Введение 3
1. Теоретические и законодательные основы финансирования системы социальной защиты населения 6
1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения 6
1.2. Назначение и экономическое содержание социальной защиты населения 14
1.3. Источники финансирования социальной защиты населения 23
1.4. Государственное регулирование в системе социальной защиты населения 30
2. Анализ финансирования системы социальной защиты населения УСЗН г. Назарово 38
2.1. Краткая характеристика объекта исследования 38
2.2. Анализ категорий граждан, нуждающихся в социальной защите и меры социальной поддержки 45
2.3. Особенности финансирования социальной защиты населения 55
3. Совершенствование финансирования социальной защиты населения в г. Назарово 64
3.1. Проблемы финансирования социальной сферы в современных условиях 64
3.2. Направления совершенствования финансирования социальной защиты населения 73
Заключение 90
Список использованной литературы 95
Приложения 101
Социальная защита населения является важнейшей составляющей развития общества, влияющей на все стороны его деятельности.
Переход к рыночным отношениям в обществе обуславливает появление объективных факторов возникновения безработицы, роста розничных цен, что ведет к ухудшению положения подавляющей части населения. Поэтому возникает необходимость совершенствования системы социальной защиты населения.
Социальная защищенность населения любой страны входит в состав показателей, определяющих уровень социальной стабильности общества.
Для обеспечения защиты населения государство должно в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизмы их реализации и функции предоставления социальной поддержки.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что экономические реформы в России вызвали реструктуризацию источников финансирования социальной сферы. Процесс реформирования на сегодняшний день сопровождается переходом на страховые методы финансирования социальной защиты за счет страховых взносов работодателей, добровольных отчислений работодателей и работников, косвенного финансирования в виде налоговых льгот. От полного финансирования социальных программ по защите населения зависит в целом социально – экономическая ситуация в стране.
Формами социальной защиты выступают пенсии, пособия, выплаты, налоговые вычеты и льготы и прочие компенсации различным категориям граждан, нуждающихся в социальной помощи.
Социальные права граждан, провозглашенные Конституцией РФ, закрепляются путем принятия социального законодательства по конкретным вопросам: безработица, семья, детство, инвалидность и т.д. Для реализации принятых социальных законов Правительство РФ, министерства и ведомства разрабатывают условия и нормы, порядок их практического применения.
Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.
Экономическая функция социального обеспечения заключается в замещении заработка (дохода и содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам. Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды социального назначения, которые образуются по территориальному принципу. К внебюджетным фондам социального назначения относятся: пенсионный, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, социального страхования, социальной поддержки.
Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.
Демографическая функция призвана регулировать и стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.
Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего ощущать им себя полноценными членами общества.
Для эффективного осуществления своих социальных функций государство располагает такими действенными рычагами, как социальное законодательство, национальный бюджет, система налогов и сборов. Согласно ст.39 Конституции РФ, каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств существования при наступлении социальных рисков.
Цель данной работы: анализ действующей системы, структуры и источников финансирования социальной защиты населения и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Объектом исследования стало Управление социальной защиты населения администрации г. Назарово.
Предметом исследования является система финансирования социального обслуживания населения.
Задачами настоящей работы являются:
- раскрытие понятия, сущности, значения и форм социальной защиты населения;
- анализ источников финансирования социальной защиты населения;
- определение роли органов государственного управления в совершенствовании финансовых методов социальной защиты населения;
- проведение анализа системы финансирования социальной защиты населения УСЗН г. Назарово;
- исследование проблем финансирования социальной сферы и разработка предложений по егосовершенствованию.
Методической и информационной базой в качестве теоретической основы стали законодательные и нормативные материалы, учебные пособия, статьи периодических изданий, интернет - ресурсы.
Практическая значимость дипломной работы состоит в формулировании выводов по исследуемой теме и в предложении рекомендаций по совершенствованию финансирования социальной защиты населения.
Ограничения по исследованию: в данной дипломной работе не учитываются источники финансирования, поступающие от негосударственных фондов (частные и благотворительные фонды).
1. Теоретические и законодательные основы финансирования системы социальной защиты населения
1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения
Социальное обеспечение возникло в России в 20-е годы XX века и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, но часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.
Понятие «социальная защита» появилось в отечественной научной лексике сравнительно недавно, еще в начале 90-х годов, став достаточно употребляемым в российском обиходе. Это можно объяснить появлением резкой официальной дифференциацией доходов населения. Это выражение было заимствовано из практики зарубежных социальных программ и адаптировано к условиям российской кризисной ситуации. Первоначальное его толкование было довольно узким и сводилось к адресной социальной поддержке наиболее социально и экономически уязвимых групп населения. На рубеже 80-90-х годов XX века понятие «социальная защита» рассматривалось только наравне с «социальным страхованием» и «социальным обеспечением» и часто определялось в качестве совокупности мер воздействия на негативные последствия радикальных социальных и экономических перемен, вызывающих острые проблемы приспособления населения к этим изменениям. Однако уже к середине 90-х годов применение нового термина было расширено и его значение возросло до масштабов форм и методов осуществления государственной социальной политики поддержания уровня и качества жизни населения.
Социальная работа как явление общественной жизни уже более столетия выступает в качестве объекта изучения различных научных дисциплин. Иначе говоря, ее научное обеспечение, совершенствование опирается не только на различные теории социальной работы, методики ее осуществления, но и на теоретические положения целого ряда других социальных наук, наук о человеке.
В экономически развитых странах со смешанной экономикой признается право людей на определенный стандарт благосостояния и государство берет на себя обязанность проведения широких социальных мероприятий, гарантирующих это право. Таким образом, необходимость активной социальной политики в современной рыночной экономике вытекает:
из стремления государства обеспечить социальную стабильность путем защиты населения от негативных сторон рынка: отсутствия гарантий полной занятости и стабильного уровня цен;
неустойчивого, циклического характера развития экономики;
отсутствия стимулов для производства товаров и услуг общественного пользования;
из потребностей самой рыночной экономики: современному производству требуются квалифицированные, образованные, здоровые работники, а также широкий рынок сбыта для разнообразной, высокотехнологической и кач
...................
1. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 11.12.1995. - N 50. - Ст. 4872.
2. Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" // Собрание законодательства РФ. - 07.08.1995. - N 32. - Ст. 3198.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 04.10.2014) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) // Собрание законодательства РФ. - 06.10.2003. - N 40. - Ст. 3822.
4. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О негосударственных пенсионных фондах" // Собрание законодательства РФ. - N 19. - 11.05.1998. - Ст. 2071.
5. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об основах обязательного социального страхования" // Собрание законодательства РФ. - 19.07.1999. - N 29. - Ст. 3686.
6. Проект Федерального закона N 209727-3 "О минимальных государственных социальных стандартах" (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 11.06.2003) // Документ официально опубликован не был.
7. Указ Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (ред. от 09.01.2010) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" // Собрание законодательства РФ. - 12.05.2008. - N 19. - Ст. 2116.
8. Постановление Правительства Красноярского края от 13.10.2011 N 596-п (ред. от 27.11.2013) "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае" на 2012 - 2015 годы" // Наш Красноярский край. - N 106. - 23.11.2011.
9. Постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 N 558-п (ред. от 27.11.2013) "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка населения Красноярского края" на 2011 - 2013 годы" // Наш Красноярский край. - N 91. - 14.12.2010.
10. Постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 N 559-п (ред. от 13.12.2013) "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Старшее поколение" на 2011 - 2013 годы" // Наш Красноярский край. - N 89. - 07.12.2010.
11. Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 30.07.2014) "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" // Собрание законодательства РФ. - 19.12.2005. - N 51. - Ст. 5547.
12. Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 18.04.2014) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" // Собрание законодательства РФ. - 31.01.2011. - N 5. - Ст. 739.
13. Приказ «О создании общественного совета» от 10.10.2013 г., г.Назарово №80, в соответствии с Законом Красноярского края от 20.12.2005 г. №17-4294 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований края государственными полномочиями по организации деятельности органов управления системой социальной защиты населения, обеспечивающих решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания населения» // Документ официально опубликован не был.
14. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2010 N 402 "Об утверждении Положения о Департаменте организации социальной защиты населения Министерства труда и социального развития РФ " // Документ официально опубликован не был.
15. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2010 N 402 "Об утверждении Положения о Департаменте по делам инвалидов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации" // Документ официально опубликован не был.
16. Закон Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 (ред. от 06.03.2014) "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" (подписан Губернатором Красноярского края 23.12.2004) // Красноярский рабочий. - N 4. - 15.01.2005.
17. Закон Красноярского края от 10.12.2004 N 12-2703 (ред. от 03.04.2014) "О мерах социальной поддержки ветеранов" (подписан Губернатором Красноярского края 28.12.2004) (вместе с "Порядком расчета нормативов определения общего объема с
К основным принципам финансирования социальной работы на региональном и местном уровне можно отнести следующие:
- - принцип использования финансово-экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и формирования социальных фондов;
- - принцип социального реагирования в связи с инфляцией, повышением прожиточного минимума, стоимости продовольственной корзины, уровня цен на жилье;
- - принцип дифференцированного подхода при определении размера ассигнований и социальной помощи в зависимости от специфики региона и местных условий;
- - принципы экономической самостоятельности местных органов власти в накоплении и использовании средств в соответствии с законодательством;
- - критерии экономической эффективности, с учетом объема социальных расходов;
- - учет государственных минимальных стандартов, в пределах которых должны выделяться средства по основным социальным позициям;
- - преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов.
Финансирование мероприятий по социальной защите населения осуществляется из различных источников:
- 1. Государственный бюджет (федеральный, бюджет субъектов, муниципальный).
- 2. Негосударственные источники финансирования (частные и общественные благотворительные фонды, негосударственный пенсионный фонд)
Способы финансирования социальной работы подразделяются на:
- 1. Прямое финансирование, когда денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной работы;
- 2. Косвенное финансирование - когда финансирование формируется уменьшением изъятия денежных средств (льготное налогообложение, льготное ценообразование на социально значимые виды товаров и услуг).
Одним из важнейших источников финансирования являются государственные внебюджетные фонды: пенсионный фонд РФ, фонд обязательного медицинского страхования.
Пенсионный фонд России образован в соответствии с ФЗ «О государственных пенсиях в России» в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Этот фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и подотчетен Правительству РФ, имеет отделения во всех регионах страны, образует федеральную систему вертикального подчинения.
Задачами пенсионного фонда являются сбор средств, взносов, их расходование, привлечение добровольных взносов, контроль над поступлением средств.
Средства пенсионного фонда формируются за счет страховых взносов работодателей, взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, ассигнований из бюджета на выплату пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним гражданам, пособий на содержание детей старше полутора лет, на индексацию пенсий, пособий, компенсаций пострадавшим от Чернобыльской катастрофы.
В соответствии с законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» образованы федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, как самостоятельные государственные, некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Федеральный фонд является юридическим лицом, подотчетным Правительству РФ.
Основные задачи федерального фонда: реализация государственной политики обязательного медицинского страхования, обеспечения прав граждан и достижения социальной справедливости в системе медицинского страхования, осуществление мер финансовой устойчивости системы.
Достаточно масштабную категорию клиентов социальной защиты составляют граждане, пользующиеся льготами и различными выплатами. Различают федеральную и региональную категории льготников. К федеральной категории относятся лица с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды) всех групп (категорий). Другие категории граждан, пользующихся льготами (ветераны военной службы, ветераны труда, больные диабетом) финансируются из регионального бюджета.
Финансирование структуры социальной защиты Российской Федерации осуществляется за счет бюджетной системы, федеральных и территориальных внебюджетных фондов. Значительную часть денежных средств, которая идет на финансирование социальных обязательств, при помощи межбюджетных трансфертов государство равномерно распределяет между элементами бюджетной структуры (субвенции, дотации, субсидии и другие трансферты), поэтому финансирование социальной защиты носит многоканальный и многоуровневый характер.
Механизм финансирования социальной защиты населения
Взносы на обязательное социальное страхование через государственные внебюджетные социальные фонды оказывают прямое влияние на систему финансирования социальной защиты населения. Чем больше налоговая база, тем больше будет произведено платежей. Проводя анализ налогового влияния на финансирование социальной политики, особое внимание следует уделить налогам физических лиц, особенностью которого в Российской Федерации является плоская шкала налогообложения, что способствует развитию социального неравенства общества.
В существующих условиях начисления налогов отсутствует минимум заработной платы и развивающийся порядок налогообложения, который позволяет изымать доходы сверх нормы и значительно пополнять тем самым бюджет государства. Можно подытожить, что регрессивный характер страховых платежей и плоская шкала налогообложения освобождает от уплаты налогов граждан со сверх доходами. Вследствие этого создается чрезмерная нагрузка на государство по социальным обязательствам.
Также источником финансирования структуры социальной защиты, помимо налоговых платежей, могут быть благотворительные фонды, организации или предприятия, эффективность деятельности которых можно стимулировать налоговыми преференциями.
Рассуждая о благотворительности, необходимо остановиться на социальной ответственности бизнеса, рассматривая его как источник развития социальных и экономических основ общества (иными словами, единых ценностей в отношениях организации с внешней средой и работниками). Государство заинтересовано в том, чтобы предпринимательство было нацелено на долгосрочные социальные программы, которые рассматриваются в качестве метода для смягчения социальных отличий и реализации социальной защиты населения.
Помимо страховых платежей, существенную роль в финансировании социальной защиты населения играет налог на прибыль предприятий, поскольку является основным источником пополнения федерального и регионального бюджета, который обеспечивает большинство социальных расходов.
Источники финансирования социальной защиты РФ
Источниками финансирования социальной защиты Российской Федерации являются внебюджетные социальные фонды государства: Пенсионный фонд, фонд социального страхования, Фонд занятости граждан, Фонд государственного медицинского страхования.
Определение 1
Фонд социального страхования РФ – это специализированная финансово-кредитная организация при государственном правительстве Российской Федерации.
Замечание 1
Основная задача данного фонда – это обеспечение пособий, которые гарантированы государством, по временной утрате трудоспособности, беременности и родам, при рождении детей, выплаты по уходу за ребенком от рождения и до достижения 1,5 лет, выплаты на санаторно-курортное лечение и оздоровительные мероприятия для сотрудников организации и членов их семей.
Пенсионный фонд Российской Федерации основан с целью управления финансами пенсионного обеспечения на государственном уровне. Пенсионный фонд – это самостоятельное государственное учреждение, который не находится в ведении правительства РФ.
Целевые средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются за счет следующих поступлений:
- страховые взносы работодателей;
- страховые взносы граждан, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность;
- страховые взносы других категорий населения, которые официально трудоустроены;
- ассигнования из федерального бюджета и иные платежи.
Определение 2
Фонд занятости населения – это государственный внебюджетный Фонд РФ, который предназначен для финансирования мероприятий и проектов, что связаны с реализацией и разработкой государственной политики занятости граждан.
Данный Фонд не является юридическим лицом и находится в распоряжении учреждений службы занятости. Бюджет Фонда занятости может формироваться за счет следующих целевых поступлений:
- обязательные страховые взносы работодателей;
- обязательные страховые взносы работников, которые оформлены официально;
- ассигнования из федерального бюджета государства.
Фонд занятости финансирует социальные мероприятия по профориентации, по переподготовке безработных граждан, организация общественных работ, выплата социальных пособий и компенсаций по безработице, оказание материальной и другой финансовой помощи.
Фонд социального медицинского страхования образован из системы фондов обязательного медстрахования, которые состоят из территориального и федерального Фондов медицинского страхования в субъектах Российской Федерации. Данные фонды созданы для реализации социальной политики в сфере медицинского страхования.
Определение 3
Фонд социальной поддержки населения – это основной источник финансовых средств для реализации деятельности, которая направлена на социальною защиту и обеспечение населения РФ.
Данные организации являются самостоятельными независимыми и созданы для формирования материальных источников социальной помощи и обеспечения нуждающихся слоев населения, а также оказание адресной защиты малообеспеченным гражданам.
Основные направления расходования денежных средств с Фонда социальной поддержки населения определяются министерством труда и социального развития. На территории Российской Федерации учреждения социальной защиты действуют под руководством и контролем органов социальной защиты граждан и органов исполнительной власти.
Право получить материальную помощь из Фондов социальной поддержки имеют пенсионеры, люди с различными группами инвалидности, нетрудоспособные граждане, иждивенцы, а также те нуждающиеся лица, совокупный доход которых не превышает прожиточный минимум на региональном уровне.
Рисунок 1. Структура социального обеспечения. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ
Дополнительные виды социального финансирования
Финансирование Фондов социальной поддержки граждан может расходоваться на дополнительные мероприятия по таким направлениям:
- осуществление помощи в виде вещей первой необходимости (продукты питания, одежда, обувь, средства личной гигиены) по льготной стоимости или совершенно бесплатно;
- предоставление социальных услуг и помощи в специализированных центрах или на дому;
- предоставление бесплатного питания особо нуждающимся гражданам;
- выдача дотаций на покупку медикаментов, протезных и ортопедических изделий, а также на оплату бытовых и коммунальных услуг;
- обеспечение гражданам без определенного места жительства ночного проживания;
- формирование собственных предприятий для увеличения пунктов социальной помощи;
- помощь в предоставлении кредитов и прочие направления.
Государство как основной субъект социальной работы осуществляет управляющее воздействие на экономику социальной сферы при помощи финансовой политики.
Финансы в социальной работе - важнейшая составная часть всей финансовой системы государства. Это система предоставления, организации и расходования средств в социальной сфере.
Основные функции финансирования следующие: распределительная, стимулирующая, контролирующая./7/
Их реализация в социальной сфере осуществляется на основе принципов:
1) Принцип использования всех финансово-экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и формирования социальных фондов.
2) Принцип социального реагирования предполагает пересмотр социальных нормативов в выделении денежных средств в связи с инфляцией, ростом стоимости жизни, повышением стоимости бюджета прожиточного минимума, изменением уровня занятости трудоспособного населения.
3) Принцип выборочного подхода при определении размеров социальной помощи в зависимости от региона и местных условий.
4) Принцип самостоятельности местных органов власти в накоплении и использовании средств в соответствии с законодательством.
5) Учет государственных минимальных стандартов, в пределах которых должны выделяться средства по основным социальным позициям (уровень жизни, наука, культура, образование, медицина, экология).
6) Преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов.
Финансирование мероприятий по социальной защите населения осуществляется из различных источников:
1) Бюджеты бюджетной системы РФ, в том числе:
Федеральный бюджет;
Бюджеты субъектов федерации (республик, краев, автономных областей и др.);
Муниципальные бюджеты.
2) Государственные внебюджетные фонды, в том числе:
Пенсионный фонд;
Фонд социального страхования;
Фонд обязательного медицинского страхования;
Фонд занятости;
Республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения.
3) Негосударственные источники финансирования (частные и общественные благотворительные фонды и др.)
В переходной экономике расходы бюджета на социальные нужды имеют особое значение. Это связано прежде всего с тем, что в этот период происходит резкое падение уровня жизни населения из-за инфляции, а также реальных доходов основной массы населения.
Важную роль в формировании финансовых источников социальной поддержки населения и особенно наиболее нуждающихся граждан играет созданный в 1992 г. Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, обеспечивающий дополнительное сверхбюджетное финансирование федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке граждан.
Средства республиканского (федерального) и территориальных фондов расходуются на:
Предоставление помощи в виде предметов первой необходимости (одежды, обуви, питания) бесплатно или по льготным ценам;
Предоставление дотаций на приобретение лекарств;
Оплату коммунальных услуг;
Обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
Создание дополнительных рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью и другие мероприятия.
За счет средств Республиканского фонда социальной поддержки населения финансируются программы многих регионов России по оказанию помощи многодетным и малообеспеченным семьям, детям-сиротам, детям-инвалидам.
Государственная система социальной защиты населения в значительной мере подкрепляется местными ресурсами. Основным источником формирования бюджетов всех уровней, особенно местных бюджетов, являются налоги.
Налоги - это обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке.
Бюджетную систему РФ «питают» налоги, сборы и другие платежи. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений.
Три пятых общей суммы отчислений во внебюджетные фонды составляют отчисления в социальные фонды. Внебюджетные фонды социального назначения формируются по тарифам страховых взносов, определяемых законами.
С 2011 года общий тариф страховых взносов увеличился до 34%. В Пенсионный фонд России он составил 26%, в Фонд социального страхования - 2,9%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3,1% и в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 2%.
Изменения коснулись и плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения и использующих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход: с 1 января 2011 года они переходят с льготного тарифа на общий, то есть на 34%.
Для ряда организаций предусмотрен льготный режим. Так, останется на уровне 2010 года тариф для средств массовой информации, кроме специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера. 20% СМИ-плательщики страховых взносов будут уплачивать на нужды обязательного пенсионного страхования, в Фонд социального страхования – 2,9%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1,1%, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2%. То есть общий размер тарифов страховых взносов для этой категории страхователей останется 26%.
Для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, определены особые условия: на 2010 год в Пенсионный фонд тариф снижен до 14,0%, а от уплаты в другие фонды они освобождаются, в 2011 году такие организации будут перечислять в Пенсионный фонд 8,0%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2,0%.
Сущность налогов состоит в изъятии государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, невозможна не только эффективная рыночная экономика, но и эффективная социальная поддержка неимущих слоев населения./21/
Однако вернемся к источникам финансирования социальной защиты населения.
Необходимо отметить, что существует определенное разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти в финансировании системы социальной защиты населения и в целом социальной сферы.
Так, федеральные органы власти:
Устанавливают единую систему гарантий в области пенсионного обеспечения, пособий, оплаты труда, медицинского обслуживания, образования, культуры;
Формируют внебюджетные государственные фонды: пенсионный фонд; фонд занятости населения; фонд обязательного медицинского страхования; фонд социальной поддержки населения;
Финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в федеральном ведении;
Определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.
В полномочия региональных и местных органов власти входят:
С учетом местных условий разработка и реализация региональных социальных программ, изыскание возможностей для повышения минимальных гарантий, установленных на федеральном уровне;
Определение и реализация порядка обеспечения социальной поддержки слабозащищенных слоев населения, создание условий для деятельности благотворительных организаций и общественных фондов; обеспечение функционирования учреждений социальной инфраструктуры, находящихся в ведении местных органов власти.
Следует отметить, что с помощью государственного механизма распределения финансов более сильные регионы помогают более слабым. В 1994 г. в составе федерального бюджета был создан Фонд финансовой поддержки регионов.
Перечисления из этого фонда могут идти по двум каналам:
В виде трансфертов (денежной помощи, оказываемой из федерального бюджета);
В виде субвенций, направленных на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов.
Все более важным дополнительным источником финансирования социальной сферы становятся негосударственные фонды. Их средства формируются за счет:
Взносов учредителей благотворительных организаций;
Членских взносов (для благотворительных организаций, основанных на членстве);
Благотворительных пожертвований, предоставляемых гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;
Доходов от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;
Поступлений от деятельности по привлечению ресурсов (развлекательных, культурных, спортивных мероприятий, кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведения благотворительных лотерей и аукционов, реализации имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями и др.);
Доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности;
Поступлений от бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;
Доходов от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;
Труда добровольцев;
Иных, не запрещенных законом источников.
Деятельность фондов благотворительных организаций строится на основе закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ.
Уже в 1991 г., после выхода закона об общественных объединениях, начало активно развиваться общественное движение, в том числе благотворительность и милосердие.
Характерно, что в рыночной экономике развитых стран благотворительные организации входят в так называемый «третий сектор» экономики наряду с коммерческим и государственным секторами. Его доля в валовом национальном продукте США, например, составляет 4%. Основные средства благотворительные организации получают не за счет пожертвований (они составляют 3-5% их бюджета), а от государства. Почти половину их бюджета составляет государственное финансирование. Государство финансирует благотворительные организации в основном через систему контрактов. При этом активно привлекаются местные ресурсы, обеспечиваются более экономное расходование средств и высокая результативность.
В РФ в настоящее время действует более 500 благотворительных организаций. Большая часть из них занимается оказанием помощи инвалидам, многодетным и неполным семьям. Система финансирования социальной сферы в период формирования рыночных отношений не лишена многих недостатков и нуждается в решении многих проблем.
Так, управление расходованием ограниченных финансовых ресурсов, направляемых на социальную защиту, находится в ведении различных министерств и комитетов и не всегда может быть скоординировано на конечную цель. Не разработана эффективность расходования выделяемых средств. Законодательно не защищены статьи бюджетов по обеспечению государственных социальных гарантий. Имеют место и другие проблемы.
Таким образом, для развития и успешного функционирования системы социальной защиты необходимо дальнейшее совершенствование принципов и практики ее финансирования.
Отметим, что источниками финансирования социальной защиты населения являются различные государственные внебюджетные социальные фонды, такие как Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования.
Например, Фонд социального страхования Российской Федерации представляет собой специализированное финансово-кредитное учреждение, которое относится к Правительству Российской Федерации. Наиважнейшей задачей Фонда социального страхования является обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения: учебник. - изд. Ростов - на - Дону, 2013.
Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в России. Пенсионный фонд России представляет собой самостоятельное финансово-кредитное учреждение и находится в ведении Правительства Российской Федерации и подотчетен ему. Следует отметить, что средства Пенсионного фонда России формируются за счет следующих моментов:
Различных страховых взносов работодателей;
Страховых взносов граждан, которые занимаются индивидуальной предпринимательской деятельностью;
Страховых взносов других категорий граждан, которые работают;
Разнообразных ассигнований из федерального бюджета и др. Сыроватская Л.А. Трудовое право: учебник/ Сыроватская Л.А. - изд. Москва, 2012.
Отметим, что тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России обусловлен Федеральным законодательством Российской Федерации.
Рассмотрим другой орган, такой, как Фонд занятости, который представляет собой государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, который предназначен для финансирования мероприятий, которые связаны с разработкой и реализацией определенной государственной политики занятости населения. Названный орган не является юридическим лицом и находится непосредственно в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости.
Фонд занятости формируется за определенных счет поступлений, таких как:
Обязательных страховых взносов разнообразных работодателей;
Обязательных страховых взносов с заработка работающих граждан;
Многообразных ассигнований, производимых из федерального бюджета России. Пашин Н.П. Занятость и безработица: учебник/ - изд. Москва, 2010.
Поступившие средства Фонда занятости направляются на разнообразные мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан; организацию общественных работ; выплату пособий по безработице, компенсаций; а также оказание материальной и другой помощи.
Фонд обязательного медицинского страхования является единой системой фондов обязательного медицинского страхования, которая состоит из федерального и территориального Фондов обязательного медицинского страхования, расположенных в субъектах Федерации. Данные фонды созданы для непосредственного выполнения Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и реализации определенной государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования как некоторой составной части государственного социального страхования.
Отметим также, что Фонды социальной поддержки населения представляют собой один из основных источников финансовых средств для осуществления конкретного вида деятельности по социальному обслуживанию населения Зущина, Г.М., Султанова Р.М. Занятость и безработица на рынке труда России: учебник/ - изд. Москва, 2011.
Все данные самостоятельные государственные учреждения, которые созданы для формирования разнообразных финансовых источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан, а также оказания адресной социальной защиты малообеспеченным группам населения. Так, система Фондов социальной поддержки населения состоит из Республиканского и территориальных фондов.
Министерство труда и социального развития обуславливает и определяет наиважнейшие направления расходования средств данного фонда. На территории субъектов Российской Федерации Фонды поддержки населения действуют под руководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения. Мачульская,.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения учебник/ Мачульская, Е.Е., Горбачева Ж.А. - изд. Москва, 2011.
Прямое право на получение помощи из Фонда социальной поддержки населения предоставлено особо нуждающимся категориям граждан России, таким, как, например, пенсионерам, инвалидам, лицам, которые имеют иждивенцев, иным нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает минимума, установленного на региональном уровне.
Все средства Фондов социальной поддержки населения непосредственно расходуются на дополнительное финансирование мероприятий по следующим основным направлениям:
предоставление конкретной натуральной помощи в виде предметов первой необходимости бесплатно либо по определенным льготным ценам;
Оказание разнообразных социальных услуг;
Определенная организация бесплатного питания;
Предоставление различных дотаций на приобретение разнообразных лекарств, протезно-ортопедических изделий, на оплату коммунальных и бытовых услуг;
Обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
Создание различных собственных предприятий;
Содействие в предоставлении кредитов
Следует особо отметить, что Правительство Российской Федерации целенаправленно содействует интенсивному развитию негосударственных систем пенсионного обеспечения. Так, в соответствии с Указом Президента России "О негосударственных пенсионных фондах" негосударственный пенсионный фонд представляет собой социально-финансовую некоммерческую организацию, которая осуществляет определенную деятельность по формированию активов посредством привлечения добровольных целевых денежных взносов юридических и физических лиц, передачу данных средств компании по управлению активами негосударственного пенсионного фонда, осуществлению пожизненных либо в течение достаточно длительного периода регулярных выплат гражданам в непосредственно денежной форме, а также иных действий по выполнению социальных обязательств перед гражданами. Власов, В.И. Комментарий к Закону Российской Федерации О занятости населения в Российской Федерации: учебник Власов, В.И. - изд. Москва, 2010.