Группы стран с переходной экономикой
2. Особенности переходной экономики России:
Экономика страны накануне радикальных реформ
2.2. Рыночные преобразования в России:
Механизм российских реформ
Совокупные спросы совокупное предложение в переходной экономике
Россия: монополизм особого рода и особенности антимонопольной политики
Российский рынок труда. Безработица
Предпринимательство в России
2.3. Источники и распределение денежных доходов россиян:
Источники денежных доходов
Неравенство в распределении доходов
Проблема бедности в России
Социальная политика в России
Экономический рост в России: проблемы и перспективы
2.4. Формирование открытой экономики России:
Открытая экономика: сущность и показатели
России: от автаркии к открытой экономике
Переходная экономическая система
Экономическое развитие неизбежно связано с переходами экономики из одного состояния в другое. Сегодня пристальное внимание как российских и зарубежных ученых, так и широкой общественности, привлекают сложные и противоречивые преобразования, проходящие в постсоциалистических странах, в том числе и в России. В этой главе мы рассмотрим сущность переходной экономики, ее основные черты, варианты перехода к рынку, а также специфику реформ в ряде постсоциалистических стран.
1.1. Переходная экономика: сущность и особенности
Современная классическая экономическая теория изучает зрелое состояние рыночной экономики с позиций устойчивости и равновесия, упорядоченности и однородности, делающей акцент на развитии как поступательном процессе. В последней четверти XX в. в связи с трансформацией индустриального общества в постиндустриальное, обусловленной революционным скачком в развитии производительных сил, стала формироваться новая наука транзитология - теория экономической трансформации.
Транзитология (экономика переходного периода) - экономическая научная дисциплина, предметом которой являются проблемы трансформации хозяйственных систем, а объектом - экономика страны иди стран, находящихся в процессе перехода от одного состояния социально-экономической системы к качественно иному состоянию.
Переходные экономические отношения характеризуются тем, что в этот момент они соединяют в себе черты как прежнего, так и нового устройства общества. Переходная экономика представляет собой преобразование всей системы экономических отношений, а не только реформирование их отдельных элементов.
Переходная экономика - промежуточное состояние экономики в результате социально-экономических преобразований; это переходное состояние от одной социально-экономической системы к другой.
Экономика переходного периода обладает рядом специфических характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе.
Во-первых, переходная экономика многоукладна. Экономический уклад - особый тип экономических отношений. Многоукладность - наличие ряда секторов хозяйства, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих экономических систем - и уходящей и формирующейся.
Во-вторых , неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эволюции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. Поэтому она объективна нецелостна, а следовательно, и неустойчива. Переходная экономика предполагает поиск новых более эффективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное движение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуацию.
В-третьих , альтернативность развития. Итоги развития переходной экономики могут быть вариантны. Экономические реформы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожиданий.
Многие экономические преобразования либо не дали положительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяйственного уклада, которые представляют разные варианты развития, эволюции общества.
В-четвертых, особый характер противоречий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения).
В-пятых , историчность, т.е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длительность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро изменить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.).
Переходный период - исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование одной экономической системы и формирование другой.
1.2. Современная переходная экономика: основные направления и проблемы, модели реформирования
В настоящее время в центре внимания экономики переходного периода (транзитологии) находятся вопросы перехода от централизованно планируемой социалистической экономики к рыночной капиталистической. Почти 30 странам предстояло осуществить переход от системы, основанной на тотальном огосударствлении экономической и политической жизни, к основам рыночной демократии. Причем если в ряде государств это было возвращение к относительно недавнему прошлому, то на постсоветском пространстве речь шла о восстановлении практически заново хозяйственно-политических принципов рыночной экономики.
Общепризнанной теоретической концепции перехода от плановой экономики к рыночной на сегодняшний день не существует. Это тот случай, когда создание научной теории переходного периода следует за практикой преобразований.
Основные направления и проблемы перехода к рынку
Перед всеми бывшими социалистическими странами стояла одна и та же задача - переход от административно-командной к рыночной экономике. Эта задача в разных странах решалась по-разному. Однако во всех государствах переходный период имел общие тенденции.
Выделяют следующие основные направления перехода к рынку.
Во-первых , либерализация экономики. Либерализация экономики - система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Основные направления либерализации экономики - либерализация цен, хозяйственных операций и внешней торговли. Либерализация цен - это снятие государственного контроля за ценообразованием, переход к формированию цен в соответствии со спросом и предложением. Предполагает свободную торговлю и свободное ценообразование. Либерализация хозяйственных операций - отмена государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности, предоставление возможностей для осуществления предпринимательства. Либерализация внешней торговли - отмена монополии государства на внешнюю торговлю, открытость экономики мировому хозяйству.
Во-вторых, структурные преобразования экономики. Структурная перестройка - формирование новой структуры экономики, устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. В первую очередь, она предполагает изменение структуры собственности и отраслевой структуры национального хозяйства. Во всех бывших социалистических странах государственный сектор охватывал почти всю экономику. Например, в СССР структура собственности на средства производства к началу 90-х гг. имела следующий вид: 88,6 % - государственная; 8,7 % - колхозная; 1,5 % - кооперативная; 1,2% - собственность граждан. Практически во всех бывших социалистических странах была утяжелена структура промышленности (преобладало производство средств производства) и недоразвит агросектор. Экономика бывшего СССР, кроме тoгo, была перегружена военными расходами. По оценкам специалистов, оптимальным считается, если военное производство составляет примерно 1-2 % ВВП. Максимальной считается доля в 6 % ВВП. В СССР к концу 80-х гг. расходы на военное производство превысили 25 % ВВП. Главная цель перестройки структуры экономики - развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.
Структурная перестройка базируется на разгосударствлении и демонополизации экономики. Разгосударствление - процесс снятия с государства функций прямого хозяйственного управления и передача соответствующих полномочий на уровень предприятий. Разгосударствление экономики опирается на проведение денационализации и приватизации. Денационализация собственности - переход государственной собственности в руки частных лиц, банков, кооперативов и прочих элементов экономики. Приватизация представляет лишь один из многих вариантов денационализации. Приватизация - переход государственной собственности в частные руки. Демонополизация - создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов. Здесь предполагается обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса, регулирование деятельности естественных монополий.
В-третьих, институциональные преобразования экономики. Институциональные преобразования представляют собой создание условий для функционирования рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования рыночной инфраструктуры и новой системы государственного регулирования экономики. Преобразование правовых институтов предполагает принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства, а также правил и норм, регулирующих поведение субъектов экономики. Формирование рыночной инфраструктуры предполагает создание коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т. д. Институциональные преобразования необходимы для создания основ рыночной системы, приведения в действие движущих сил рыночного хозяйства - предпринимательства и конкуренции.
Для современной переходной экономики характерны три группы проблем, которые так или иначе проявили себя во всех государствах осуществляющих переход от плановой экономики к рыночной. Во-первых, проблемы либерализации экономики и макроэкономической стабилизации. Эти проблемы стоят рядом, поскольку кризис системы в большинстве стран совпал с финансово-бюджетным кризисом, и проблема перехода к рыночному ценообразованию оказалась сопряжена с проблемой остановки инфляции. На практике либерализация цен почти всегда и везде (кроме Китая и отчасти Венгрии) вела к огромному ценовому скачку. Снижение инфляции до социально приемлемого уровня в 20-30 % в год занимало от нескольких месяцев (в Польше) до нескольких лет (в России), причем затягивание стабилизации повышало ее социальные издержки. Стабилизационная политика включает жесткие бюджетные и денежно-кредитные ограничения, регулирование обменного курса национальной валюты и, возможно, заработной платы. Во-вторых, институциональные проблемы, т. е. формирование условий для функционирования рыночной системы. Об институциональных преобразованиях уже говорилось. Важнейшее из таких преобразований - создание системы отношений частной собственности на основе общенародной. В-третьих, возможности и перспективы экономического роста. Решение данной проблемы усложнялось необходимостью коренной трансформации хозяйственной структуры плановых экономик. Выход из трансформационного кризиса определяли способы адаптации индустриальных экономик к постиндустриальным требованиям, а также принципиальная способность той или иной страны догнать со временем развитые страны по уровню своего экономического развития.
Особенности переходной экономики в России
В соответствии с критериями экспертов Европейского Союза Россия с середины 1994 г. отнесена к странам с переходным типом экономики. Эти критерии в основном сводятся к соотношению централизованных и рыночных методов управления экономикой. Когда стало ясно, что элементы рынка и рыночной инфраструктуры в России возникли и стали неуничтожимы, Европейский Союз признал переходный характер экономики России.
Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период - это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.
Первый фактор: такая экономика она представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность переходной экономики представляет собой смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной систем с их противоречиями и по-разному функционирующими элементами.
Второй фактор: если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности. Такое положение, являющееся кризисным для сложившейся экономической системы, можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся экономики. Сохранение и воспроизводство в течение относительно длительного времени неустойчивости, неравновесия системы имеют свою причину: изменение цели. Если в обычной, устойчивой системе такой целью является ее самосохранение, то для переходной экономики - трансформация в другую систему.
Третий фактор: переходная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В ней "по наследству" остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в качественно иной, преобразующейся экономической системе, и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои "функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.
Четвёртый фактор: в переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние еще носят "переходный" неустойчивый характер и проявляются в такой деформированной форме, как "бартерные" расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования характеризуются частыми сбоями и кризисными проявлениями.
Следует отметить, что понятие "переходная экономика" является не новым в истории развития нашей страны. Она существовала в 20-е годы нашего столетия и насчитывала 5 общественно-экономических укладов: социалистический, частно-капиталистический, государственно-капиталистический, мелкотоварный и патриархальный. Однако ее цели и направленность трансформационных процессов были прямо противоположны современной переходной экономике. Тогда главная задача заключалась в переходе от многоукладной экономики к единоукладной - социалистической. Теперь же стоит прямо противоположная задача - заменить единоукладную экономику государственного социализма на многоукладное народное хозяйство, выступающее базой современного рыночного хозяйства.
Целью преобразований при переходной экономике, является рыночная модель рыночной экономики.
Основная трудность переходного периода - это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.
Характерный признак переходной экономики - институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка. В большинстве стран СНГ это, прежде всего, отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка и всей инфраструктуры рынка в целом.
Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина идущих преобразований. Они захватывают основы существующего строя; отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание. Таким образом, переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования - коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и других систем.
Основная особенность экономики в переходный период - инерционность воспроизводства связана с непрерывностью воспроизводственного процесса, исключающей развитие по принципу первоначального «разрушения до основания» всего старого, а затем создания на этом основании всего нового. Эта непрерывность предопределяет и невозможность быстрой замены существующих форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно вносят хаос в производственный процесс, деформируют его, ведут к спаду производства. Инерционность воспроизводства в этом смысле предполагает сохранение в переходной экономике - и на достаточный длительный период - старых экономических форм.
Это, прежде всего, проявляется в сохранении в течение какого-то времени структуры производства, преобразование которой требует сравнительно большого срока. Не может быстро измениться сложившаяся социально-экономическая структура общества.
Инерционность воспроизводственного процесса порождает ряд следствий, которые важно иметь в виду в экономической политике. Во-первых, она обусловливает глубокую преемственность переходной экономики с исходным состоянием перехода. Во-вторых, она обусловливает относительно длительные сроки переходной экономики. В-третьих, инерционность усиливает сохранение сложившегося в прошлом общественного менталитета.
Игнорирование инерционности воспроизводственного процесса - недооценка объективного характера общественной эволюции, преклонение перед якобы особой ролью сознательного начала в развитии общества.
Ещё одна особенность - интенсивное преимущественное развитие новых форм и отношений. Эта особенность подчеркивает механизм перехода от одной ступени к другой. Это проявление необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций.
Задачи переходной экономики в России
Первая задача переходной экономики – борьба с чертами централизованно управляемой экономики.
Основные черты централизованно управляемой экономики следующие:
1. Супермонополизм – сочетание крупных размеров предприятий и определенного стереотипа экономического поведения – стремления к удержанию высоких цен, единой политики (сговор) по выколачиванию дотаций, кредитов (льготных), налоговых льгот.
2. Милитаризованная производственная структура, главной составляющей которой является ВПК – основной потребитель ресурсов, квалифицированной рабочей силы (рабочей аристократии).
3. Затратная система цен, не позволяющая реально оценивать экономическую эффективность.
4. Отсутствие механизма экономической защиты природных ресурсов, ориентация производства на максимальное использование ресурсов, а не на их рациональное использование, в т.ч. и при экспорте.
5. Низкий жизненный уровень: в РФ – 2% богатых, 87% бедных; в США – 2% богатых, 80% – средний класс.
6. Коллективистская психология, препятствующая преобразованиям.
Экономической основой плановой экономики выступает государственная собственность, способом ее движения является планомерность, банковская система ограничивается единым государственным банком, ценообразование осуществляется единым экономическим центром.
Переходный период от централизованно управляемой к рыночной экономике продлится десятилетия, как это было в Германии и Японии после войны. Сегодня стоит задача обеспечения эффективного функционирования переходной экономики.
В определении причин краха тоталитарных режимов сложились две противоположные позиции. Первая исходит из того, что до прихода Горбачева трудности социалистической системы не свидетельствовали о её нежизнеспособности. Политически и экономически она была стабильна с 30-х годов, т.е. 55 лет. Неумелая политика перестройки привела к ее разрушению.
С позиций второй точки зрения, командная экономика нежизнеспособна, она существовала за счет высоких темпов введения новых факторов производства на основе репрессивного режима и низкого уровня жизни, ее недостатки системны.
К числу внешних причин падения централизованно управляемой экономики относятся: программа перевооружений США, расходы и поражение в афганской войне, падение цен на нефть, повышение уровня жизни в развитых странах. В целом, считается, что социалистическая система могла просуществовать до 2000 г. при 2% росте национального дохода.
Безусловно, создание рынка не самоцель, а средство формирования эффективной экономической системы. Она характеризуется следующими чертами:
экономическая основа – частная собственность в многообразных формах;
форма движения – регулируемый рынок;
банковская система – коммерческие банки во главе с Центральным банком;
ценообразование – свободное с рядом фиксированных цен.
Главные задачи а период переходной экономики:
1. Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику.
Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.
Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.
4. Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования.
5. Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.
Практика показывает, что в каждой постсоциалистической стране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции и программы решения главных задач переходной экономики, формирования рыночных отношений. Вместе с тем, в них можно выделить несколько общих, "обязательных" направлений:
1. либерализацию экономики, связанную, в первую очередь, с отпуском цен. Это первоочередной шаг реформирования экономики. Он позволяет выявить реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства и тем самым наметить первоочередные направления структурной перестройки народного хозяйства. Последующие (а зачастую и одновременные) шаги -- освобождение от государственного диктата финансовых отношений, а также внутренней и внешней торговли;
2. реформирование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации государственной собственности. Именно в результате приватизации должно установиться многообразие форм собственности: государственной, коллективной и частной. Они необходимы для преодоления монополии государства, формирования многоукладной рыночной экономики, сокращения сферы государственной регламентации общественного производства, создания и развития конкурентных рыночных отношений;
3. стабилизацию экономики, под которой понимается устранение резких колебаний освобожденных цен и формирование устойчивых финансовых отношений;
4. реструктуризацию (структурную перестройку) экономики и отдельных предприятий, включающую мероприятия по санации производства, приведение структуры народного хозяйства в соответствие с требованиями современной рыночной экономики и потребностями страны, перестройкой технической базы предприятий на основе передовых, высокоэффективных технологий;
5. интеграцию национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа. Для этого нужно осуществить либерализацию внешней торговли, дать надежную правовую и экономическую защиту иностранных инвестиций, обеспечить подлинную конвертируемость рубля.
Важнейшую роль в переходной экономике играют такие первоочередные мероприятия, как широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация. Либерализация предполагает свободное ценообразование и прекращение контроля со стороны государства в торговле. 3начимость либерализации заключается в ее возможности преодоления двух фундаментальных недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов и ограниченности информации. Либерализация заставляет предприятия ориентироваться на потребительский спрос и получение прибыли в условиях конкуренции. Она способствует ценообразованию, соответствующему реальному соотношению спроса и предложения, дающему сигнальную информацию производителю о потребности в тех или иных товарах Либерализация на первом этапе неизбежно ведет к скачку цен, а инфляция мешает нормальному функционированию экономики. Но, несмотря на все издержки, либерализация позволяет разорвать жесткие административные связи между государством и предприятиями, сократить субсидии, создав тем самым условия для стабилизации экономики.
Макроэкономическая стабилизация народного хозяйства означает сокращение инфляции и дефицита государственного бюджета, прекращение льготного кредитования и избыточной денежной эмиссии. Стабилизация включает преодоление диспропорций в народном хозяйстве и внешнеэкономической сфере. При всем разнообразии способов она обычно включает в себя такие меры, как контроль над денежной массой и ее регулирование, введение внутренней конвертируемости валют, регулирование учетной ставки валютного курса и другие, жесткие монетаристские методы. Однако в тех странах, где наблюдается высокая социальная и политическая нестабильность, проведение подобной политики значительно усиливает социальную напряженность и даже чревато социальным взрывом. В таких условиях более результативными являются мягкие методы финансового регулирования.
После завершения макроэкономической стабилизации и либерализации первоочередными проблемами становятся вопросы, связанные с созданием рыночных институтов, бюджетно-налоговой политики.
К числу методов решения задач переходного периода относятся:
1. Стабилизация – экономическая политика, направленная на ограничение инфляции и насыщение рынка, которая включает:
Либерализацию цен;
Минимизацию госбюджета (коммерциализация деятельности госпредприятий);
Удорожание кредита (максимально до 210% ставки ЦБ);
Введение внутренней конвертируемости национальной валюты;
Сдерживание роста доходов.
2. Преобразование форм собственности:
Приватизация (реституция – возвращение собственности бывшим собственникам в ряде европейских стран);
Снятие ограничения для развития частного сектора.
3. Изменение структуры экономики:
Антимонопольная политика;
Конверсия;
Механизм банкротства;
Интеграция в мировой рынок.
1.2 Основные черты и противоречия экономики переходного периода в России
Специфика переходной экономики проявляется в ее особенных чертах:
1. Перманентное реформирование, т.е. проведение экономической реформы. Экономическая реформа – сознательно проводимое преобразование, направленное на изменение существующих экономических отношений. Причины экономических реформ в разных странах различны – изменение объективных условий, политических сил у власти, неэффективность ранее используемых инструментов достижения хозяйственных или социальных целей. Их необходимость возникает регулярно, они обычно не затрагивают глубинных основ системы. Другой характер носят реформы, стремящиеся к преобразованию системы в целом, они более длительны.
Первая треть 20 века характеризовалась усилением государственного вмешательства в экономику, разброс форм которого изменялся от планового хозяйства в СССР до нового курса Рузвельта. В экономической теории этот период характеризуется как кейнсианская революция. Теория государственного вмешательства Кейнса господствовала в теории и на практике в течение нескольких десятилетий и исходила из того, что рынок неэффективен, его надо ограничивать. С последней четверти 20 века начался период экономических реформ, смысл которых можно охарактеризовать как ренессанс рынка. С начала 80-х в США, Англии, СССР, Восточной Европы, Азии началось усиление рыночных начал в экономике.
2. Экономический кризис – трансформационный спад (Корнаи), его особенности:
кризис носит всеобщий характер, затронул все сферы и отрасли экономики, его уровень критический, причем, кризис становится самоуглубляющимся;
долговременный (девять лет);
рабочая сила и капитал только начинают высвобождаться из устаревших отраслей;
его степень не соответствует трансформационному спаду, а является следствием ряда отклонений российской экономической политики от мировых рыночных стандартов:
Боязнь рынка корпораций и направленность на формирование рынка предприятий (сейчас исправляется через ФПГ);
Установление ссудного процента на уровне, ниже инфляционного роста цен с целью снабжения частного сектора средствами для скупки госсектора;
Распродажа госимущества по символическим ценам, что блокирует инвестиционную активность;
Установление цен на энергоносители в несколько раз превышающих средний уровень цен (доведение до мировых);
Введение внутренней конвертируемости рубля в условиях разрыва между курсом доллара и реальной покупательной способностью рубля, что дает инфляционный эффект;
Нестабильность экономической и политической системы.
Стабильность (устойчивость) экономической системы определяется:
1. Нагрузкой – оптимальным удовлетворением потребностей через использование ограниченных ресурсов. Исторически сложившийся уровень потребления инерционен, поэтому в условиях кризиса нагрузка на ослабленную экономическую систему увеличивается.
2. Структурой системы – т.е. системой производственных отношений – ломается старая – плановая экономика и строится новая – рыночная.
3. Жесткостью – способностью сопротивляться деформациям. Она характеризует консерватизм экономической системы, ее способность к развитию в рамках определенного хозяйственного механизма.
4. Несовершенствами системы – отклонениями от нормы, ослабляющими устойчивость, но легко устраняемыми.
Степень неустойчивости переходной экономики, как уже отмечалось, объективно высока, что обусловлено тем, что уровень потребления (нагрузка) уменьшается (потребление мяса снизилось на 42%), но стабильность не восстанавливается, поскольку состояние экономической системы можно охарактеризовать как запредельное. Уменьшение объемов сельскохозяйственного производства и доходов большинства российских семей привели к сокращению и ухудшению структуры потребления продуктов питания. За 1990-1996 гг. увеличилось только потребление картофеля, остальных продуктов - снизилось. Причем, если накануне реформы (в 1990 г.) семьи рабочих и служащих (в основном городские семьи) потребляли молока и особенно мяса больше, чем семьи колхозников (сельские семьи), то к 1996 г. ситуация изменилась на противоположную, что объясняется большой ролью в продовольственном снабжении сельских семей личных подсобных хозяйств, потенциал которых возрос.
Дефицит отечественного продовольствия приходится восполнять за счет ввоза продуктов питания из-за рубежа. Доля продовольственного импорта, достигшая в СССР в 1980 г. 24% и снизившаяся до 16% в 1990 г., в России вновь стала расти. В 1991-1994 гг. она составила 28%. В последующие годы она немного снизилась. Стране приходится тратить на защиту продовольствия значительные валютные ресурсы.
Анализируя характер противоречий современной экономики переходного периода, следует учесть, что на смену диалектики двойственности приходит диалектика множественности. Поэтому по аналогии с диалектикой двойственности Гегеля, основным противоречием переходной к рынку экономики следовало бы считать противоречие между государственным и частным (частно-корпоративным) секторами, которое разрешается в процессе борьбы между ними. Однако, отказываясь от политического понятия борьбы, можно сказать, что эти сектора экономики должны не бороться за расширение своего масштаба, а занимать соответствующую экономической природе каждого из этих секторов экономическую нишу, т.е. охватывать те отрасли производства материальных благ и услуг, для нормального функционирования которых они обеспечивают наиболее благоприятные условия.
Основные противоречия переходной экономики обусловлены существованием следующих главных препятствий на пути становления рыночной экономики:
1. Господство групповых интересов. В централизованно-управляемой экономике правящую элиту составляли директора предприятий, партийные и государственные чиновники (высшие) – 5,9 млн. человек (с клерками и членами семей). С ликвидацией госсобственности они теряют контроль над экономикой и их сопротивление наглядно видно на примере аграрной реформы, которая всячески тормозится.
2. Антикапиталистическая ментальность: подчинение индивида государству надо заменить новой экономической психологией, совместимой с принципом свободы предпринимательства, глубокой дифференциацией доходов, верой в личные силы.
3. Отсутствие доверия к правительству, к власти, которое является одним из препятствий либерализации экономики. Оно обусловлено постоянными изменениями экономического курса (сначала пытались реформировать социалистическую систему), несовершенством законодательства. Но главное все-таки достигнуто – конституционно оформлена частная собственность.
4. Синдром рыночного социализма, в соответствии с которым считается возможным переход к рыночной (т.е. эффективной) экономике без частной собственности, лишь на основе изменения форм хозяйствования. Популяризируется переход к регулируемому рынку, т.е. к рыночному социализму. Но источником всех перераспределительных процессов является лишь производство, увеличение налогов на которое (т.е. на предпринимателей) подрывает само производство. Стремление к социальной справедливости приводит к ее нарушению и переходу к старому распределению государством нищенских доходов.
5. Мафиозные структуры и коррупция. Число зарегистрированных преступлений в России в 90е годы (выявленных и взятых на учет органами внутренних дел общественно опасных деяний), предусмотренных уголовным законодательством, - выросло в России с 1,8 миллиона в 1990 году до 2,8 миллиона в 1992-1993 годах, а затем, после некоторого снижения в 1997-1998 годах, - почти до 3,0 миллиона в 1999-2001 годах.
6. Регионализм и сепаратизм – претензии регионов на все имеющиеся у них природные ресурсы (Чеченская республика, Якутия, Тюмень…).
Собственником всех своих природных ресурсов может быть лишь территориальное образование, способное к самостоятельному выживанию в экономическом, политическом и военном отношениях. Если этого нет, то регион не может рассчитывать на безнаказанность сепаратистских устремлений (отделение, обособление). Экономический сепаратизм исключает организацию рентной системы налогообложения, в которой рента с природных ресурсов, равным совладельцем которых является каждый гражданин России, выступает оптимальным источником пенсионных и других социальных выплат гражданам.
При подготовке статьи использовались материалы:
1. Анисимов А. Истинный масштаб спада производства и смена модели российской экономической политики // Российский экономический журнал. 2003. №9.
2. Аукуционек С.П. Теория перехода к рынку. М., 2003.
3. Белокрылова О.С. Курс лекций по теории переходной экономики Ростов: РГУ, 2001. Ч. 1., Тема 1.
4. Белокрылова О.С. Концептуальные основы переходной экономики // Буткевич В. Между прошлым и будущим // Экономика и жизнь. 2005. №5.
5. Белокрылова О.С., Вольчик В.В., Мурадов А.А. Институциональные особенности распределения доходов в переходной экономике. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2000.
6. Бузгалин А.В. Переходная экономика. Курс лекций. М., 2006.
7. Григорьев Л.К. новому этапу трансформации. // Вопросы экономики. №4. 2006
8. Гайдар Е. Государство и эволюция. М., 2005.
9. Кузык Б. Стратегия развития: задачи перехода к геоэкономической модели // РЭЖ. №3. 2000.
10. Куликов В. Социальные императивы продолжения экономического реформирования. // РЭЖ. №1. 2000.
Экономическое развитие общества неизбежно связано с переходами экономики из одного состояния в другое. Теоретически необходимо различать переходные отношения и переходную экономику. Общим для всех переходных экономических отношении является то, что на период перехода они соединяют в себе некоторые черты и свойства как прежних, так и новых экономических процессов. Изменения первого рода постоянно происходят на наших глазах - изменяются формы собственности предприятий, появляются совершенно новые формы доходов, изменяются отношения между людьми по поводу прав собственности и т.д. И ранее, в прежних системах, постоянно происходили подобные изменения. В качестве примера можно привести изменения, которые претерпевали эволюция денег, хозяйственный расчет как метод хозяйствования предприятий в социалистической системе, формы оплаты труда и т.п. Постоянно происходящие локальные изменения свойственны любой развивающейся экономике на всех этапах ее развития.
От локальных изменений в экономике следует отличать всеобщие изменения, которые характеризуют переход всей системы экономических отношений в новое качество, когда преобразуются основные свойства и исходные отношения системы и формируется новая экономическая система вместо прежней. В последнем случае имеет место переход от одной экономической и общественно-политической системы к другой, качественно отличной системе. История знает много примеров подобного рода. Феодальная система отношений в течение нескольких веков мучительно, через ряд социальных революций, преобразовывалась в капиталистическую, основанную на новых отношениях собственности, когда на место личной зависимости пришли система личной свободы производителей и гражданское общество. Переход от капиталистической системы XIX в. к системе социалистического типа в России также носил характер всеобъемлющих изменений в экономике и других сферах общества.
Переходная экономика - это переходное состояние от одной экономической системы к другой. В этом случае происходит как изменение основ данной системы, так и радикальное изменение всей системы. Из сказанного вытекают основные черты переходной экономики и ее отличия от сложившихся экономических систем.
Во-первых, если сложившаяся экономика воспроизводится на своей собственной экономической и институциональной основе, то переходная призвана сформировать основу новой экономической системы. Основа экономической системы относится к числу ключевых понятий в экономической теории.
Понятие «основа экономической системы » включает в себя прежде всего установившиеся в экономике формы хозяйственных связей или тип координации деятельности между субъектами экономики. Зачастую сюда относят также присущий системе господствующий тип собственности и институтов, организующих ее функционирование. Когда эти элементы экономической системы сформированы, то можно говорить о завершении переходного состояния экономики и о вступлении ее в стадию развития на собственной основе.
Во-вторых, свойством переходной экономики является ее многоуклад- ность. Экономический уклад - это особый тип экономических отношений, существующий наряду с другими отношениями. В любой экономике, в том числе и развитой, существуют различные типы экономических отношений (уклады), характеризующиеся различными формами собственности, интересами, способами ведения хозяйства. Например, современная экономика Запада характеризуется большим слоем малых предприятий, источником функционирования и развития которых является собственный труд их владельцев. Однако этот слой производителей существует на базе господствующего типа координации и капиталистических форм собственности.
Иное дело - переходная экономика. Многоукладное™ здесь присутствует как равноправный элемент основы . В переходной экономике в течение определенного периода времени существуют и старая, и новая основы, и только постепенно формируется новая система связей. Преодоление многоукладное™ в основе экономики - одна из ключевых целей переходной экономики.
В-третьих, переходную экономику характеризует неустойчивость развития как ее внутреннее свойство. Стабильных переходных экономик не существует в силу того, что происходят постоянные изменения старых отношений при отсутствии новых институтов, норм и правил, возникают новые отношения, в которых участвуют новые экономические субъекты, происходит столкновение старых и новых экономических интересов. В силу этого тенденция к постоянному обострению экономических, социальных и политических отношений - внутреннее свойство переходных экономик. Все это требует создания особых способов поддержания стабильности и устранения экстремальных условий, способствующих нарушениям в экономике.
В-четвертых, для переходной экономики характерна относительная длительность преобразований. Она объясняется не только сложностью и противоречивостью процессов; это прежде всего следствие естественных, нс зависящих от политической власти, факторов: известной инерционности прежних подходов, невозможности единовременно изменить технологический базис, заменить кадры, изменить структуру народного хозяйства, создать новые политические и экономические институты. Все это требует создания для всего периода переходной экономики особого механизма согласования интересов, а также государственной поддержки тех субъектов экономики, которые оказались в трудном положении по не зависящим от них причинам.
Иногда переходную экономику отождествляют со смешанной экономикой. Однако это неправомерно. По форме переходная экономика имеет общие черты со смешанной экономикой. И в первом, и во втором случае в рамках одной экономики имеет место соединение разнородных элементов: рынка и государственного регулирования, капиталистических форм и процессов социальной ориентации и т.д. Однако за этим скрывается качественное различие типов экономик.
Смешанная экономика - это характеристика сложившейся современной экономической системы развитых государств как целостности, воспроизводящейся на основе устойчивого единства рыночной системы и государственного регулирования. Переходная экономика - это не воспроизводящаяся на своей основе экономическая система, а переход одной системы в другую. Хотя в переходной экономике и должно постоянно поддерживаться состояние равновесия, это не свойство воспроизводства системы на собственной основе, а средство устранения нарушений, нестабильности переходной экономики в ходе решения ее исторических задач. Переходная экономика, несмотря на ее длительность, охватывает ограниченный период, а смешанная современная экономика - это постоянное состояние развитых экономических систем конца XX и XXI вв.
В ходе социально-экономической эволюции XX в. мир столкнулся с несколькими разновидностями переходных состояний экономики. Несмотря на то, что они отличаются и по времени возникновения, и по содержанию, общим для них является изменение основных базовых отношений экономических систем. Эти изменения приводили к коренному преобразованию прежних и даже к возникновению новых систем.
Исторический экскурс
Особой исторической разновидностью и примером переходных экономик явилась экономика переходного периода от капитализма к социализму. Исторически она существовала в России в течение особого периода, начавшегося с Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. и завершившегося в 1930-х гг., что отражено в Конституции Российской Федерации 1937 г. Теоретическое обоснование содержания экономики переходного периода опиралось па марксистские положения о противоположности капиталистической и социалистической систем, а также на теории социалистической революции. Основными чертами теории данной экономики переходного периода являлись следующие.
Во-первых, уничтожение частной собственности и формирование государственной (общенародной) собственности как основы системы. Теория экономики переходного периода исходила из концепции создания «чистых» экономических систем, не включающих никаких других инородных элементов и отношений. Сущностью переходного периода, согласно такому подходу, является революционная замена капиталистических отношений новыми, социалистическими.
Многоукладность экономики рассматривалась как присущее лишь этапу переходной экономики свойство. Не допускалось наличие укладов в развитой системе. Задача переходного периода - превращение экономики в одноукладную «чистую» социалистическую систему.
Во-вторых, особая роль и значимость в переходный период отводились государственной и политической власти как проводнику и гаранту преобразований. Это нашло выражение в положении о диктатуре пролетариата как организующей силе преобразований и орудии подавления сопротивления преобразованиям.
В-третьих, теория экономики переходного периода исходила из необходимости минимизации продолжительности перехода, сведения его к ограниченному периоду. Отсюда и название данного типа переходной экономики - экономика переходного периода.
Таким образом, теория экономики переходного периода - крайне радикальный вариант переходной экономики от одной экономической системы к другой. Исторический опыт и уроки такого варианта показывают, что, несмотря па концентрацию сил всего общества на построении новой системы, на создании отечественной индустрии, форсированном преобразовании сельского хозяйства на путях коллективизации, издержки и потери в условиях радикального преобразования общества были исключительно велики. Это выразилось в устранении системы рыночных отношений, огосударствлении экономики, однобокой ее структуре, разрушении производительных сил в сельском хозяйстве. Политически такая концепция переходной экономики явилась одной из основ репрессий в 1930-х гг. Эти и другие факторы подорвали потенциал самосовершенствования социальной системы в СССР в будущем.
Трансформация экономики - по содержанию более широкое понятие, чем переходная экономика. Процесс трансформации охватывает как стадию (период) замены прежних отношений новыми (собственно переходная экономика ), так и процесс относительно длительного становления и формирования новой модели экономики , весь процесс ее становления. Таким образом, от переходной экономики, которая составляет начальный этап становления экономической системы государства, следует отличать трансформацию системы, которая проходит несколько этапов развития.
Имеются и другие разновидности переходных состояний экономики, когда изменения осуществляются в рамках одной и той же экономической системы, преобразуют формы экономических связей и ведут к созданию системы новых институтов, регулирующих жизнь общества. Эти периоды в развитии экономики наступают, например, когда прежние способы регулирования экономической жизни всего общества перестают действовать, старые институты не справляются с изменившимися условиями и возросшими возможностями субъектов экономики, нарастает хаотичность и непредсказуемость в развитии системы. Выход из этого положения требует изменения характера действия прежних институтов и структур, прежних методов воздействия на экономику, выработки новых способов регулирования, перехода к новым теоретическим концепциям развития.
Исторический экскурс
В XX в. примером переходных экономических изменений подобного рода служит трансформация регулирования экономики Запада после кризиса 1929- 1932 гг. Последний, завершая полосу кризисов капиталистической системы XIX - начала XX в., со всей очевидностью показал несостоятельность прежнего подхода к регулированию экономической жизни, основанного на слепом следовании за «невидимой рукой» рынка.
Возникновение методов государственного регулирования всей экономики страны , признание необходимости систематических мер макроэкономической политики, ориентированных не только на устранение недостатков рыночной системы, но и на регулирование поведения субъектов экономики; переход к новым, кейнсианским теоретическим концепциям капиталистической экономики характеризовали наступление нового этапа развития капиталистической системы. Данные изменения охватили довольно длительный период современной истории и продолжительное время обеспечивали относительно стабильное развитие стран Запада.
Иные последствия вызвал нефтяной кризис в середине 1970-х гг. В качестве объекта регулирования после этого кризиса стали выступать не только отдельные субъекты внутреннего рынка, но и крупнейшие корпорации и государства как субъекты международных экономических отношений. Возросла роль экономически согласованной политики государств в рамках «большой семерки», роль международных организаций и институтов. Были сформированы новые интеграционные образования в различных регионах мира. С точки зрения внутренней экономики эти изменения ускорили переход на новые технологические принципы, структурные изменения народного хозяйства, переход к новой волне научно-технической революции.
Экономические преобразования носят в отдельных странах переходный характер и в тех случаях, когда исторически сложившиеся в них экономическая система и структура народного хозяйства в новых исторических условиях должны быть изменены в связи с изменением места данной страны в системе международных экономических и политических отношений. Как правило, такие целенаправленные преобразования связаны с ликвидацией деформаций в экономике стран. Они вызываются внешними причинами или комбинацией внутренних и внешних причин. Примером трансформации экономик данного рода является преодоление длительной полосы нестабильности в развитии экономики государств в развитии стран Латинской Америки. Как правило, такие периоды связаны не с циклическими причинами, а с противоречиями развития государств и требуют применения стабилизационных программ различного типа.
Переходная экономика, присущая современной России, представляет собой особую историческую разновидность переходных экономик, результатом которой является переход к новому типу экономической системы и модели национальной экономики России. В результате преобразований произошли радикальные изменения всех сторон жизни общества и места России в мире.
Российская переходная экономика имеет ряд качественных особенностей по сравнению с прежними разновидностями переходной экономики и трансформациями экономики в XX в. Прежде всего, она качественно отлична от разновидностей трансформации экономик в рамках одной и той же основы экономической системы, которые связаны с характером форм экономической координации. На первый взгляд, имеется много общего, например, у переходной экономики России с изменением форм координации в ходе кризиса 1929-1932 гг. Глубокий экономический кризис производства, крах многих представлений о прежней системе, радикализация экономической политики - все это имело место в годы Великой депрессии, имеет место и сейчас. Однако на этом основании неправомерно рассматривать современную переходную экономику России как разновидность перехода к новому типу регулирования.
Современная трансформация экономики России - это, во-первых, переход к экономике с принципиально новой экономической основой по сравнению с советской, и представляет собой рыночную систему координации ее субъектов. В данном аспекте это не трансформация экономики, а переход от одной системы к другой. Однако если создание централизованной экономики могло происходить в короткие сроки, то создание рыночной системы носит неизбежно длительный характер и черты спонтанного , постепенного развития.
Во-вторых, это переход от «чистой» экономики к экономике сметанного типа. Прежняя, социалистическая экономическая система в отличие от предреволюционной России 1917 г. имела только социалистические огосударствленные отношения. Негосударственные формы собственности (колхозно-кооперативная, личная), по сути, были огосударствлены. Это проявлялось в регулировании государством воспроизводства во всех типах и формах хозяйств. Перед современной переходной экономикой стоит практическая задача - восстановить присущее любой экономике реальное многообразие форм собственности.
В-третьих, еще одна особенность современной переходной экономики по сравнению с прежней экономикой состоит в различных способах решения социальных задач. Прежняя экономическая система отличалась всеобщей системой гарантий. Этого фактора не было в истории предреволюционной России XIX - начала XX в. Огосударствленный социализм, создав систему гарантий, обусловил сложность восприятия населением радикальных мер, осуществляемых в ее пределах. По внешней форме переходная экономика, с одной стороны, как бы возвращается к многообразию и сложности экономической структуры общества, а с другой - отказывается от форм социально гарантированного общества в условиях новых огромных возможностей, которые создаются производительными силами XXI в. Это противоречие переходной экономики и всей трансформации дополняется другими трудностями и противоречиями перехода.
Преобразование экономики России, как и других государств, возникших на территории бывшего СССР, осуществлялось в условиях разрушения Советского Союза как единого государства. Это имело и имеет серьезные экономические и другие последствия.
Следует учитывать геополитический характер современной переходной экономики и трансформации. Она затрагивает не только отношения между бывшими республиками СССР - новыми государствами, но и влияет на геополитические процессы и расстановку сил в мире между различными государствами и центрами силы. Происходит формирование новых международных связей и отношений, новых центров влияния в мире, что непосредственно сказывается на формировании национальных моделей экономики в постсоветских государствах и в России.
Введение
1.Переходная экономика: понятие, черты, разновидности, особенности, функции
2. Трансформационный спад как феномен переходной экономики
Заключение
Список использованной литературы
Введение
С 1992 года Россия переживает глубокие перемены. В некоторых других странах, главным образом в Восточной Европе, перемены начались даже немного раньше.
Переходный период в экономике – это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов. Этот отрезок времени еще часто называют периодом постсоциалистической трансформации.
Естественно, что экономическая трансформация является частью глубоких, обычно принципиальных изменений в обществе – в политических и государственно- административном устройстве, в социальной сфере, в идеологии, во внутренней и внешней политике.
Смена строя может протекать по-разному. В нашей стране смена власти в 1991 году произошла после драматических событий – подавления августовского путча, распад СССР, самороспуска Верховного Совета и вынужденного отказа от власти президента СССР.
Рассмотрим подробнее, что же такое переходная экономика?
1.Переходная экономика: понятие, черты, разновидности, особенности, функции
Переходная экономика - переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе. В результате этого перехода осуществляется принципиальное преобразование основ данной системы, которые обусловливают генезис и развитие, как новых черт переходной экономики, так и ее особенности .
Выделяют следующие основные черты переходной экономики.
1. Переходной экономике предстоит создать базис новой экономической системы, в то время как прошлая экономика воспроизводилась на своем базисе. Термин «базис» в экономической теории является ключевым и включает в себя: тип собственности на средства и продукты производства; формы хозяйственных связей; тип координации деятельности между субъектами экономики.
С созданием базиса новой экономики завершается переходное состояние экономической системы и она обретает новое качество.
2. Важной чертой переходной экономики является ее многоукладность. Под экономическим укладом понимается тип экономических отношений, допускающий одновременное сосуществование в данной стране не только различных форм, но и типов собственности. Таким образом, переходная экономика характеризуется наличием старого и нового базиса, а также сосуществованием различных типов регулирования хозяйственных связей между субъектами экономики.
3. Переходной экономике свойственно неустойчивое развитие, поскольку совершается постоянная трансформация старых отношений в условиях отсутствия новых институтов и правил, в результате чего! происходит конфликт старых и новых экономических интересов.
4. Преобразования в переходной экономике занимают достаточно продолжительный период, что объясняется рядом факторов:
Сложностью и противоречивостью преобразований;
Естественными факторами;
Невозможностью единовременно осуществить переворот технологического базиса, модификацию экономики, сформировать новые экономические институты.
Переходной экономике и смешанной экономике свойственны общие черты:
Сочетание рынка и государственного регулирования;
Совмещение капиталистических форм и социальной ориентации развития экономики и т. д.
Вместе с тем названным типам экономики присущи и качественные отличия. Отметим некоторые из них.
Во-первых, смешанная экономика представляет собой современную экономическую систему, сочетающую рыночное и государственное регулирование.
Во-вторых, смешанная экономика как современная экономическая система является доминирующей в большинстве развитых стран ми
Что касается переходной экономики, то она:
Не воспроизводится на собственном экономическом базисе, а является переходящей от одной экономической системы к другой;
В отличие от смешанной экономики характеризуется неустойчивостью;
Охватывает сравнительно незначительный временной период, в то время как смешанной экономике свойственно неизменное состояние экономической системы.
Переходная экономика имеет несколько разновидностей:
1. Экономика переходного периода от капитализма к социализму (в нашей стране он охватывал период от Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. до 30-х гг. XX в.).
2. Принципиальное изменение в методах согласования в пределах одной и той же экономической системы, но они касаются ее базиса и экономической политики. Эта разновидность переходной экономики предполагает неизбежную замену старых институтов, разработку новых методов регулирования и выбор новых теорий социально-экономического развития.
3.Экономическая система отдельных стран требует изменения в связи с изменением места конкретной страны в системе международных экономических и политических связей. Эти изменения обусловлены необходимостью устранения деформаций в экономике бывших колониальных стран.
4.Преодоление продолжительного периода нестабильного экономического развития государств. Примером подобной разновидности являются, например, страны Латинской Америки, в которых в течение более двух десятилетий наблюдались низкие темпы роста экономики, нарастающий внешний долг, резкий контраст доходов населения, высокая инфляция и т. д.
5. Переходная экономика бывших союзных республик СССР и других постсоциалистических стран. Она носит межсистемный переход. Особенность этой переходной экономики заключается в том, что происходит переход от социалистической экономической системы к капиталистической экономической системе, т. е. движение вспять, или точнее - переход от «чистой» экономической системы к смешанной .
В современной смешанной экономике государство должно выполнять следующие функции:
1.Обеспечение институционально-правовой основы деятельности хозяйствующих субъектов (определение прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, взаимоотношений профсоюзов и нанимателей, общих основ внешнеэкономической деятельности и т. д.).
2.Устранение либо компенсация отрицательных эффектов рыночного поведения и удовлетворение потребностей людей в общественных благах, которые рынок произвести не может: решение вопросов национальной обороны, экологии, образования, науки, здравоохранения и т. п.
3. Проведение экономической политики, направленной на:
Поддержание нормального функционирования рыночного механизма;
Сглаживание циклических колебаний;
Преодоление последствий экономических шоков;
Обеспечение предпосылок для долговременного экономического роста (особенно при помощи бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и структурной политики).
4.Осуществление активной и принципиальной антимонопольной политики.
5.Поддержание устойчивого социального климата в обществе посредством перераспределения имеющегося дохода.
6. Проведение стабилизационной политики государства, нацеленной на восстановление и поддержание макроэкономическим) равновесия (в частности, полной занятости, стабильного уровня цен). Различают формальную и реальную стабилизацию. Формальная стабилизация - достижение устойчивого состояния по одному макроэкономическом индикатору (инфляция, безработица, и изменение валового внутреннего дохода). Реальная стабилизация означает не только, например, снижение безработицы, ной наличие условий экономического роста. Переход к реальной стабилизации предполагает необходимость в нарастании государственного спроса, инвестиций, жесткого контроля за ценами и доходами.
2. Трансформационный спад как феномен переходной экономики
На протяжении 90-х годов, вплоть до 1999 г. российская экономика находилась в состоянии затяжного экономического спада, достигшего наивысшей точки в кризисном 1998г. Экономическому спаду предшествовала стагнация советской экономики в 80-е годы, на преодоление которой и была направлена в свое время концепция ускорения развития, разработанная в годы перестройки. Однако потенциал развития социализма был к тому времени полностью исчерпан, что выразилось в его неспособности обеспечивать дальнейший экономический рост. Безысходность ситуации обрекла на неудачу предпринятую попытку реанимации социализма, закончившуюся его летальным исходом. С 1990 г. экономический рост прекратился даже по официальным данным. Начался затяжной трансформационный спад.
Термин «трансформационный спад» введен в научный оборот венгерским ученым Я.Корнаи. Он утверждал, что при переходе от административно-командной системы к рынку экономика переживает глубокий кризис, вызванный переходным, трансформационным состоянием экономической сиг темы. Оно выражается в том, что прежние, плановые механизмы организации экономической координации уже разрушены, а новые рыночные механизмы еще слабы или отсутствуют вообще .
Переходная экономика - уже не плановая, но еще и не рыночная экономика. Между различными типами хозяйства, между различными экономическими системами лежит длительная полоса переходного периода, который по определению не способен обеспечить немедленный экономический подъем уже вследствие коренного преобразования всей системы экономических и других отношений. А потому это неизбежно в любой переходной экономике. Переходных периодов было немало в многовековой истории человечества, когда происходила смена экономических, а следовательно, и всех прочих общественных отношений .
Не составляет исключения и переходный период от плановой к рыночной экономике, от социализма к капитализму. Трансформационного спада не удалось избежать ни одной из постсоциалистических стран, хотя масштабы спада производства были разными.
Характеристика переходной экономики
Определение 1
Переходная экономика - экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития. Применительно к России и другим постсоветским (постсоциалистическим) государствам переходная экономика соответствует переходу от централизованно управляемой советской экономики к рыночной экономике.
В современной классической экономической теории изучается рыночная экономика как устойчивая, упорядоченная и равновесная система, которая находится в состоянии поступательного развития. В конце $XX$ века, в период перехода индустриального общества в постиндустриальное, сформировалась новая наука транзитология, которая изучает теоретические основы экономических трансформаций. Таким образом, транзитология - это наука об экономике переходного периода. Предметом этой науки являются проблемные вопросы трансформации системы хозяйствования. Субъектом же исследований транзитологии является экономическая система конкретной страны (или стран) которая находится в переходном состоянии, от одного качественного уровня к другому.
Рисунок 1.
Особенность переходной экономики в том, что, по сути, одновременно экономическая система имеет характерные черты сразу двух, зачастую диаметрально противоположных, систем. Эти особенности переходной экономики делают ее нечто большим, нежели процесс реформирования некоторых частей и элементов, это процесс смены всей существующей системы экономических отношений.
Классификация переходных процессов по характеру и типу
В процессе анализа истории экономических процессов выявилось, что в процессе развития существует несколько типов переходных экономик, отличающихся друг от друга по масштабам, а также по характеристике протекания процессов.
По масштабу принято разделять экономические процессы на:
- Глобальные;
- Локальные.
По данной классификации локальная переходная экономика существует в некотором отдельном районе, регионе или отдельно взятой стране. В своей основе локальная экономика переходного периода содержит конкретные экономические процессы, которые присущи данному региону, и делающие экономику данного региона уникальной и отличительной от экономики других стран и регионов. В плане масштаба локальная переходная экономика является экономикой исходного типа.
Под глобальной переходной экономикой подразумевают всеобщий процесс изменений, протекающий в масштабах мирового хозяйства или даже всей цивилизации, как правило, специалисты разделяют восточную и западную цивилизации. Естественно, что глобальные процессы по определению не возможны без включения в них локальных экономических изменений, именно благодаря этим локальным изменениям и происходят масштабные подвижки глобального характера. Однако глобальные процессы могут развиваться и вследствие неких глобальных факторов, как, например, глобальное разделение труда. Глобальные изменения процессы всегда имели место быть на протяжении существования человеческого общества. Для примера можно взять процесс разделения человеческой цивилизации на западную и восточную цивилизации в $I$ тысячелетии до нашей эры. На данном этапе развития нашего общества существуют все предпосылки к тому, что вскоре произойдёт объединение этих двух цивилизаций.
По тому, как протекают процессы, также выделяются два типа переходной экономики:
- естественно-эволюционная;
- и реформаторско-революционная.
Первый тип происходит при естественном ходе истории, второй - при возникновении в обществе, зачастую в случае революционных кардинальных процессов, программ и направлений развития общества, в том числе и в сфере экономики. Одним из примеров второго типа переходной экономики можно считать опыт воплощения в жизнь программы Л. Эрхарда в Германии после окончания Второй Мировой Войны.
Некоторые экономические школы считают, что в чистом виде эти типы переходной экономики встречаются весьма редко. В большинстве случаев имеет место их переплетение, по сути, это и есть переходная система экономики. Совершенно очевидно, что любая реформа будет ускорять (или замедлять) ход естественной экономической эволюции. В качестве примера можно рассмотреть реформу $1861$ года в России, которая была направлена на ускорение перехода от традиционного уклада в экономике к экономике нового капиталистического, то есть рыночного типа.
Логичным продолжением этих реформ можно рассматривать реформы Столыпина. По сути, эти реформы в экономической плоскости можно сравнивать с социально-политическими революциями, которые произошли в России.
Замечание 1
Конец $XX$ века ознаменовался массовым переходом от административно-командной экономической системы к рыночной во многих странах мира. В целом способы осуществления этих переходов можно разделить на два типа. Это переход путем создания специальных экономических институтов (это сделали Китай, а также Венгрия в Европе), или же путь «шоковой» терапии (этот тип характерен для большинства стран Восточной Европы, в том числе и для России). Классическую форму такого перехода продемонстрировала Польша $90$-х годов.
Главные особенности переходной экономики
Переходная экономика - это нормальное эволюционное состояние экономической системы, когда экономика работает в период перехода от одной ступени эволюции общества к другой, часто это период экономических, политических и социальных изменений. Исходя из этого, черты переходной экономики отличают ее от «обычной» экономической системы. Среди этих специфических особенностей можно выделить:
- Заторможенность (инерционность) процесса воспроизведения.
- Развитие новых форм, элементов и экономических институтов.
Зачастую эти особенности определяются как главные проблемы переходной экономики. Первая особенность (инерционность) объясняется тем, что из-за постоянного оглядывания на предыдущий этап не возможна быстрая, как бы этого не хотелось, замена экономических форм и отношений новыми. Именно этим явлением объясняется сохранение на достаточно большом промежутке времени пережитков старых экономических взаимоотношений.
Основные черты характерные для переходной экономики
В экономической теории выделяют основные черты переходной экономики, их как минимум пять.
Изменчивость.
Экономика переходного периода отличается своей изменчивостью, которая нарушает равновесие. Данная черта присуща для любого типа переходной экономики, обеспечивает как динамизм развития процесса, так и неопределённость перспектив процесса развития экономической системы.
Смешение нового и старого.
Особенности переходной экономики проявляются в переплетении новых и старых форм ведения хозяйства являются лакмусовой бумажкой на то, что процесс действительно начат, он идёт и по мнению многих специалистов свидетельствует о необратимости процесса.
Альтернативность.
Является фактором многовариантности развития событий и свидетельствует о возможности выбора наиболее благоприятного варианта развития.
Противоречивость.
Эта особенность касается не столько функционирования экономики, сколько возникающих противоречий между слоями общества и стоящими за ними субъектами хозяйствования. Обострение противоречий насколько сильно, что это может привести к революционным потрясениям и социальным катаклизмам.
Историчность.
Экономика переходного периода сама по себе носит исторический характер, который, несомненно, зависит от особенностей региона. Это значит, что одни и те же закономерности протекания экономических процессов проявляются в каждой стране по-разному.
Совершенно очевидно, что при формировании программ экономического развития следует учитывать основные черты переходной экономики, с целью недопущения возможных ошибок и просчётов.