Промышленность – главная, ведущая отрасль материального производства, в которой создается преобладающая часть валового внутреннего продукта и национального дохода. Например, в современных условиях доля промышленности в совокупном ВВП развитых стран составляет около 40%. Ведущая роль промышленности обусловлена и тем, что от успехов в ее развитии зависит степень удовлетворения потребностей общества в высококачественной продукции, обеспечение технического перевооружения и интенсификации производства.
Современная промышленность состоит из множества самостоятельных отраслей производства, каждая из которых включает большую группу родственных предприятий и производственных объединений, расположенных в отдельных случаях на значительном территориальном удалении друг от друга.
Для развитых стран сегодня характерны насыщенность производства техникой и квалифицированной рабочей силой, наличие емкого платежеспособного спроса на товары и услуги самого разнообразного назначения. Поэтому для увеличения производства готовых изделий нет необходимости наращивать выпуск металла, комплектующих изделий и т.д.
Ведущей отраслью материального производства остается промышленность и прежде всего машиностроение, где аккумулируются научно-технические достижения. Поэтому именно в ней наиболее заметна тенденция к снижению удельного веса сырья, энергоносителей, живого труда, в структуре промышленности стремительно растет доля новейших наукоемких отраслей. Сохраняется тенденция сокращения доли добывающей промышленности (при росте затрат на разведку, бурение и добычу газа, нефти и т.д.). При этом в нее все больше проникают новейшие прогрессивные технологические процессы, внедряются микропроцессоры и микросхемы, которые оказывают громадное воздействие на структуру производства и способствуют массовому высвобождению из производственного процесса рабочей силы.
Химическая промышленность - одна из авангардных отраслей научно-технической революции, наряду с машиностроением, это самая динамичная отрасль современной индустрии.
Основные черты размещения сходны с чертами размещения машиностроения: в мировой химической промышленности сложились 4 главных региона.
Самый крупный из них - зарубежная Европа (выпускает около 2/5 продукции отрасли). Особенно быстрыми темпами во многих странах региона химическая промышленность стала развиваться после II мировой войны, когда в структуре отрасли стала лидировать нефтехимия. В результате центры нефтехимии и нефтепереработки располагаются в морских портах и на трассах магистральных нефтепроводов.
2 по значению регион - США, где химическая промышленность характеризуется большим разнообразием. Основным фактором размещения предприятий стал сырьевой фактор, что во многом способствовало территориальной концентрации химических производств.
3 регион - Восточная и Юго-Восточная Азия, особенно важную роль играет Япония (с мощной нефтехимией на базе привозной нефти). Растет также значение Китая и новых индустриальных стран, которые специализируются, в основном, на производстве синтетических продуктов и полуфабрикатов.
4 регион - страны СНГ, располагающие разнообразной химической промышленностью, ориентированной как на сырьевой, так и на энергетический фактор.
Энергетический и сырьевой кризисы середины 70-х годов сильно изменили химическую промышленность. Они способствовали и дальнейшей производственной концентрации, приведя к закрытию мелких и увеличению мощности крупных предприятий. Возросла также ее территориальная концентрация и сформировались новые центры отрасли, прежде всего в развивающихся странах, богатых нефтью и газом. Прежде всего это относится к странам Персидского Залива, где возник новых район нефтехимии мирового значения. Новые центры возникли также в Латинской Америке.
Для развития химической промышленности характерно углубление международного разделения труда, находящее отражение в росте экспортности ее продукции. При таком разделении труда производство продуктов основного органического синтеза и полимерных материалов все более концентрируется в развивающихся странах, тогда как выпуск сложной наукоемкой продукции «верхних этажей» - в США, Западной Европе и Японии.
Машиностроение
Среди машиностроительных отраслей в центре современной государственной промышленной политики в рассматриваемых странах стоят авиаракетно-космическая промышленность (АРКП), микроэлектроника и автомобилестроение. Именно эти отрасли играют и, по всей видимости, сохранят в рассматриваемой перспективе ключевую роль в развитии не только машиностроения, но и всей экономики ведущих стран Запада как важнейшие «поставщики» базисных технологий (микроэлектроника и АРКП) и центр сосредоточения широчайших кооперационных связей в экономике стран в целом (автомобилестроение).
В настоящее время на АРКП и электротехническую (включая радиоэлектронику) промышленность приходится соответственно в США 44 и 28%, в Японии – 25% (на электротехнику), в Германии – 47 и 29%, во Франции – 50 и 43%, в Великобритании – 45 и 40%, в Италии – 30% (на каждую отрасль) суммарных государственных расходов на НИОКР в обрабатывающей промышленности.
Если в микроэлектронике и АРКП государственное регулирование осуществляется практически во всех странах двояко – как путем внешнеторговой защиты, так и принятием мер по непосредственному стимулированию национальных фирм (в АРКП США – за счет государственных заказов на вооружения), поддержка автомобилестроению во всех странах главным образом оказывается через внешнеэкономический инструментарий. Например, Само становление автопромышленности Японии было во многом обеспечено поддержкой правительства, вплоть до 1988 г. практически полным закрытием внутреннего рынка страны от американских и западноевропейских конкурентов, включая запрет иностранных инвестиций в эту ключевую отрасль экономики.
В настоящее время доля экспорта в производстве машин и оборудования ведущих промышленно развитых стран составляет более 30% и имеет тенденцию к росту. На расширение экспорта продукции машиностроения непосредственное влияние оказывают дальнейшее углубление международного разделения труда и высокие темпы НТП.
Международный рынок машин и оборудования характеризуется преимущественным развитием торговли товарами и машинно-техническими комплексами производственного назначения. Торговля машинно-техническими товарами культурно-бытового назначения развивается медленнее, причем эта тенденция, по мнению экспертов, сохранится и в обозримом будущем.
Более 80% мировой торговли машинами и оборудованием приходится на индустриальные страны,.
Машиностроение России в определенной степени является составной частью мирового машиностроительного производства, при этом состав основных поставщиков машинно-технической продукции на мировой рынок в течение уже длительного времени не претерпевает существенных изменений. Он возглавляется такими крупнейшими странами, как США, Япония, ФРГ. Вместе с тем следует отметить, что в последние годы наметилась тенденция сравнительно быстрого наращивания экспорта машинно-технической продукции из развивающихся стран. По имеющимся оценкам, их доля в мировом экспорте машин и оборудования в ближайшие годы повысится до 8-10%.
Доля России в мировом экспорте машин и оборудования составляет ныне менее 1%, а в общем объеме российского экспорта машинно-технической продукции в промышленно развитые страны Запада доля машин и оборудования оценивается всего лишь в 2-2,5%.
Оценивая развитие внешнеэкономических связей России на среднесрочную перспективу, следует иметь в виду общую экономическую ситуацию в стране, особенно в машиностроении, а также ожидаемую конъюнктуру на мировых рынках. Ситуация складывается таким образом, что в указанный прогнозный период кризисные явления в российском машиностроении полностью не будут преодолены, а следовательно, существенного увеличения доли экспорта машин и оборудования в его общем объеме в ближайшей перспективе не произойдет.
Металлургическая промышленность - отрасль тяжелой промышленности, производящая разнообразные металлы. Она включает две отрасли: черную и цветную металлургию.
Черная металлургия - одна из главных базовых отраслей промышленности. Значение ее определяется прежде всего тем, что стальной прокат является главным конструкционным материалом.
Оценка общегеологических запасов железной руды позволяет говорить о том, что наиболее богаты железной рудой страны СНГ, на втором месте Зарубежная Азия, где особенно выделяются ресурсы Китая и Индии, на третьем - Латинская Америка с огромными запасами Бразилии, на четвертом - Африка, где большими запасами обладают ЮАР, Алжир, Ливия, Мавритания, Либерия, на пятом - Северная Америка, на шестом - Австралия. Мировое производство железной руды в 1990 году впервые достигло уровня в 1 млрд т, но при этом суммарная добыча только стран СНГ, Китая, Бразилии, Австралии составляет 2/3 общемировой. Причем, если 30 - 40 лет назад почти вся добыча была сосредоточена в экономически развитых странах, то сейчас отрасль быстрее растет в развивающихся странах. Бразилия и Республика Корея, например, стали обгонять по выплавке стали Великобританию и Францию.
Главными странами - экспортерами железной руды являются Бразилия, Австралия, Индия, причем на первые две из них приходится 1/2 всего мирового экспорта.
Основные импортеры железной руды - страны ЕС, Япония, Республика Корея.
Главными странами-производителями стали в мире сейчас являются Япония, Россия, США, Китай, Украина, Германия.
Цветная металлургия - по размерам производства уступает черной примерно в 20 раз. Она также относится к числу старых отраслей промышленности, и с началом научно-технической революции испытала большое обновление, прежде всего в структуре производства. Так, если до второй мировой войны преобладала выплавка тяжелых цветных металлов - меди, свинца, цинка, олова, то в 60-70-е годы на первое место выдвинулся алюминий, а также стало расширяться производство «металлов XX века» - кобальта, титана, лития, бериллия и др. Сейчас цветная металлургия обеспечивает потребности примерно в 70 различных металлах.
В современном мире сложно недооценить, ведь именно этот сектор производства определяет уровень и качество нашей жизни. Промышленность составляет важнейшую часть мирового хозяйства, а на уровне экономики страны является отраслью, от которой зависят достижения всего народного хозяйства любого государства.
С развитием промышленности кардинально изменился образ жизни человека.
Именно промышленная революция второй половины XVII в. ознаменовала переход от аграрного типа общества к индустриальному. Производительность труда в материальном производстве, как главный показатель плодотворности хозяйственной деятельности людей, значительно выше, чем в области сельского хозяйства или сферы услуг. Все отрасли промышленности характеризуются стабильным ростом объемов выпуска продукции. В то же время в высокоразвитых странах число работников занятых в промышленном производстве сокращается. Данный эффект развития современной промышленности обозначается термином «безлюдный рост».
Столь высокое значение промышленности понятно и оправданно: это один из главных заказчиков всех других отраслей экономики, а также сила, способная привести в движение технологические исследования разной степени сложности. Именно в эту сферу человеческой деятельности в первую очередь внедряются все новейшие разработки и достижения научно-технического прогресса. В связи с этим главная черта промышленного мира сегодня – стабильный рост производств с высокой степенью наукоемкости, которые создают дорогостоящую и, как правило, инновационную продукцию. Большую роль здесь играет малый бизнес и субъекты среднего бизнеса, обеспечивающие население новыми рабочими местами и из года в год увеличивающие свою долю в создании внутреннего валового продукта.
Толчком к приходу и прочному обоснованию частного бизнеса в промышленности послужила его всесторонняя поддержка со стороны государств экономически высокоразвитых стран, что отразилось в первую очередь в создании максимально благоприятной среды для ведения бизнеса.
Несмотря на объявленный переход к постиндустриальному обществу, в котором первостепенная роль отводится сфере услуг, ожидаемое снижение значения промышленности так и не произошло.
И хотя мировой валовой внутренний продукт в значительной мере формирует сектор оказания услуг, торговля на международных рынках по-прежнему представлена продукцией промышленного производства. Кроме того, некоторые виды хозяйственной деятельности, относящиеся к сфере услуг по принятой классификации, на самом деле тесно связаны с промышленностью. Например, услуги производственного характера, оказываемые предприятиями техобслуживания или пуско-наладочными службами.
Таким образом, именно промышленность – главный фактор развития человеческого общества, значение которого будет только возрастать вместе с ростом численности населения и его потребностей.
География промышленности - отрасль экономической географии, изучающая размещение промышленного производства, его факторы и закономерности, условия и особенности развития и размещения промышленности в различных странах и районах.
Для географии промышленности наиболее существенны следующие важные особенности промышленного производства:
- чёткое и далеко идущее членение на отрасли, число которых беспрерывно увеличивается, особенно в период современной научно-технической революции;
- исключительная сложность производственно-технологических и экономических связей, обусловленная многогранностью типов промышленных предприятий;
- многообразие форм общественной организации производства (комбинирование, специализация, кооперирование);
- образование локальных и районных производственно-территориальных сочетаний (в социалистических условиях планомерное, преимущественно в форме комплексов);
- высокая степень производственной и территориальной концентрации (из всех видов материального производства промышленность наименее равномерно распространена по территории земли), связанная с необходимостью определённых условий для данного вида производства (наличие сырья, энергии, кадров, потребность в продукции, благоприятное экономико-географическое положение, обеспеченность инфраструктурой и т.д.).
Промышленность (от рус. промышлять, промысел) – совокупность предприятий, занятых производством орудий труда, добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии и дальнейшей обработкой продуктов. В географии рассматривается как отрасль хозяйства.
Промышленность состоит из двух больших групп отраслей:
- Добывающей.
- Обрабатывающей.
С XIX века промышленность является основой развития общества. И хотя сегодня примерно лишь один из шести работающих трудится в промышленности, это все равно много – примерно 17%. Промышленность составляет важнейшую часть мирового хозяйства, а на уровне экономики страны является отраслью, от которой зависят достижения всего народного хозяйства любого государства.
В зависимости от времени возникновения все отрасли промышленности обычно делятся на три группы: старые, новые и новейшие отрасли.
Старые отрасли промышленности: каменноугольная, железорудная, металлургическая, текстильная, судостроения.
Новые отрасли промышленности: автомобилестроение, алюминиевая промышленность, производство пластмасс.
Новейшие отрасли промышленности (возникли в эпоху НТР): микроэлектроника, атомное и аэрокосмическое производство, химия органического синтеза, микробиологическая промышленность, роботостроение.
В настоящее время возрастает роль новых и новейших отраслей промышленного производства. Страны-лидеры по общему объему промышленного производства: США, Китай, Индия, Германия, Бразилия, Россия, Япония, Франция, Индонезия, Австралия, Италия и др.
Промышленность природного газа
К 1990 г. в лидеры добычи вышла Восточная Европа при ведущей роли СССР. Возникла значительная газодобыча в Западной Европе и Азии. Итогом явилось изменение географии газовой промышленности мира. США утратили свое монопольное положение, и их доля уменьшилась до 1/4, а лидером стал СССР (ныне Россия сохранила свое лидерство). Россия и США сосредоточивают половину добываемого в мире природного газа. Россия остается стабильным, самым главным в мире экспортером газа.
Угольная промышленность
Уголь добывают более чем в 60 странах мира, но из них свыше 10 млн.т. в год добывают 11 стран - Китай (месторождение - Фу-Шунь), США, Россия (Кузбасс), Германия (Рур), Польша, Украина, Казахстан (Караганда).
Экспортёры угля - США, Австралия, ЮАР.
Импортёры - Япония, Западная Европа.
Нефтяная промышленность
Нефть добывается в 75 странах мира, лидируют Саудовская Аравия, Россия, США, Мексика, ОАЭ, Иран, Ирак, Китай.
Электроэнергетика мира
Роль электроэнергетики заключается в обеспечении электроэнергией других отраслей хозяйства. А значение её в эпоху НТР, особенно по мере развития электронизации и комплексной автоматизации особенно велико.
Свыше 100млрд киловатт в час вырабатывается в 13 странах - США, России, Японии, Германии, Канаде, Италии, Польше, Норвегии и Индии.
По объёмам выработки электроэнергии на душу населения лидерами являются: Норвегия (29 тыс. кВт. ч), Канада (20), Швеция (17), США(13), Финляндия (11 тыс. кВт. ч), при среднемировом показателе 2 тыс. кВт. ч.
Металлургическая промышленность мира
Металлургия – одна из главных базовых отраслей промышленности, обеспечивающая другие отрасли конструкционными материалами (черными и цветными металлами).
На протяжении достаточно длительного времени размеры выплавки металлов едва ли не в первую очередь определяли экономическую мощь любой страны. И во всём мире они быстро возрастали. Но в 70-е годы XX века темпы роста металлургии замедлились. Но сталь остаётся по-прежнему основным конструкционным материалом в мировой экономике.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность мира
Лесная и деревообрабатывающая промышленность одна из старейших отраслей промышленности. На протяжении долгого времени она обеспечивала другие отрасли конструкционными материалами и сырьем.Главными импортерами древесины являются - Япония, страны Западной Европы, отчасти США.
Включает: лесозаготовку, первичную обработку леса, целлюлозно-бумажную промышленность и производство мебели
Лёгкая промышленность мира
Лёгкая промышленность обеспечивает потребности населения в тканях, одежде, обуви, а также другие отрасли специализированными материалами.
Лёгкая промышленность включает в себя 30 крупных отраслей, которые объединяются в группы:
- первичная переработка сырья;
- текстильная промышленность;
- швейная промышленность;
- обувная промышленность.
Главные экспортёры - Гонконг, Пакистан, Индия, Египет, Бразилия.
Машиностроение
Машиностроение является одной из старых отраслей промышленности. Но по числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции, до сих пор, занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики.
Северная Америка. Выпускает около30% всей машиностроительной продукции. Присутствуют практически все виды продукции, но особо стоит назвать - производство ракетно-космической техники, ЭВМ.
Зарубежная Европа. Объём продукции примерно такой же, как в Северной Америки. Выпускает массовую продукцию, продукцию станкостроения и автомобилестроения.
Восточная и Юго-Восточная Азия. Выделяется продукцией точного машиностроения и продукцией точных технологий.
СНГ. 10% общего объёма, выделяется тяжелое машиностроение.
Химическая промышленность мира
Химическая промышленность является одной из авангардных отраслей, обеспечивающих развитие хозяйства в эпоху НТР.
Выделяется 4 крупных региона химической промышленности:
- Зарубежная Европа (лидирует Германия);
- Северная Америка (США);
- Восточная и Юго-Восточная Азия (Япония, Китай, Новые индустриальные страны);
- СНГ (Россия, Украина, Беларусь).
Химическая промышленность оказывает существенное влияние на природу. С одной стороны, химическая промышленность обладает широкой сырьевой базой, позволяющей утилизировать отходы и активно использовать вторичное сырьё, что способствует более экономному расходованию природных ресурсов. Кроме того, она создает вещества, которые применяют для химической очистки воды, воздуха, защиты растений, восстановлению почв.
С другой стороны, она сама относится к числу наиболее «грязных» отраслей, воздействующих на все компоненты природной среды, что требует проведения регулярных природоохранных мероприятий.
МЭ Лекция 2 Природ рес пот мир хоз.doc
^Место и роль современной промышленности в мировом хозяйстве
Промышленность, как уже отмечалось, остается веду-щей отраслью материального производства, причем ее доля в общем объеме продукции отраслей материального произ-водства растет
Современная промышленность состоит из множества са-мостоятельных отраслей промышленности.
Отрасль промышленности - это совокупность предприя-тий, характеризующихся единством экономического назна-чения производимой продукции, однородностью перераба-тываемого сырья, общностью технологических процессов и технической базы и профессиональными кадрами.
Объединение нескольких специализированных отраслей промышленности представляет собой комплексную отрасль (черная металлургия, электро- и теплоэнергетика, маши-ностроение и т. д).
Состав и соотношение отдельных отраслей, отражаю-щих определенные производственные взаимосвязи, степень дифференциации и специализации отраслей характеризуют отраслевую структуру промышленности. В зависимости от экономического назначения продукции различают отрас-ли, производящие средства производства, и отрасли, про-изводящие предметы потребления.
Отрасли промышленности по характеру воздействия на предмет труда делятся на добывающие и обрабатывающие. Первые заняты добычей природного сырья (руд черных и цветных металлов, угля, торфа, природного газа, слан-цев), вторые - переработкой продукции добывающих от-раслей промышленности или сельского хозяйства.
В классификацию отраслей промышленности положены следующие основные экономические принципы: эконо-мическое назначение производимой продукции; характер функционирования продукции в производственном про-цессе; однородность целевого назначения выпускаемой про-дукции, общность перерабатываемого сырья, родственность применяемой технологии; характер воздействия на предмет труда и др.
Но наибольшая часть отраслей охватывается признаком целевого назначения выпускаемой ими продукции.
Роль промышленности в мировом хозяйстве определя-ется рядом факторов"
Растет уровень механизации (как продукта промышлен-ности) во всех отраслях экономики: так, сельское хозяйство, строительная индустрия, торговля, банковское дело, даже домохозяйство в возрастающих объемах нуж-даются в средствах механизации;
Натуральное сырье (продукция сельского хозяйства) все больше вытесняется синтетическим сырьем, что изменя-ет структуру мирового хозяйства в пользу промышлен-ности;
Ряд отраслей и производств переходит в сферу промыш-ленности из других сфер хозяйства;
Продукты питания (как традиционная продукция сель-ского хозяйства) во все большей мере поступают в по-требление после промышленной обработки.
Не рассматривая подробно все отрасли промышленнос-ти, остановимся лишь на машиностроении, т. к. эта отрасль является материальной основой технического перевооруже-ния экономики, и это предопределяет ее ведущую роль в промышленности в целом.
Машиностроение развитых стран и части развивающих-ся переживает сложный период комплексной перестройки. Интенсивно развиваются традиционные отрасли машино-строения, где активно внедряются новые технологические методы производства и передовая техника.
Отраслевая структура машиностроения может быть пред-ставлена следующим образом.
1. Общее машиностроение (станкостроение, производство оборудования и т. п.).
2. Электротехническая промышленность (включая электрон-ную).
3. Транспортное машиностроение (автомобилестроение, авиа-ракетная промышленность, судостроение, производство железнодорожного оборудования, сельхозмашиностроение, производство строительной техники и т. п.). Совершенствуется производственный аппарат новых на-укоемких отраслей, увеличиваются расходы на все виды ниокр в машиностроении.
В результате развития НТП повышается роль машиностроения в экономике развитых стран.
Фактором, сдерживающим дальнейшее увеличение доли Машиностроения в обрабатывающей промышленности промьшленно развитых стран, является продолжающееся выделение из машиностроения в сферу услуг, производствен-ную инфраструктуру таких функций, как программирова-ние и обслуживание электронно-вычислительной техники; проектирование сложных производственных систем и сетей связи; оказание услуг в инжиниринге, лизинге, подготов-ке кадров; консультационные услуги и т. п.
Среди отраслей транспортного машиностроения в цент-ре современной государственной промышленной политики стоят авиаракетно-космическая промышленность (АРКП), микроэлектроника и автомобилестроение, т.к. эти отрасли играют ключевую роль в развитии не только машиностро-ения, но и всей экономики ведущих стран Запада.
Регулирование государством развития этих отраслей осу-ществляется по двум направлениям: по линии стимулиро-вания инновационного процесса; путем реализации различ-ных мер, включая протекционистские, с целью облегчения национальным фирмам условий конкуренции на внутрен-нем и внешнем рынках.
В настоящее время на АРКП и электротехническую (включая радиоэлектронику) промышленность приходится соответственно в США 44 и 28%, в Японии - 25% (на электротехнику), в Германии - 47 и 29%, во Франции - 50 и 43%, в Великобритании - 45 и 40%, в Италии - 30% (на каждую отрасль) суммарных государственных рас-ходов на НИОКР в обрабатывающей промышленности. Около 60% общих государственных расходов на НИОКР в машиностроении США направляется в АРКП (75% сум-марных затрат отрасли на эти цели) и связано главным образом с военными заказами, основная часть которых выполняется ограниченным кругом крупных специализи-рованных подрядчиков.
Роль сельского хозяйства в мировом хозяйстве. АПК и тенденции его развития
^ Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в мировой экономике. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия Содержания жизнедеятельности общества. Значение его нестолько в обеспечении потребностей людей в продуктах пи-тания, но и в том, что он существенно влияет на занять населения и эффективность всего национального производства
АПК - самый крупный из основных (базовых) комп-лексов в мировой экономике страны.
К агропромышленному комплексу относятся все виды производств и производственного обслуживания, создание и развитие которых подчинены производству конечной потребительской продукции из сельскохозяйственного сы-рья. В АПК входят три крупные сферы отраслей.
Первая сфера АПК - тракторное и сельскохозяйствен-ное машиностроение; машиностроение для пищевой промыш-ленности; агрохимия (производство минеральных удобрений и микробиологическая промышленность); комбикормовая промышленность; система материально-технического обслу-живания сельского хозяйства; мелиоративное и сельское
Строительство.
Вторая сфера - растениеводство, животноводство, ры-боловство, лесное хозяйство
Третья сфера АПК - пищевая промышленность; холо-дильное, складское, специализированное транспортное хо-зяйство; торговые и другие предприятия и организации, занимающиеся доведением конечного продукта до потре-бителя, включая оптовые рынки, розничную торговлю и общественное питание. К каждой сфере следует также от-нести соответствующие отрасли науки и подготовку кад-ров."
В экономически развитых странах удельный вес сель-ского хозяйства в структуре АПК занимает относительно меньшее место и по стоимости продукции, и по численно-сти занятых в этой сфере.
Когда-то доля сельского хозяйства в ВНП или ВВП многих стран мира была не просто преобладающей, но и достигающей таких величин, как 60 - 80%. Ныне в разви-тых странах она колеблется в пределах 2 - 10%. Так, в ВНП США доля сельского хозяйства составляет всего 2%, и при этом страна производит такой гигантский объем сельскохозяйственной продукции, который позволяет удов-, летворять потребности не только 260 млн американцев, но"" и еще 100 млн чел. за рубежом, поскольку США являются крупным экспортером этой продукции.
Сельское хозяйство остается одной из ведущих отраслей материального производства в мировом хозяйстве. В настоя-щее время в связи с интенсивным воздействием НТП сель-ское хозяйство переживает период глубокой структурной перестройки. Произошел переход сельскохозяйственного производства на машинную стадию развития: сельское хо-зяйство превращается в составную часть крупного аграрно-промышленного комплекса.
По территории суши качество продуктивных земель су-щественно меняется. Плодородие почв зависит от многих природных факторов.
Земли, используемые в сельском хозяйстве и произво-дящие разнообразную продовольственную продукцию, за-нимают 35% мирового земельного фонда. Они очень различ-ны по природным свойствам, по способности продуцировать культурные растения или травы, на которых выпасается скот, т. е. по своему агроприродному потенциалу.
В самом общем плане земли подразделяются на две круп-ные категории: 1) земледельческие, на которых произво-дится выращивание культурных растений, и 2) пастбищ-ные, предназначенные для выпаса домашнего скота.
Наиболее ценные и плодородные земли планеты, ис-пользуемые с разной степенью интенсивности, составляют около 1,5 млрд га. Они очень отличаются по качеству, уров-ню продуктивности и неравномерностью распределения по территории материков.
Если в целом по миру на каждого жителя приходится 0,3 га пашни, то в Азии, где сосредоточен 31% мировой пашни, этот показатель (0,15 га) самый низкий на плане-те Иными словами, в Азии 1 га должен прокормить 7 чело-век. В плотно населенной Европе 1 га кормит уже 4 челове-ка, в Южной Америке - 2,0, в Северной Америке - почти 1,5 человека.
Различные размеры массивов земель, находящихся в обработке на материках, зависят не столько от потребнос-тей населения, сколько от агроприродного потенциала тер-ритории. Это хорошо видно на примере Азии. На зарубеж-ных территориях Азии, где проживает в настоящее время свыше 3,1 млрд человек, распахано всего 17% общей пло-щади, поэтому столь низкой оказывается здесь норма ду-шевого обеспечения пашней местного населения.
Наиболее благоприятны природные условия для разви-тия земледелия в Европе, где примерно на 1/3 всех земель отсутствуют серьезные ограничивающий факторы. В то же время в этом регионе очень высокая плотность населения. Поэтому, несмотря на значительную освоенность террито-рии под обработку, душевое обеспечение пашней не на-много выше, чем в Азии, - всего 0,3 га.
Африка и Южная Америка - это материки, население которых не в состоянии обеспечить себя продовольствием, и размеры обрабатываемых земель в этих регионах более чем скромные: в Африке распахано всего 6% общей пло-щади, в Южной Америке - менее 8%.
В то же время освоенные пахотные земли используются далеко неоднозначно. Во многих районах мира ширится мас-сив поливных земель, применяются органические и мине-ральные удобрения, почвозащитные способы обработки, особые сорта культурных растений. Иными словами, внедряется интенсивное земледелие, требующее значительных капиталовложений в каждый гектар, но зато и дающее ощутимую прибавку урожайности.
По данным ФАО, за последние 25 лет общая пахотная площадь мира выросла на 140 млн га, т. е. на 10%. Населе-ние же увеличилось на 1,3 млрд человек, или на 40%. Про-кормить это население оказалось возможным лишь благо-даря интенсивным способам ведения сельского хозяйства. "а 82% прирост продовольствия был обеспечен за счет ин-тенсификации сельского хозяйства и лишь на 12% - за ^st экстенсивного расширения площади пашни.
Что касается финансовых результатов всего комплекса государственных мер по регулированию сельского хозяй-ства, то общий вывод неутешителен: поступления средств в сельское хозяйство во много раз превышают те суммы, которые идут из этой отрасли в бюджет. В целом по ОЭСР, то есть по 29 наиболее развитым странам Запада, поступ-ления в сельское хозяйство из бюджета в 9 раз превышают его выплаты в бюджет, а если к этому добавить и ценовые субсидии, то - в 18 раз. К началу XXI века произошло кардинальное, изменение сущности сельскохозяйственного производства. НТР привела к невиданной прежде интенсификации сельскохозяй-ственного производства, его органичному срастанию с про-мышленностью, что в свою очередь повлекло серьезные изменения и в других сферах и отраслях мирового хозяй-ства.
Отраслевая структура: топливно-энергетический комплекс
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) играет важ-нейшую роль в мировой экономике, т. к. без его продук-ции невозможно функционирование всех без исключения отраслей. Мировой спрос на первичные энергетические ре-сурсы (ПЭР), к первичным энергоресурсам относятся нефть, газ, уголь, ядерная и возобновляемые источники энер-гии) в 1995-2015 гг. будет расти медленнее, чем в 80-е годы (без учета бывшего СССР), и эта тенденция сохра-нится в последующие десятилетия XXI в. Одновременно будет повышаться эффективность их использования, осо-бенно в промышленно развитых странах.
Как считают специалисты, в период 1995-2015 гг. общее потребление всех видов ПЭР в мире может возрасти примерно в 1,6-1,7 раза и составит около 17 млрд т ус-ловного топлива (у. т.). При этом в структуре потребления Доминирующее положение сохранится за топливно-энергетическими ресурсами органического происхождения (более -4%). Доля энергии АЭС, ГЭС и других не превысит 6%.
В общем объеме производства и потребления ПЭР лиди-рующую роль сохранит нефть, на втором месте останется Уголь и на третьем - газ. Тем не менее в структуре потребления доля нефти упадет с 39,4 до 35% при росте доли
газа с 23,7 до 28%. Несколько снизится доля угля - с 31,7 до 31,2%. Небольшое увеличение доли неорганических энер-горесурсов будет происходить на фоне сокращения удель-ного веса атомной энергии - с 2,3% в 1995 г. до 2% к 2015 г.
Структура ТЭК в мировом хозяйстве определяется ви-дами используемой первичной энергии и балансом между ними. В таблице 6.1. представлены источники первичной энергии и соответствующие им виды вторичной энергии, получающейся в результате преобразования.
Таблица.
Виды первичной и вторичной энергии
В конце 90-х годов, как известно, произошло замедле-ние темпов экономического развития фактически во всех странах мира. В государствах ОЭСР и, в частности, в Япо-нии (которая пережила глубокий спад) экономический рост в среднем составил 2,2%.
По мере снижения темпов экономического развития со-кращались темпы прироста потребления ПЭР. Определен-ное воздействие на объемы потребления ПЭР и их струк-туры оказало резкое снижение цен на нефть, начавшееся в конце 1997 г. Аналитики считают, что такая тенденция, сохранявшаяся до конца века, в начале XXI века изменит-ся и цены пойдут вверх, составляя 125-135$ за тонну. Предполагается, что добыча нефти в 2001 году возрастет на 1,1 млрд тонн. Напротив, доля природного газа, как в структуре потребления, так и производства, непрерывно будет" расти. Так, в среднем в структуре производства доля природного газа выросла на 0,1%.
Снижается доля угля в структуре потребления, что сви-детельствует о замещении нефтью и газом некоторого объема угля.
Как считают эксперты, производство и потребление энергии атомных и гидроэлектростанций недостаточно, их роль в топливно-энергетическом комплексе мировой эко-номики еще невысока, а доля в топливно-энергетическом балансе мира не превышает 5,5%.
Наиболее быстрыми темпами электроэнергетика разви-валась в 50-е-60-е гг. XX века. Практически за этот пери-од произошло удвоение производства электроэнергии, стра-ны стали переходить на энергосберегательные технологии. Лидерами в производстве энергии традиционно являются:
США - 3,0 трлн кв/ч; РФ - 1,1 трлн кв/ч; Япония - 1,0 трлн кв/ч; КНР - 0,66 трлн кв/ч.
Структура потребления первичных энергоресурсов в мировом хозяйстве выглядит следующим образом:
Нефть - 41,2%;
Твердое топливо - 28,3%;
Газ - 22,3%;
Атомная энергия - 9%;
ГЭС и прочие нетрадиционные источники - остальное потребление.
Географически потребление энергии в мировом хозяй-стве складывается следующим образом:
Развитые страны - 53%;
Развивающиеся - 29%;
СНГ и страны Восточной Европы - 18%.
Основные крупнейшие в мире источники добычи энер-горесурсов:
Нефть: Самотлор (Западная Сибирь, Россия); Саудовская Аравия и Кувейт;
Газ: Республика Коми, Уренгой (Россия); Голландия;
За 1998 г. несколько увеличился объем доказанных из-влекаемых запасов нефти и природного газа. По нефти на 1.1999 г. они составили 141,7 млрд т против 139,7 млрд т
Энергетика
Ежегодная потребность мирового хозяйства в энергии оценивается в 11,7 млрд. т. нефтяного эквивалента.
Таким образом, несмотря на применение прогрессив-ных энергосберегающих технологий, потребление энергии в мире возрастает, расширение масштабов мирового произ-водства и потребления увеличивает и потребность в энер-гии (особенно в развивающихся странах).
Однако к началу XXI века ожидается падение общей потребности в энергоресурсах.
В условиях НТП возросла роль атомной энергии в топливно-энергетическом балансе всемирного хозяйства (раз-витие этого источника сдерживается его небезопасностью для окружающей среды)
Ресурсы современной топливной базы для ядерной энер-гетики определяются стоимостью добычи урана при затра-тах, не превышающих 130 долларов за 1 кг. Произ-водство энергии на строящихся АЭС мало зависит от стоимости сырья.
Важные геополитические и экономические трансформации второй половины XX века — начала XXI века, быстро развивающееся мировое хозяйство, его интернационализация и интегрирование бывших социалистических стран в единое мировое хозяйство, повышение степени открытости национальных экономик, усиление взаимозависимости всех субъектов мирохозяйственных отношений открыли путь к заметным изменениям в структуре и функциях международного производства и обмена.
Общей закономерностью изменений в отраслевой структуре мирового хозяйства является последовательный переход от высокой доли сельского хозяйства, добывающей промышленности, обрабатывающих отраслей к технически относительно несложным производствам (легкая, пищевая промышленность), капитало- и материалоемким отраслям (металлургия, химическая промышленность) и, наконец, к наукоемким отраслям, создающим продукцию на основе высоких технологий. Иначе говоря, в процессе экономического развития «первичные отрасли» (сельское хозяйство и добывающая промышленность) уступают первенство в отраслевой структуре хозяйства «вторичным» (обрабатывающая промышленность и строительство), а те - «третичным» (сфера услуг).
Развитие промышленности за два последних десятилетия привело к кардинальным изменениям в условиях и образе жизни всего человечества. Благодаря внедрению достижений научно-технического прогресса масштабы выпуска продукции в абсолютном выражении во всех отраслях промышленности мира продолжают увеличиваться. Рост объемов промышленного производства происходит при одновременном сокращении числа занятых в экономически высокоразвитых странах. Уровень производительности труда в промышленности много выше, чем в сельском хозяйстве и даже в сфере услуг.
На рубеже XX и XXI вв. исследование проблем размещения промышленности мира приобрело особое значение из-за того, что глобализация и переход к постиндустриальной стадии развития обусловили то, что мировая экономика стала реструктуризироваться и происходили сдвиги в размещении промышленного производства как на локальном, так и на региональном и планетарном уровнях.
В настоящее время всестороннее изучение особенностей размещения и структурных сдвигов в промышленности мира может способствовать поиску возможных путей структурной трансформации российской промышленности как части мирохозяйственного комплекса с целью развития и роста ее конкурентоспособности.
Анализ произошедших на рубеже XX — XXI вв. изменений в размещении производства типичных видов продукции ведущих отраслей промышленности позволил сделать важные выводы об особенностях и перспективах развития мировой промышленности.
Глава 1. Структура современной промышленности
Уровень развития любой страны определяется структурой ее экономики. Экономика современного государства подразделяется на отрасли. Она включает производственные отрасли и виды непроизводственной деятельности. Понятия «производственная» и «непроизводственная» сферы являются наиболее значимыми характеристиками структуры экономики.
Непроизводственная сфера (или сфера услуг) включает в себя такие виды деятельности, в процессе которых не создаётся никакого материального (вещественного) продукта. Как правило, выделяются следующие отрасли непроизводственной сферы:
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- непроизводственные виды бытового обслуживания населения;
- здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение;
- народное образование;
- финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение;
- культура и искусство;
- наука и научное обслуживание;
- управление;
- общественные объединения.
Производственная сфера («реальный сектор» — в современной терминологии) представляет собой совокупность производств и видов деятельности, результатом которых является материальный продукт (товар). В состав отраслей материального производства обычно включаются промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь.
Деление на отрасли обусловлено общественным разделением труда. Различают три формы общественного разделения труда: общее, частное и единичное.
Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и т.д.). Частное разделение труда проявляется в образовании различных самостоятельных отраслей внутри промышленности, сельского хозяйства и других отраслей материального производства.
Например, в промышленности выделяются:
- электроэнергетика;
- топливная промышленность;
- черная металлургия;
- цветная металлургия;
- химическая и нефтехимическая промышленность;
- лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;
- промышленность строительных материалов;
- легкая промышленность;
- пищевая промышленность и др.
В свою очередь каждая из них состоит из узкоспециализированных отраслей, например, цветная металлургия включает медную, свинцовоцинковую, оловянную и другие отрасли промышленности.
Единичное разделение труда существует на предприятии, в учреждении, организации между людьми разных профессий и специальностей.
1.1 Структура общественного производства
Самой главной отраслью материального производства является промышленность, состоящая из множества отраслей и производств, которые тесно взаимосвязаны между собой.
Промышленность - совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда как для самой промышленности, так и для других отраслей народного хозяйства, а также добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии, заготовкой леса и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве, производством потребительских товаров.
Промышленность - важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества.
Под отраслью промышленности понимается совокупность предприятий, вырабатывающих однородную по экономическому назначению продукцию и характеризующихся общностью перерабатываемого сырья, однородностью технической базы (технологических процессов и оборудования), профессиональным составом кадров.
Промышленность состоит из двух больших групп отраслей:
- добывающей
- обрабатывающей промышленности.
К добывающей промышленности относятся предприятия по добыче горно-химического сырья, руд чёрных и цветных металлов и нерудного сырья для металлургии, неметаллических руд, нефти, газа, угля, торфа, сланцев, соли, нерудных строительных материалов, лёгких природных заполнителей и известняка, а также гидроэлектростанции, водопроводы, предприятия лесоэксплуатации, по лову рыбы и добыче морепродуктов.
К обрабатывающей промышленности относятся предприятия по производству чёрных и цветных металлов, проката, химических и нефтехимических продуктов, машин и оборудования, продуктов деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности, цемента и других строительных материалов, продуктов лёгкой и пищевой промышленности, а также предприятия по ремонту промышленных изделий (паровозоремонтная, локомотиворемонтная) и теплоэлектростанции.
1.2 Классификация отраслей промышленности и её отраслевая структура в современном мировом хозяйстве
Промышленность - ведущая отрасль материального производства, в которой создается преобладающая часть ВВП и национального дохода. В современных условиях доля промышленности в совокупном ВВП развитых стран составляет около 40%.
Современная промышленность состоит из множества самостоятельных отраслей производства, родственных предприятий и производственных объединений. В её отраслевой структуре отражается уровень индустриального развития страны и её экономической самостоятельности, степень технической оснащенности промышленности и ведущая роль этой отрасли в экономике в целом. Важным условием повышения эффективности общественного производства является совершенствование отраслевой структуры промышленности. Для анализа отраслевой структуры промышленности обычно используются следующие показатели:
- доля отдельной отрасли или комплекса в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;
- доля прогрессивных отраслей в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;
- коэффициент опережения;
- соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями.
К прогрессивным относятся отрасли, развитие которых обеспечивает ускорение научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве. От их развития в значительной степени зависит эффективность общественного производства. В число прогрессивных отраслей обычно включают машиностроение, электроэнергетику и химическую промышленность. Рост их доли означает, что в отраслевой структуре происходят прогрессивные сдвиги, и это благотворно сказывается на экономике страны.
Коэффициент опережения выражает темп роста отрасли или отдельного комплекса Т отр к темпу роста всей промышленности Т пром:
Опережающее развитие перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими отраслями обычно характеризует положительные тенденции в экономике страны (табл. 1).
Взаимосвязи отраслей промышленности, пропорции, сложившиеся между ними, обусловлены способом производства, а также совокупным действием на его основе многих других факторов, определяющих изменения в отраслевой структуре промышленности. К таким факторам относятся:
- научно-технический прогресс и степень внедрения его результатов в производстве;
- уровень общественного разделения труда, развитие специализации и кооперирования производства;
- рост материальных потребностей населения;
- общественно-исторические условия, в которых идет развитие промышленности;
- природные ресурсы страны.
Современный этап экономического развития ведущих стран мира характеризуется крупными сдвигами структуры хозяйства, что непременно ведет к новым межотраслевым и воспроизводственным пропорциям. Изменения сложившихся пропорций в экономике происходили по двум направлениям:
- во-первых, реконструкция и модернизация традиционных ведущих отраслей экономики,
- во-вторых, смена поколений продукции, выпускаемой в секторе новых наукоемких отраслей.
При этом ведущей отраслью материального производства остается промышленность и прежде всего машиностроение, где аккумулируются научно-технические достижения.
Большие сдвиги происходят в отраслевой структуре мировой промышленности. Они выражаются, прежде всего, в изменении пропорции между добывающими и обрабатывающими отраслями. В течение всей второй половины XX в. сохранялась устойчивая тенденция к уменьшению доли добывающих отраслей в общем промышленном производстве; теперь она составляет примерно 1/10. Но изменения коснулись и внутренних пропорций в добывающей и обрабатывающей промышленности.
Добывающая промышленность представляет собой целый комплекс отраслей и подотраслей, включающий в себя не только горнодобывающую, но и лесозаготовительную промышленность. К нему относят также морской промысел, водоснабжение, охотничье-промысловое хозяйство. Примерно 3/4 суммарного выпуска продукции этой отрасли приходится на главную ее подотрасль - горнодобывающую промышленность. В свою очередь в структуре горнодобывающей промышленности 3/5 продукции (по стоимости) обеспечивает нефтегазовая промышленность, а остальную часть примерно в равных долях - угольная и рудодобывающая.
Обрабатывающая промышленность - в структурном отношении гораздо более сложный комплекс, включающий более 300 различных отраслей и подотраслей, которые принято подразделять на четыре блока:
- производство конструкционных материалов и химических продуктов;
- машиностроение и металлообработка;
- легкая промышленность;
- пищевая промышленность.
Первое место в структуре мировой обрабатывающей промышленности занимает машиностроение (40% всей продукции), на втором месте стоит химическая промышленность (более 15%). Далее следуют пищевая (14%), легкая промышленность (9%), металлургия (7%) и другие отрасли. Соотношение между ними несколько меняется со временем, но в целом остается относительно стабильным. Зато сдвиги, происходящие в структуре каждой из перечисленных отраслей, обычно бывают более заметными. Прежде всего, это относится к машиностроению, как самой диверсифицированной отрасли промышленного производства.
Самой быстрорастущей отраслью мирового машиностроения была и остается электронная и электротехническая промышленность, доля которой во всей продукции обрабатывающей промышленности уже выросла до 1/10. Для общего машиностроения в целом характерен умеренный рост. Причем в его структуре тоже происходят изменения: уменьшается производство сельскохозяйственных, текстильных машин и оборудования; увеличивается - дорожно-транспортных машин, и в особенности роботов, конторского оборудования и т. п. Доля транспортного машиностроения в структуре обрабатывающей промышленности в целом остается относительно стабильной, но за этим также кроются внутренние различия: сокращается доля судостроения, подвижного железнодорожного состава, но в целом сохраняется доля автомобилестроения.
Известны две стратегии (модели индустриализации) развивающихся стран - внутриориентированная и внешнеориентированная.
Первую из них принято называть стратегией импортозамещения. Она проводилась в основном на первом этапе индустриализации развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки и заключалась в постепенном отказе от импорта промышленных изделий и в обеспечении внутреннего рынка собственной продукцией. Сначала такое импортозамещение осуществлялось в производстве потребительских товаров - тканей, одежды, обуви, мебели и т. п. Затем оно охватило и продукцию тяжелой промышленности.
Однако подобное импортозамещающее развитие в целом оказалось недостаточно эффективным. Поэтому многие страны стали приходить к другой, экспортоориентированной модели развития, в основу которой было положено продвижение местных товаров на мировой рынок. В наибольшей мере эта модель характерна для новых индустриальных стран Азии.
Обрабатывающая промышленность развивающихся стран специализируется в основном на выпуске более простой, мене техноемкой продукции.
Высокие показатели промышленного производства развивающихся стран достигнуты в первую очередь благодаря сравнительно небольшой группе этих государств - прежде всего так называемых ключевых (Китай, Индия, Бразилия, Мексика) и новых индустриальных. Важно и то, что эти успехи достигнуты не только в результате индустриализации как таковой, но и в значительной мере вследствие преднамеренного переноса («миграции») с Севера на Юг многих массовых, трудоемких, дешевых и к тому же экологически опасных «грязных» производств.
В странах Севера сосредоточено подавляющее большинство крупных промышленных ТНК, которые кроме прочего владеют значительной частью промышленного потенциала стран Юга. Неудивительно, что промышленная продукция развивающихся стран во многом предназначается для товарных рынков развитых государств. Что же касается производительности труда в промышленности, то по ее уровню страны Юга уступают странам Севера в среднем в четыре раза, хотя при расчете этого соотношения учитывают показатели только самых «продвинутых» из них.
Все это в какой-то мере характеризует и распределение промышленного производства между крупными географическими регионами мира. Среди них особо выделяются три - Европа, Азия и Северная Америка. Большой интерес для географического анализа промышленности мира представляет также определение ведущих стран, которые, по существу, задают тон в этой отрасли. Характерно, что в их перечне оказалось 14 развитых и 6 развивающихся стран. Именно с этими ведущими странами связано и размещение главных промышленных районов мира (Табл. 2) .
Страны | Производство, млрд. долл. США | Страны | |
США | 2685 | 305 | Тайвань* |
Япония | 1235 | 300 | Испания |
Китай | 1235 | 270 | Россия |
Германия | 835 | 250 | Республика |
Великобритания | 600 | 220 | Нидерланды |
Италия | 520 ^ | 190 | Бельгия |
Франция | 445 | 190 | Индонезия |
Бразилия | 370 | 190 | Мексика |
Индия | 360 | 170 | Австралия |
Канада | 320 | 145 | Таиланд |
* Включая Сянган
Таблица 2. Первые двадцать стран по размерам промышленного производства в 2010 г.
При анализе отраслевой структуры промышленности целесообразно рассматривать не только отдельные ее отрасли, но и группы отраслей, представляющие собой межотраслевые комплексы. Под промышленным комплексом понимается совокупность определенных групп отраслей, для которых характерны выпуск схожей (родственной) продукции или выполнение работ (услуг).
В настоящее время отрасли промышленности объединены в основные комплексы: топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной и агропромышленный.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) включает угольную, газовую, нефтяную, торфяную и сланцевую промышленности, энергетику, отрасли по производству энергетического и других видов оборудования. Все эти отрасли объединены общей целью — удовлетворение потребностей народного хозяйства в топливе, тепле, электроэнергии. Россия является единственной крупной промышленно развитой страной, которая полностью обеспечивает себя топливом и энергией за счет собственных природных ресурсов и экспортирует топливо и энергию в значительных объемах. В настоящее время этот комплекс играет существенную роль в обеспечении страны иностранной валютой.
Металлургический комплекс (МК) представляет собой интегрированную систему отраслей черной и цветной металлургии, металлургического, горного машиностроения и ремонтной базы. Развитие металлургической промышленности России предопределяет ее экономическую и политическую независимость, индустриальный и оборонный потенциал.
Машиностроительный комплекс может быть поставлен на первое место в развитии экономики. В развитых странах на его долю приходится от 35 до 50 % общего объема промышленной продукции.
Машиностроительный комплекс представляет собой совокупность отраслей машиностроения, металлообработки и ремонтного производства. Ведущими отраслями комплекса являются общее машиностроение, электротехника и радиоэлектроника, транспортное машиностроение, а также производство ЭВМ. Современный уровень отрасли не отвечает требованиям экономического и социального развития страны. Машиностроение занимает лишь 20 % общепромышленного производства.
Химико-лесной комплекс представляет собой интегрированную систему химической, нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей, целлюлознобумажной и лесохимической промышленности, машиностроения и других отраслей. По запасам древесины (около 82 млрд, м3) Россия занимает ведущее место в мире и в 3 раза превосходит США, в 30 раз — Швецию и в 40 раз — Финляндию. При этом лесопромышленный комплекс (ЛПК) дает в ВВП лишь 2,6 %, а в валютной выручке от экспорта — 4,3 %.
Агропромышленный комплекс (АПК) характеризуется тем, что в его состав входят разнородные по своей технологии и производственной направленности отрасли экономики: система сельского хозяйства, отрасли перерабатывающей промышленности, комбикормовая и микробиологическая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности. В деятельности АПК принимает прямое или косвенное участие около 80 отраслей. Аграрно-промышленный комплекс можно рассматривать как совокупность технологически и экономически связанных звеньев народного хозяйства, конечным результатом деятельности которых является наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и непродовольственных товарах, производимых из сельскохозяйственного сырья.
Глава 2. Современное состояние и перспективы развития основных отраслевых комплексов мировой экономики
2.1 Оценка современного состояния промышленности в мировом хозяйстве
В отраслевой структуре мировой промышленности происходит постепенное уменьшение значения добывающих и возрастание доли обрабатывающих отраслей. Отчасти это объясняется снижением материалоемкости производства, прежде всего в развитых странах, а также заменой минерального сырья искусственным. Но главной причиной данного структурного сдвига являются растущие различия в стоимости продукции этих отраслей: в обрабатывающей промышленности стоимость производимых товаров на единицу продукции значительно выше, особенно в наукоёмких отраслях.
Снижение доли добывающих отраслей в большинстве развитых стран было достигнуто за счёт увеличения добычи сырья в странах с переходной экономикой и развивающихся странах. Так, в развитых странах удельный вес добывающих отраслей в промышленности составляет 2%, в развивающихся странах — 14%, а в России — около 30%.
В обрабатывающей промышленности развитых стран происходит перемещение центра тяжести с капиталоемких и металлоемких отраслей (металлургия, нефтепереработка, производство строительных материалов и др.) к наукоемким (электроника, фармацевтика, малотоннажная химия, авиационная и ракетно-космическая). Доля продукции машиностроения и металлообработки растет постоянно, и на нее в последние годы приходится около 40% производства всей продукции обрабатывающей промышленности мира. Электроника вместе с электротехникой — самая быстрорастущая отрасль мировой промышленности.
Происходит дальнейшее усиление специализации развитых стран на производстве наиболее дорогостоящей промышленной продукции, прежде всего наукоёмкой (авиакосмической, биотехнологической, информационно- коммуникативной)
2.2 Динамика показателей мировой промышленности
Отраслевая структура промышленности характеризует уровень индустриального и технического развития страны, степень ее экономической самостоятельности и уровень производительности общественного труда.
На структуру промышленности влияют также опережающие темпы развития отраслей, в первую очередь обеспечивающих научно-технический прогресс, - машиностроения, химической промышленности и электроэнергетики.
Машиностроение - главная по числу занятых, по стоимости продукции и соответственно по доле во всем промышленном производстве отрасль современной промышленности. Это объясняется тем, что именно оно в первую очередь обеспечивает все отрасли хозяйства орудиями производства (машинами, оборудованием, приборами и др.), а население — предметами потребления, в том числе и длительного пользования.
Среди экономически развитых стран Запада выделяется небольшая группа государств (США, Япония, ФРГ, Великобритания), обладающих полной номенклатурой машиностроительного производства, доля которого в структуре их обрабатывающей промышленности составляет 35-38 %, а в экспорте — 50% и более. Непосредственно за этой группой идут страны (Франция, Италия, Испания, Канада, Республика Корея) с несколько менее полной структурой машиностроения и меньшей его долей в структуре обрабатывающей промышленности (25-33 %), а также в экспорте. В отдельную группу обычно выделяют некоторые малые страны Западной Европы (Швеция, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, Дания, Финляндия, Австрия), в которых получили очень большое развитие отдельные отрасли машиностроения, ориентированные в первую очередь на экспорт. В остальных странах машиностроение менее развито, и импорт машин преобладает над их экспортом.
Несмотря на сохраняющееся отставание развивающихся стран, в последнее время и в их машиностроении заметен прогресс. Но он касается лишь сравнительно небольшого числа стран - Китая, Бразилии, Индии, Мексики, Аргентины, новых индустриальных стран. Все они имеют достаточно квалифицированную и в то же время гораздо более дешевую, чем в Западной Европе, США и Японии, рабочую силу
2.3 Перспективы развития основных отраслевых комплексов мировой промышленности
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)
Отрасли ТЭК относятся к капиталоемким отраслям. В промышленно развитых странах, где представлены все его отрасли, обычно основные капиталовложения в пределах до 85% приходятся на нефтегазодобывающую промышленность и электроэнергетику (примерно в равных долях) и до 15% — на нефтепереработку и угольную промышленность. Значительное влияние на инвестиционный процесс в ТЭК в целом оказывают инвестиции в нефтяную промышленность.
В соответствии с циклическим характером развития нефтяной промышленности происходят и изменения капиталовложений не только в эту отрасль, но и в целом в ТЭК.
Все более важным источником топливно-энергетических ресурсов становится атомная энергия. В настоящее время в мире действует около 140 атомных реакторов. Их доля в общем объеме производства электроэнергии в мире остается на уровне 10-11%. Фирмы, занятые в атомном машиностроении, не ожидают увеличения притока заказов на оборудование для новых атомных электростанций (АЭС), по крайней мере, в ближайшие 10 лет. После аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году приток заказов стал чрезвычайно мал.
Однако в целом зависимость энергетики ряда стран мира от АЭС весьма значительна. Себестоимость электроэнергии АЭС на 20% ниже, чем на ТЭС, работающих на угле, и в 2,5 раза ниже, чем работающих на мазуте.
К 2020-2030 годам доля электроэнергии, вырабатываемой на АЭС, по расчетам, составит 30%, а это потребует значительного увеличения добычи урана.
Лидирующую позицию в группе топливно-сырьевых товаров занимает нефть. Однако в последние годы из-за структурных сдвигов в экономике произошло снижение потребления нефти. В последние годы быстро развивается международная торговля природным газом.
Зависимость промышленно развитых стран от импорта нефти, в том числе из стран-членов ОПЕК, остается по-прежнему высокой: почти 100% у Японии, 95% — у Франции и Германии, 40% — у США.
Россия традиционно играет важную роль в мировом экспорте топливно-энергетических товаров, особенно нефти и природного газа. Экспорт энергоносителей обеспечивает ныне свыше 50% всех валютных поступлений в РФ от внешней торговли.
Машиностроение
Среди машиностроительных отраслей в центре современной государственной промышленной политики в рассматриваемых странах стоят авиаракетно-космическая промышленность (АРКП), микроэлектроника и автомобилестроение. Именно эти отрасли играют и, по всей видимости, сохранят в рассматриваемой перспективе ключевую роль в развитии не только машиностроения, но и всей экономики ведущих стран Запада как важнейшие «поставщики» базисных технологий (микроэлектроника и АРКП) и центр сосредоточения широчайших кооперационных связей в экономике стран в целом (автомобилестроение).
Государственное регулирование указанных отраслей осуществляется по двум основным направлениям — по линии стимулирования инновационного процесса и путем реализации различных мер, включая протекционистские, с целью облегчения национальным фирмам условий конкуренции на внутреннем и внешних рынках.
Развитие машиностроительного комплекса органически связано с интенсификацией научно-исследовательской деятельности. Активизация НИОКР обусловлена сокращением жизненного цикла товаров, обострением конкуренции, усложнением научных проектов, приобретающих в массе своей междисциплинарный характер. В настоящее время США тратят на НИОКР в машиностроении больше, чем Япония, ФРГ и Великобритания вместе взятые. По абсолютной величине годовые расходы на НИОКР в США в целом по машиностроительному комплексу сопоставимы с суммарными капиталовложениями в основной капитал машиностроения, а в отдельных отраслях даже превышают их. Наиболее быстрыми темпами растет объем научных исследований и разработок в новых, наукоемких отраслях машиностроения, таких как АРКП, электронная промышленность, производство ЭВМ, приборостроение.
В группе традиционных отраслей в Японии (общее, транспортное машиностроение) главными направлениями качественного совершенствования продукции в прогнозном периоде являются повышение надежности, безопасности, экологической чистоты, энергетической экономичности, производительности машин и оборудования, использование автоматизированных систем управления работой основных агрегатов на базе микропроцессорной техники.
В странах ЕС суммарная доля электротехнической промышленности (включая производство ЭВМ и радиоэлектронику), приборостроения и АРКП в общем объеме продукции машиностроения, по имеющимся оценкам, в примерно 50-55% в 2015 г., в том числе собственно производство ЭВМ -15%.
Что касается мировой торговли машинами и оборудованием, то более 80% этой отрасли приходится на индустриальные страны. Доля России в мировом экспорте машин и оборудования составляет менее 1%, а в общем объеме российского экспорта машинно-технической продукции в промышленно развитые страны Запада доля машин и оборудования оценивается всего лишь в 2-2,5%. Поэтому в ближайшее время, вероятнее всего, существенного увеличения доли экспорта машин и оборудования в его общем объеме не произойдет.
Агропромышленный комплекс (АПК)
АПК представляет собой единую систему сельскохозяйственных, промышленных и сервисных предприятий.
В составе АПК выделяют три сферы:
- Отрасли промышленности, поставляющие средства производства для сельского хозяйства и пищевой промышленности (машины, оборудование, химикаты), а также осуществляющие производственно-техническое обслуживание сельского хозяйства;
- Собственно сельскохозяйственное производство (земледелие и животноводство);
- Отрасли, занятые переработкой и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, переработка, хранение, транспортировка, реализация).
Доля АПК в мировом ВВП, по оценке, составляет 20 — 25% и имеет тенденцию к увеличению за счет растущего производства машин, оборудования и химикатов, а также повышения степени переработки сырья. Соотношение между тремя сферами АПК в развитых странах составляет в настоящее время 2:1:7. Этот сдвиг вызван не только опережающим ростом перерабатывающих отраслей, но и застоем в производстве машин и химикатов для сельского хозяйства.
В странах с переходной экономикой доля сельского хозяйства в структуре АПК значительно выше, чем в развитых странах, что отражает более низкий уровень развития переработки сельскохозяйственной продукции. В России соотношение сфер АПК составляет 2:4:4. Это изменение определяется вызванной рыночными преобразованиями тенденции к ускоренному росту пищевой промышленности, но также и кризисным положением сферы отраслей, поставляющих средства производства для сельского хозяйства, в российском АПК.
На мировом рынке сельскохозяйственной продукции крупнейшими экспортерами продовольствия являются США, страны ЕС, Канада, Австралия, Бразилия, КНР, а крупнейшими импортерами — Япония, США, страны ЕС, Россия. Однако следует упомянуть, что по данным Международной службы по агробиотехнологии площади под трансгенными культурами в США составляют 72%, в Аргентине — 17%, в Канаде — 10% от всей площади, занятой сельскохозяйственными культурами.
Состояние продовольственного рынка России характеризуется ростом объемов и стоимости импорта продуктов питания и сырья для их выпуска (это особенно характерно для европейской части РФ).
Транспортный комплекс
Транспортный комплекс — одна из основных отраслей материального производства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов.
Транспортные системы развитых стран составляют 78% общей протяженности мировой транспортной сети, 74% мирового грузооборота; характеризуется высоким техническим уровнем, тесным взаимодействием всех видов транспорта, сложной конфигурацией транспортной сети, высокой «подвижностью» населения.
Транспортные системы развивающихся стран составляют 22% общей протяженности мировой транспортной сети, 26% мирового грузооборота; характеризуется невысоким техническим уровнем, преобладанием одного- двух видов (железнодорожного, трубопроводного) транспорта, преобладанием транспортных линий, соединяющих главный центр (порт, столицу) с районами экспортной специализации, низкой «подвижностью» населения.
Наиболее развитыми являются транспортные системы Северной Америки и Западной Европы. Северная Америка занимает первое место по общей длине дорог (30% всех мировых путей сообщения) и по грузообороту основных видов транспорта. Западная Европа лидирует по густоте сети и частоте движения, хотя сильно уступает Северной Америке по дальности перевозок. При этом и в Северной Америке, и в Западной Европе ведущая роль принадлежит автомобильному, трубопроводному и воздушному транспорту.
По структуре мирового грузо- и пассажирооборота лидирует автомобильный транспорт, на который приходится 8% грузооборота и 80% пассажирооборота от общего мирового объема (на железнодорожный — 16% грузооборота и 11% пассажирооборота, на трубопроводный — 11% грузооборота, на морской - 62% грузооборота и 1% пассажирооборота, на речной — 3% грузооборота и 1% пассажирооборота, на воздушный — менее 1% грузооборота и 8% пассажирооборота).
Железнодорожный транспорт обеспечивает перевозку грузов и пассажиров на дальние расстояния. Наибольшая протяженность железных дорог — в США, Канаде, России, Индии, Китае. Самой густой сетью железных дорог обладают Германия, Бельгия, Швейцария, Чехия. По грузообороту лидируют Россия, США, Китай, Канада, Польша.
В развитых странах наблюдается тенденция к сокращению железнодорожной сети, в развивающихся, напротив, - к расширению.
Трубопроводный транспорт . Первые нефтепроводы были построены в США в конце XIX в. Эта страна в настоящее время лидирует по протяженности нефте- и газопроводов. Наряду с США самыми длинными трубопроводами обладают Россия и Канада. Крупнейшие в мире магистральные трубопроводы проложены в России («Дружба», «Союз», «Прогресс», «Сияние Севера»).
Морской транспорт - важная часть мировой транспортной системы, выполняющая межконтинентальные перевозки. Морской транспорт обеспечивает 98% внешнеторговых перевозок Японии и Великобритании, 90% всех внешнеторговых перевозок США и стран СНГ.
Морской транспорт имеет самую низкую себестоимость. Первое место по судоходности занимает Атлантический океан, где сформировались три главных направления перевозок:
- Европа — Северная Америка;
- Европа — Южная Америка;
- Африка — Европа.
Важным звеном транспортной системы являются морские порты: универсальные (характерные для развитых стран) и специализированные (характерные для развивающихся стран).
Воздушный транспорт самый молодой и динамичный, он обеспечивает перевозку пассажиров и грузов на большие расстояния. Наибольший пассажирооборот отмечается в США, России, Японии, Великобритании, Канаде, Франции, Германии.
Крупнейшие аэропорты мира расположены в Чикаго, Далласе, Лос- Анджелесе, Атланте, Лондоне. Всего в мире 34 крупных аэропорта, причем половина из них — в США, 8 — в Европе.
Наиболее универсальным и эффективным средством доставки больших масс грузов на дальние расстояния по праву считается морской транспорт. Он обеспечивает более 60% объема международной торговли. Серьезным конкурентом морскому транспорту в межконтинентальных перевозках ценных грузов в последние десятилетия стал воздушный транспорт. Железнодорожный, речной и автомобильный транспорт широко используется в основном во внутриконтинентальной внешней торговле, а также при перевозках экспортных и импортных грузов по территории стран-продавцов и стран-покупателей. Важную роль играют трубопроводные системы в международной торговле нефтью и газом. Кроме того, воздушный транспорт прочно занял лидирующее положение в международном пассажирском сообщении.
Заключение
Промышленность — важная составная часть единого комплекса мирового хозяйства, первая ведущая отрасль материального производства. От успехов в её развитии зависит степень удовлетворения потребностей общества в жизненно необходимой для всех отраслей и для всех людей продукции, обеспечения технического перевооружения и интенсификации производства. Именно промышленные изделия гарантируют удовлетворение основных современных материальных общественных потребностей. В мировой промышленности занято около 400 млн. человек. Промышленные товары составляют 70% мирового товарооборота.
Подводя итог, можно определенно сделать вывод о том, что современная промышленность характеризуется высокой степенью специализации. В мировом хозяйстве наблюдается тенденция снижения удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства, техническая модернизация промышленности и быстрый рост отраслей сферы услуг. Это подтверждается тем, что уменьшение численности занятых происходит в основном за счет традиционных отраслей с высокой трудоемкостью производства (пищевой, текстильной, швейной, кожевенной), а также за счет капиталоемких отраслей (в частности, металлургии), а подъем численности занятых — в электротехнической промышленности и приборостроении.
При ускоренном росте промышленности происходит перераспределение мировых промышленных мощностей, однако по- прежнему развитые страны специализируются на технически сложных и наукоемких производствах при опоре на качество продукции и высокую квалификацию работников. Развивающиеся же страны все в большей мере начинают специализироваться на высокотехнологичной продукции. Поэтому в настоящий момент наблюдается прямо выраженная тенденция активного перемещения трудоемких производств из более развитых в менее развитые государства, и наоборот, техноёмких производств — из менее развитых в более развитые.