2. Анализ государственного бюджета РФ
Государственный бюджет состоит из 2-х частей: расходной и доходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование государства и его деятельность, какие слои общества отчисляют больше доходов. Доходы государства непостоянны и зависят от конкретных экономических условий развития страны, осуществляемой экономической политикой и рыночной конъюнктуры. Изменения в процессах экономики зависят от изменения структуры бюджетных доходов. Расходы показывают, на какие цели направляются средства государства.
В 2008 году Президентом Российской Федерации был подписан закон о 3х летнем бюджете. "Трехлетка", по его мнению, даст возможность планировать свои расходы на среднесрочную перспективу, а также создаст условия необходимые для сдерживания роста цен.
Федеральный бюджет на 2009-2010 год направлен на то, чтобы повысить уровень жизни населения, а также обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны.
Доходы бюджета
Доходы государственного бюджета Ї это материальные (денежные) средства, которые поступают в обязательном и безвозмездном порядке в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в "руки" федеральных органов государственной власти.
В доходы государственного бюджета зачисляются:
1. Собственные доходы с налогов федерального бюджета
2. Собственные неналоговые доходы (платные услуги, которые оказываются соответствующими органами власти государства)
3. Остатки средств на конец прошлого года
4. Безвозмездные и безвозвратные перечисления.
Налоги Ї главный источник пополнения государственного бюджета.
Рассмотрим таблицу, на которой показана доходная часть государственного бюджета
Таблица 2 - Доходы и расходы бюджета за год.
Нефтегазовые доходы. В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ.1/3 федерального бюджета является нефтегазовые доходы. Это говорит нам о том, насколько сильно Российская Федерация зависит от нефтегазовой добычи. В таблице мы видим, что удельный вес показателя падает. В 2009 году 35,87%, в 2010 31,5%, а в 2011 году 29%. Поступления нефтегазовой добычи уменьшились и причины этому: снижение роста ВВП, падение курса доллара, снижение цен на нефть, рост инфляции.
Ненефтегазовые доходы - это доходы без учета нефтегазовых доходов
Расходы государственного бюджета - это денежные средства, которые
направлены на расходы страны, на финансовое обеспечение задач и функций государства.
Анализ бюджета Челябинской области
Анализ государственного бюджета Российской Федерации
Государственный бюджет состоит из 2-х частей: расходной и доходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование государства и его деятельность, какие слои общества отчисляют больше доходов...
Бюджетная система Республики Беларусь
Государственный бюджет
Для выполнения своих функций Государственному бюджету требуется разветвленная сеть звеньев, которая обеспечила бы концентрацию денежных средств и финансирование программ и мероприятий на различных уровнях управления...
Государственный бюджет и его роль в равновесной экономике
Государственный бюджет и проблемы его формирования
Доходы бюджета - это часть национального дохода, поступающая в процессе перераспределения в централизованные фонды государства и органов местного самоуправления. В доходах бюджета находят выражение экономические отношения...
Государственный бюджет Кыргызской Республики
Второй составной частью бюджета является его расходная часть. Расходы бюджета - это затраты, которые возникают у государства в связи с выполнением им своих экономических, социальных, политических и административных функций...
Государственный бюджет РФ: особенности формирования и проблема сбалансированности
Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов страны, необходимых для выполнения государственных функций, и представляют собой денежные средства...
Государственный бюджет, его структура
Осуществление функций государства возможно только при их материальном опосредовании, поскольку деятельность государства связана с прямыми расходами государственных средств. Расходы показывают конкретную величину затрат...
Расходы государственного бюджета и основные направления их использования в Республике Беларусь
В соответствии с Законом РБ от 26 декабря 2007 г. № 303-З «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год», республиканский бюджет на 2008 год по расходам утвержден в сумме 40 342 173 851 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 38 152 173 851 тыс...
Расходы государственного бюджета Украины
Расходы Государственного бюджета - это расходы государства на общегосударственном уровне, которые необходимы для выполнения государством его функций. Эти расходы определяют экономические отношения...
Роль госбюджета в сбалансированном развитии экономики
Исполнение бюджета Исполнение бюджета в 2013 году определялось негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики. Валовой внутренний продукт за шесть месяцев 2013 года составил в текущих ценах 285 трлн. руб...
Управление государственными финансами Республики Казахстан
Для проведения анализа государственного бюджета и его исполнения обратимся к аналитического обзора об исполнении бюджета за 2009 год. С 2008 года доходы консолидированного бюджета значительно увеличились: с 3 375,8 млрд тенге (33,1% ВВП) до 4 789...
2.1. 2007
Таблица 1. Доходы и расходы государственного бюджета за 2007 год
Наименование показателя | Код строки | итого | % |
4 | |||
100,000 | |||
Налоговые доходы | 55,621 | ||
Доходы от собственности | 4,031 | ||
0,958 | |||
72,695 | |||
2,852 | |||
2,852 | |||
0,0001 | |||
0,0003 | |||
0,227 | |||
1,203 | |||
0,201 | |||
1,229 | |||
Прочие доходы | 35,616 | ||
Доходы будущих периодов | |||
100 | |||
17,544 | |||
заработная плата | 15,139 | ||
прочие выплаты | 0,723 | ||
начисления на оплату труда | 1,682 | ||
10,612 | |||
услуги связи | 0,410 | ||
транспортные услуги | 0,864 | ||
коммунальные услуги | 1,099 | ||
0,178 | |||
3,782 | |||
прочие услуги | 4,279 | ||
2,295 | |||
1,025 | |||
55,330 | |||
12,142 | |||
6,460 | |||
5,682 | |||
32,166 | |||
31,815 | |||
0,050 | |||
0,300 | |||
4,156 | |||
0,001 | |||
37,080 | |||
2,615 | |||
18,842 | |||
9,331 | |||
3,421 | |||
6,089 | |||
Прочие расходы | 2,243 |
Таким образом, доходная часть государственного бюджета Российской Федерации слагается главным образом из налогов с предприятий и организаций различных форм собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин. От населения в государственный бюджет поступают сборы, пошлины и прочие платежи за оказываемые услуги. Налоговый доход равен 55,6%. Налоги и сборы представляют собой часть национального дохода, мобилизуемого в определённой доле в государственный бюджет Российской Федерации. Все налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги – это непосредственное (прямое) изъятие части дохода налогоплательщика (налог с дохода населения, налог на прибыль предприятия и др.). Косвенные налоги – это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.). Налоги – главный источник формирования доходов государственного бюджета.
Также большую часть доходов составляет прибыль связанная с природными ресурсами, это конечно нефть и природный газ.
Можно отметить, что спецификой государственного бюджета Российской Федерации за 2007 год является финансирование за счёт общегосударственных расходов, расходов на оборону, экономику, образование, социальную составляющую, в основном это пенсии и здравоохранение, а также на развитие транспорта и дорожного хозяйства. Значительную долю расходов в бюджете составляют расходы по обеспечению национальной обороны, правоохранительной деятельности и конечно расходы связанные с экономическим развитие страны.
Государственный бюджет Российской Федерации за 2007 год является доходным (с профицитом) на 2 504 881 млн. руб.
Таблица 2. Доходы и расходы государственного бюджета РФ за 2008 год (млн. руб.)
Наименование показателя | Код строки | итого | % |
4 | |||
Доходы(стр.020 + стр.030 + стр.040 +стр.050 + стр.060 +стр.080 + стр.090 + стр.100 + стр.110) | 100,000 | ||
Налоговые доходы | 41,056 | ||
Доходы от собственности | 2,302 | ||
Доходы от рыночных продаж готовой продукции, услуг, работ | 0,801 | ||
Суммы принудительного изъятия | 18,845 | ||
Безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов, в том числе: | 0,094 | ||
поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | 0,091 | ||
перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств | 0,003 | ||
перечисления международных финансовых организаций | 0,000001 | ||
Взносы, отчисления на социальные нужды | |||
Доходы от операций с активами, в том числе: | 6,551 | ||
доходы от переоценки активов | 7,078 | ||
доходы от реализации активов | 0,074 | ||
чрезвычайные доходы от операций с активами | 0,601 | ||
Прочие доходы | 49,045 | ||
Доходы будущих периодов | 0,000 | ||
Расходы(стр.160 + стр.170 + стр.190 + стр.210 + стр.230 + стр.240 +стр.260 + стр.280) | 100 | ||
Оплата труда и начисления на оплату труда, в том числе: | 20,231 | ||
заработная плата | 17,830 | ||
прочие выплаты | 0,557 | ||
начисления на оплату труда | 1,844 | ||
Приобретение услуг, в том числе: | 12,129 | ||
услуги связи | 0,418 | ||
транспортные услуги | 0,863 | ||
коммунальные услуги | 1,153 | ||
арендная плата за пользование имуществом | 0,195 | ||
услуги по содержанию имущества | 3,933 | ||
прочие услуги | 5,566 | ||
Обслуживание долговых обязательств, в том числе: | 2,307 | ||
обслуживание внутренних долговых обязательств | 1,252 | ||
обслуживание внешних долговых обязательств | 45,732 | ||
Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, в том числе: | 9,928 | ||
безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям | 3,827 | ||
безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций | 6,101 | ||
Безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам, в том числе: | 39,529 | ||
перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации | 38,970 | ||
перечисления наднациональным организациям и правительствам иност. госуд. | 0,050 | ||
перечисления международным организациям | 0,509 | ||
Социальное обеспечение, в том числе: | 4,443 | ||
пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения | 0,00001 | ||
пособия по социальной помощи населению | 25,450 | ||
пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления | 3,312 | ||
Расходы по операциям с активами, в том числе: | 9,114 | ||
амортизация основных средств и нематериальных активов | 6,002 | ||
расходование материальных запасов | 3,010 | ||
чрезвычайные расходы по операциям с активами | 0,102 | ||
Прочие расходы | 2,320 |
Как следует из таблицы 2, в доходах государственного бюджета российской Федерации за 2008 год, главенствуют налоговые доходы (более 41%). Наиболее весовыми доходами бюджета являются косвенные налоги – налог на добавленную стоимость и акцизы.
Главная причина превалирования в бюджете косвенных налогов – резкий спад производства и снижение прибыли. В то же время высокий уровень государственных расходов вызывает необходимость привлечения в бюджет доходов за счёт косвенного обложения.
Около 40% от всех доходов приходятся на нефтегазовую сферу (налог, добыча и пошлина). В 2008 году нефтегазовая сфера дала меньше дохода чем в запланированном бюджете, в связи финансовым кризисом. Цены на нефть от 140$ за баррель, опустились до 30-40$ за один баррель нефти. Также и опустились цены на газовую сферу. В мире стали меньше употреблять нефть и газ.
Спецификой государственного бюджета Российской Федерации за 2008 год является финансирование за счёт государственного управления и местного самоуправления (субъекты федерации, местное самоуправление), расходов на оборону, экономику, образование, социальную составляющую (пенсии и здравоохранение), а также на развитие промышленности, энергетики и торговли, транспорта и дорожного хозяйства. Значительную долю расходов в бюджете составляют расходы по обеспечению национальной обороны, правоохранительной деятельности и расходы, связанные с экономическим развитие страны.
Государственный бюджет Российской Федерации за 2008 год является доходным на 6 739 760 руб.
Расходы государственного бюджета являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышении эффективности экономики, укрепление обороноспособности обуславливает многообразие бюджетных расходов государственного бюджета, однако при этом они служат единой цели – обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребителей. С понятием расходов государственного бюджета Российской Федерации тесно связано понятие бюджетного финансирования – предоставление министерствам, ведомствам, организациям и учреждениям на проведение, предусмотренных по плану мероприятий.
Таблица 3. Доходы и расходы государственного бюджета РФ за 2009 год (млн. руб.)
Наименование показателя | Код строки | итого | % |
4 | |||
Доходы(стр.020 + стр.030 + стр.040 +стр.050 + стр.060 +стр.080 + стр.090 + стр.100 + стр.110) | 100,000 | ||
Налоговые доходы | 34,459 | ||
Доходы от собственности | 4,643 | ||
Доходы от рыночных продаж готовой продукции, услуг, работ | 0,685 | ||
Суммы принудительного изъятия | 170,651 | ||
Безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов, в том числе: | 0,160 | ||
поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | 0,160 | ||
перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств | 0,00001 | ||
перечисления международных финансовых организаций | |||
Взносы, отчисления на социальные нужды | |||
Доходы от операций с активами, в том числе: | 0,057 | ||
доходы от переоценки активов | 3,377 | ||
доходы от реализации активов | 0,414 | ||
чрезвычайные доходы от операций с активами | 3,734 | ||
Прочие доходы | 58,827 | ||
Доходы будущих периодов | |||
Расходы(стр.160 + стр.170 + стр.190 + стр.210 + стр.230 + стр.240 +стр.260 + стр.280) | 100 | ||
Оплата труда и начисления на оплату труда, в том числе: | 17,780 | ||
заработная плата | 15,655 | ||
прочие выплаты | 0,505 | ||
начисления на оплату труда | 1,621 | ||
Приобретение услуг, в том числе: | 9,227 | ||
услуги связи | 0,341 | ||
транспортные услуги | 0,640 | ||
коммунальные услуги | 0,990 | ||
арендная плата за пользование имуществом | 0,175 | ||
услуги по содержанию имущества | 3,096 | ||
прочие услуги | 3,985 | ||
Обслуживание долговых обязательств, в том числе: | 1,840 | ||
обслуживание внутренних долговых обязательств | 0,935 | ||
обслуживание внешних долговых обязательств | 49,191 | ||
Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, в том числе: | 15,371 | ||
безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям | 2,797 | ||
безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций | 12,574 | ||
Безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам, в том числе: | 38,296 | ||
перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации | 37,865 | ||
перечисления наднациональным организациям и правительствам иност. госуд. | 0,189 | ||
перечисления международным организациям | 0,242 | ||
Социальное обеспечение, в том числе: | 3,474 | ||
пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения | 0,00001 | ||
пособия по социальной помощи населению | 29,947 | ||
пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления | 2,433 | ||
Расходы по операциям с активами, в том числе: | 12,220 | ||
амортизация основных средств и нематериальных активов | 8,873 | ||
расходование материальных запасов | 3,190 | ||
чрезвычайные расходы по операциям с активами | 0,156 | ||
Прочие расходы | 1,791 |
В доходах 2009 года первенствуют налоговые сборы, около 34,5% от общей суммы доходов. Следует отметить, что годом ранее эта сумма составляла примерно 41% от суммы дохода за 2008 год. Это связано с нарастающим в 2009 году финансовым кризисом, увеличением безработицы в стране, и улучшением прибыли на нефтегазовом рынке в конце года.
Наиболее весовыми доходами является налог на прибыль организации, налог на добавленную стоимость и акцизы. Нефтегазовые доходы составили около 50% от общей суммы доходов за 2009 год, как годом ранее эта сумма составляла примерно 40% от доходов за 2008 год.
Следует указать, что в государственный бюджет Российской Федерации мобилизуется более 55% всех финансовых ресурсов, создаваемых в государстве, что составляет более 30% к ВВП.
Наиболее расходными частями государственного бюджета Российской Федерации за 2009 год является финансирование за счёт государственного управления и местного самоуправления (субъекты федерации, местное самоуправление), расходов на оборону, экономику, образование, социальную составляющую (пенсии и здравоохранение), а также на развитие промышленности, энергетики и торговли, транспорта и дорожного хозяйства. Значительную долю расходов в бюджете составляют расходы по обеспечению национальной обороны, правоохранительной деятельности и расходы, связанные с экономическим развитие страны. Наиболее затратной главой являются расходы связанные с экономическим развитием страны, в первую очередь это из-за финансового кризиса, в течении его действия, государство выдавало кредиты и финансовые помощи многим предприятием страны, чтобы те в свою очередь не стали банкротами.
Государственный бюджет Российской Федерации за 2009 год является доходным (с профицитом) на 1 944 624 руб.
Доходы государства падают, в первую очередь это связанно с бушующим мировым финансовым кризисом (увеличение затрат, связанных с поддержкой экономики страны, и недочет доходов).
Планируемый бюджет РФ на 2011-2013 года
1. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2011 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 50 389,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 6,5 процента (декабрь 2011 года к декабрю 2010 года):
1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 8 844 554761,0тыс.рублей;
2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 10 658 558 761,0 тыс. рублей;
3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2012 года в сумме 5148390316,9тыс.рублей;
4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2012 года в сумме 55,6 млрд. долларов США, или 44,9 млрд. евро;
5) дефицит федерального бюджета в сумме 1 814 004 000,0 тыс. рублей.
2. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на 2013 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 55 950,0 млрд. рублей и 61 920,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 6,0 процента (декабрь 2012 года к декабрю 2011 года) и 5,5 процента (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года):
1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2012 год в сумме 9 503 469 245,0 тыс. рублей и на 2013 год в сумме 10 379 889 320,0 тыс. рублей;
2) общий объем расходов федерального бюджета на 2012 год в сумме 11 237 919 245,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 419 333 628,0 тыс. рублей, и на 2013 год в сумме 12 175 569 320,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 798 330 723,2 тыс. рублей;
3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2013 года в сумме 6 976 386 792,2 тыс. рублей и на 1 января 2014 г. в сумме8826270310,2тыс.рублей;
4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2013 года в сумме 65,2 млрд. долларов США, или 52,1 млрд. евро, и на 1 января 2014 года в сумме 75,6 млрд. долларов США, или 58,2 млрд. евро;
5) дефицит федерального бюджета на 2012 год в сумме 1 734 450 000,0 тыс. рублей и на 2013 год в сумме 1795680000,0 тыс. рублей.
Введение
1 Сущность бюджета и бюджетной системы, ее структура
2 Бюджетная классификация
1 Анализ показателей доходной и расходной части государственного бюджета РФ
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В последние годы Россия демонстрирует высокую динамику социально-экономического развития.
В настоящее время российская экономика подошла к поворотному рубежу - на фоне растущих вызовов глобальной конкуренции и необходимости ускорения темпов развития нарастает критическая масса факторов, которая может привести к существенному торможению экономического роста.
Для поддержания устойчивых темпов роста на уровне 6 и более процентов в год необходимо завершить формирование конкурентоспособной модели экономики, опирающейся на имеющиеся в стране глобальные преимущества и ресурсы развития.
Актуальность установления эффективных методов формирования и исполнения бюджетов, необходимость системного исследования теоретических и практических анализа доходов и расходов бюджетной системы страны обусловили выбор темы, цель и задачи исследования.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Целью данной работы является изучение особенностей формирования и анализ доходов и расходов бюджетной системы РФ.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
изложить теоретические аспекты формирования государственного бюджета страны;
рассмотреть сущность бюджета и бюджетной системы, ее структуру;
раскрыть бюджетная классификация;
изучить процесс формирования федерального бюджета;
провести анализ формирования государственного бюджета РФ;
провести анализ показателей доходной и расходной части государственного бюджета РФ;
рассмотреть проблемы сбалансированности государственного бюджета;
рассмотреть проблемы формирования государственного бюджета и пути совершенствования бюджетного процесса.
Предметом исследования служит механизм формирования доходов и расходов бюджетной системы РФ в условиях экономического роста.
Методами исследования послужили материалы российской и зарубежной печати, нормативные документы Федерального Собрания РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, статистические материалы Госкомстата РФ и экспертные оценки, опубликованные в средствах массовой информации.
государственный бюджет доходный
Глава 1. Теоретические аспекты формирования государственного бюджета страны
1.1 Сущность бюджета и бюджетной системы, ее структура
Сегодня актуальными являются материальное и юридическое понимание бюджета. В материальном (экономическом) смысле здесь подразумевают централизованный в определенных масштабах денежный фонд, который находится в распоряжении органа, наделенного властными полномочиями. Материальное содержание бюджета подвижно, поскольку постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него, направления расходов.
Юристами бюджет традиционно определяется как «финансовая программа, план деятельности», «план ведения государственного хозяйства». При этом по своей правовой характеристике такой финансовый план-прогноз является законом.
Важным для выяснения сущности бюджета является тот факт, что бюджет, как форма образования и расходования фондов денежных средств, а также как финансовый план, существует лишь определенный период времени. Закон о бюджете сохраняет свою жизнь и по истечении этого периода .
Несмотря на многоликость бюджета, все-таки нельзя согласиться с утверждением о том, что в организационном плане бюджет является способом финансового обеспечения функций государства и муниципальных образований. Именно с организационной точки зрения бюджет представляет собой системно сгруппированную сводку сметных расходов и предусмотренных для их покрытия доходов на один финансовый год. Данный план - после придания ему юридической силы посредством утверждения представительным органом власти - существует уже и в форме нормативного акта.
Государственный бюджет - денежные отношения, возникающие у федеральных органов власти с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием централизованного бюджетного фонда. Он является основным финансовым планом государства на текущий финансовый год и имеет силу закона. В государственном бюджете планируется темп годовой инфляции и абсолютное значение ВВП на конец года. К контрольным показателям федерального бюджета относятся совокупные доходы и расходы, размер дефицита, профицита, предельный размер государственных займов и кредитов, предоставляемых иностранным государствам.
Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы Российской Федерации. Он играет активную роль в функционировании экономики, ее поступательном и динамичном развитии.
Основным документом, регламентирующим бюджетное устройство Российской Федерации, является Бюджетный кодекс (БК) Российской Федерации, введенный в действие федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ .
БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней (рис. 1.):
) первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
) второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
) третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации .
Рис. 1. Схема бюджетной системы РФ
Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ. Бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет муниципального образования. Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней .
Таким образом, на основе изученного материала можно сделать следующий вывод: государственный бюджет - центральное звено финансовой системы Российской Федерации, которое играет активную роль в функционировании экономики, ее поступательном и динамичном развитии.
2 Бюджетная классификация
Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.
Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:
для составления, утверждения и исполнения бюджета;
контроля за выделением и использованием бюджетных средств;
обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;
составления консолидированных бюджетов всех уровней.
Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
Классификация доходов бюджетов - это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы в соответствии с источниками их формирования, установленными соответствующими законодательными актами. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.
Функциональная классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.
Первый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации - разделы, второй уровень подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов, третий уровень - целевые статьи расходов федерального бюджета, отражающие финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов, четвертый уровень - виды расходов федерального бюджета, детализирующие направление финансирования расходов по целевым статьям .
Расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Экономическая классификация расходов бюджетов - это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она включает текущие и капитальные статьи расходов. На ее основе составляются сметы бюджетных учреждений.
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета представляет собой группировку расходов, отражающую распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.
Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджетов субъектов РФ по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов .
Бюджеты всех уровней состоят и двух частей: доходной и расходной.
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов. Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:
налоги на прибыль (доход), прирост капитала;
налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
налоги на совокупный доход;
налоги на имущество;
платежи за пользование природными ресурсами;
налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
прочие налоги, пошлины, сборы.
Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:
доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
доходы от продажи земли и нематериальных активов;
поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
административные платежи и сборы;
штрафные санкции, возмещение ущерба;
доходы от внешнеэкономической деятельности;
прочие неналоговые доходы.
Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:
от нерезидентов;
от бюджетов других уровней;
от государственных внебюджетных фондов;
от государственных организаций;
средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.
В свою очередь подгруппы делятся на статьи и подстатьи. Так, подгруппа "налоги на прибыль (доход), прирост капитала" делится на две статьи: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Статья "подоходный налог с физических лиц" делится на три подстатьи: подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и организациями, подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами; налог на игорный бизнес .
Перечни главных распорядителей средств бюджетов субъектов РФ и распорядителей средств местных бюджетов утверждаются соответственно органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.
Бюджетная классификация в части классификации доходов бюджетов, функциональной классификации расходов бюджетов, экономической классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов едина для бюджетов всех уровней бюджетной системы и утверждается федеральным законом.
Законодательные или представительные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.
В бюджетной классификации приводится также перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Она включает целевые статьи расходов федерального бюджета, виды расходов федерального бюджета .
Бюджетная классификация утверждается в форме закона, в который вносятся изменения и дополнения одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Совершенствование бюджетной классификации позволит повысить эффективность мобилизации и использования бюджетных средств, обеспечить прозрачность бюджетов всех уровней и оптимизировать учетную политику.
Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную. Бюджетную классификацию расходов можно представить в виде схемы (рис. 3)
Рис. 3. Классификация расходов государственного бюджета РФ
1) Функциональная классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.
государственное управление и местное самоуправление;
судебная власть;
международная деятельность;
национальная оборона;
правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
промышленность, энергетика и строительство;
сельское хозяйство, рыболовство и др.
) Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
) Экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.
Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п. В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом .
Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.
Исходя из изученного материала, можно сделать вывод, что бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов. К доходам бюджета относятся денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления, а к расходам - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.
3 Процесс формирования федерального бюджета
Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:
составление проектов бюджетов;
рассмотрение и утверждение бюджетов;
исполнение бюджетов;
составление отчета об исполнении бюджетов и утверждение.
Рассмотрим процесс формирования проектов бюджетов более подробно.
Для составления проектов бюджетов разрабатываются прогнозы социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также осуществляется подготовка сводных финансовых балансов.
Для составления проектов бюджетов используется информация о
действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве;
нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы;
предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы;
видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы на другой;
нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг;
нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.
Для составления проекта бюджета на очередной финансовый год готовятся следующие документы и материалы:
прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;
основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории;
прогноз сводного финансового баланса по соответствующей территории;
нормативы финансовых затрат;
план развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории;
долгосрочные целевые программы.
Составление проекта бюджета осуществляется на основе налогового законодательства, действующего на момент составления проекта бюджета.
При невключении отдельных видов пособий, пенсий, компенсаций, дотаций и других трансфертов населению в проект бюджета либо включения их в неполном объеме или не для всех категорий граждан орган, составляющий проект бюджета, одновременно представляет проекты изменений и дополнений правовых актов, являющихся основанием для получения соответствующих трансфертов населением .
В проекте закона о бюджете содержатся основные характеристики бюджета:
общий объем доходов;
общий объем расходов;
дефицит бюджета.
В проекте закона о бюджете в доходной его части содержатся также:
прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов;
нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы;
нормативы централизации доходов бюджетов других уровней бюджетной системы для целевого финансирования централизованных мероприятий.
В проекте закона о бюджете устанавливаются расходы по следующим показателям:
расходы бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации расходов;
общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;
расходы и доходы целевых бюджетных фондов;
объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы, предоставляемой в форме дотаций и субвенций, в разрезе бюджетов, получающих финансовую помощь;
распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета;
В составе расходов на бюджетные инвестиции в проекте закона о бюджете устанавливаются лимиты предоставления инвестиционных налоговых кредитов на срок, превышающий пределы очередного финансового года .
По соответствующим разделам и подразделам расходов бюджета устанавливаются лимиты предоставления бюджетных кредитов на срок, превышающий пределы очередного финансового года.
В проекте закона о бюджете определяются следующие характеристики государственного или муниципального долга, а также государственных или муниципальных заимствований:
источники финансирования дефицита бюджета за счет государственных или муниципальных внутренних заимствований;
верхний предел государственного или муниципального внутреннего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;
предел предоставления государственных или муниципальных гарантий третьим лицам на привлечение внутренних заимствований.
В проекте федерального закона о федеральном бюджете также определяются:
верхний предел государственного внешнего долга РФ по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;
предел государственных внешних заимствований РФ: объемы и перечень государственных внешних заимствований РФ по показателям источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
пределы предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам и их юридическим лицам, а также международным организациям, в том числе государствам - участникам СНГ;
предел предоставления государственных гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований.
Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год составляются:
адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год; план развития государственного или муниципального сектора экономики; структура внутреннего государственного или муниципального долга и программа внутренних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета;
программа предоставления государственных или муниципальных гарантий на очередной финансовый год;
оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год;
другие документы и материалы.
Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются объем ВВП на очередной финансовый год и темп его роста, а также уровень инфляции.
Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ в соответствии с бюджетной политикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента РФ.
Правительство РФ определяет порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета .
Уполномоченный орган исполнительной власти разрабатывает прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточняет параметры среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, положенного в основу перспективного финансового плана.
Таким образом, на первом этапе формирования федерального бюджета осуществляется разработка федеральными органами исполнительной власти плана-прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.
Одновременно Правительством РФ рассматриваются предложения об увеличении или сохранении минимального размера оплаты труда и минимального размера государственных пенсий, о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу.
Минфин РФ в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов:
направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;
уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу.
Разработка и согласование федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, представляемых одновременно с ним документов и материалов, законопроектов об увеличении минимального размера оплаты труда и минимального размера государственных пенсий, о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий в очередном финансовом году, а также проектов законодательных актов об отмене правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия этих правовых актов или об их поэтапном введении завершаются не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году .
С 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.
Глава 2. Анализ формирования государственного бюджета РФ
2.1 Анализ показателей доходной и расходной части государственного бюджета РФ
Государственный бюджет РФ, в соответствии с международной классификацией МВФ, включает следующие четыре элемента (раздела):
доходы и полученные официально трансферты;
расходы и чистое кредитование;
финансирование бюджетного дефицита;
государственный долг.
В раздел «Доходы и полученные официально трансферты» включены следующие подразделы: доходы и полученные официально трансферты; общие доходы; текущие доходы; налоговые поступления; неналоговые поступления; доходы от операций с капиталом; полученные официальные трансферты.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения .
Основной статьей дохода государственного бюджета РФ являются налоговые поступления (таблица 1).
Таблица 1. Динамика доходов бюджета РФ
2010201120122013Налоговые доходы76,978,579,167,1Неналоговые доходы 6,96,86,532,9Доходы целевых бюджетных фондов0,80,60,4---
Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. Главным среди налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог на прибыль (доход) предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночного хозяйства роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим объектом воздействия государства. Налог на прибыль должен использоваться не только в фискальных целях, но и для создания заинтересованности предприятий в повышении эффективности производства и улучшении его материально-технической оснащенности.
Банки и другие кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах, уплачивают в бюджет подоходный налог. Система подоходного обложения распространяется также на страховые организации, получающие доходы от страховых видов деятельности .
Наличие разных форм собственности, их экономическое соперничество вызывает необходимость взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество предприятий - неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории России. При его взимании реализуются обе функции налога - и фискальная, и экономическая. Первая - благодаря тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции (работ, услуг); вторая - через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождаться от излишнего, неиспользуемого имущества.
Важное место в налоговой системе страны занимают платежи за природные ресурсы: земельный налог, плата за воду, лесной доход и др. Одни из них вносятся из прибыли, другие - за счет себестоимости. Значение названных платежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую роль, ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективное использование соответствующих видов ресурсов.
Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает подоходный налог. Переход к рыночной экономике создал предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ .
Подоходное обложение физических лиц дополняется взиманием налога на имущество, который выполняет не только фискальную роль, но и служит своеобразным психологическим фактором, влияющим на поведение плательщика, осознающего себя собственником. Налог на имущество позволяет мобилизовать в распоряжение государства денежные средства наиболее состоятельных граждан. Благоприятные тенденции в развитии страны, ее экономический и социальный расцвет впрямую зависят от того, насколько быстро состоятельные владельцы имущества станут преобладающей частью российского общества.
В общем, доходы бюджета можно подразделить на три крупные группы:
Закрепленные, т.е. предписаны к тому или иному уровню бюджета.
Регулирующие или отчисления по регулирующим доходным источникам. Ежегодно расписывается процентное соотношение распределения тех или иных налогов по уровням бюджетов.
Дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно территориальными органами власти, плюс дотации и субвенции (строго целевые дотации), которые поступают в нижестоящие бюджеты из вышестоящих.
В раздел «Расходы и чистое кредитование» включены следующие подразделы: расходы и чистое кредитование; общие расходы; текущие расходы на товары и услуги, выплату процентов, субсидии и другие текущие трансферты; капитальные расходы на приобретение основного капитала, товаров для производственных запасов, земли и нематериальных активов, капитальные трансферты; чистое кредитование (внутреннее и внешнее).
В структуре государственного бюджета РФ существует функциональная классификация этого раздела, которая указывает на конкретные каналы существования расходов по четырем группам:
а) государственные услуги общего назначения.
Общая бюджетная деятельность, общая кадровая политика, центральные закупки и снабжение, внешние отношения, оборона, государственная безопасность и общественный порядок;
б) общественные и социальные услуги.
Образование, здравоохранение и санитарно-эпидемиологический надзор, социальное страхование и социальное обеспечение, жилищное хозяйство, коммунальное обслуживание, отдых и культурная деятельность;
в) государственные услуги, связанные с экономической деятельностью.
Топливно-энергетический комплекс, транспорт и связь, сельское хозяйство, охота, рыболовство, лесное хозяйство, добывающая промышленность и полезные ископаемые, обрабатывающая промышленность, строительство, прочие услуги (связанные с экономической деятельностью);
г) прочие услуги.
Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходами, а также в их влиянии друг на друга. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих бюджетных доходов, причем последние в свою очередь определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала и т.д. Поэтому в настоящее время особенно остро встает вопрос сбалансированности, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Проблеме сбалансированности бюджета посвящен следующий раздел дипломной работы .
2 Проблемы сбалансированности государственного бюджета
Наиболее удачный вариант государственного бюджета - это бездефицитный бюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой сбалансированности бюджета не всегда удается. В результате возникает такое явление, как бюджетный дефицит, что в свою очередь приводит к появлению государственного долга.
Бюджетный дефицит - это превышение расходной части бюджета над доходной. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета.
Динамика дефицита бюджета в России в период кризиса наглядно представлена в таблице 2.
Таблица 2. Бюджетный дефицит (в % к ВВП) в РФ
Годы2010201120122013Доход12,412,314,915,4Расход18,414,116,515,4Дефицит-6,0-2,8-1,60
Причины дефицита бюджета:
Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.
Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.
Увеличение бюджетных расходов.
Непоследовательная финансово-экономическая политика.
Огромное воздействие на состояние бюджета оказывает темп роста инфляции. С одной стороны, за счет воздействия инфляционного фактора увеличиваются доходы бюджета, но, поскольку происходит падение темпов производства и наблюдается рост взаимной задолженности предприятий, в целом такое увеличение доходов не имеет стабильного характера. Расходные статьи бюджета полностью не индексируются, и это ухудшает положение предприятий и отраслей, которые зависят от бюджетного финансирования. В этих условиях, как правило, имеет место недофинансирование не только по сумме, но и по срокам. Увеличение временного лага между установленными и фактическими сроками выделения бюджетных ассигнований приводит к росту задолженности бюджета перед предприятиями и населением. Невыполнение государством собственных обязательств нарушает денежный оборот и финансовую стабильность .
Меры по снижению бюджетного дефицита:
Конверсия.
Переход от финансирования к кредитованию.
Постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям.
Снижение расходов на управление государством.
Изменение системы налогообложения.
Повышение роли местных бюджетов.
Существует три традиционных способа покрытия дефицита бюджета:
) выпуск госзаймов,
) ужесточение налогообложения,
) производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег.
Однако в настоящее время «сеньораж» не является простым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.
На сегодняшний день имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита.
Первая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит, доходы населения упали, и налоговые поступления в бюджет сократились.
Вывод: Ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а проциклическим.
Вторая концепция: бюджет не должен балансироваться ежегодно, а в течении экономического цикла. Например, в стране - экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит.
Вывод: Бюджет сбалансируется не за 1 год, а в период цикла.
Третья концепция: целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства - поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.
Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию.
Глава 3. Пути совершенствования бюджетного процесса
Бюджетная политика является важнейшим инструментом государственной экономической политики, оказывающим влияние на общее состояние экономики и макроэкономическое равновесие. Бюджетная политика в среднесрочной перспективе, реализуемая в координации c денежно-кредитной и внешнеэкономической политикой, должна стать основой формирования единой финансовой политики государства.
Стратегической целью бюджетной политики является обеспечение устойчивого экономического роста, повышение эффективности участия государства в распределении и перераспределении ресурсов в экономике по мере повышения уровня социально-экономического развития.
Перед бюджетной политикой РФ в среднесрочной перспективе стоят следующие задачи реформирования:
Повышение устойчивости бюджетной системы, снижение долгового бремени.
Усиление роли бюджетной политики в качестве инструмента, направленного на стимулирование инвестиционной активности и обеспечение роста экономики.
Повышение качества управления государственными активами и пассивами; создание эффективной системы управления государственным долгом.
Совершенствование бюджетного процесса и упорядочение бюджетных процедур.
Указанные задачи должны достигаться реализацией бюджетной политики по следующим направлениям:
) Создание эффективной системы управления и регулирования государственных финансов
Бюджетная политика должна отвечать требованиям общеэкономического равновесия. В целях обеспечения сбалансированности бюджета в среднесрочной перспективе в условиях значительной долговой нагрузки при ограниченном привлечении внешних ресурсов, необходимости снижения зависимости состояния государственных финансов от внешнеэкономической конъюнктуры необходимо повысить значение прогнозирования государственного бюджета, взаимоувязанного с развитием всех сфер экономики. В этих целях бюджетная политика должна быть построена на основе единой системы регулирования и оптимизации движения финансовых потоков в экономике. Данный подход к управлению и регулированию бюджетным процессом обеспечит маневренность бюджетной сферы и придаст гибкость проводимой бюджетной политике, позволит более четко определять ее приоритеты, прогнозировать стратегию на финансовых рынках и размеры государственных заимствований .
) Совершенствование бюджетной политики в области доходов, включающее:
обеспечение эффективного функционирования налоговой системы.
Основным направлением налоговой политики должно стать обеспечение приемлемых как для государства, так и для хозяйствующих субъектов, фискальных условий деятельности. При этом главным приоритетом налоговой реформы является, с одной стороны, увеличение доходов государственного бюджета, с другой стороны, стимулирование предпринимательской и деловой активности в экономике.
повышение эффективности управления доходностью государственных активов.
Государственное участие в экономике должно осуществляться исходя из принципа его эффективности, определения степени и форм участия, обеспечивающих, в том числе, необходимый уровень мобилизации доходов в государственный бюджет.
оптимизация доходов от внешнеэкономической деятельности.
В среднесрочной перспективе будет продолжена работа по унификации таможенного тарифа, сокращению таможенных льгот, гармонизации таможенных процедур, направленных на повышение прозрачности внешнеэкономических операций, обеспечивающих рост доходов государственного бюджета от внешнеэкономической деятельности. В целях совершенствования фискальной и регулирующей функции таможенной системы планируется последовательное снижение средневзвешенной и максимальной импортной пошлины, укрупнение товарных групп, будет усилен таможенный контроль.
) Формирование эффективной системы бюджетных расходов, ориентированной на стимулирование экономического роста и обеспечение оптимального использования бюджетных средств.
Бюджетная политика в области расходов государственного бюджета в среднесрочной перспективе будет формироваться на основе следующих основополагающих принципов:
расходы государственного бюджета должны определяться исходя из реализации приоритетов социально-экономической политики, создания условий для подъема инвестиционной и инновационной активности, формирования других необходимых предпосылок устойчивого развития;
формирование четкой системы критериев обоснования оценки эффективности бюджетных расходов;
реализация программно-целевого подхода при соблюдении установленных нормативов финансирования расходов государственного бюджета.
) Повышение эффективности управления государственными активами и пассивами, переход к активному управлению государственным долгом.
Проведение инвентаризации активов и пассивов государства позволит, с одной стороны, перейти к качественно новому уровню управления государственной собственностью, повысить эффективность ее использования; с другой стороны, полная информация об объеме ресурсов, необходимых для выполнения всех принятых государством обязательств, создаст более прозрачные и открытые отношения между государством и обществом, приведет к формированию социального контракта .
Основными принципами реализации бюджетной политики в области государственных внутренних заимствований будут следующие:
политика заимствований на рынке государственных ценных бумаг будет проводиться исходя из конъюнктуры рынка с учетом ограничения долгового бремени, формирования доходности на уровне, стимулирующем вложения инвесторов в реальный сектор экономики;
создание новых технологий, улучшение обслуживания инвесторов с разработкой дифференцированных характеристик долговых обязательств, удовлетворяющих требованиям различных групп институциональных инвесторов;
улучшение платежного графика исходя из необходимости устранения "пиков" платежей по обслуживанию и погашению внутреннего долга, обеспечения сбалансированности государственного бюджета.
) Совершенствование бюджетного процесса и упорядочение бюджетных процедур путем:
перевода на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней;
обеспечения прозрачности бюджетов и бюджетных процедур, обязательная публикация бюджетной отчетности в соответствии с разделами бюджетной классификации на всех уровнях бюджетной системы;
совершенствования системы государственных закупок, обеспечивающей реальный конкурентный режим при размещении заказов на производство товаров и услуг для государственных нужд;
урегулирования имеющейся бюджетной дебиторской и кредиторской задолженности, максимальной консолидации в бюджетах всех уровней внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов;
сохранения принципа общего покрытия бюджетных расходов доходами и др.
Налоговая реформа в среднесрочной перспективе будет реализовываться по следующим направлениям:
) совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения, придания налоговой системе стабильности и большей прозрачности путем:
реформирования отдельных видов налогов (введение новых или замена действующих налогов, изменение механизма взимания налогов), сокращения числа налогов и сборов, отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов (прежде всего "оборотных" налогов);
придания налоговому законодательству большей четкости и "прозрачности", не оставляющей места для неоднозначного толкования налоговых норм. В этих целях для улучшения собираемости налогов и предотвращения уклонения от налогообложения должны быть осуществлены меры по рационализации и упрощению бухгалтерского учета, определению экономически обоснованного состава затрат, относимых на себестоимость продукции;
пересмотра и отмены налоговых льгот и исключений, сокращения перечня оснований для предоставления отсрочек и рассрочек исполнения налоговых обязательств.
) совершенствование норм и кодификация правил, регламентирующих деятельность налоговой администрации и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и гражданского законодательства.
) установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечение "теневых" экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов .
Финансирование расходов, прежде всего, будет определяться их эффективностью, а также необходимостью выполнения государством своих функций.
Бюджетная политика в области государственных расходов в среднесрочной перспективе будет ориентирована на комплексное повышение качества жизни, социальных стандартов, конкурентоспособности национальной экономики на мировом рынке. Реформирование бюджетных расходов предполагает формирование четкой системы критериев эффективности бюджетных расходов, дифференцированных по отраслям экономики и отражающих результативность использования бюджетополучателями выделяемых им государственных ресурсов.
В условиях концентрации ресурсов на решении ключевых задач развития экономики важно определить приоритеты расходования бюджетных средств.
Расходы государственного бюджета будут, прежде всего, обеспечивать проведение структурных реформ по следующим направлениям:
а) социальные расходы (текущие и капитального характера), доля которых в реальном выражении будет ежегодно возрастать.
Необходимо обеспечить доступность и бесплатность для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего, образования и здравоохранения, перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном снижении помощи обеспеченным семьям, сокращение социального неравенства .
В решении этих задач бюджетная политика будет исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности в стране, и ориентироваться на приоритетность отраслей социального блока, создания социально-экономических условий для конституционных гарантий прав граждан. При этом выделение государством средств будет ориентировано на конечный результат деятельности каждого учреждения и использование их с наибольшей эффективностью.
б) расходы на содержание судебной системы.
Необходимо увеличить численность судей, их обеспеченность, а также улучшить материально-техническую базу.
в) расходы на национальную оборону.
Низкоэффективные расходы государственного бюджета должны быть сведены к минимуму. Сократятся прямые и косвенные субсидии, дотации и другие методы поддержки государственным бюджетом отдельных отраслей экономики или секторов. Как показала практика предыдущих лет, такая поддержка в основном негативно влияет на распределение экономических ресурсов, снижая возможность гибкого использования экономических рычагов. Оказанию государственной поддержки должна предшествовать тщательная оценка, включающая определение эффективности и продолжительности господдержки, обеспечение ее прозрачности.
Для активизации процессов прямого инвестирования необходимо создать гарантийные и страховые механизмы, предусматривающие варианты гарантирования и страхования экспорта и импорта по схеме совместных гарантий государства, государственных страховых агентств, коммерческих гарантийных, страховых финансовых институтов, обеспечивающих эффективную окупаемость проектов. Основная задача такой схемы совместных гарантий - минимизация и в последствии полное исключение нагрузки на федеральный бюджет. Для этих целей может быть создано агентство для рефинансирования экспорта .
Основными целями реформирования межбюджетных отношений в среднесрочной перспективе являются:
) Создание долгосрочных институциональных стимулов для региональных и местных органов власти и управления проводить структурные реформы, поддерживать конкурентную среду, благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат.
) Управление общественными финансами, при максимально эффективном использовании налоговых и иных ресурсов соответствующих территорий, прозрачности и подотчетности налогово-бюджетной политики.
) Обеспечение равного доступа граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям.
) Достижение общественного согласия по вопросам распределения между уровнями бюджетной системы и регионами финансовых ресурсов, создание условий для эффективного выполнения региональными и местными властями своих полномочий в рамках гражданского общества.
Для достижения этих целей должны быть созданы правовые и финансово-экономические механизмы, повышающие ответственность региональных и местных властей за результаты проводимой ими политики, в том числе - обеспечивающие единое экономическое пространство, формирование условий равной конкуренции между регионами за экономическую активность и инвестиции.
Для реализации этой стратегии необходимо реализовать следующие первоочередные мероприятия:
С учетом перечисленных выше направлений реформирования бюджетного процесса правительством России были одобрены основные характеристики федерального бюджета на следующий год и перспективного финансового плана на 2015 гг.
Возможность существенного ускорения роста связана как с опережающим развитием высокотехнологичной и информационной компонент экономики, так и с коренной модернизацией традиционного сектора, в котором к 2015 году, по-прежнему, будет сосредоточена основная часть занятости и доходов.
Заключение
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.
Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства.
Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Подведя итоги работы, остановимся на главном.
Бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Первый шаг к экономическому росту, первый шаг по удвоению ВВП в течение ближайших лет и первый шаг обеспечения высоких темпов экономического роста в течение среднесрочной перспективы - это сокращение удельного веса государственных расходов ВВП примерно до 20%.
Международные сопоставления позволяют заключить, что в целом гипотеза о наличии отрицательной связи между величиной долговых платежей и темпами экономического роста статистическими данными не подтверждается. В то же время для относительно небольшой группы стран с высокими значениями сальдо текущего баланса и низкими показателями монетизации экономики такого рода связь является положительной и статистически значимой
Для успешного реформирования бюджетного процесса в РФ можно предложить реализовать следующие первоочередные мероприятия:
) В области бюджетных доходов:
обеспечить формирование собственных доходов региональных и местных бюджетов за счет закрепленных на долгосрочной основе в Налоговом и Бюджетном кодексах доходных источников и налоговых полномочий, прежде всего - за счет прямых налогов с немобильной и равномерно размещенной налогооблагаемой базой;
повысить централизацию налоговых поступлений и полномочий по налогам с мобильной и неравномерно размещенной налогооблагаемой базой с одновременным увеличением размеров финансовой помощи субъектам Российской Федерации;
повысить эффективность взаимодействия (на основе агентских соглашений) между региональными и местными властями и территориальными органами МНС России в части формирования и исполнения планов по сбору налогов в региональные и местные бюджеты.
) В области бюджетных расходов:
ввести в бюджетное законодательство понятие "расходные полномочия", включающее права и обязанности органов власти и управления по нормативно-правовому регулированию, обеспечению финансовыми средствами и финансированию функциональных видов бюджетных расходов;
законодательно закрепить четкое и стабильное разграничение расходных полномочий по всем их составляющим между уровнями бюджетной системы;
ликвидировать нефинансируемые федеральные и региональные "мандаты";
закрепить за федеральными органами власти обязательства по обеспечению финансовыми средствами (предоставлению целевой финансовой помощи) расходов на социальную защиту населения, предусмотренных федеральным законодательством и финансируемых из региональных и местных бюджетов;
передать на региональный уровень основные расходные полномочия по начальному и среднему специальному профессиональному образованию с оказанием субъектам Федерации финансовой помощи на их реализацию.
В целом, социально-экономическое развитие России с учетом изменения внешних и внутренних условий должно пойти по одному из приведенных ниже сценариев.
Динамичный рост экономики в рамках инновационного и целевого сценариев позволяет к 2015 году создать необходимые предпосылки для формирования в России широкого среднего класса, к которому следует относить лиц со среднедушевым доходом выше шести прожиточных минимумов. Его доля в составе населения может повыситься примерно с 20% до 50-60%. Если проблему бедности в основном можно решить к 2015 году, то проблему формирования широкого среднего слоя населения и сокращения доли малообеспеченных - на рубеже 2015-2017 годов.
С учетом более высоких темпов развития произойдет улучшение позиций России в системе мировой экономики. В 2015 году доля ВВП России в мировом ВВП по целевому инновационно-активному варианту может повыситься до 3,5% против 2,6% в 2004 году. В долларовом выражении денежные доходы россиян увеличатся к 2015 году почти в четыре раза, что позволит России значительно сократить разрыв с развитыми странами в уровне благосостояния населения.
Консолидированный бюджет РФ - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, включающей федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ, которые, вместе с тем, состоят из региональных бюджетов (бюджетов субъектов РФ) и местных бюджетов.
Консолидированный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными и представительными органами власти. Консолидированные бюджеты являются чисто статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующих данное государство или территориальные образования по доходам денежных ресурсов в бюджет соответствующего уровня. Статистические консолидированные параметры применяются:
- -для бюджетного планирования;
- -для анализа формирования и использования финансового фонда государства;
- -для формирования прогнозов экономического и социального развития государства;
- -при расчетах, характеризующих различные сферы обеспечения экономики общества, отдельные территориальные образования и т. д.
При бюджетном планировании показатели консолидированных бюджетов используются, например, при определении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ и при определении размеров дотаций.
В частности, при определении отчислений и размеров дотаций в расчете принимаются объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных образований. Без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов базируются на консолидированных бюджетах.
В частности, в доходной части баланса используются следующие бюджетные данные: налог на добавочную стоимость, акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, внешнеэкономические операции, средства целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности или деятельности.
Используя статистические данные консолидированных бюджетов за ряд лет можно более качественно и объективно организовать перспективное планирование и прогнозирование, в частности, при разработке прогнозов экономического и социального развития государства и его территориальных образований.
Кроме того, на основе показателей консолидированных бюджетов возможны расчеты различных видов обеспечения населения государства и территорий, бюджетных расходов на одного жителя на образование, медицинское обслуживание и другие социальные гарантии, а также среднедушевых бюджетных доходов на одного жителя в целях сравнения с аналогичными показателями регионов и других государств.
В расходах за 2000-2005 годы быстрей всего возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Отчасти это обусловлено увеличением госаппарата (в 2005, согласно Росстату, количество государственных служащих выросло на 11 % т.е. на 143 тыс. чел.) В тоже время незначительно сокращались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).
Таблица 1. Сводная таблица основных параметров бюджетов 2004-2015 годы (и прогноз на 2016-2017 годы)
Важно отметить, что в 2007-м году впервые в истории новой России был сформирован так называемый "трехлетний" бюджет на 2008--2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов". Он включал ключевые параметры бюджетов последующих трех лет. Нужно констатировать, что время для перехода на долгосрочное планирование бюджетных показателей оказалось не самым удачным. Ещё в 2007 году в мире начал набирать обороты международный финансовый кризис, спровоцированный проблемами системы ипотечного кредитования в США и последовавшим банкротством ряда крупнейших американских банков (например ЛемонБразерс). Уже в 2008 году кризис добрался до России (сначала обвалился фондовый рынок), а в 2009-м году в наибольшей степени проявил себя остановкой производства множества крупных предприятий, резким ростом безработицы, падением курса рубля и сокращением кредитования.
Сегодня, в 2016 году воспоминания о том кризисе кажутся "детским лепетом". Предпринятые Правительством РФ меры довольно эффективно восстановили проблемы с ликвидностью в банковском секторе, большая часть предприятий постепенно возобновили работу, а вслед за ними были нивелированы проблемы с безработицей. Ради объективности стоит признать, что преодоление того кризиса было в значительной степени подкреплено общим восстановлением мировой экономики, и, в частности, экономики США.
Теперь обратимся к данным за последние годы.
В основу бюджетной политики на 2014 год положены стратегические цели развития страны (рис. 1), сформулированные в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах.
Рисунок 1. Основные задачи бюджетной политики в 2014 году
Таблица 2. Параметры исполнения федерального бюджета за январь-декабрь 2014 года на кассовой основе, млрд. рублей
Показатель |
Исполнение |
|||
Изменение, в % к соответствующему периоду 2013 г. |
||||
январь-декабрь |
январь-декабрь |
|||
Федеральная налоговая служба |
||||
Федеральная таможенная служба |
||||
Другие администраторы |
||||
Обслуживание долга |
||||
Ненроцентные расходы на кассовой основе |
||||
Профицит (+) / Дефицит (-) |
||||
Сальдо внутреннего долга |
||||
Сальдо источников Внешнего финансирования дефицита |
||||
Прочие источники внутреннего финансирования |
||||
Справочно: |
||||
ВВП. млрд. рублей |
||||
Средняя цена нефти "Юралс", долл. США / баррель |
||||
Курс рубля к доллару США |
В целом можно констатировать, что в 2015 году происходит постепенный откат от критических значений экономического напряжения в стране. Курс рубля значительно вырос от обвальных значений конца 2014 года. Инфляция останавливается, в экономике появляются первые признаки оживления. Можно рассчитывать на дальнейшую стабилизацию, в случае отсутствия ужесточения международных санкций и возобновления падения цен на нефть.