Общество, в котором власть в руках
богатых, все равно лучше общества,
в котором богатыми могут стать
только те, в чьих руках власть.
Фридрих Хайек,
австро-англо-американский экономист.
Плановая экономика учитывает в своих
планах все, кроме экономики.
Кэри Макуильямс,
американская журналистка.
Демократия, разумеется, - скверная штука,
но дело в том, что все другие «штуки» ещё хуже.
Уинстон Черчилль,
британский государственный деятель.
Понятие экономической системы общества, её структура
Греческое слово systema означает целое, составленное из частей.
Впервые экономическую систему рассматривал Адам Смит в 1776 году.
Существуют различные подходы к определению экономической системы, например,
экономическая система – это способ производства, т.е. единство производительных сил и соответствующих им производственных отношений (это марксистский подход);
или это сообщность людей (социум), объединенных общими экономическими интересами;
или это единство человека и общественного производства и др.
Экономическая система – совокупность принципов, правил и законодательно закреплённых норм в стране, определяющих форму и содержание экономических отношений при производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.
Экономическая система общества состоит из элементов, которые находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Данные элементы составляют структуру экономической системы.
Структура экономической системы:
ü производительные силы;
ü производственные отношения;
ü система хозяйствования.
Рассмотрим элементы структуры экономической системы.
Производительные силы – совокупность вещественных и личных факторов производства и определённых форм их организации, обеспечивающих взаимодействие и эффективность использования.
Элементы производительных сил:
ü средства производства, т.е. средства труда (то, с помощью чего осуществляется деятельность) и предметы труда (то, на что направлена деятельность).
Структура производительных сил:
ü материальные – совокупность личного и вещественного факторов производства. Средства производства включаются в производство людьми, поэтому главной производительной силой являются люди, обладающие опытом и навыками.
ü духовные – наука как всеобщая производительная сила;
Уровень производительных сил определяется высотой квалификационного, образовательного, культурно-технического уровня работника, степенью развитости технологий, уровнем внедрения научных достижений в производство и др.
Производственные отношения – совокупность отношений, которые складываются между людьми в процессе производства экономических благ, а также отношения людей к средствам производства в процессе их применения для удовлетворения потребностей.
Производственные отношения показывают, в чьей собственности находятся средства производства, каков характер труда (наёмный, свободный), в чьих интересах и как распределяются продукты и доходы.
Субъектами производственных отношений являются трудовые коллективы, индивиды, социальные группы, общество.
Виды производственных отношений:
ü между государствами (международные производственные отношения);
ü между государством и фирмами (предприятиями);
ü между предприятиями;
ü между государством и домашними хозяйствами;
ü внутри предприятия;
ü между предприятиями и домашними хозяйствами.
Любой экономической системе свойственен свой, национальный механизм функционирования. Это и есть система хозяйствования – совокупность органов управления и регулирования экономики конкретной страны, группы стран. Она включает в себя отношения собственности, механизм координации и уровень государственного регулирования.
Типы экономических систем
В истории экономики известны различные методы, подходы к классификации экономических систем. Согласно Карлу Марксу экономические системы разделяются в соответствии с общественно-экономическими формациями: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Обусловлено это уровнем развития производительных сил, который опережает развитие производственных отношений. Противоречия между производительными силами и производственными отношениями могут достигнуть конфликта, в результате чего происходит смена формаций.
В ХХ в. формационный подход к эволюции экономических систем подвергался неоднократной критике. Так, американский экономист, социолог и политический деятель У. Ростоу создал теорию экономического роста, в соответствии с которой экономическую систему любой страны можно отнести к одной из пяти стадий экономического роста: традиционное общество – в основе лежит ручной труд, ручная техника, аграрное производство, низкая производительность труда; переходное общество – развитие науки, техники, ремесел, рынка; экономическая система сдвига – значительный рост капитальных вложений, быстрый рост производительности труда в сельском хозяйстве, развитие инфраструктуры; общество экономической зрелости – быстрый рост производства и его эффективности, развитие всего хозяйства; общество высокого массового потребления – производство начинает работать преимущественно на потребителя, ведущее место занимают отрасли, производящие предметы длительного пользования.
Смена стадий происходит в связи с изменениями в ведущей группе отрасли. Эта его теория получила распространение в 60-е годы ХХ века, в 70-е годы Ростоу предложил дополнить эту теорию еще шестой стадией, которую он назвал «поиском новой жизни».
Близкая теория выдвинута в начале 70-х годов американским социологом Д. Беллом в работе «Приход индустриального общества». Он разделил общество на доиндустриальное (отличается низким уровнем развития), индустриальное (организовано на основе машинно-промышленного производства) и постиндустриальное (характеризуется следующими признаками: центр тяжести перемещается с производства товаров к производству услуг, важную роль играют наука, информация, нововведения, главное место принадлежит специалистам).
Немецкий экономист Б. Гильдебранд в качестве критерия уровня производства использовал меновые отношения и поэтому выделял три исторических типа экономических систем: натуральный, денежный, кредитный.
Современные экономисты, представители экономикса, обычно экономические системы классифицируют по нескольким критериям. Первый из них – собственность на средства производства, второй – способ, при помощи которого координируются экономические решения. Наиболее общепринята классификация, предложенная американским экономистом К.Р. Макконнеллом. Эта классификация основана на решении трех основных проблем экономики.
Перед любой экономической системой стоит три основных проблемы :
- что производить , т.е. какие товары и услуги;
- как производить , т.е. с помощью каких средств производства;
- кто будет потреблять .
В зависимости от того, как общество отвечает на эти основные вопросы, различают типы экономических систем.
Рассмотрим модели экономических систем, предложенные К.Р. Макконнеллом.
Традиционная экономика – ответы на основные вопросы даются по традиции, базируясь на обычаях (в племенах Африки, Австралии). В такой экономике технологии традиционны и устойчивы, ассортимент производимых благ почти не меняется. Молодой человек делает то же, что и его отец, а молодая девушка – то же, что и ее мать.
Командная экономика (плановая или централизованная) – ответы на все вопросы даются с помощью планов (в СССР, странах Восточной Европы, Китае, на Кубе), характерна общественная собственность на средства производства.
Рыночная экономика (чистый капитализм) – ответы на все вопросы даются с помощью действия рыночных механизмов, присуща частная собственность на средства производства. Но рыночной экономики в чистом виде нет, т.к. чистый капитализм предполагает невмешательство государства в дела экономики, а этого нет нигде в мире.
В странах Западной Европы, Америке смешанная экономика.
Смешанная экономика – экономика, в которой наряду с действием рыночных механизмов есть вмешательство государства в дела экономики, есть различные формы собственности.
Можно выделить различные виды смешанной экономики: например, плановый капитализм, т.е. экономика, в которой наряду с действием рыночных механизмов есть планирование, активное вмешательство государства в дела экономики (например, Япония, Франция).
Рыночный социализм (или социально ориентированная рыночная экономика) – экономика, в которой наряду с действием рыночных механизмов есть вмешательство государства в дела экономики и активное воздействие на социально-экономические процессы (например, Швеция, Германия). В Германии, например, действует принцип: «Как можно меньше государства, насколько это возможно, и столько государства, насколько это нужно». В странах с рыночным социализмом действует разветвлённая сеть социальной защиты: выплаты заболевшим, инвалидам, безработным, помощь тем, кто пострадал от банкротства предприятий, пособия на детей, малоимущим и др.
В настоящее время еще выделяют страны с переходной экономикой. Переходный период – это время перехода от одной системы к другой.
Рассмотрим более подробно командную и рыночную экономики.
Основные черты командной системы:
ü господство общественной или государственной собственности на средства производства;
ü диктатура Госплана в экономике;
ü административные методы управления экономикой;
ü финансовая диктатура государства.
Основные плюсы :
ü более стабильная экономика;
ü больше уверенности людей в будущем;
ü полная занятость;
ü меньше неравенства в обществе;
ü гарантия минимального жизнеобеспечения всем.
Основные минусы:
ü неудовлетворительная работа госсобственности (она плохо использовалась, техника не обновлялась годами, развито воровство, бесхозяйственность);
ü нет стимулов к усердному труду (нет стимулов к усердному труду, отлынивание от работы, ибо, как говорил А.С. Пушкин «человеческая натура ленива (русская природа в особенности»);
ü безответственность, безынициативность работников (существовала даже поговорка: «Инициатива бьёт инициатора по голове»);
ü неэффективность экономики и всеобщие дефициты;
ü диктат производителей над потребителями (производилось то, что былозапланировано в Госплане, а не то, что нужно было народу);
ü низкий уровень жизни народа.
Опыт ни одного десятка лет показал, что командная экономика оказалась несостоятельной, т.к. «сознательные порядки» (по выражению австро-англо-американского экономиста Фридриха фон Хайека), т.е. заданные сверху, противоестественны для развивающихся, многосложных систем. В.И.Ленин писал о коммунизме: «всё общество будет одной конторой, одной фабрикой». Но нельзя создать желаемый порядок «как мозаику из понравившихся кусочков». Салтыков-Щедрин сказал: «одной распорядительностью никого накормить нельзя».
Рыночная экономика – это хозяйственная система, основанная на добровольном сотрудничестве индивидов, на прямых связях между производителями и потребителями через свободную куплю-продажу товаров. Такой взаимообмен «даёт людям то, что они хотят, а не то, что они должны хотеть по разумению какой-то группы» (по словам Мильтона Фридмана – американского экономиста, сторонника либерализма или неоклассицизма).
Основные черты рыночной экономики:
ü частная собственность на средства производства;
ü свобода и материальная ответственность предпринимателей (каждый человек может заняться любым законным видом деятельности, сам решает, что, как и для кого производить, «сам куёт своё счастье», сам несёт материальную ответственность за результаты своей деятельности). Например, американские табачные фабрики вынуждены выплатить многомиллионные средства жертвам курения за то, что недостаточно предупреждали о смертельной опасности своей продукции, о высокой вероятности поражения курильщиков различным заболеваниям. Или выплата миллионного штрафа фирмой, производящей микроволновые печи, бабушке, которая по незнанию высушила свою любимую собачку в такой печи);
ü свобода выбора экономических партнёров (каждый производитель, потребитель вправе сам выбирать своих экономических партнёров, причём, благодаря большому разнообразию продуктов, решающее слово принадлежит потребителю. Именно его выбор, в конечном счёте, определяет, что производить и сколько. Как образно выразился Мильтон Фридман, «каждый может проголосовать за цвет своего галстука»);
ü личная выгода участников экономических связей (она является лучшим стимулятором человеческой инициативности, изобретательности, активности. Адам Смит писал о ней: «Человек постоянно нуждается в помощи своих ближних, и тщетно будет он ожидать ее лишь от их расположения. Он скорее достигнет своей цели, если обратится к их эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них… Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь, что тебе нужно, - таков смысл всякого подобного предложения. Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к гуманности, а к эгоизму, и никогда не говорим им об наших нуждах, а об их выгодах».);
ü саморегулирование экономики под воздействием рыночных факторов (свободно складывающихся цен, конкуренции, взаимодействия спроса и предложения и др.);
ü минимум вмешательства государства в дела экономики (чем меньше вмешательство государства в экономику, тем меньше помех для рыночной саморегуляции. Как сказал Егор Гайдар: от соотношения сил государства и бизнеса в экономике зависит уровень преступности в обществе, потому что чиновник всегда потенциально более криминогенен, чем бизнесмен. «Бизнесмен может обогащаться честно, только бы не мешали. Чиновник может обогащаться только бесчестно»);
Основные достоинства:
ü стимулирует высокую эффективность и предприимчивость;
ü отторгает неэффективное и ненужное производство;
ü распределяет доходы по результатам труда;
ü даёт больше прав и возможностей потребителям;
ü не требует большого аппарата управления.
Основные минусы:
ü усиливает неравенство в обществе (частная собственность позволяет отдельным гражданам накапливать огромные богатства и не обязательно своим трудом);
ü вызывает большую нестабильность в обществе (ей свойственны подъёмы и спады, периодические обострения проблем безработицы, инфляции, снижения жизненного уровня людей и др.);
ü не интересует бесприбыльное производство (производителей не интересуют такие проблемы, как всеобщее образование и здравоохранение, безопасность страны, охрана общественного порядка, освещение улиц и др., т.к. это не приносит прибыли);
ü безразлична к ущербу, который может нанести бизнес человеку и природе.
Рыночная экономика отличается тем, что в ней «спонтанные порядки», которые складываются без чьего-либо замысла в живом, стихийном процессе взаимодействия тысяч людей. Рынок никто не придумывал и не строил, он складывался веками, усиливал и развивал только те социальные институты, которые прошли естественный отбор, проверку опытом и временем. Рыночная экономика – это экономика, в которой «человек зависит только от самого себя, а не от милости сильных мира сего» (Фридрих фон Хайек). Он же сказал: «общество, в котором власть в руках богатых, всё равно лучше, чем общество, в котором богатыми могут стать лишь те, в чьих руках власть».
Собственность в экономической системе
Значение отношений собственности в жизни людей трудно переоценить. Гегель называл их той осью, «вокруг которой вращается всё законодательство и с которой, так или иначе, соотносится большая часть права граждан». Именно отношения собственности определяют реальную власть в обществе: кто командует производством и как распределяется произведённый продукт. От них во многом зависят материальное благосостояние, свобода и независимость человека. В повседневном общении собственностью называют имущество, т.е. совокупность вещей, ценностей, которыми владеет человек, предприятие, общество.
Между тем, имущество - это лишь часть объектов собственности.
Собственность - это объективно возникающая и юридически закреплённая совокупность отношений между людьми по поводу присвоения жизненных благ в процессе их производства, распределения, обмена, потребления.
Собственность - экономическая основа системы общества, её главный элемент . Она обуславливает экономический способ соединения работника со средствами производства, цель функционирования и развития экономической системы, социальную структуру общества и т.д.
Существуют два разных подхода к собственности в марксистской и западной экономической теории. Согласно марксизму : собственность занимает основное место в том или ином способе производства, и их смена осуществляется в соответствии со сменой господствующих форм собственности, главное зло капитализма - в существовании частной собственности. Поэтому реформирование капиталистического общества он связывал с заменой частной собственности общественной.
В западной экономической теории понятие собственности связывается с ограниченностью ресурсов по сравнению с потребностью в них. Это противоречие разрешается путём исключения доступа к ресурсам, что и обеспечивает собственность.
Для бизнеса ключевое значение имеют отношения собственности на средства производства . Эти отношения очень сложны и многогранны, но в них можно выделить три момента:
Рис.3. Структура отношений собственности
Рассмотрим каждый из моментов:
Присвоение средств производства – это установленное и юридически закреплённое право различных объектов быть собственником соответствующих средств производства, а именно владеть ими, пользоваться и распоряжаться.
Владение – это юридически узаконенное право субъекта собственности самостоятельно и в своих интересах решать задачи применения объектов собственности, которые находятся в его власти; распоряжение – т.е. управление, хозяйствование, пользование – т.е. присвоения полезных свойств блага, отчуждения – т.е. действия, связанные с передачей прав собственности (дарение, наследство, залог и т. д.).
Отношения хозяйственного использования возникают тогда, когда собственник данных средств сам их не применяет, а сдаёт во временное владение и пользование другим лицам или организациям, оставляя за собой право распоряжаться.
Отношения экономической реализации собственности возникают, когда используемые средства производства приносят их собственнику доход.
Таким образом, собственность рассматривается как право контролировать использование определённых ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды. Объектом изучения, поэтому является поведенческие отношения между людьми, санкционированные законами, распоряжениями, традициями, обычаями общества, которые возникают в связи с существованием и использованием благ.
Экономическая теория выделяет субъекты и объекты собственности.
Субъекты - этоюридические и физические лица, между которыми возникают отношения собственности. Их можно объединить в три большие группы:
ü частные лица
ü коллективы
ü общество (государство)
Частными лицами выступают, как правило, отдельные физические лица, которым принадлежит собственность. Коллектив – это объединение людей, которым принадлежит собственность. Общество является самым крупным субъектом собственности, оно управляет и распоряжается имуществом, принадлежащим гражданам данной страны.
Объекты – это то, по поводу чего складываются отношения собственности . К ним относятся средства производства, предметы потребления, ресурсы, рабочая сила.
Состав объектов собственности может изменяться. Изменяется он под воздействием НТР, развития производительных сил. Вместе с тем как бы не менялись объекты собственности, среди них всегда можно выделить главные, ключевые, обладание которыми дает реальную экономическую власть. К ним относятся средства производства. Их владелец и является реальным хозяином производства и его результатов.
Виды собственности можно различать по двум основным линиям: по субъектам (кто владеет) и по объектам (чем владеет).
В зависимости от того, кто является субъектом собственности , выделяют различные типы собственности. Важнейшими из них (по Конституции Республики Беларусь ст. № 13 и Гражданскому кодексу Республики Беларусь ст. №213) являются государственнаяи частная собственность.
Частная собственность – тип собственности, при котором исключительное право на владение, распоряжение и пользование объектом собственности и получение дохода имеет частное лицо.
Характерным признаком её является то, что она может передаваться по наследству.
Частная собственность имеет две формы в зависимости от субъектов собственности:
ü собственность самих граждан;
ü собственность юридических лиц (предприятий, фирм, организаций, учреждений и др.).
Различают два вида частной собственности: трудовую и нетрудовую.
а) трудовая : от предпринимательской деятельности, от ведения собственного хозяйства, от других форм, в основе которых лежит труд данного лица;
б) нетрудовая : от получения имущества по наследству, дивидендов от ценных бумаг, от других средств, не связанных с трудовой деятельностью.
Государственная собственность – тип собственности, при которой средства производства, произведённая продукция, имущественные ценности принадлежат государству. Различают две формы государственной собственности: республиканская и коммунальная.
Субъектом республиканской собственности является все население республики. В собственность республики входят земля, её недра, республиканские банки, средства республиканского бюджета, предприятия, народнохозяйственные комплексы, учебные заведения и другое имущество.
Коммунальная (муниципальная) собственность состоит из средств местного бюджета, жилищный фонд, предприятия торговли, бытового обслуживания, транспорт, промышленные и строительные предприятия, учреждения народного образования, культуры и др.
Управление и распоряжение объектами собственности осуществляется от имени народа органами государственной власти. Особенность этой собственности - неделимость её объектов между субъектами. В разных странах удельный вес государственной собственности различный.
В своё время К.Маркс и Ф.Энгельс называли частную собственность «высшей причиной зла» на земле и «собственническим свинством», порождающим эксплуатацию человека человеком.
Идеальной формы собственности нет, но всё же лучшую оценку и в жизни, и в бизнесе получила частная собственность. Потому что она:
ü порождает заинтересованность людей в усердном труде, т.к. как сказал Александр Герцен: «человек серьёзно делает что-нибудь только тогда, когда он делает для себя»;
ü служит источником материального благополучия человека, а значит, и благополучия всего общества, т.к. чем богаче граждане, тем больше процветает и общество;
ü это гарант свободы и независимости;
ü поднимает человека морально, она наполняет его жизнь созидательным, творческим смыслом.
Ещё Аристотель писал, что «каждый будет с усердием относится к тому, что ему принадлежит».
Но частная собственность имеет и свои минусы: она усиливает в обществе индивидуализм, эгоизм, тягу к стяжательству, усиливает разобщенность людей.
Государственная (общественная) собственностьна деле означает для людей «ничейная», поэтому она используется менее эффективно и даже растаскивается. Как утверждал А. Маршалл «коллективная собственность на средства производства убьёт энергию человечества и остановит экономическое развитие». Вместе с тем государственная собственность совершенно необходима в таких сферах, как военная, космическая, энергетическая и др.
Вторая линия видов собственности предполагает различать их по объектам собственности, т.е. в зависимости от того, что находится во владении. В связи с этим различают:
ü вещественную собственность, т.е. собственность на материальные блага – предприятия, оборудование, денежные ресурсы, дома и др., основными собственниками являются землевладельцы, фабриканты, торговцы и другие предприниматели;
ü интеллектуальная, т.е. собственность авторов (учёных, изобретателей, писателей, композиторов, архитекторов и др.) на созданные ими духовные, невещественные ценности;
ü собственность на управление (власть), т.е. собственность на процесс управления обществом, на руководящую роль в нём. Этот вид собственности может быть назван собственностью лишь условно, т.к. её объект не имеет формы. Это власть тех, кто осуществляет госуправление.
Разгосударствление и приватизация в Республике Беларусь
Вразныхстранах и в разные периоды истории соотношение между частной и общественной собственностью различно и может меняться. В поисках эффективности или в каких-то целях государства проводят то национализацию, то приватизацию собственности.
Национализация (от лат. natio – племя, народ) – это обобществление собственности, передача её из частных рук в государственные. Она может быть возмездной (с полной или частичной компенсацией) или безвозмездной (без компенсации, т.е. насильно).
Первостепенная задача переходной экономики заключается в создании необходимых предпосылок для перехода к рыночной экономике, для ускоренного разгосударствления и приватизации государственной собственности.
Реформирование госсобственности, как и проведение экономических реформ в Республике Беларусь, обусловлено необходимостью повышения эффективности работы отраслей народного хозяйства в рыночных условиях.
В качестве главных задач реформирования государственной собственности в республике были выдвинуты следующие направления:
ü повышение эффективности производства и структурная перестройка;
ü развитие предпринимательства и инициативы на разных уровнях и в различных формах хозяйствования;
ü рациональное использование производственного потенциала и обеспечение расширенного воспроизводства;
ü повышение эффективности белорусской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий;
ü привлечение в производство инвестиций, необходимых для производственного, технологического и социального развития предприятий;
ü содействие в развитии социальной защиты населения.
Одним из важнейших условий эффективного функционирования хозяйства в условиях рыночных отношений является разгосударствление экономики.
Понятия разгосударствления и приватизации даны в Законе «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь».
Разгосударствление – это передача от государства физическим лицам частично или полностью функции непосредственного руководства хозяйственными объектами.
Цели разгосударствления:
ü обеспечение необходимого уровня независимости и экономической ответственности производителей;
ü создание конкурентной среды для эффективного функционирования рыночной экономики.
Разгосударствление собственности в двух направлениях:
ü путем ограничения вмешательства государства в хозяйственную деятельность;
ü путем разгосударствления собственности, т.е. создания новых частных, коллективных предприятий и приватизации действующих.
Однако за государством сохраняются функции регулирования общественного производства экономическими и юридическими нормами.
Одним из направлений разгосударствления экономики является приватизация.
Приватизация – приобретение физическими и юридическими лицами права на государственные объекты.
В результате приватизации государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности, а государственные органы – право управлять ими.
Основные задачи, решаемые в процессе приватизации:
ü обеспечение экономической свободы граждан;
ü разрушение монополии государства в производственно-комерческой деятельности и создание конкурентной среды для эффективного функционирования экономики;
ü передача функций непосредственного руководства деятельностью предприятия производителям продукции (услуг);
ü повышение экономической ответственности товаропроизводителей за результаты своей деятельности;
ü сокращение государственных расходов на поддержку низкорентабельных и убыточных предприятий.
Принципы приватизации:
ü сочетание безвозмездного и возмездного способов приватизации;
ü право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой собственности;
ü предоставление социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
ü контроль за проведением приватизации со стороны государства;
ü обеспечение широкой гласности процесса приватизации;
ü постепенность, поэтапность, соблюдение законности;
ü дифференциация методов, форм и процедур приватизации.
Какие объекты государственной собственности подлежат приватизации? Это, прежде всего, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, предприятия лёгкой и пищевой промышленности, предприятия автотранспорта, деревообрабатывающих и строительных материалов, законсервированные объекты, жильё и т.д.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» не приватизируются объекты здравоохранения, образования, военной обороны, производство ликероводочных изделий, табачных изделий, выпуск ценных бумаг, телевидение, радио, типографии, институты Академии наук Республики Беларусь, театры, музеи и т.д.
Субъекты приватизации – это граждане Республики Беларусь, юридические лица, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности, трудовые коллективы государственных предприятий, иностранные инвесторы и лица без гражданства.
В мировой практике существуют различные способы приватизации:
ü реституция (возврат собственности бывшим владельцам);
ü продажа собственности сторонним лицам;
ü продажа собственности работникам предприятия;
ü ваучеризация (распределение госсобственности среди держателей ваучеров);
В настоящее время в Республике Беларусь действуют два метода приватизации:
ü безвозмездная передача объектов гражданам;
ü возмездная (денежная) приватизация.
Приватизация посредством купли-продажи государственной собственности обеспечивает реальную смену собственника и свидетельствует о заинтересованности покупателя в приватизации, но в условиях ограниченности наличных денежных средств у населения и у предприятий, может затянуться на долгие годы.
При безвозмездной передаче государственного имущества обеспечивается социальная справедливость. Быстро создается круг потенциальных собственников их числа не только производственной, но и социальной среды. Однако нет уверенности, что они действительно станут собственниками; а если станут, то будут хорошими руководителями.
Различны и способы приватизации:
ü превращение государственного предприятия в акционерное общество и в ООО;
ü выкуп собственности арендным предприятием;
ü продажа объектов государственной и муниципальной собственности на аукционах, по конкурсам;
ü преобразование государственного предприятия в коллективное;
ü выдача каждому гражданину республики именных приватизационных чеков «Жилье» и «Имущество».
Источником финансирования приватизации могут служить:
ü средства предприятия (часть чистой прибыли, часть фондов экономического стимулирования и др.);
ü средства граждан (личные средства, именные приватизационные чеки граждан Республики Беларусь);
ü банковские кредиты, денежные средства страховых компаний ;
ü средства иностранных инвесторов;
ü средства от выпуска ценных бумаг;
Средства от приватизации республиканской собственности зачисляется в доход республиканского бюджета, коммунальной собственности – в доход соответствующих административно-территориальных подразделений.
В процессе приватизации могут принимать участие и иностранные инвесторы.
Процесс приватизации должен пройти в два этапа: первый этап – так называемая «малая приватизация» , объектами которой выступают предприятия коммунальной собственности (магазины, парикмахерские, кафе и т.д.);
второй этап – приватизация средних и крупных объектов с привлечением иностранных инвесторов.
Одним из дискуссионных вопросов является вопрос о приватизации земли. Одна из главных причин, побуждающих государство отходить от монопольного владения землёй, является неэффективность использования и ухудшения состояния сельскохозяйственных земель.
Но в статье 13 Конституции Республики Беларусь записано: «Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства».
Экономическая система российского общества: понятие, структура и принципы.
исторически возникшая или установленная, действующая в стране сов-ть принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экон отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экон-го продукта.
Основными элементами эс являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой эк формах соб-ти на экон ресурсы и результаты хозяйственной деятельности, организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм.
Важным свойством эс является наличие структуры.Экономика представляет собой сложную многоуровневую, развивающуюся систему.ЭСО состоит из малых экон систем - домохозяйств и предприятий. Д. - это малая система, которая представляет владельцев ресурсов и потребителей в рамках семьи. Основная функция д. - потребление конечных продуктов и услуг, производимых предприятиями. Пр. - малая система, в рамках которой создаются экон блага и услуги с помощью совокупности необходимых ресурсов. Группы взаимосвязанных предприятий объединены в отрасли. Отрасль - это более крупная система, объединяющая все предприятия, выпускающие определённые продукты. Отрасли объединяются в более крупные системы - межотраслевые. Кроме того ЭСО может включать и другие элементы: социально-экономические системы (экономико-политические, экономико-демографические, природо-экономические системы); технико-экономическая система отраслевые, межотраслевые, регионольные системы). Все системы обслуживают друг друга, объединены единой структуры общественной организации и управления, связаны между собой посредством продуктообмена, находятся в постоянном взаимодействии.
Рассматривая с точки зрения формационного подхода структура эс выступает как внутренняя организация общественного производства. Поэтому она на разном уровне всегда проявляется через людей, их производственную деятельность. Следовательно, структуру эс образуют отношения взаимодействия людей в процессе производства материальных и духовных благ и услуг, т.е. совокупность производственных отношений.
В ст.8,9 К. РФ закреплены основы экономики. В ст.8 оговорены принципы экономической политики:
1. Единство экономического пространства, т.е. вся территория страны едина, и, как сказали бы при СССР, образует единый народно-хозяйственный комплекс.
2. Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по территории гос-ва.
3. Поддержка конкуренции для существования рынка.
4. Свобода экономической деятельности, не запрещенной законом.
5. Равноправие форм собственности.
В К. закреплена частная, гос, муниципальная и иные формы собственности. Под иными формами подразумевается собственность юридических лиц (хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций), смешанные формы собственности (когда собственность частично принадлежит государству и частично частному лицу).
Общественные объединения в политической системе общества: понятие, виды, статус. Особенности политических общественных объединений.
Организационно-правовые формы общественных объединений:
Общественная организация;
Общественное движение;
Общественный фонд;
Общественное учреждение;
Орган общественной самодеятельности;
Политическая партия.
Важная особенность общественной организации - наличие фиксирован¬ного членства. Членами данной организации могут быть физические и юри¬дические лица - общественные объединения. Высшим органом обществен¬ной организации является съезд (конференция) или общее собрание, а постоянно действующим руководящим органом - выборный коллегиаль¬ный орган, подотчетный общему собранию (съезду, конференции).
Общественное движение сходно по структуре с общественной органи¬зацией, но не имеет фиксированного членства.
Цель общественного фонда - формирование имущества на некоммер¬ческой основе (добровольных взносов, иных поступлений) и использова¬ние данного имущества на общественно полезные цели.
Главная цель общественного учреждения - оказание услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям.
Орган общественной самодеятельности не имеет членства и преследует цель совместного решения различных социальных проблем, которые воз¬никли у граждан по месту жительства, работы, учебы, направленного на удовлетворение потребностей широкого круга лиц.
Основные цели политического общественного объединения - участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы госвласти и орга¬ны местного самоуправления, участие в организации и деятельности этих органов.
По территориальному охвату общественные объединения могут быть:
Общероссийскими;
Межрегиональными;
Региональными;
Местными.
Общественные объединения в РФ создаются и осуществляют свою де¬ятельность на основе ФЗ "Об общественных объединениях" от 19.05.95 № 82-ФЗ (в ред. от 25.07.2002).
Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое неком¬мерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединив¬шихся на основе общности интересов для реализации общих целей, ука¬занных в уставе общественного объединения.
Учредителями общественных объединений могут быть ФЛ (российские и иностранные граждане) и ЮЛ - общественные объединения. Чтобы получить права ЮЛ, вновь создаваемое общественное объединение должно пройти гос регистрацию.
Деятельность общественных объединений осуществляется на принципах:
Добровольности; равноправия; самоуправления; законности.
Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цель; которых:
Насильственное изменение основ К. строя РФ;
Нарушение целостности РФ;
Подрыв безопасности гос-ва;
Создание вооруженных формирований;
Разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.; Для реализации целей, указанных в уставе, общественное объединение;
Свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решений органов госвласти и местного самоуправления;
Проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;
Учреждать средства массовой информации и осуществлять издательс-1 кую деятельность;
Представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов; и участников, других граждан в органах госвласти, местного самоуправления и общественных объединениях;
Осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные закона¬ми об общественных объединениях;
Выступать с инициативами по различным вопросам общественной жиз¬ни; вносить предложения в органы госвласти;
Участвовать в выборах и референдумах. Общественные объединения могут быть ликвидированы:
Добровольно - решением съезда (конференции) или общего собрания объединения;
В судебном порядке - в случаях, предусмотренных законом.
Экономическая система –
Типы экономических систем:
1. Рыночная экономика
· Свободная конкуренция
· Саморегулирование экономики
2. Традиционная экономика
· Примитивная технология
· Преобладание ручного труда
Социальная стабильность
Не частной собственности
Характеристика традиционной и административно-командной экономических систем.
Традиционная экономика
· Частная собственность на ср-ва производства
· Примитивная технология
· Общинное ведение хоз-ва, натуральный обмен
· Преобладание ручного труда
Административно-командная экономика
· Абсолютизация гос. Собственности на природные ресурсы
· Ограничение или запрет на частное предпринимательство
· Централизация их распределения
Социальная стабильность
Не частной собственности
Типы и формы собственности
Общий: представляет такую форму общественной производства при которой коллектив или союз, группа людей владеет средствами производства, совместно их использует в производстве материальных благ и услуг, совместно распределяет доходы, но каждый получает в соответствии со своим трудовым вкладом.
Частный: Такая форма общественного производства при которой определенный коллектив или группа людей в своей собственности имеет средства производства, остальные не имеют их (средств производства). Частный тип собственности может быть представлен в виде индивидуальной и корпоративной собственности.
При индивидуальной собственности происходит соединение труда и средств производства. При корпоративной собственности происходит разъединение труда и средств производства.
Распределение, как при индивидуальной, так и при корпоративной собственности происходит и по труду, и по капиталу.
Смешанный: Проявляется в разного рода ассоциациях, кооперативах, акционерных обществах, товариществах, аренде, государственных корпорациях и в совместных предприятиях.
Говоря о многообразии форм собственности надо отметить, что она классифицируется на основе каких-то критериев.
Классификация собственности:
1. По форме присвоения:
Индивидуальная.
Это личное подсобное хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность, личная собственность и производственная деятельность.
Ø Коллективная
Кооперативы, арендные предприятия, товарищества, акционерные общества.
Государственная
2. По форме права собственности:
Ø Частная
Собственность физических и юридических лиц.
Ø Государственная
Муниципальная, региональная и общенациональная.
Ø Совместная
Совместная собственность предприятий и организаций.
По субъекту собственности:
ü Отдельные граждане.
Коллективы, группы людей, семьи.
ü Государство.
По объекту собственности:
ü Многочисленные продукты
ü Рабочая сила
Природные ресурсы
По объектам
· материальные
· духовные
· этические
· эстетические
3. по степени удовлетворения
· конечные
· промежуточные
4. по происхождению
· первичные
· вторичные
Закон возвышения потребностей.
Закон возвышения потребностей - один из общих экономических законов, выражающих причинно-следственную связь между развитием общественного производства и процессом количественного роста и качественного совершенствования потребностей общества.
9. Потребности и потребление. Экономические блага и их классификация .
Потребление - использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. В экономике потребление приравнивается к приобретению благ или услуг. Потребление становится возможным вследствие получения дохода или траты сбережений.
Потребление распадается на потребление производственное и потребление непроизводственное.
ПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ, потребление средств производства и рабочей силы в процессе производства. Результат производственного потребления - готовая продукция.
ПОТРЕБЛЕНИЕ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЕ, использование материальных благ и услуг населением (личное потребление), учреждениями и организациями.
ПОТРЕБНОСТИ, нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.
Потребности делятся на биологические, свойственные животным и человеку, и социальные, которые носят исторический характер, зависят от уровня экономики и культуры.
Блага - это все то, что способно удовлетворять потребности людей, приносить пользу
1. Экономические
Неэкономические
Материальные
Нематериальные
2. Кратковременные
Долговременные
Конкуренция и монополия.
Сущность монополии
Суть монополии передана самим словом «монополия». По-гречески «моно» – один, «полео» – продаю. Это означает, что монополия характеризует ситуацию наличия на рынке одного продавца. Здесь в силу тех или иных причин продавец обладает исключительным правом продажи какого-либо товара на рынке.Виды монополистических организаций. В масштабе определенной отрасли – чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой. В масштабе национального хозяйства – абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов.
Монопсония (чистая и абсолютная) – один покупатель ресурсов, товаров. Виды монополий:
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке. Существуют два типа естественных монополий: а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. б) технико-экономические монополии. Так условно можно назвать монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с появлением эффекта масштаба. Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, т. е. на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обоих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
Функции денег в экономике
Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют такие функции денег как:
· Мера стоимости . Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег). Цена товара выполняет такую же измерительную роль, как в геометрии длина у отрезков, в физике вес у тел. Для измерений не требуется досконально знать, что такое пространство или масса, достаточно уметь сравнивать искомую величину с эталоном. Денежная единица является эталоном для товаров.
· Средство обращения . Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель ликвидность ). При использовании денег товаропроизводитель получает возможность, например, продать свой товар сегодня, а купить сырьё лишь через день, неделю, месяц и т. д. При этом он может продавать свой товар в одном месте, а покупать нужный ему совсем в другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолевают временны́е и пространственные ограничения при обмене.
· Средство платежа . Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Например, был куплен в долг товар. Сумму долга выражают в деньгах, а не в количестве купленного товара. Последующие изменения цены на товар уже не влияют на сумму долга, которую нужно оплатить деньгами. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами. Сходную по смыслу роль играют деньги, когда в них выражают какие-либо экономические показатели.
· Средство накопления . Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции.
· Мировые деньги . Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнеру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства.
27. Виды денег, их эволюция. Современные кредитно-бумажные деньги.
Видом денег называется их классификация по природно-функциональному признаку.
Это наиболее значимый критерий классификации денег. В рамках каждого вида денег можно выделить (классифицировать) деньги по формам. При этом выделять разные формы денег.
По внешнему выражению (воплощению) определенного вида денег различают такие формы денег, как наличные и безналичные деньги.
По стоимости деньги делятся на такие формы, как полноценные и неполноценные деньги.
Полноценные деньги -это деньги, покупательная (номинальная) стоимость которых соответствует их реальной (товарной) стоимости.
Неполноценные деньги - это деньги, покупательная (номинальная) стоимость которых превышает их реальную (товарную) стоимость.
Капитал – стоимость, пускаемая в оборот для получения прибыли.
Взгляды поздних меркантилистов (вторая половина XVI-XIX вв.) явились отражением изменений, происшедших в социально-экономической жизни общества того времени. Они по-прежнему трактовали деньги как капитал. Однако центральным пунктом позднего меркантилизма была система активного торгового баланса. Положительная разница между вывозом и ввозом обеспечивалась за счет изделий своей страны. При этом разрешался вывоз готовых изделий, а не сырья, поскольку готовые изделия стоили дороже; запрещался также ввоз предметов роскоши; разрешался вывоз денег за границу с целью покупки дешевых изделий в одной стране для продажи их в других странах по более высоким ценам.
Следовательно, поздние меркантилисты отразили новое в экономическом развитии стран того времени, которое заключалось в стимулировании излишка производимых в стране товаров и вывозе их в другие страны для увеличения денежного капитала.
Физиократы (от фр. physiocrates, от греч. physis - природа и kratos сила, власть) - представители следующего за меркантилистами направления в экономической мысли. Их учение возникло как реакция на меркантилистов и те изменения, которые произошли в экономике европейских стран к середине XVIII в. Основателем этого направления считают Ф. Кенэ (1694- 1774).
Физиократы перенесли исследование о происхождении прибыли из сферы обращения в сферу производства, заложив тем самым начала теории капитала. Однако в силу неразвитости промышленного производства физиократы считали производительным лишь земледельческий труд.
Однако для физиократов решающее значение имела не только земля, но и приложенный к ней труд. «Доходы являются продуктом земли и человека»; «без приложения труда человека земли не представляют никакой ценности» - пишет Ф. Кэнэ. С этим утверждением трудно не согласиться и сегодня, хотя с тех пор произошли колоссальные изменения в экономической системе общества.
Физиократы проанализировали составные части капитала, которые в определенной степени соответствуют его современному делению на основной и оборотный.
Деньги для физиократов не являются богатством, сами по себе они «бесплодны» и выполняют лишь функцию обращения. Накопление денег физиократы считали вредным, поскольку оно изымает деньги из обращения и лишает их единственной полезной функции - служить обмену товаров. В отличие от меркантилистов источником торговой прибыли они считали не сферу обращения, а сферу материального - сельскохозяйственного производства.
Взгляды физиократов на капитал являются отражением уровня развития капиталистического хозяйства и производственных отношений своего времени - эпохи раннего мелкотоварного производства и определяющей роли сельскохозяйственного труда. Вместе с тем их взгляды на природу капитала - важная ступень в познании ее экономического содержания. Еще четко не уловив основное свойство капитала - приносить доход, физиократы все-таки невольно обратили внимание на это его общее свойство и определяющую капитал сущность. Именно способность капитала создавать доход, интуитивно уловленная на начальном этапе развития капиталистической системы хозяйствования, стала в дальнейшем системообразующим элементом в различных теориях капитала и понимания его движения в воспроизводственном процессе.
Вы, очевидно, уже уловили мысль о том, что теория может лишь следовать за практикой, исследуя ее, обобщая и делая выводы. Как мы неоднократно подчеркивали, развитие экономической мысли определяется исключительно уровнем социально-экономического развития общества - степенью развития производительных сил и производственных отношений. Поэтому не случайно классическая политическая экономия возникает в Англии и XVIII в. Этот период характеризуется высоким уровнем развития сельского хозяйства, ростом промышленного производства, усложнением его структуры, активизацией внешней торговли.
А.Смит - основоположник классической политической экономии, обобщив взгляды своих предшественников и современников, впервые выделил природу категории «капитал» и наиболее четко ее определил. По Смиту капитал это та часть запасов «от которой ожидают получить доход». Капитал - это средства производства, овеществленное материальное богатство, производительное использование которого позволяет получить прибыль. А. Смит рассматривал в качестве производительного капитала не только капитал, занятый в сельском хозяйстве, но в первую очередь капитал, занятый в материальном производстве вообще.
Детальный анализ данной категории помог выделить ее функции, а на этой основе провести разделение на основной и оборотный. Огромный интерес представляет определение основного капитала А. Смита. По его мнению, основной капитал состоит в числе прочего «из приобретенных или полезных способностей всех жителей или членов общества», полагая тем самым, что средства производства - это овеществленный живой труд, реализованная в основном капитале совокупность знаний и способностей людей.
Смит четко разграничивал прибыль от заработной платы, показав, что образование прибыли вытекает из факта частной собственности на средства производства. Ссудный процент Смит выводил из прибыли и понимал его как часть прибыли. Рента связывалась Смитом с частной собственностью на землю и определялась как вычет в пользу землевладельца из полной стоимости продукта.
Последователи А.Смита также уделяли огромное внимание категории «капитал». Среди них многие выдающиеся ученые: Ж.Б. Сэй, Т.Р. Мальтус, Н.У. Сениор, Дж.С. Милль и др. Являясь популяризаторами экономической теории А.Смита, эти экономисты вместе с тем внесли определенную четкость в понимании природы капитала, дополнив теорию капитала новыми характеристиками. Так, для Дж.С. Милля капитал является «предварительно накопленным запасом продуктов прежнего труда». Однако не просто накопленный запас является капиталом, а только результаты прежнего труда, предназначенные для производства.
Анализируя категорию «капитал», Дж.С. Милль обратил внимание на процесс движения капитала, - характеристика, которая осталась не замеченной другими. Так, он доказывает, что размер капитала ограничивает (определяет) размер промышленности; капитал представляет собой результат сбережения; капитал, являясь результатом сбережения, в процессе сам потребляется. Именно выявление сути капитала, как процесса сбережения, определило содержание капитала как особого труда - инвестиционного.
Ж.Б. Сэй дополнил теорию капитала, включив в число факторов, определяющих доход, предпринимательские, управленческие способности владельца средств производства. Однако классическая политическая экономия в лице А. Смита и его популяризаторов не смогла дать определения категории «капитал», создав вместе с тем реальные предпосылки для более углубленного анализа.
Следующим этапом в развитии науки и природы категории «капитал» было создание К. Марксом теории трудовой стоимости. Его исследования носят, с одной стороны, глубокий анализ фундаментальных категорий товарно-капиталистической системы, с другой стороны, - идеологическую направленность на уничтожение этой системы. К сожалению, действительно научные достижения К. Маркса недооцениваются или сознательно искажаются из-за его выводов о неразрешимости антагонистических противоречий, рождаемых частнокапиталистической собственностью на средства производства.
Вместе с тем следует иметь в виду, что К. Маркс исследовал реальную ситуацию в развитии капитализма середины XIX в, когда все его социально- экономические противоречия достигли предела и возможность сохранения капиталистической системы была под вопросом. Так, П. Дракер пишет, что «большинство современников Маркса разделяли его взгляды на капитализм», «даже противники марксизма принимали его анализ внутренних противоречий капитализма».
Не без влияния учения К. Маркса и его широкого распространения в мире капитализм смог найти методы и средства более или менее успешного разрешения этих противоречий. Однако объективные достижения К. Маркса в области экономической науки искажены из идеологических соображений.
Видный американский специалист в области современной экономической мысли Б. Селигмен считает, что «марксово определение капитала обладает большими достоинствами», но это безвозвратно утеряно в теориях Фишера и Найта, что оставляет впечатление об их апологетическом характере.
Маркс критически проанализировал и обобщил весь предыдущий опыт как в развитии капитализма, так и взглядах экономистов на частнокапиталистическое производство. В «Капитале», вышедшем в 1867 г. в Гамбурге, К Маркс дал определения всем основным экономическим категориям, уделив большое внимание исследованию природы капитала и определению этой категории.
По мере углубления исследования природы капитала, К. Маркс приводит несколько определений этой категории. Самое короткое и емкое: капитал является стоимостью, приносящей прибавочную стоимость, т.е. капитал представляет собой самовозрастающую стоимость.
К. Маркс разделил весь капитал на постоянный (сохраняющий свою стоимость в процессе производства) и переменный (изменяющий свою стоимость, создающий большую стоимость по сравнению с его собственной стоимостью).
Углубляя исследование природы капитала, К. Маркс определяет эту категорию как общественное экономическое отношение между людьми в процессе производства материальных благ. «Капитал, - писал К.Маркс, - это не вещь, а определенное, общественное отношение, которое представлено в вещи и придает этой вещи специфический общественный характер». Следовательно, капитал - это не деньги, не средства производства, а отношение в капиталистическом обществе, в результате которого у собственника средств производства появляется возможность присваивать часть неоплаченного труда наемных работников. Основой и залогом существования этого общественного отношения является частная собственность на средства производства.
Административные меры
Совокупность административных мер регулирующего действия обеспечивается правовой инфраструктурой. Главная функция административных мер состоит в обеспечении стабильной, основанной на праве обстановки в обществе: сохранение прав собственности, защита конкурирующей среды, обеспечение возможностей свободного выбора и принятия экономических решений.
Административные меры, в свою очередь, подразделяются на меры запрета, разрешения, принуждения.
Экономические меры
К экономическим мерам относят действия государства, которые с помощью экономических рычагов в отличие от принудительных мер воздействуют на рыночные отношения. Под этими мерами понимаются различные методы воздействия на совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные и структурные аспекты экономики.
К экономическим мерам относят:
- финансовую политику, в том числе бюджетную, фискальную политику;
- денежно-кредитную (монетарную) политику;
- экономическое программирование и планирование;
- прогнозирование.
Институциональные меры
Институциональные меры предполагают создание, поддержание и развитие определённых общественных институтов. При этом под «институтом» понимается словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев. Наличие институтов означает существование в обществе преобладающего и устойчивого способа мышления или действия, который стал привычкой для определённых социальных групп или обычаем для народа. Примеры: «институт права», «институт собственности».
Различными вариантами распространения институциональных форм являются :
- структура органов исполнительной государственной власти, непосредственная задача которых - практическая реализация целей правительства;
- формирование и поддержание объектов государственного сектора экономики, то есть государственной собственности;
- разработка национальных экономических программ и экономических прогнозов;
- поддержка исследовательских центров по экономике (имеющих разную форму собственности), институтов экономической информации, торгово-промышленных палат, различных экономических советов и союзов, обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советов по проблемам экономики;
- правовая, информационная поддержка негосударственных структур: предпринимательских и профессиональных союзов;
- участие в различных формах экономической интеграции, организация регулярных международных встреч по экономическим вопросам (Большая семёрка, большая восьмёрка, большая двадцатка, АТЭС и другие).
Денежная система страны.
Денежная система - это форма государственной организации денежного обращения.
Денежные системы основаны на обращении неполноценных и неразменных кредитных и бумажных денег. В этом случае золото вытеснено из обращения и уже не может рассматриваться в качестве денег. К этому типу относятся все современные денежные системы всех стран мира. Они имеют общие черты.
В результате определяются элементы денежной системы:
- национальная денежная единица, принятая в качестве масштаба цен;
- виды денежных знаков (денежные билеты и монеты), порядок их выпуска в обращение (эмиссия);
- методы организации обращения;
- порядок, ограничения и регулирования денежного обращения.
В обращении во всех странах заменители действительных денег (денежные знаки) лишены собственной стоимости, но сохраняют устойчивость и выполняют функции средства обращения, средства платежа, меры стоимости, средства накопления.
Денежная единица - установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг.
Денежная единица - это принятое в данной стране название денег (доллар, марка, рубль, йена, юань, бат, тугрик, ит.д.) или же применяемое в международной валютной системе название денег (евро, СДР и т. п.). Все денежные единицы делятся на более мелкие части: рубль равен 100 копейкам, доллар или евро равны 100 центам.
Понятие экономической системы общества и ее структура. Типы экономических систем.
Экономическая система – совокупность принципов, правил и законодательно закреплённых норм в стране, определяющих форму и содержание экономических отношений при производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.
Экономическая система общества состоит из элементов, которые находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Данные элементы составляют структуру экономической системы.
Структура экономической системы:
ü производительные силы –совокупность вещественных и личных факторов производства и определённых форм их организации, обеспечивающих взаимодействие и эффективность использования;
ü производственные отношения показывают, в чьей собственности находятся средства производства, каков характер труда (наёмный, свободный), в чьих интересах и как распределяются продукты и доходы;
ü система хозяйствования – совокупность органов управления и регулирования экономики конкретной страны, группы стран. Она включает в себя отношения собственности, механизм координации и уровень государственного регулирования.
Типы экономических систем:
1. Рыночная экономика
· Частная собственность на средства производства
· Многообразия форм собственности и хозяйствования
· Свободная конкуренция
· Рыночный механизм ценообразования
· Саморегулирование экономики
· Минимум вмешательства гос-ва
2. Традиционная экономика
· Частная собственность на ср-ва производства
· Примитивная технология
· Общинное ведение хоз-ва, натуральный обмен
· Преобладание ручного труда
3. Административно-командная экономика
· Абсолютизация гос. Собственности на природные ресурсы
· Ограничение или запрет на частное предпринимательство
· Централизация их распределения
Социальная стабильность
Не частной собственности
4. смешанная экономика- рыночная система с социальной ориентацией экономики и общества в целом.
Понятие системы имеет долгую историю и в переводе с греческого "система" означает некое целое, состоящее из частей, связанных между собой и образующих целостность.
В каждой стране под воздействием определённых обстоятельств складывается свое понятие, и невозможно найти совершенно две одинаковые экономические системы. Если все-таки сделать некоторые обобщения и составить классификацию экономических систем, то основным отличительным признаком будет соотношение рыночного и государственного регулирования, сложившееся в экономике той или иной страны в определенное время. Рынок и государство - это главные две силы, которые оказывают влияние на экономику. В каждой стране и в каждый исторический период соотношение между ними складывалось по-разному.
Одним из свойств экономической системы является ее открытость или закрытость. Экономическую систему можно рассматривать как открытую систему, если национальная экономика активно включается в систему международных экономических отношений и в ней присутствует, обмен мировым опытом, общие закономерности развития производства, происходит смена моделей.
Замкнутая система на внутренних ресурсах производства ограничивается внутренним потреблением, если она не доступна для новых фирм, то она является закрытой системой, так как она ориентирована, прежде всего, на воспроизводство данного типа цивилизации, использовать модель, выработанную в одной экономической системе, для другой экономической системы очень трудно.
Экономическая система имеет определенным образом сложившуюся структуру, что является одним из ее важнейших свойств.
Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм. Установление связей между составляющими систему элементами означает определение ее структуры. Для системы характерно наличие функций, которые не в состоянии выполнить ни один из элементов в отдельности, а только объект в целом.
Экономика представляет собой сложную многоуровневую, развивающуюся систему. Экономическая система общества состоит из малых экономических систем - домохозяйств и предприятий. Домохозяйство - это малая система, субъект экономики, который состоит из одного ведущего самостоятельное хозяйство человека или группы людей, проживающих совместно и ведущих общее хозяйство. Такими группами является семья. Основная функция домохозяйства - потребление конечных продуктов и услуг, производимых предприятиями. Предприятие - малая система, самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Группы взаимосвязанных предприятий объединяются в отрасли. Отрасль - это более крупная система, объединяющая все предприятия, производящих (добывающих) однородную или специфическую продукцию по схожим технологиям. Отрасли объединяются в более крупные системы - межотраслевые.
К функциям, которые выполняет экономическая система можно отнести такие:
- - создание и развитие сферы производства материальных благ, обеспечивающих жизнеспособность общества;
- - возможное согласование интересов субъектов экономик;
- - повышение уровня жизни людей;
- - обеспечение более полной занятости населения;
- - обеспечение роста экономической эффективности деятельности;
- - обеспечение условий для социального прогресса.
Основная функция экономической системы заключается в том, чтобы производить материальные блага и оказывать услуги, в которых нуждаются люди. При отсутствии такой системы, т.е. системы, которая производит и перерабатывает продукты питания, и распределяет их, производит ткань и изготавливает одежду, строит дома, производит мебель, выпускает машины, технику, предоставляет услуги в области образования и медицины, спорта, жизнь была бы трудной. Такова ее функция. Наилучшая экономическая система - это та, которая максимально обеспечивает людей тем, в чем они больше всего нуждаются.
В современной экономической литературе, особенно в популярных учебниках западных ученных, классификация сводится к трем основным типам экономических систем:
- - традиционная экономическая система;
- - рыночная экономика;
- - командная экономика.
Традиционная экономическая система - это экономика, основанная на традициях и обычаях людей, передаваемая из поколения в поколения. Например, экономика натурального хозяйства, обслуживающего себя за счет собственных ресурсов и сил, имеющая замкнутый характер.
Рыночная экономика - это экономическая система, при которой экономические проблемы решаются под воздействием рыночного механизма регулирования, опирающегося на колебания спроса, предложения и цен, а также на экономическую выгоду.
Командная (плановая) экономика - это экономика, при которой товарно-денежные отношения имеют формальный характер, а движение ресурсов производства определяется государством, а не под влиянием рыночных сил. Экономисты считают, что командная экономика ведет к неэффективности производства.
Современные экономисты выделяют еще один тип - смешанная экономика. Смешанная экономика - это такая экономическая система, в которой сосуществуют и государственный, и частный секторы. Практически все реально существующие экономики являются смешанными, хотя есть и исключения. Для нее характерным является устойчивое наличие элементов разных типов экономических систем.
Смешанную экономику можно считать особым типом экономической системы. Это обусловлено ее целостностью, устойчивостью, способностью к самовозобновлению, определенной совместимостью компонентов системы. А эти все свойства присущи и всякому типу экономической системы. Но реально приходится различать смешанную экономику развитых стран и смешанную экономику развивающихся стран. Это виды смешанной экономики.
Каждый из видов экономической системы, реализуясь в конкретных условиях, приобретает свои особенности. Так складываются и различаются современные модели экономических систем.
Разносторонность экономической системы дает возможность определить ее: экономическая система - совокупность механизмов и институтов, которые касаются производства, доходов; это упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг; совокупность экономических явлений и процессов, происходящих в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм хозяйствования.
Экономическая система - это чрезвычайно сложная категория, имеющая разветвлённую структуру, систему законов ее функционирования и развития. Это не просто набор различных элементов, а структура, имеющая иерархическое построение, где есть основные системообразующие элементы, определяющие природу экономических систем, сочетание общеэкономических и специфических законов.
Таким образом, экономическая система - это неотъемлемая часть общества, которая помимо экономических отношений, включает политические, идеологические, социально-культурные, юридические и другие отношения.
Введение
Глава 1 Понятие, сущность и структура экономической системы общества Классификация экономических систем
1.1 Понятие, сущность и структура экономической системы общества
1.2 Типы экономических систем
1.3 Классификация экономической системы общества
Глава 2 Кризисы в развитии социально-экономических систем общества
2.1 Общие понятия кризисов
2.2 Типология кризисов
2.3 Циклы общественного воспроизводства и их роль в возникновении экономических кризисов
2.4 Основные теории экономических кризисов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность. В условиях ограниченности экономических ресурсов, а, следовательно, и производственных возможностей, безграничности потребностей обществу необходимо выбирать и решать, что производить, от чего отказаться, куда, в какие производства направлять экономические ресурсы, сколько и как производить, как распределять также количественно ограниченные произведенные товары. Общество должно выработать какой-то порядок решения этих вопросов. Только при наличии механизма согласования, координации хозяйственной деятельности отдельных людей, предприятий, организаций может достигаться плодотворное экономическое сотрудничество между членами общества.
Таким образом, экономическую систему можно определить как совокупность упорядоченных элементов экономики, которые находятся в тесной взаимосвязи и образуют экономическую структуру общества.
Каждой системе присуща национальная модель организации хозяйства. Этот факт обуславливается различными уровнями экономического развития, социальными и национальными условиями, существующими в странах.
Следовательно, выбранная тема контрольной работы имеет высокую степень актуальности.
Цель исследования - в раскрытии понятия «экономическая система», определении типов экономических систем, а также обзор существующих национальных моделей организации хозяйств.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и сущность экономической системы.
2. Определить основные типы экономических систем.
3. Рассмотреть кризисы в экономической системе общества.
Объект исследования - экономическая система общества. Предмет исследования – понятие и структура экономической системы общества.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Теоретической основой для написания работы послужила научная, учебная и специальная литература по экономической теории.
Глава 1 Понятие и структура экономической системы общества. Классификация экономических систем
1.1 Понятие, сущность и структура экономических систем
В каждой стране под воздействием многих обстоятельств складывается своя система координации, и невозможно найти совершенно одинаковые экономические системы. Если попытаться сделать некоторые обобщения и составить классификацию экономических систем, то основным отличительным признаком будет соотношение рыночного и государственного регулирования, сложившееся в экономике той или иной страны. Рынок и государство – это главные две силы, которые осуществляют регулирующие функции в экономике. В разных странах и в разные исторические периоды соотношение между ними складывалось по-разному.
Экономической системе присущи особые свойства. С одной стороны, ее можно рассматривать как открытую систему, так как в ней присутствует, например, обмен мировым опытом, общие закономерности развития производства, происходит смена моделей; а с другой стороны, экономическая система представляет собой замкнутую систему, так как она ориентирована прежде всего на воспроизводство данного типа цивилизации, использовать модель, выработанную в одной экономической системе, для другой экономической системы очень сложно .
Экономическая система имеет определенным образом сложившуюся структуру, что можно также отнести к ее особому свойству.
Экономическая система общества включает в себя малые экономические системы, такие как домохозяйства и предприятия.
Кроме этого в экономической системе общества могут присутствовать элементы как социально-экономических систем, так и технико-экономических систем. Все системы находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, имеют единую структуру общественной организации и управления, находятся в процессе постоянного взаимодействия.
К функциям, которые выполняет экономическая система можно отнести такие:
– создание материальных средств для общества;
– осуществление взаимодействия общества с природой;
– выступает саморегулирующейся подсистемой социальной жизни, создающей необходимые предпосылки и условия для различных сторон жизни.
Разносторонность экономической системы дает возможность определить ее: экономическая система – совокупность механизмов и институтов, которые касаются производства, доходов; это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг; совокупность экономических явлений и процессов, происходящих в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм хозяйствования.
Таким образом, экономическая система – это неотъемлемая часть общества, которая помимо экономических отношений, включает политические, идеологические, социально-культурные, юридические и другие отношения.
1.2 Типы экономических систем
Обычно принято выделять три типа экономических систем: свободный, или чистый, рынок, смешанная экономика, централизованно-плановая, или командная, экономика.
Рассмотрим модели с учетом следующих признаков: преобладающая форма и виды собственности, экономическая власть и способы ее осуществления, формы хозяйствования, место и роль, отводимые рынку, экономическая роль государства .
Система свободного (чистого) рынка – это такая система, в которой государство осуществляет наименьшее регулирование экономических процессов, а силы свободной конкуренции, рыночного саморегулирования достигают наибольшего распространения.
Основные характеристики системы свободного рынка:
1. Частная собственность.
Осуществляется право негосударственной, частной собственности на экономические ресурсы – капитал, землю, природные ресурсы. Причем весьма значительная часть материальных ресурсов находится в частной собственности.
2. Свободное предпринимательство.
Отдельные люди, их группы по своей личной инициативе выступают в качестве свободных предпринимателей, которые берут на себя функцию организации экономических сил: они мобилизуют необходимые ресурсы, организуют само производство и реализацию произведенных товаров. Они полностью принимают на себя весь хозяйственный риск, являющийся абсолютно неизбежным, так как никто заранее не может знать, удастся ли продать товар, какова будет цена его реализации, покроет ли полученная выручка понесенные расходы. Свободное предпринимательство становится массовым явлением, именно оно обеспечивает большую часть производства национального продукта.
3. Личный интерес.
Экономические субъекты поступают в соответствии со своими личными экономическими интересами. Стремление наилучшим образом реализовать индивидуальный интерес является основным мотивом экономических поступков. Каждый стремится максимизировать свой доход: предприниматель – прибыль, наемный работник – заработную плату, кредитор – процент за пользование ссудой, землесобственник – арендную плату.
4. «Невидимая рука».
Адам Смит предполагал, что существует «невидимая миру рука», которая направляет индивидуальное поведение, личные интересы к общественным целям, к удовлетворению интересов других экономических субъектов. Что подразумевается под «невидимой рукой» – это рынок, как координационный механизм, со своими элементами: спросом, предложением, ценой. В спросе выражаются намерения потребителей, в предложении – возможности и желания производителей, цена – инструмент согласования их решений и действий. Посредством взаимодействия этих элементов передаются и согласовываются решения производителей и потребителей. Это саморегулирующаяся система, не требующая внешнего вмешательства.
5. Свободная конкуренция.
Существует так называемая совершенная, или свободная, конкуренция. Она предполагает наличие многих, независимо действующих как продавцов, так и покупателей каждого ресурса и конечного товара или услуги. Каждый из этих экономических субъектов сам по себе не в состоянии повлиять на цену, по которой реализуется тот или иной товар. Как следствие – экономическая власть широко рассредоточена.
6. Минимальное государственное влияние.
Государственное воздействие на экономику в основном ограничивается защитой частной собственности и формированием определенной правовой среды деятельности экономических субъектов через законы, указы, постановления.
В современных условиях экономических систем по типу свободного рынка не существует. Систему с наименьшим «координационным весом» государства обозначают как систему свободного рынка, с наибольшим – как централизованно-плановую, или командную, примерно со средним – как смешанную.
Любая экономическая система предполагает определенный уровень развития общественного производства, поэтому обычно она характеризуется в двух аспектах:
Технико-технологический – выражает отношения «человек – природа», т.е. предполагает те отношения, которые обозначаются категорией «производительные силы»;
Социально-экономический – выражает отношения между людьми, включает те отношения, которые обозначаются категорией «производственные отношения».