Всемирный Банк и ООН)
ПРОМЫШЛЕННЫЙ СЕКТОР (industrial sector ) - часть экономики, относящаяся к производству промежуточных продуктов (железо и сталь, машины и оборудование и т. д.) и конечного продукта (стиральные машины, мебель и т. д.). Промышленный сектор совместно с первичным сектором и сферой услуг образует непрерывную цепь экономической деятельности, которая формирует современную экономику.
См.
ПЕРВИЧНЫЙ СЕКТОР
(primary sector
) - часть экономики, связанная с добычей сырья, растениеводством и животноводством. Первичный сектор в совокупности с промышленным сектором и сферой услуг формирует последовательную цепочку экономической деятельности, которая образует современную экономику.
См.
СФЕРА УСЛУГ (service sector ) - область экономики, занимающаяся предоставлением разнообразных личных и производственных услуг: парикмахерские и туризм, транспорт и розничная торговля, банковское дело и страхование и т. д. Сфера услуг, вместе с первичным сектором и промышленным сектором, образует единую цепь экономической деятельности, формирующей современную экономику.
См.
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ (industrilization
) - широкое развитие организованной экономической деятельности для нужд производства. Индустриализация характеризуется трансформацией преимущественно аграрной экономики в более специализированную и капиталоёмкую экономику. Такая трансформация, имевшая место в Западной Европе и Северной Америке в течение XVIII-XIX вв., получила название промышленной революции. Ср
.
См.
,
ОТРАСЛЕВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ (industrial classification
) - группировка схожих видов экономической деятельности в отраслях или на рынках. Такая классификация начинается с определённого широкого спектра родственных видов деятельности (например, «производственный сектор»). Затем каждая группа подразделяется на постепенно сужающиеся группы таким образом, что классификация может использоваться с различной степенью укрупнения для разных целей. В Великобритании Стандартная отраслевая классификация классифицирует и измеряет группы экономической деятельности на различных уровнях агрегации и разукрупнения. Стандартная отраслевая классификация содержит 10 крупных разделов (например, Металлоизделия/Машиностроение); 60 классов (например, Металлургия); 222 группы (например, Цветные металлы); 334 вида деятельности (например, Медь).
Виды деятельности (или «отрасли», см. отрасль) выделяются на основе характеристик предложения в них, в частности использования общих материалов, полуфабрикатов и процессов производства. Такая классификация служит полезным источником информации о структуре отраслей и статистических данных, касающихся уровня занятости, производства и инвестиций в промышленном секторе. Однако в целях анализа рынка данные Стандартной отраслевой классификации обычно необходимо интерпретировать по-другому для обеспечения такой классификации рынков, которая основана на группах товаров, воспринимаемых покупателями как близкие заменители. Например, стеклянные и металлические банки, согласно Стандартной отраслевой классификации, относятся к различным отраслям (Раздел 2 - «Стеклянные сосуды» и Раздел 3 - «Металлические предметы для упаковки»), но будут рассматриваться потребителем упаковочных материалов, например производителем кофе, как взаимозаменяемые товары.
Отраслевая классификация используется в целях макроэкономического планирования и при проведении политики в отношении конкуренции, а также для получения статистической информации об уровнях производства и занятости.
См. структура промышленности , перекрёстная эластичность спроса
ОТРАСЛЬ (industry
) - группа родственных видов экономической деятельности, классифицированная согласно номенклатуре товаров и услуг, которые она производит. Например, пивоваренная промышленность может быть определена как совокупность фирм, производящих горькое и бархатное пиво, светлое пиво, тёмное пиво и сидр. Однако производство пива можно рассматривать также как составную часть более обширной отрасли - «производства алкогольных напитков», которая включает в себя производство спиртных напитков и вин, а также пива. Таким образом, существует проблема конкретизации, состоящая в том, насколько широко или узко определяется отдельная отрасль. Более того, отраслевая классификация обычно группирует товары на основе характеристик их предложения, например использования общих материалов, полуфабрикатов и производственных процессов. Это может совпадать или не совпадать с тем, как товары группируются для определения рынков их сбыта, - при такой классификации требуется учитывать, как эти товары рассматриваются покупателями (т. е. необходимо учитывать характеристики спроса на эти товары). Так, хотя мужская и женская обувь производится с использованием одинаковых материалов и производственных процессов и зачастую одними и теми же фирмами, они не воспринимаются покупателями как заменители, и, следовательно, с точки зрения покупателей, они должны быть определены как предметы сделок на разных рынках,
) - отрасль экономической науки, занимающаяся объяснением процессов, в ходе которых развивающаяся страна увеличивает свои производственные мощности (и в аграрном, и в промышленном секторах), чтобы достигнуть устойчивого
.
Основное внимание теории экономического развития концентрируется на способе достижения такого роста. Например, возникает вопрос о том, следует ли развивать сельское хозяйство наравне с промышленностью, или можно допустить, чтобы лидирующие отрасли ушли вперед, ведя за собой все остальные сектора народного хозяйства. Еще один противоречивый вопрос: применяют ли недостаточно развитые страны наиболее подходящую для себя технологию. Многие экономисты считают наиболее подходящей промежуточную технологию, а не самую совершенную, при которой для управления сверхсовременными заводами нужны западные технологи и управляющие. При попытке прорыва в область устойчивого экономического роста существенны также социокультурные факторы.
ДВОЙСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА (dual economy ) - экономика, в которой капиталоёмкие и технологически передовые сектора сосуществуют с трудоёмкими и технологически не развитыми секторами. Такое положение изучается в рамках теории экономического развития. Проблема здесь состоит в том, как достигнуть экономического роста: опираясь ли на ведущие в технологическом отношении сектора или пытаясь более равномерно распределять ресурсы экономики по всем секторам, чтобы достичь сбалансированного роста. Данная концепция касается, главным образом, развивающихся стран.
См.
научных работ на сайтах Экономической школы: