- КУГАРЧИНСКИЙ РАЙОН
- СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН
- АГРОБИЗНЕС
- МУНИЦИПАЛИТЕТ
- АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС
- СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
В статье рассматривается развитие сельского хозяйства в Республике Башкортостан на примере муниципальной программы Кугарчинского района.
- Агробизнес России в условиях современной экономической обстановки
- Послание Президента Российской Федерации как инструмент государственного управления
- Эффективность управления человеческими ресурсами в системе экономической безопасности
- Практика антикоррупционной деятельности: сравнительный анализ отечественной и зарубежного опыта
- Развитие агробизнеса в АПК муниципального образования
Основой продовольственной безопасности любого государства является здоровое состояние агропромышленного комплекса страны. Сельское хозяйство считается одной из нескольких главных сфер вещественного производства. Она выполняет важную роль в жизни государства и общества - производит сырье для пищевой и легкой промышленности, снабжает жителей продуктами питания. Поэтому важно, чтобы все составляющие единого механизма сельского хозяйства работали слажено и бесперебойно, граждане страны могли приобретать качественную продукцию, а сельхозпроизводители имели для этого все возможности.
В Российской Федерации 85 субъектов, и вклад каждого из них имеет большое значение и влияние на процветание агропромышленного комплекса страны.
Республика Башкортостан на сегодняшний день одна из самых крупных аграрных регионов в России, на протяжении последних лет занимающая первые места по показателям валового регионального продукта. Благодаря своему географическому положению, потенциалу производства и научно-техническому уровню, республика обладает благоприятным климатом и низкими рисками для бизнеса, занимает лидирующие позиции среди других субъектов Российской Федерации. Сельское хозяйство играет ключевую роль для экономической обстановки в данном регионе.
Колоссальную поддержку в целом всего региона, за счет создания эффективной стратегии развития сельского хозяйства, оказывает государство. Так же в республике активно поддерживается развитие агробизнеса в муниципалитетах, что дает успешно развиваться разным формам хозяйствования.
Существуют и некоторые проблемы агропромышленного комплекса, для решения которых создаются различные пути их решения. К примеру, государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан» направлена на единое формирование абсолютно всех сфер и областей работы АПК с учетом вхождения Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. В связи с этим выделились два уровня приоритетов, связанные с разными сферами и направлениями.
К первому уровню относятся следующие сферы:
- производство - скотоводство (мясо и молоко) как сиситемообразующая подотрасль, использующая конкурентоспособные достоинства, главным образом присутствие существенных площадей аграрных угодий;
- экономика - увеличение прибыли сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- формирование производственных возможностей - мелиорация территорий сельскохозяйственного направления, внедрение в обращение неиспользуемой пашни и иных категорий аграрных угодий;
- институты - формирование интеграционных взаимосвязей в АПК и развитие продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров;
- кадровая и научная сфера - развитие инноваций в сельском хозяйстве;
- социальная сфера - стойкое формирование сельских территорий в качестве непременного условия сбережения трудовых ресурсов, формирование условий с целью обеспечения финансовой и физической доступности питания на базе оптимальных норм потребления пищевых продуктов для уязвимых слоев населения.
Ко второму уровню относятся:
- более активное развитие импортозамещения;
- экологическая безопасность производимых сельским хозяйством продовольствия и продуктов;
- оптимизация конкурентоспособности продукции при условиях вступления в ВТО и уменьшение логистических издержек.
Эта программа разработана на период до 2020 года и динамика развития агропромышленного комплекса республики Башкортостан в это время будет формироваться под действием различных факторов.
На примере программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в муниципальном районе Кугарчинский район Республики Башкортостан» можно подробнее рассмотреть все плюсы и минусы развития агропромышленного комплекса республики и муниципалитета за последние годы.
Проводя анализ состояния сельского хозяйства в регионе за последние 8 лет, можно выявить много факторов, которые «подкосили» развитие агропромышленного комплекса Башкортостана и в целом Российской Федерации: макроэкономическая ситуация, мировой финансово - экономический кризис 2009-2010 годов, засуха 2009, 2010, 2012 и 2014 годов, повлекшая за собой отрицательную динамику структуры кредитования, ввод санкций против Российской Федерации в 2014-2015 году.
На данном этапе нужно исправлять положение: предстоит осваивать новые технологии и обновлять оборудование для отраслей промышленности, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, повышать объемы производства, посевных площадей, поголовья скота. Необходимо снизить кредитные ставки для сельхозпроизводителей, о чем к примеру упомянул в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Презадент Российской Федерации В.В. Путин в конце 2016 года, упростить инфляционные процессы и по возможности повышать государственное финансирование, которое наоборот сократилось по сравнению с предыдущими годами в связи со многими факторами, в число которых входит и вступление России в ВТО.
Не смотря на негативные факторы всё же наблюдается постепенное улучшение ситуации и спад напряженности в сфере сельхозпроизводства, что было достигнуто за счет перенаправления всех сил на укрепление, улучшение и развитие отечественной продукции, что в свою очередь снизило риски и сформировало условия для ровного развития аграрного сектора экономики, повышению конкурентоспособности российской продукции на рынке внутри страны и за ее пределами.
Данная регионам большая самостоятельность позволит правильно и логично перенаправить выделяемые субсидии на те сферы агропромышленного комплекса, которые нуждаются в них более остро. Так как централизованно это решить и сделать намного сложнее, ведь в каждом регионе есть свои особенности и свои проблемы, которые должны решаться индивидуально руководством этого субъекта.
Для успешного решения стратегических задач по увеличению потенциала экономики аграрного сектора и реализации государственной программы внутри муниципалитета «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан» предпринимаются меры по улучшению качества и уровня жизни в сельских местностях, а так же привлечения большего количества квалифицированных специалистов и повышения квалификации уже работающих в отрасли сотрудников.
На сегодняшний день можно сказать, что агропромышленный комплекс всей Российской Федерации в целом развивается стабильно и пошагово. Государство старается поддерживать свои субъекты, а те, в свою очередь поддерживают свои муниципалитеты и так же наоборот. Другими словами государство зависит от того состояния, в котором находятся муниципальные районы, которые являются неотъемлемой частью системы функционирования государственной экономики, которая оказывает влияние на это состояние муниципалитетов.
Список литературы
- Муниципальная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в муниципальном районе Кугарчинский район Республики Башкортостан» от 13 января 2016 года.
- Проблемы местного самоуправления в России. Андриянова А.А., Гарифуллина А.Ф.. Т. 1. №30. С. 198-200.
- Информационная политика органов исполнительной власти республики башкортостан: проблемы и пути решения. Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Состояние, проблемы и перспективы развития АПК. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ. Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Башкирский государственный аграрный университет. 2010. С. 187-189.
- Роль компьютерных технологий в сфере принятия управленческих решений. Гарифуллина А.Ф., Хайдарова Л.Р. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы. Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 39-42.
- Развитие человеческого потенциала как стратегическое направление современной государственной политики России. Гарифуллина Э.Ф., Ханнанова Т.Р. Право и политика. 2012. № 9. С. 1565-1571.
- Концептуальные основы государственной аграрной политики в РФ. Ханнанова Т.Р. Мир и политика. 2013. № 2 (77). С. 4.
- Государственная аграрная политика в животноводстве: проблемы формирования и реализации. Ханнанова Т.Р. Политика и общество. 2014. № 2. С. 183-189.
- Новая парадигма собственности: теоретико-правовые основы. Ханнанов Р.А. Право и политика. 2011. № 4. С. 694-708.
- Закон саморегуляции природы и его закономерности: теоретико-эмпирический и правовой аспекты. Ханнанов Р.А. Право и политика. 2010. № 9. С. 1637-1652.
- Концепция правовой защиты и приоритетного развития сельскохозяйственного землепользования. Ханнанов Р.А. Право и политика. 2010. № 12. С. 2214-2222.
- К вопросу о проблемах в жилищно-коммунальной сферы в Республике Башкортостан. Андриянова А.А., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Материалы IV международной научно-практической конференции. 2014. С. 17-19.
- К вопросу об участии пчеловодов в государственных закупках. Галиева Г.А., Гималтдинова А.А., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 44-46.
- Пространственно-территориальные атрибуты безопасности российского приграничья: историографический анализ. Гарипова А.Г., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2014. С. 38-44.
- Регулирование занятости в Республике Башкортостан. Толстыженко К.В., Хатмуллина Л.Р. В сборнике: Социально-экономические проблемы информатизации. Материалы II международной научно-практической конференции. 2014. С. 111-113.
- Проблемы развития внутрипоселковых дорог в сельских поселениях. Мансурова Э.Р., Хатмуллина Л.Р. Экономика и социум. 2013. № 4-2 (9). С. 158-159.
- Проблемы совершенствования кадровой структуры администраций сельских поселений (на примере Республики Башкортостан). Хинсирова Г.И., Хатмуллина Л.Р. Экономика и социум. 2014. № 1-2 (10). С. 982-983.
- Уголовное право в схемах и определениях. Общая часть. Дикаев С.У., Сабитов И.К., Шарипкулова А.Ф. Уфа, 2010.
- Некоторые проблемы реализации избирательного права на муниципальном уровне. Сабитов И.К., Рябов С.А., Фаттахов Ч.Р. Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. № 4. С. 1445-1448.
- Применение метода сходства в исследовании влияния биологически активных веществ на показатели крови мышей. Хабибуллин Р.М. Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2013. № 4 (28). С. 47-48.
- Формирование электронных услуг в контексте социально-политического развития. Хабибуллин Р.И. Вестник Забайкальского государственного университета. 2011. № 6. С. 86-90.
- Совершенствование управления федеральным имуществом. Гарифуллина А.Ф., Мухаметдинова Э.Р. В сборнике: Актуальные вопросы развития социально-экономических систем в современном обществе. Материалы международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Редколлегия: А. Н. Плотников, А. В. Постюшков, Л. А. Тягунова. 2013. С. 42-43.
Индекс УДК 332.1
Дата публикации: 21.09.2015
Анализ, состояние и перспективы агропромышленного комплекса региональной экономики (на примере Тамбовской области)
ANALYSIS, STATUS AND PROSPECTS OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REGIONAL ECONOMY (ON THE EXAMPLE OF TAMBOV REGION)
Тётушкин Владимир Александрович
Тамбовский государственный технический университет
E-mail: [email protected]
Tetushkin Vladimir Aleksandrovich
Tambov State Technical University
Аннотация: Актуальность и цели. В настоящее время, агропромышленный комплекс - это совокупность нескольких отраслей национальной хозяйственной системы, которые направлены на выпуск или переработку сырья сельскохозяйственного происхождения, а также на получение из него различных видов продукции. В отмеченную совокупность сегментов экономики входят: собственно сельское хозяйство, представленные в широком разнообразии отрасли промышленности, которые обеспечивают переработку сырья, снабжают аграриев техникой, необходимыми удобрениями и иными ресурсами промышленного происхождения, а также транспортно-логистические предприятия, ответственные за поставку продукции АПК потребителям. Цель данного исследования – анализ современного состояния и перспектив развития агропромышленного регионального комплекса. Материалы и методы. Реализация задач была достигнута за счет использования метода анализа и системного подхода. Результаты. В работе подробно проанализированы статистические данные агропромышленного комплекса Тамбовской области, а также предложены варианты развития на 2017 год. Выводы. Реализация комплекса организационно-управленческих, нормативно-правовых и финансово-экономических механизмов будет способствовать созданию условий для эффективного функционирования АПК региона на всех уровнях иерархии.
Abstract: Relevance and purpose. Currently, agribusiness is a combination of several sectors of the national economic system, which is aimed at the production or processing of raw materials of agricultural origin, and receive from it various types of products. In the above-mentioned set of segments of the economy include: agriculture, presented in a wide variety of industries, which provide raw material processing, supply of agricultural machinery, with fertilizers and other resources of industrial origin, as well as the transport and logistics company responsible for the supply of agricultural products to consumers. The purpose of this study is to analyze the current state and prospects of development of regional agro-industrial complex. Materials and methods. The implementation of the tasks was achieved through the use of the method of analysis and a systematic approach. Results. In detail analyzed the statistical data of agro-industrial complex of the Tambov region, as well as the proposed development options for 2017. Conclusions. Implementation of complex organizational, managerial, legal and financial-economic mechanisms will contribute to the creation of conditions for efficient functioning of agroindustrial complex of the region at all levels of the hierarchy.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, регион, экономика, развитие.
Keywords: agro-industrial complex, region, economy, development.
Введение .
В последнее пятилетие усилилось внимание к проблемам АПК со стороны органов власти федерального и регионального уровня. Однако, чтобы обеспечить перевод агропромышленного комплекса на модель устойчивого развития, предстоит решить ряд весьма серьезных проблем. Некоторые институциональные основы для этого уже созданы: приняты Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», Концепция устойчивого развития сельских территорий, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы. В 2010 году утверждена Доктрина продовольственной безопасности России. Но еще не сложилась комплексная, научно обоснованная система взглядов на перспективы функционирования агропромышленного комплекса. К сожалению, до сих пор остается дискуссионным вопрос обоснованности форм, методов и инструментов реализации эффективной аграрной политики, позволяющей обеспечивать модернизацию и дальнейшее развитие агропромышленного комплекса по инновационной модели. Вместе с тем международный опыт и практика экономических реформ в России убеждают в том, что одним из важнейших условий обеспечения устойчивости функционирования агропромышленного комплекса является четкое определение целевых долгосрочных ориентиров развития и разработка путей их реализации.
Эти обстоятельства обусловили необходимость проведения объективной оценки современного состояния сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности региона, обоснования приоритетных направлений, а также определения значений целевых показателей развития данных отраслей на долгосрочную перспективу. .
Агропромышленный комплекс отличается размерами материально-технической базы, масштабами и широтой размещения производства, количеством занятых и проживающего населения в сельской местности, их профессиональным, национальным составом, образом жизни. Аграрный сектор – это важная сфера деятельности человека и системообразующая отрасль в хозяйстве страны и социальной жизни общества. Из этих положений следует, что агропромышленный комплекс не только формирует деятельность других областей, но и в целом предопределяет состояние и развитие экономики страны. .
В экономическом словаре А.Н. Азрилияна можно встретить следующее определение: «Совокупность отраслей народного хозяйства, связанных между собой экономическими отношениями по поводу производства, распределения, обмена, переработки и потребления сельскохозяйственной продукции» .
Современный агропромышленный комплекс (АПК) – это сложная интегрированная социально-экономическая система взаимосвязанных отраслей, осуществляющих воспроизводство производительных сил и производственных отношений. В составе АПК принято выделять четыре основные сферы:
первая – отрасли промышленности, поставляющие сельскому хозяйству средства производства, а также отрасли, занятые производственно-техническим обслуживанием;
вторая – собственно сельское хозяйство;
третья – отрасли, занятые доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, переработка, хранение, транспортировка, реализация);
четвёртая – производственная и социальная инфраструктура, обеспечивающая общие условия производства продукции, а также жизнедеятельности людей – дорожно-транспортное хозяйство, связь, материально-техническое обслуживание, система хранения, складское и тарное хозяйство, отрасли материального производства и т.п. .
В 2013-2014 году в Тамбовской области продолжилась тенденция устойчивого социально-экономического развития, по основным показателям отмечено превышение среднероссийского уровня: темпы роста в промышленности составили 106,1% (по РФ – 100,4%), сельском хозяйстве – 125,8% (по России – 106,2%), инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования - 113,5% (по РФ - 99,8%), розничного товарооборота - 107,2% (по РФ - 103,9%). Реальные располагаемые доходы населения составили 104,9% (по РФ - 103,3%).
В течение отчетного года Тамбовская область получила высокие рейтинговые оценки:
— вошла в пятерку регионов России, где успешно выполняются майские указы Президента РФ, касающиеся социального развития;
— Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги Тамбовской области Российской Федерации в иностранной и национальной валюте на уровне «BB+» со «Стабильным», краткосрочный рейтинг региона в иностранной валюте «B». Агентство также подтвердило национальный долгосрочный рейтинг области на уровне «AA(rus)» со «Стабильным» прогнозом;
— по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с указом Президента РФ от 21.08.2012 №1199) Тамбовская область улучшила свои позиции и вошла в число 20 регионов-лидеров, заняв 12 место;
Анализ и развитие агропромышленного комплекса Тамбовской области
Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль — сельское хозяйство — является ведущим сектором экономики региона, его доля в ВРП составляет 18,4% (АПК - около 22%). В 2013 году в сельском хозяйстве области всеми категориями хозяйств произведено валовой продукции на 72,3 млрд. рублей, это в сопоставимой оценке 125,8% к уровню 2012 года. В животноводстве прирост составил 123,8 %, в растениеводстве — 127,0%. Валовая продукция сельского хозяйства в 2013 году распределилась следующим образом: сельхозпредприятия – 44,7 млрд. руб. (142,3% к уровню 2012 года), КФХ – 8,5 млрд. руб. (126,4%), личные подсобные хозяйства – 19,2 млрд. руб. (97,2%).
В отрасли «растениеводство», на долю которой в 2013 году пришлось 62,0% от общего объема валовой продукции, в последние годы наметилась положительная тенденция в оптимизации производства конкретных видов сельскохозяйственных культур в увязке с потребностями рынка и оптимизацией сбыта. За прогнозируемый период предусматривается расширение масштабов использования прогрессивных ресурсосберегающих технологий возделывания сельскохозяйственных культур и доведения их доли к 2015 году по зерновым культурам до 75%, сахарной свекле до 100%, подсолнечнику до 70%, увеличение удельного веса посевных площадей, занятых новыми высокоурожайными сортами в общих посевах до 45%. Расширение посевных площадей и рост урожайности окажут влияние на рост объемов производства сельскохозяйственной продукции.
Так, значительный рост производства в растениеводстве в 2013 году объясняется высоким урожаем основных культур. Так, валовой сбор подсолнечника составил 723,8 тыс. тонн (на 32,0% выше), зерновых и зернобобовых - 2993,4 тыс. тонн (160,4%), картофеля - 652,0 тыс. тонн (113,9%), сахарной свеклы — 4382,6 тыс. тонн, то есть на уровне предыдущего года. Объемы производства плодов и овощей сохранились на уровне прошлых лет. Для поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей из федерального бюджета (в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020гг.) в 2013 году было выделено, всего – 4,4 млрд. руб. в том числе:
— федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года» — всего: 131,2 млн. руб.;
— экономически значимые региональные программы развития сельского хозяйства, всего – 288,9 млн. руб.;
— развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства, всего – 885,9 млн. руб.; — кредитование отрасли – 2,9 млрд.рублей.
Расходы областного бюджета в 2013 году (в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы) составили – 3,2 млрд. руб. В том числе:
— долгосрочная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года» – 623,4 млн. руб., из них на строительство школы в Петровском районе – 376,6 млн.рублей;
— экономически значимые региональные программы развития сельского хозяйства, всего – 413,8 млн. руб.;
— развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства, всего – 1,5 млрд.рублей;
— кредитование отрасли — 613,0 млн.рублей.
В 2014 году будут увеличены объемы применения прогрессивных, ресурсосберегающих технологий возделывания сельскохозяйственных культур, что позволит снизить негативное влияние неблагоприятных погодных условий в период проведения весенне-полевых и уборочных работ. Инновационные технологии будут применяться при возделывании технических культур.
В текущем году рассчитывают получить урожай зерновых и зернобобовых на уровне прошлого года, то есть - около 3,2 млн. тонн (105,2%). Объем производства сахарной свеклы запланирован на уровне 4,2 млн. тонн, что на 4,2% ниже 2013 года. Производство подсолнечника ожидается в объеме 749,0 тыс. тонн, что на 3,5% выше 2013 года.
За 3 последующих (прогнозируемых) года планируется вовлечь в севооборот 40 тыс. га залежных земель, уменьшить площади чистых паров с 335,5 тыс. га (в 2014 году) до 243 тыс. га (в 2017 году), сократить посевную площадь подсолнечника на 30 тыс. га и расширить посевы других масличных культур. Результатом станет увеличение общей посевной площади с 1648,9 тыс. га (в 2014 году) до 1817,0 тыс. га (в 2017 году). Площадь зерновых и зернобобовых в 2014 году составит 991,9 тыс. га, в т. ч. кукурузы на зерно 102,9 тыс. га; по прогнозу в 2017 году — 1100,0 тыс. га, в т. ч. кукурузы на зерно — 190 тыс. га (при средней урожайности кукурузы 101,6 ц/га).
В последние годы идет расширение посевных площадей картофеля в сельскохозяйственных предприятиях. В 2013 году площадь посевов под картофель составила 4,0 тыс. га, в текущем году - уже 5,0 тыс. га. Все шире применяется орошение, ведется строительство современных хранилищ для картофеля и овощей.
В прогнозируемый период будет продолжена работа по технической и технологической модернизации сельского хозяйства. Весь комплекс проводимых мер позволит довести объемы производства зерна в 2017 году до 3,75 млн. тонн (рост на 25,3% к уровню 2013 года), сахарной свеклы – до 6,55 млн. тонн (рост почти в 1,5 раза); подсолнечника – до 750 тыс. тонн (103,6%), расширить посевы под кормовыми культурами, тем самым создать прочную кормовую базу для развития животноводства и сырьевую базу для развития пищевой и перерабатывающей промышленности.
В животноводстве области в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы продолжается реализация комплекса мер по росту производства продукции животноводства: восстановлению поголовья скота за счет приобретения высокопродуктивных пород, технического и технологического перевооружения сельскохозяйственного производства, стимулирования развития малых форм хозяйствования, решения социальных проблем села. Так, в 2013 году в хозяйствах всех категорий производство мяса скота и птицы на убой (в живом весе) составило 263,5 тыс. тонн (128,9% к 2012 году); производство молока – 221,7 тыс. тонн (100,3%); яиц – 187,6 млн. штук (82,3%).
Производство мяса скота и птицы в 2014 году запланировано на уровне 348,0 тыс. тонн, что на 32% выше предыдущего года. Такой рост основан в первую очередь на том, что практически выходят на проектную мощность ООО «Тамбовский бекон» (планирует произвести 107,0 тыс. тонн в 2014 году при проектной мощности 130,0 тыс. тонн), ООО «РАСК» (планирует произвести 5,0 тыс. тонн при проектной мощности 10,0 тыс. тонн). Основное производство мяса сосредоточено в ООО «Инжавинская птицефабрика» — 113,0 тыс. тонн, ООО «Тамбовский бекон» — 107,0 тыс. тонн, ООО «Тамбовмясопром» -26,0 тыс. тонн, ООО «Ресурс» — 12,0 тыс. тонн. Производство молока и яиц запланировано на уровне 2013 года.
В 2017 году производство скота и птицы в живом весе (с ростом к уровню 2013 года) составит 610 тыс. тонн (рост в 2,3 раза), молока – почти 250,0 тыс. тонн (112,2%), яиц – 250 млн. штук (133,3%). Таким образом, за период с 2013 по 2017 годы рост животноводческой продукции составит 251,3% при среднегодовом темпе роста 120,2%.
Производство продукции животноводства на период до 2017 года будет обеспечено с учетом реализации инвестиционных проектов по строительству животноводческих комплексов и реконструкции существующих ферм. Основные инвестиционные проекты:
— строительство комплекса по производству мяса птицы (индейки) в Первомайском районе на 40,0 тыс. тонн мяса в год;
— строительство Токаревской птицефабрики с производственной мощностью 100,0 тыс. тонн мяса птицы в год;
— выход на проектную мощность комплексов по производству мяса свинины ООО «Тамбовский бекон» и ООО «РАСК»;
— строительство новых мощностей по убою, первичной и глубокой переработке мяса свиней в Тамбовском районе на 230,0 тыс. тонн мяса свинины в год.
Кроме того, отдельное направление - это разведение и выращивание крупного рогатого скота специализированных мясных пород в малых предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Увеличение численности специализированного мясного поголовья прогнозируется в объеме до 8,0-10,0 тысяч голов. Таким образом, производство мраморного мяса должно составить в 2017 году до 4,0 тыс. тонн.
Рост производства яиц в период 2015-2017 годы планируется в сельхозорганизациях за счет модернизации и реконструкции мощностей ООО «Степное гнездо» и ООО «Арженка»; в КФХ - за счет наращивания поголовья. Исходя из этого, стоимость валовой продукции сельского хозяйства в 2014 году, по оценке, составит почти 85 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке будет на 11,0% выше 2013 года.
Стоимость валовой продукции сельского хозяйства в прогнозируемом периоде составит: в 2015 году - 106,2 млрд. рублей (120,5% к уровню предыдущего года), в 2016 году – 118,8 млрд. руб. (110,1%), в 2017 году – 133,2 млрд. руб. (108,0%). За 2015-2017 годы темп роста валовой продукции составит 139,9%, среднегодовой темп роста – 111,8%. .
За прогнозируемый период (2015-2017 годы) удельный вес сельхозпредприятий в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции увеличится с 61,8% в 2013 году до 67,7% в 2017 году. Темп роста производства продукции за этот период составит 140,4% при среднегодовом темпе роста 112,0%. В крестьянских (фермерских) хозяйствах темп роста производства продукции составит за 3 прогнозируемых года 112,5% при среднегодовом темпе роста 104,0%. Удельный вес данной категории в общем объеме валовой продукции составит около 9,8% (11,7% в 2013 г.). Доля хозяйств населения в производстве валовой сельхозпродукции снизится с 26,5% в 2013 году до 22,5% в 2017 году. Темп роста производства продукции за анализируемый период составит 104,6%, среднегодовой темп роста - 101,5%.
Заключение.
Агропромышленный комплекс обусловливает продовольственную и экономическую безопасность государства. Данный сектор производит продукты питания, сырьё для потребительских товаров и продукцию производственного назначения. Продовольствие, являясь незаменимым товаром, определяет производство и условия жизни человека. Продукты питания, потребляемые ежедневно, имеют наибольшую оборачиваемость, тем самым формируют стабильный наличный финансовый поток.
Россия - государство с относительно небольшой долей сельского хозяйства в ВВП (порядка 5%). Вместе с тем, существует большое количество смежных отраслей, которые представляют значимую в макроэкономическом смысле группу субъектов. В связи с изменениями во внешнеполитическом векторе развития страны агропромышленный комплекс РФ между тем имеет шансы на ощутимый рост. Некоторые из его признаков наблюдаются уже сейчас. В связи с трендами в рамках импортозамещения, появление которых было обусловлено, если придерживаться популярной точки зрения, продуктовым эмбарго, а также снижением курса рубля, производство некоторых видов сельхозпродукции в РФ в 2014 году выросло на десятки процентов, а в 2015-м имеет шансы на дальнейший рост, как полагают многие аналитики. Таким образом, роль АПК в экономике России и ее регионов, вероятно, будет в ближайшие годы усиливаться.
Библиографический список
1. Ускова, Т.В. Агропромышленный комплекс региона: состояние, тенденции, перспективы [Текст]: монография / Т.В. Ускова, Р.Ю. Селименков, А.Н. Чекавинский. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. – 136 с.2. Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства: учебник. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. 368 с.
3. Экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2007. 1152 с.
4. Халитова Л.Р. Роль регионального агропромышленного комплекса в экономике России. Башкирский ГАУ. 2014.
5. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Тамбовской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов. Тамбов, 2015.
Россия обладает огромным земельным фондом - 1707,5 млн.га, но земельные площади, используемые в сельском хозяйстве - пахотные земли, сенокосы, пастбища и многолетние насаждения (сады и виноградники), составляют лишь 209,0 млн.га. Тем не менее, после Китая и США, наша страна занимает 3 место в мире по площади сельскохозяйственных угодий Родионова И.А., Экономическая география. М., Экзамен. 2003. С.672. .
Именно поэтому необходим постоянный контроль со стороны государства. Проблема регулирования АПК государством рассматривается через теорию и практику. Теоретическая сторона определяет принципы государственного регулирования воспроизводства в сельском хозяйстве, практическая - инструменты и направления в данной области.
Государственное регулирование в АПК представляет собой процесс прямого или косвенного воздействия государства на распределение ресурсов и формирование производственных пропорций в целях стабилизации и обеспечения его устойчивого развития. Государство здесь вступает как глава в общественных отношениях, а также субъект рыночных отношений.
Сущность государственного регулирования устойчивости воспроизводства в АПК раскрывается в его функциях.
Прежде всего, это функция формирования эффективных квалифицированных субъектов рыночных отношений - реальных собственников, предпринимателей, маркетологов, менеджеров, продавцов, покупателей и т. д. Весьма важна функция поддержания устойчивого спроса на продукты питания и их предложения.
Это достигается путем формирования и поддержание системы цен, обеспечивающих стимулирование предложения и спроса на потенциально конкурентоспособные продовольственные товары отечественных производителей. Государство, далее, поощряет создание системы инфраструктурного обеспечения для функционирования рынков земли, материально-технических ресурсов, капитала, продовольственных товаров.
Оно обеспечивает вхождение субъектов АПК в качестве равноправных продавцов и покупателей в систему мирового продовольственного рынка. Наконец, государственное регулирование содействует научному и кадровому обеспечению устойчивого воспроизводства в АПК Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики, М., Экономика, 2005. С 46.
Правительством РФ планируется поэтапная передача основного объема субсидирования сельского хозяйства с федерального на региональный уровень, что, однако, может привести к снижению общего уровня государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, созданию дополнительных региональных барьеров в реализации сельскохозяйственной продукции.
Необходимы определенные условия в данном случае, меры этих экономических условий для функционирования сельского хозяйства предусмотрены в проекте стратегии развития АПК и рыболовства до 2015 г., реализация которых должна осуществляться на базе федерального закона о развитии сельского хозяйства, проект которого еще находится в доработке.
Рассматривая проект, очевидно, что в нем сформулированы основные проблемы развития аграрного сектора. В нем определены основных направления их решения:
Развитие зернового экспорта; форсированное развитие животноводства в режиме импортозамещения на внутренних рынках;
Повышение конкурентоспособности рыбохозяйственного комплекса;
Устойчивое развитие сельских территорий. Кроме того, намечены критерии их решения. В этих целях предусмотрено разработать и реализовать федеральные целевые программы: «Повышение эффективности и развитие ресурсного потенциала сельского хозяйства»; «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса».
Реализацию этих программ планируется осуществлять с привлечением средств федерального бюджета.
Диспаритет цен - главная беда в комплексе проводимых государственных мер по регулированию агропромышленного производства. Необходимы основные меры по преодолению их. В случае, если проблема диспаритета цен решена не будет, не зависимо от того, как и кем поддерживаются доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей, бюджетные субсидии, средства, полученные ими в результате формирования возможного дополнительного спроса на сельскохозяйственную продукцию, будут изъяты из отрасли по каналам межотраслевых связей вследствие сложившейся неэквивалентности в отношениях сельского хозяйства с сопряженными отраслями экономики.
Одна из основных функций государственной поддержки - формирование устойчивого спроса на продукты питания и сельскохозяйственное сырье для промышленности с учетом их прогрессивной структуры, потребностей в зависимости от возраста, трудовой деятельности, региона проживания и платежеспособного спроса населения, ориентации перерабатывающей промышленности на использование в качестве сырья продукции сельхозпроизводителей России. В целях реализации данного, государство воздействует на формирование доходов основных групп населения, поддерживая при этом нужный уровень пенсий, пособий и т. д. для тех групп населения, которые уже не могут или еще не могут получать соответствующие доходы. В то же время государство обязано создать условия и возможности для эффективной занятости трудоспособного населения.
Создание инфраструктуры для устойчивого функционирования рынков земли, материально-технических ресурсов, капитала также является одной из основных функций государства в усилении поддержки эффективного функционирования аграрного производства. Необходимо стимулировать производство, что является одним из важных условий, которое выполняется государством. Важно оказать поддержку в организации экспорта конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции товаропроизводителей, а также создания механизма их защиты от подавления иностранными импортерами.
Государство может выполнить эти и другие функции поддержки эффективного аграрного производства, если система данной поддержки будет основано на реализации следующих принципов его организации - рисунок 1.
Рисунок 1 - Принципы государственного регулирования сельскохозяйственного производства
Рассмотрим принципы регулирования.
Принцип единства экономических и социальных целей достаточно важен: меры государственного регулирования должны ориентироваться как на решение проблем экономики, так и принимать во внимание приоритеты и ценности жителей села, населения, модели поведения различных групп, социально-психологические и особенности национального развития.
Другой принцип - сочетание индикативности и директивности в управлении сферой аграриев, который предполагает, что методы регулирования в условиях рыночной экономики распространяются на предприятия государственного сектора в случае, если возникнет необходимость (например - засуха, землетрясение, наводнение и пр.).
Принцип аграрного протекционизма. Он имеет два аспекта: внутриэкономический, который касается взаимоотношений аграрного комплекса с другими отраслями, и внешнеэкономический, который связан с экспортом и импортом сельскохозяйственных товаров. Закупка за рубежом продовольствия, комбикормов, семян, даже более лучшего качества, в условиях кризисных ситуаций оказывает негативное влияние на финансовое состояние отечественных сельскохозпроизводителей.
Однако рассматриваемы принципы зачастую нуждаются в дополнении.
Экономика России охарактеризована сложной комбинацией разных производств - крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и мелких.
С одной стороны, устойчивой тенденцией является процесс концентрации производства, так как только крупные предприятия располагают большими материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.
С другой стороны, в настоящее время происходит большой рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, которые не требуют больших вложений, объемов оборудования и трудовых ресурсов. Достаточно большое количество малых и средних предприятий существует в отраслях, связанных с производством потребительских товаров, в том числе и сельскохозяйственной продукции. Развитие предприятий предполагает использование разных форм собственности. Таким образом, очевидно, что государственное регулирование должно основываться на принципе равнозначной поддержки предприятий всех форм собственности.
Основным содержанием государственного регулирования производства в аграрном секторе является финансовая и материальная поддержка сельскохозяйственных предприятий со стороны государства. Однако, здесь важно исключить возможность использования такой поддержки на компенсацию убытков от неэффективного ведения производства. Поэтому целесообразно выделить такой важный принцип регулирования государства, как экономическое стимулирование эффективно работающих предприятий.
В целях защиты сельхозпроизводителя в экономическом плане, государство формирует и поддерживает систему цен, обеспечивающую стимулирование устойчивого предложения и спроса на продовольственные и другие продукты, товары. Эффективность выполнения этой функции зависит от мер преодоления диспаритета цен, неблагоприятного воздействия монопольных структур различных сфер АПК на сельское хозяйство.
Принципы государственного регулирования находят проявление в конкретных методах, направлениях и инструментах достижения поставленных целей.
Они объединятся в три группы: правовые, административно-организационные и экономические (рисунок 2).
Рисунок 2 - группы принципов государственного регулирования
К двум первым, основанным на использовании методов контроля и ограничения со стороны как центральных, так и региональных органов власти, относятся: контроль за соблюдением стандартов; система лицензирования производства, переработки и реализации зерна; установление квот и таможенных пошлин на экспорт и импорт зерна, а также продукты переработки зерна; установление в законодательном порядке норм и правил хозяйственной деятельности участников рынка; установление пороговых цен на зерно; определение приоритетных направлений развития отраслей и их инвестирования; установление соотношения между ценой на сырье и рентабельностью для перерабатывающих предприятий и др.
Экономические методы бывают: прямыми (бюджетным) и косвенными (денежно-кредитным).
В соответствии с ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства», основными направлениями экономических метолов являются: формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение; защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности; развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства; развитие социальной сферы села.
Рассмотренные направления образуют экономическое государственное регулирование сельскохозяйственного производства, которое в себя вбирает: финансово-кредитное регулирование; налоговое регулирование; ценовое регулирование.
Финансово-кредитное регулирование АПК сейчас является одним из главных звеньев государственного экономического регулирования АПК. Его назначение - распределение и использование финансовых и кредитных ресурсов национальной экономики.
Государственное финансирование АПК определяются ст. 3 Закона «О государственном регулировании агропромышленного производства», который предусматривает распределение средств федерального бюджета по трем направлениям: осуществление государственных целевых программ; бюджетная поддержка сельскохозяйственного производства; страхование.
По причине того, что задачи в области регулирования аграрного производства можно свести к обеспечению, необходимо рассматривать уровень доходности сельских товаропроизводителей, а также уровень развития сельских территорий, инструменты государственного регулирования аграрного производства можно условно разделить на две группы: инструменты по повышению эффективности сельскохозяйственного производства; инструменты по обеспечению социальной защищенности сельского населения и развитию социально-производственной инфраструктуры сельских территорий.
Итак, государственная поддержка АПК предполагает поддержку и эффективное использование средств государственной помощи.
Государству нужно создавать новые условия для становления, а также устойчивого поддержания паритета цен на сельскохозяйственные товары и промышленные средства производства для села, на средства для фондообразующих отраслей АПК, продукцию этих отраслей, на продукцию растениеводства и животноводства.
Кроме того, в государственных гарантиях нуждается реализация основных видов продовольственных товаров, поступающих в ценах ниже установленных, финансирование устойчивого воспроизводства и плодородия почв.
Сегодня, как никогда, нужно антимонопольное государственное регулирование, поддержка инновационно-инвестиционной деятельности по технико-технологическому состоянию АПК, помощь в воспроизводстве племенного скота, в развитии элитного семеноводства. Важна также экономическая защита сельхозтоваропроизводителей конкуренции импортеров продовольствия. И, кроме того, надо эффективно внедрять систему страхования результатов производства в АПК.
Агропромышленный комплекс (АПК) – это совокупность отраслей народного хозяйства, занятых производством продовольствия и промышленной продукции из сельскохозяйственного сырья, их хранением и реализацией потребителю; производством средств производства для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, их производственно-техническим обслуживанием.
Другими словами, АПК Беларуси включает 1)сельское хозяйство,
2) перерабатывающую промышленность и 3) обслуживающую сферу .
В структуру АПК входят: организационно – функциональная структура, продуктово - сырьевая и территориальная.
Организационно-функциональная структура АПК включает три сферы:
1) отрасли, обеспечивающих АПК средствами производства для всех звеньев АПК (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, продовольственное машиностроение; производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений и др.).
2) сельское хозяйство по производству продовольствия и сельскохозяйственного сырья;
3) отрасли, обеспечивающие доведение сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, хранение, транспортировка и реализация продукции). Это - пищевая, мясная, молочная, рыбная, мукомольно-крупяная, комбикормовая промышленность. А также - легкая промышленность, работающая на сельскохозяйственном сырье, и торговля продовольственными товарами.
Продуктово –сырьевая структура АПК включает ряд подкомплексов продовольственных и непродовольственных товаров.
В состав АПК Республики Беларусь выделяются следующие основные подкомплексы: хлебопродуктовый, картофелепродуктовый, свеклосахарный, плодоконсервный, кормовой, льняной.
Территориальная (региональная) структура АПК включает совокупность соответствующих отраслей в рамках данной территории, т.е. в масштабах республики, области, района. Территориальные (региональные) АПК районов и областей являются составными элементами единого АПК республики.
Инфраструктура АПК – это структура, которая состоит из предприятий и организаций, обслуживающих АПК, и обеспечивающих общие условия развития производства и жизнедеятельности людей. По своему целевому назначению инфраструктура подразделяется на производственную инфраструктуру и социальную.
Производственная инфраструктура АПК обеспечивает взаимосвязь всех фаз процесса воспроизводства: производства, разделения, обмена и потреблении. В нее входят материально-техническое обслуживание (электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и т.д.); материально-техническое снабжение и заготовки сельскохозяйственной продукции; элеваторное, холодильное и складское хозяйство; систему доведения продукции до потребителя; транспорт и связь по обслуживанию производственных нужд всех отраслей и предприятий АПК.
Задачей социальной инфраструктуры является обеспечение нормальных условий жизнедеятельности, воспроизводства и закрепления рабочей силы.
В нее входят дошкольные учреждения, органы просвещения, образования, науки; органы здравоохранения, спорта и охраны окружающей среды; жилищно - коммунально-бытовое хозяйство; розничная торговля и общественное питание; общественный транспорт, связь; информационная служба, служба охраны и техники безопасности труда.
Модернизация агропромышленного комплекса намечена в программах технического и технологического переоснащения его отраслей, «Энергосбережение», «Плодородие», «Селекция и семеноводство сельскохозяйственных культур».
С целью улучшения социально-экономической и демографической ситуации на селе, создания приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности разработана Программа социально-экономического развития и возрождения села. Она призвана решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить необходимые социальные стандарты жизни сельского населения и эффективное, конкурентоспособное агропромышленное производство.
Лекция 9 (2 часа)
Вопросы темы 4:
4.3.2. Сельское хозяйство как комплексообразующая отрасль АПК:
структура и особенности.
4.3.3. Растениеводческие подкомплексы, оценка состояния и направления
развития.
4.3.4. Животноводческие подкомплексы: оценка состояния и задачи
развития.
4.3.5. Состояние и развитие отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье.
4.3.2. Сельское хозяйство как комплексообразующая отрасли АПК: структура и особенности .
Основной комплексообразующей отраслью АПК является сельское хозяйство . В валовом внутреннем продукте страны доля сельского хозяйства составляет 7,5% . По состоянию на начало 2008 года в республике функционировало 1720 сельскохозяйственных организаций, 2016 крестьянских (фермерских) хозяйств, 1100 тыс. личных подсобных хозяйств, занято 435,6 тыс. человек (10,5 % от общей численности занятых в народном хозяйстве). Сельское хозяйство ориентировано главным образом на удовлетворение потребностей внутреннего рынка в продуктах питания. Отдельные виды продовольственных товаров являются экспортным потенциалом.
Сельское хозяйство производит продукты питания и сырье для пищевой и легкой промышленности (составляющие около 9% национального дохода республики и более ¾ товаров народного потребления).
Беларусь относится к странам с индустриально-аграрной экономикой, располагающим значительными земельными и трудовыми ресурсами.
Занимая в мире 0,15% территории и имея 0,17% населения, Беларусь обладает 16% мировых посевов льна, или более 20% его посевов в Европе, производит 2,8% – картофеля, 0,9 – молока, 0,6 – сахарной свеклы, 3 – мяса в убойной массе и 0,24% зерна, расширяются объемы возделывания зернобобовых и масленичных культур.
В настоящее время в сельской местности проживает 27,6% жителей страны, остальные 72,4% живут в городах.
Сдерживают рост производства в продовольственном комплексе две основные проблемы. Первая – низкая покупательная способность населения, вторая – отсутствие развитой инфраструктуры доведения продукции до покупателя.
Основные особенности сельского хозяйства:
1) в качестве главного средства производства выступает земля, так как она является одновременно средством труда и предметом труда; земля ограничена пространственно и ничем незаменима;
2) в сельском хозяйстве с помощью зеленых растений за счет фотосинтеза из неорганического вещества создается органическое вещество, т.е. накапливается новая энергия, в других отраслях энергия расходуется;
3) в сельском хозяйстве экономический процесс воспроизводства тесно переплетается с естественным, природным воспроизводством, так как в качестве средств производства здесь выступают живые организмы (растения, животные, микроорганизмы);
4) в сельском хозяйстве период производства не совпадает с рабочим периодом (особенно в растениеводстве), из-за чего занятость работников здесь имеет сезонный характер;
5) себестоимость производства единицы однородной продукции сельского хозяйства в разных районах размещения разная, поэтому из-за экономической целесообразности следует размещать производство товарной продукции там, где она обходится дешевле;
6) не вся произведенная в сельском хозяйстве продукция может быть товарной, так как значительная часть (свыше 20%) валовой продукции сельского хозяйства – семена, корма, часть поголовья животных используется в дальнейшем процессе воспроизводства
Сельское хозяйство подразделяется на две крупные отрасли: растениеводство и животноводство .
Растениеводство охватывает зерновое хозяйство, картофелеводство, овощеводство, плодоводство, льноводство, кормопроизводство и т.д.
Животноводство включает в себя скотоводство, свиноводство, овцеводство, козоводство, птицеводство, коневодство. А также - кролиководство, рыбоводство, пчеловодство.
Каждая отрасль сельского хозяйства имеет свои специфические особенности. Они различаются по виду производимой продукции, применяемым средствам и предметам труда, характеру профессионального состава кадров, применяемой технологии и организации производства.
Сельское хозяйство взаимосвязано с другими сферами АПК по многим направлениям. От первой сферы (фондопроизводящих отраслей) оно получает машины, минеральные удобрения, химические средства защиты растений и животных, строительные материалы и т.д. Для предприятий третьей сферы АПК, работающих на сельскохозяйственном сырье, оно это сырье поставляет.
Основные задачи сельского хозяйства – обеспечение дальнейшего роста и большей устойчивости производства, повышения эффективности растениеводства и животноводства с целью более полного удовлетворения потребностей населения в высококачественных и недорогих продуктах питания, а промышленности – сырье, создание необходимых государственных сельскохозяйственных резервов как для внутреннего потребления, так и для экспортных целей.