С середины (70-х гг. – теневая экономика проникла во все сферы экономической жизни; в 1980 г. ЦК КПСС принял, меры, направленныенаборьбу с коррупцией, и в 1981–с 1982 гг. прошли несколько громких. Судебных процессов. Одновременно были сделаны попытки укрепите трудовую дисциплину и повысить производительность труда.
Радикальная реформа проходила под лозунгами: «гласность», «ускорение», «перестройка». Начавшееся движение было призвано реформировать существующую систему, но привело, к ее разрушению (это напоминало реформы середины XIX в.). Реформы вышли из-под контроляих инициаторов. «Гласность», открывшая доступ к ранее закрытой информации и породившая плюрализм рецептов социальной и национальной реконструкции, дала результаты уже к середине 1986 г.
В июле 1988 г» на XIX партийной конференции было заявлено, что «гласность не должна наносить ущерба интересам государства, общества и правам человека». Но гласность привела к подрыву идеологической неоспоримости партийных решений и оценок. Критика сталинизма инспирировала критику порожденнойим «административно-командной системы управления», социализма как системы в целом.
С 1986 г. началось ограничение роли цензуры; в организациях либеральной и творческой интеллигенции (Союз кинематографистов. Союз театральных деятелей, Союз писателей и др.), в прессе и органах печати стали разворачиваться острые идеологические дискуссии по политическим вопросам. Быстро происходило размежевание общества на демократов, национал-патриотов и коммунистов.
В республиках СССР нарастала национальная напряженность. Выдвигались требования о признании государственного статуса национальных языков, возвращении на историческую родину депортированных народов, выводе российских войск с территорий республик. С 1988 г. началась череда межнациональных вооруженных столкновений.
Возникли проблемы и в сфере экономики. Сокращались показатели прироста промышленности и сельскохозяйственного производства, с 1991 г. быстро нарастали инфляционные тенденции; реформы предполагали расширить права предприятий и трудовых коллективов, шире развернуть частную предпринимательскую инициативу.
В июне 1987 г. принят Закон «О государственном предприятии» (распространенный на все предприятия с 1989 г.), предусматривавший новые начала хозрасчета и самофинансирования. Предприятия получали право самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать, прямые, горизонтальные связи с другими предприятиями, действовать на основе контрактов, заказов, экономических нормативов. Централизованные инвестиции и директивы плановых органов существенно сокращали свою сферу действия. На практике государственные монополии (госзаказ, ценообразование, снабжение, налогообложение находились в ведении центральных органов) Ограничивали область коммерческой деятельности предприятий. Система субсидии, получаемых предприятиями в централизованном порядке; значительный дефицит и «теневая экономика» также не позволяли наладить новую систему ценообразования. Становление рынка проходило с огромными трудностями.
В ноябре 1986г. и мая 1988г. закон легализовал частную предпринимательскую деятельность в ряде производственных и сервисных областей. Быстро стали развиваться кооперативный сектор экономики и индивидуальная трудовая деятельность. Вместе с тем в легализованном частном секторе происходила «отмывка» капиталов, «сколоченных» в сфере «теневой экономики».
Сложились четыре уровня цен (государственные, договорные, кооперативные, «черного рынка»), что также вело к усложнению экономической ситуации. Развитие частного предпринимательства наталкивалось на организационные, финансовые, идеологические и психологические (неприятие) препятствия. Формирующаяся рыночная экономика в значительной степени стала носить спекулятивный характер, ориентируясь в своей работе на сиюминутную выгоду.
Расширение сферы частной инициативы в аграрном секторе началось в1988 г., когда введение, арендных договоров на землю (на срок до 50 лет) заложило основу для формирования фермерства. В новом Положении о колхозах (1988 г.) предусматривалось установление размеров приусадебного участка и поголовья скота в личном хозяйстве на основе решений коллектива каждого колхоза.
Однако арендное, движение так и не получило широкого развития. Даже признанное право свободно приобретать землю при отсутствии развитой инфраструктуры и сельхозтехники у крестьян не изменило положения. Контроль местных властей за колхозами (выделение и определение размеров приусадебных участков, заключение договоров аренды и т.п.) также не способствовал быстрому росту фермерских хозяйств.
Курс «социалистического реформизма» в КПСС был взят в самом начале перестроечного движения: из Политбюро удалялись консервативно настроенные лидеры, и руководящий орган пополнялся новыми людьми. Смена составов происходила на каждом новом этапе перестройки. Обновлялись все руководящие партийные структуры.
Для эффективности преобразований было признано необходимым полностью восстановить роль Советов как «органов социалистической власти», роль, которую присвоили себе партийные органы. При этом руководящая роль партии должна сохраняться. Для легитимации этой роли были предприняты разные политические и организационные меры: альтернативные выборы и тайное голосование при выборах ответственных партийных работников.
Слайд 2
В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Михаил Сергеевич Горбачев, председателем Совета Министров СССР – Н.И. Рыжков. Горбачев унаследовал страну с огромным комплексом внутриполитических и внешнеполитических проблем. Ключевым звеном Горбачеву представлялась проблема темпов экономического роста.
В первое послевоенное десятилетие экономический рост Советского Союза составлял примерно 10% в год. Во второе десятилетие он сократился до 7%, но все же это был внушительный среди индустриальных стран рост.
Ситуация стала кризисной к 1980-м гг., когда Горбачеву принесли разметку на очередную пятилетку, там предусматривался рост в 2,8% в год.
Слайд 3
Первый этап реформ (1985г.)Стратегия ускорения
Горбачев положил в основу политики идею ускорения развития, т. е. повышение темпов экономического роста. За 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в 2 раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3-2,5 раза.
- Увеличение выпуска машин и оборудования
- Модернизация производства
- Госприемка (контроль за качеством продукции
- Ужесточение трудовой дисциплины
Руководство страны обещало также проводить социальную политику, основанную на принципах социальной справедливости. Было выделено две приоритетные проблемы - продовольственная и жилищная - и определены сроки их разрешения. Продовольственную проблему предполагалось решить к 1990 г., жилищную по принципу «каждой семье благоустроенную отдельную квартиру» - к концу XX в.
Слайд 4
Взяв курс на ускорение социально-экономического развития, пообещав народу круто повернуть экономику «лицом к человеку», новое руководство СССР разработало план двенадцатой пятилетки (1986-1990) по аналогии с довоенными пятилетками - с обширной строительной программой, как план «второй индустриализации». План был одобрен XXVII съездом КПСС и после утверждения Верховным Советом СССР стал законом.
Главное внимание в плане было уделено тяжелой промышленности. Роль ключевого звена реконструкции народного хозяйства отводилась машиностроению. Перейти от производства отдельных станков к производственным комплексам и промышленным роботам, внедрить новый класс машин в народное хозяйство, придав ему ускорение, - такова была «генеральная линия».Реализация этой линии требовала больших капиталовложений, а также энтузиазма трудящихся. Предполагалось использовать следующие резервы: 1) полностью загрузить действующие мощности, повсеместно переведя их на многосменную форму работы; 2) укрепить трудовую дисциплину, равняясь на опыт передовиков; 3) силами местных рационализаторов и изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства. Наконец, предлагалось повысить качество продукции..
Слайд 5
Провал политики ускорения и ухудшение экономической ситуации
- Падение цен на нефть и нефтепродукты осенью 1985 г. Валютная выручка СССР сократилась сразу на две трети. Уже одно это вызывало экономический кризис.
- Антиалкогольная компания. Бюджет ежегодно недополучал 40-50 млрд рублей.
- Авария на Чернобыльской АЭС 27 апреля 1986 г., позже – землетрясения в Армении.
- Огромные капиталовложения в машиностроение.
Стр. 370-371 – выписать причины провала политики ускорения.
Слайд 6
Второй этап реформ. Перестройка
Таким образом, уже в 1987 г. возникла угроза срыва курса на ускорение. Поэтому было решено перейти к перестройке экономической системы как главному средству достижения ускорения. Эта перестройка в 1987-1988 гг. была частичным возвратом к принципам экономической реформы 1965 г.
Слайд 7
Второй этап реформ (1987г.)
Перестройка
- Повышение экономической самостоятельности государственных предприятий (перевод на хозрасчет и самоокупаемость)
- Создание кооперативов и разрешение индивид. трудовой деятельности.
- Создание фермерских хозяйств (1989 г..)
- Лишение райкомов и обкомов КПСС хозяйствен-ных функций
- Привлечение иностранных инвестиций путем создания совместных предприятий.
Слайд 8
Головокружение от перестройки
Предприятия получили право внешнеэкономических связей, в том числе создания совместных предприятий и свободной продажи части своей продукции на внешнем рынке. Государство, таким образом, ослабило монополию на внешнюю торговлю, введенную в нашей стране в 1918 г.
В то же время большинство производимой продукции, а в иных случаях всю ее государство включало в госзаказ, выводило из свободной продажи, что лишало предприятия свободы самофинансирования. Но было обещано госзаказ постепенно сокращать, включая предприятия в хозрасчетные отношения. Трудовые коллективы получили право (в 1990 г. ликвидированное) выбора руководителей всех рангов и рабочего контроля деятельности администрации.
На рубеже 1989-1990 гг. стало очевидным, что необходим переход к рынку во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленности). Однако государство не торопилось отказываться от монополии на управление экономикой.
Слайд 9
Л. Абалкин
В основе концепции «регулируемого рынка» лежала программа «арендизации экономики» (главный разработчик - академик Л. Абалкин), которую предстояло начать реализовывать с 1991 до 1995 г. Не осознавая полностью масштабов кризиса экономики СССР, разработчики этой программы не понимали, что внедрение любых экономических реформ должно идти гораздо быстрее, а не растягиваться на годы.
Г. Явлинский
Комиссия Шаталина-Явлинского подготовила общесоюзную «Программу 500 дней».
Было решено на основе программ Абалкина и Шаталина-Явлинского выработать единый компромиссный вариант, хотя эти программы были концептуально несовместимы. В итоге, поскольку «Программа 500 дней» предусматривала лишение государства монополии на экономическую власть, она была отклонена.
Слайд 10
К лету 1991 г. было принято более 100 законов, постановлений, указов по экономическим вопросам, но большинство из них не работало из-за противодействия со стороны республиканских органов власти, отстаивавших свой суверенитет.
Если в 1986-1988 гг. национальный доход медленно, но рос, то с 1989 г. началось его падение. Реальные доходы населения стали сокращаться. В стране усилился дефицит всех товаров. Цены на них росли. Трудящиеся вышли на улицы с лозунгами протеста. По стране прокатилась волна забастовок. В декабре 1990 г., констатируя обвал экономики и «срыв перестройки», глава правительства Н. И. Рыжков подал в отставку. Она совпала с реформой правительства.
Слайд 11
Провал второго этапа
- Сопротивление
- Безответственность
- Ограниченное развитие
- Криминалитет
Раскройте каждую характеристику применительно к причинам провала второго этапа реформ (стр. 375-377).
КЛАСС: 11 УРОК № 54 ДАТА:
ТЕМА: «Политика Перестройкив сфере экономики»
Цели урока: сформировать понятие «Перестройка» и оценить ее роль и место в истории СССР, Российской Федерации.
Задачи:
Выяснить причины Перестройки, выделить цели и задачи политики в сфере экономики; получить представление об отношении к социально-экономическим процессам в обществе и его итогах
Способствовать формированию навыков работы в малых группах; развивать навыки самостоятельной работы; формировать ключевые компетентности: информационные, коммуникативные, разрешение проблем
Учиться решать нестандартные задачи; оценивать периоды истории страны с общегражданских позиций и своих взглядов
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация по теме урока, мультимедиа, дополнительный материал (Приложени1 и 2).
Ход урока:
Входной контроль. Проверить готовность учащихся к восприятию модуля.Задание:1. Сформулировать краткую характеристику деятельности Ю.В. Андропова на посту руководителя КПСС и Советского государства(ожидаемый ответ: попытка реанимации агонизирующей общественной системы при помощи чрезвычайных административных мер-серьёзные кадровые перестановки, введение мер по укреплению трудовой, плановой и государственной дисциплины,-и борьба с коррупцией)2. Что такое «нефтедоллары»? Какую роль и когда они стали играть в экономике СССР?
Задания:
А) определить тему урока и поставить его цель
Б) назвать человека, которому посвящен сюжет
Организация диалога школьников, с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний
Изучение надо начинать с осознания цели
Слайд-1-3 с плакатами периода Перестройки
Слайд-4 тема урока
Слайд-5 с портретом М.С. Горбачева
3.Формирование новых знаний
Учитель подчеркивает, что необходимость кардинальных реформ была обусловлена историческим ходом событий начиная с 60-х гг. Работа с источником и учебником с целью выяснения причин Перестройки
( Приложение1 )
Задание : Найти 3 причины, по которым начинается Перестройка.
Проверка и обсуждение ответов.
Учитель-выделяет этапы в деятельности М.С. Горбачева. Объясняет, что означал курс на ускорение, его цели и задачи
Учащиеся-конспект урока,
Работа с текстом учебника.
Задание: Объясните опираясь на материал § 39:
1. В чем причина неэффективности политики ускорения;
2. Порассуждайте, чем объясняется тот факт, что власти попытались скрыть последствия взрыва на АЭС, несмотря на серьезную опасность радиоактивного заражения.
Учащиеся знакомятся с таблицей «Этапы реформы экономики в СССР (1985-1991 гг.). (Приложение 2 )
Задание : прочитать текст учебника, выписать итоги реформ (кратко), выступить с сообщениями об экономических реформах и их итогах.
Вопросы обучающимся:
1. Перечислите экономические реформы, их задачи и методы осуществления
2.Установите, в чем состоял основной просчет в процессе проведения экономических реформ
Завершение этапа групповой работы. Используя полученные знания учащиеся выводят определение Перестройки.
Задание : Порассуждайте, что заставило пересмотреть концепцию «ускорения» и перейти к преобразованиям в экономике и политике.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Работа с текстом документа «Перестройка в СССР (1985-1991 ГГ.) из книги М.С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира».
Работа в группах
Слайд-6 «Причины Перестройки».
Слайд-7 «Этапы в деятельности М.С. Горбачева»
§ 39 с.370-372 с/р
Работа с классом
§ 39 с.373-377. Работа в группах
Слайд 8.«Перестройка-это»
Работа склассом
4.Самостоятельная проверка понимания нового материала
1 . Отметьте правильный ответ :
Перестройка-это:
А) политика, направленная на сосредоточение всех ресурсов в руках государства
Б) политика, направленная на выход из кризиса и соглашение с крестьянством
В) процесс реформирования тоталитарной системы в СССР
Д) процесс разрушения экономической структуры общества
2. Что является лишним в ряду?
Экономические преобразования в СССР в 1985-1989 гг.:
А) перевод предприятий на самоокупаемость и хозрасчет;
Б) развитие кооперации;
В) разрешение индивидуальной трудовой деятельности;
Г) широкая приватизация государственной собственности.
Индивидуально
Слайд 9 самостоятельная проверка в парах
5.Закрепление.
Вопросы на закрепление знаний:
Какую цель поставили в самом начале урока?
Назовите причины политики Перестройки.
Дайте определение политики Перестройки.
В чем состоял основной просчет в процессе проведения экономических реформ?
Сделайте общий вывод по изученной теме.
Работа с классом
Слайд 10 вопросы на закрепление
Слайд11
6.Рефлексия.
Информация о домашнем задании
1. Как я усвоил материал:
Получил глубокие знания-10 б.
Усвоил материал частично-7 б.
Мало что понял и запомнил-5 б.
2. Каковы были основные трудности, как вы их преодолели?3. Замечания и предложения на будущее.
Д/з: § 39, составить тезисы ответа по теме «Сущность Перестройки»
Самоанализ. Индивидуально.
Приложение 1.
«Перестройка в СССР (1985-1991 ГГ.)» из книги М.С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира».( Дается краткое изложение ее основных положений)
«В начале 1980-х гг. СССР столкнулся с целой группой кризисов.
Это кризис сверхдержавы, усугубившийся безвыходным положением в Афганистане.
Назрел кризис государственного социализма, то есть государственно-монополистического индустриального общества. Система социально-экономических отношений, основанная на массовом стандартизированном производстве, лишении работника инициативы, бюрократическом управлении всеми экономическими процессами, уже не могла обеспечить дальнейшего роста эффективности производства, выпуска продукции, которая требовалась для нужд обороны и для удовлетворения растущих потребностей населения. Из-за возникшего тотального дефицита товаров народного потребления постоянно росло недовольство условиями жизни. Поскольку информацию об уровне жизни в других странах с развитием современных технологий и коммуникаций скрывать уже было нельзя, то разрыв в уровне жизни в СССР и странах Запада был очевиден. Обострился кризис сельского хозяйства. За продуктами (уже не только дефицитными) стали выстраиваться километровые очереди. Если Москва и Ленинград снабжались продуктами питания относительно удовлетворительно, то в провинции не хватало самых необходимых продуктов: молока, масла, даже хлеба(мяса в местных магазинах не было постоянно). В Москву за продуктами отправлялись жители близлежащих городов, а со временем встолицу отовариваться стали приезжать издалека.
Кризис авторитарной политической системы. Люди уже не хотели мириться с ролью бессловесных объектов управления. Всеобщее возмущение вызывали номенклатурные привилегии, неэффективность работы бюрократического аппарата, произвол и безответственность чиновников, коррупция».
Приложение 2.
«Этапы реформы экономики в СССР (1985-1991 гг»
Экономическая реформа:
Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования
Госзаказ
Отказ от монополии внешней торговли
Сокращение числа отраслевых министерств
Признание равноправия новых форм хозяйства на селе(арендных кооперативов, фермерских хозяйств) с колхозами и совхозами
1988
Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности, «О кооперации»: начало развития сферы частной инициативы
1990
«О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике»:
Демонополизация
Децентрализация
Разгосударствление
1990
«Программа 500 дней»:
Приватизация
Переход к рынку
Ограничение власти центра
Итоги экономических реформ:
Экономическая «перестройка» в СССР
Параллельно с политической ʼʼперестройкойʼʼ проходила и ʼʼперестройкаʼʼ экономической системы. Суть экономической ʼʼперестройкиʼʼ состояла в сохранении редистрибутивной (распределительной) плановой экономики, но ее адаптации к новым условиям; требовалось ʼʼреформирование социализмаʼʼ, но не отход от него.
Предпосылки ʼʼперестройкиʼʼ экономики. Общая направленность экономической ʼʼперестройкиʼʼ заключалась в некоторой либерализации экономики. ʼʼПерестройкаʼʼ являла собой пример модернизации общества ʼʼсверхуʼʼ, характерной для России во все времена.
Необходимость экономических реформ диктовалась, в первую очередь, нарастанием кризисных явлений. Темпы прироста национального дохода упали с 6,5% в 1961-1965 гᴦ. до 3,5% в 1981-1985 гᴦ., темпы роста производительности труда – соответственно с 6% до 3%. На единицу национального дохода расходовалось в полтора-два раза больше ресурсов, чем в странах Европы и США. Лишь около 15% промышленных предприятий было автоматизировано или комплексно механизировано, на остальных преобладал низкоквалифицированный ручной труд. Страна значительно отставала от ведущих мировых держав по уровню развития научно-технического прогресса (за исключением оборонных отраслей). Приоритет в промышленности отдавался экстенсивным формам развития – строительству новых предприятий-гигантов, увеличению числа рабочих и т.д. Очень тяжелым оставалось положение сельского хозяйства. Несмотря на мощные финансовые вливания в аграрный сектор, сделанные в 1970-х – начале 1980-х гᴦ., страна продолжала все больше и больше зависеть от поставок продовольствия (в том числе – зерна) из-за рубежа. Принятая ЦК КПСС в 1982 г Продовольственная программа, предполагавшая создание крупных аграрнопромышленных комплексов (АПК) не улучшила ситуации. Некоторый рост качества жизни населения достигался за счёт экспорта энергоресурсов – нефти и газа, но с падением цен на них и, одновременно, увеличением затрат на добычу в начале 1980-х гᴦ. и данный источник благосостояния перестал оправдывать себя. Сокращались темпы строительства жилья, постоянный рост заработной платы не обеспечивался увеличением товаров и услуг, увеличивался дефицит некоторых продуктов питания и промышленных товаров. К середине 1980-х гᴦ. внутренний валовой продукт на душу населения составлял 37% от уровня США.
Экономическая перестройка делиться на три этапа:
1985-1987 гᴦ.: ʼʼускорениеʼʼ. В апреле 1985 ᴦ. на пленуме ЦК КПСС был взят курс на ʼʼускорениеʼʼ социально-экономического развития страны. Этого предполагалось добиться широким внедрением новейших достижений науки и техники (выработка комплексных программ НТП) и активизацией ʼʼчеловеческого фактораʼʼ (учет интересов людей и трудовых коллективов, расширение их рабочей инициативы, укрепление трудовой дисциплины (в том числе – методом борьбы с пьянством)). Для контроля за качеством продукции была введена ʼʼгосприемкаʼʼ. ʼʼУскорениеʼʼ не затрагивало основ советской экономики – государственной собственности и внеэкономических методов управления. Более того, программа ʼʼускоренияʼʼ предусматривала и обратное – дальнейшую экстенсификацию производства: поддержку тяжелой промышленности (только в машиностроение было направлено 10 млрд. рублей), увеличение добычи нефти и газа, привлечение дополнительных трудовых ресурсов (до двух млн. человек). ʼʼУскорениеʼʼ не привело к ожидаемым результатам – общие тенденции снижения темпов роста производства и производительности труда сохранялись. Популистская Жилищная программа (каждой семье – отдельную квартиру к 2000 ᴦ.) вызывала недоверие у населения, а антиалкогольная кампания – прямой протест. В связи с интенсивной эксплуатацией устаревшего оборудования участились случаи аварий. Большой общественный резонанс имела Чернобыльская катастрофа (1986 ᴦ.), о масштабах и последствиях которой долго было мало что известно. В июне 1987 ᴦ. пленум ЦК КПСС определил новые направления реформирования экономики страны.
1988-1989 гᴦ.: ʼʼперестройкаʼʼ. С января 1988 ᴦ. началась реализация программы ʼʼперестройкиʼʼ социалистической экономики (отсюда – название всего периода с 1985 по 1991 гᴦ.). Она в себя включала: перевод государственных предприятий на хозрасчет, замена планов госзаказом и сокращение плановых показателей; разрешение создания частных предприятий в сфере производства потребительских товаров и услуг; разрешение создания кооперативных предприятий; разрешение частным лицам аренды сельскохозяйственных угодий на 50 лет.
ʼʼПерестройкаʼʼ не помогла справиться с кризисными явлениями в экономике. Государство по-прежнему дотировало убыточные предприятия, сдерживало развитие инициативы успешных предприятий, забирая их продукцию в качестве обеспечения госзаказов. Частный бизнес и кооперативы не пользовались моральной поддержкой населения, их прибыль нивелировалась высокими налогами. В этих условиях предприниматели предпочитали скрывать большую часть доходов, что порождало рост преступности и ʼʼтеневого сектораʼʼ экономики. На селе колхозники негативно относились к арендаторам-фермерам, колхозы препятствовали в выделении им удобных земель. Рост производства не успевал за ростом доходов, что приводило к усугублению дефицита ряда товаров. На некоторые из них уже в 1989 ᴦ. были введены карточки (талоны ). В этом же году в ряде отраслей промышленности впервые был зафиксирован спад не темпов роста͵ а уже самих объёмов производства (в сельском хозяйстве спад начался еще в 1988 ᴦ.). В промышленных районах начались забастовки.
Начало экономической ʼʼперестройкиʼʼ. В мае 1985 ᴦ. было издано Постановление ЦК КПСС ʼʼО мерах по преодолению пьянства и алкоголизмаʼʼ. Данное решение ставило своей целью разрешение как социальных, так и экономических задач, в первую очередь дисциплины труда, и должно было способствовать росту производительности труда, его качества. Предусматривалось сокращение производства водки и других ликеро-водочных продуктов на 10 % в год. К 1988 ᴦ. должно было быть прекращено производство плодово-ягодных вин. Эти меры привели к снижению смертности в стране, но их экономический эффект был отрицательным и выразился в более чем 20-миллиардных потерях поступлений в бюджет.
В начале 1986 ᴦ. состоялся XXVII съезд КПСС, на котором был принят целый ряд экономических и социальных программ, предусматривающих новую инвестиционную и структурную политику. Программа ʼʼИнтенсификация-90ʼʼ предусматривала опережающее развитие сектора товаров народного потребления в 1,7 раза по сравнению с другими отраслями машиностроения и в определённой степени была продолжением прежних реформ. При этом диспропорции инвестиционной политики приводили к подрыву неприоритетных отраслей промышленности. Помимо ʼʼИнтенсификации-90ʼʼ предусматривалось выполнение таких долгосрочных программ, как ʼʼЖильё-2000ʼʼ и др.
19 ноября 1986 ᴦ. был принят Закон СССР ʼʼОб индивидуальной трудовой деятельностиʼʼ. 5 февраля 1987 ᴦ. Совет Министров СССР издал постановление ʼʼО создании кооперативов по производству товаров народного потребленияʼʼ. 26 мая 1988 ᴦ. был принят Закон СССР ʼʼО кооперации в СССРʼʼ, разрешивший кооперативам заниматься любыми не запрещёнными законом видами деятельности, в т.ч. торговлей. 13 января 1987 ᴦ. Совет Министров СССР принял Постановление № 48, разрешившее создание совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран. 11 июня 1987 ᴦ. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 665 ʼʼО переводе предприятий и организаций отраслей народного хозяйства на полный хозрасчёт и самофинансированиеʼʼ. 30 июня 1987 ᴦ. был принят Закон СССР ʼʼО государственном предприятии (объединении)ʼʼ, перераспределивший полномочия между министерствами и предприятиями в пользу последних. Продукция, произведённая после выполнения госзаказа, могла реализовываться производителем по свободным ценам. Сокращалось количество министерств и ведомств, хозрасчёт внедрялся во все отрасли народного хозяйства. При этом предоставление трудовым коллективам государственных предприятий права выбора директоров и предоставление предприятиям полномочий регулировать заработную плату привело к зависимости директоров предприятий от решений трудовых коллективов и повышению зарплаты, не обеспеченной наличием на потребительском рынке соответствующего объёма товаров.
Объёмы производства товаров народного потребления были гораздо ниже огромной денежной массы, поскольку исходили из достаточно условных расчетных сроков и объёмов потребления. Покупатели мгновенно расхватывали товар на прилавках магазинов. Создалась ситуация ʼʼпустых полок и полных холодильников и забитых квартирʼʼ. Значительная масса непродовольственных товаров фактически перестала попадать в официальную торговлю и реализовывалась работниками торговли по знакомым или через ʼʼфарцовщиковʼʼ. Эта проблема усугубилась с разрешением частной торговли, которой фактически занимались кооперативы. Началась неразбериха с союзными поставками, некоторые республики, в частности Украина, прекратили отгрузку мяса, молока Москве, Ленинграду, военному ведомству.
1990-1991 гᴦ.: ʼʼрегулируемый рынокʼʼ. На этом этапе ʼʼперестройкаʼʼ переросла в неконтролируемый процесс разложения социалистической системы. В июне 1990 ᴦ. Верховный Совет СССР принял программу Расширения рыночных отношений. Предполагались разрешение аренды промышленных предприятий, образования акционерных обществ и поддержка частного предпринимательства. Но реализация этой программы откладывалась до 1991 ᴦ., а ситуация ухудшалась. К концу 1990 ᴦ. правительство СССР, возглавляемое Н. Рыжковым, признало провал экономической политики ʼʼперестройкиʼʼ. Было подготовлено две базовых программы выхода страны из нарастающего, как снежный ком, кризиса (в 1990 ᴦ. спад промышленного производства был всеобщим и достиг уже 10%). Обе программы сводились к расширению рыночных преобразований. Н. Рыжков и Л. Абалкин предлагали перейти к рынку поэтапно в течение шести лет, сочетания административные и экономические методы. Программа С. Шаталина и Г. Явлинского (ʼʼ500 днейʼʼ) предполагала быстрый переход к рынку путем приватизации госсобственности с последующей либерализацией цен. Осенью 1990 ᴦ. обе программы были обсуждены Верховным Советом СССР и отвергнуты, первая – как рассчитанная на чересчур большой промежуток времени, вторая – как противоречащая социализму. Н. Рыжков на посту председателя правительства в декабре 1990 ᴦ. был заменен В. Павловым. Павлов также предложил свою программу, однако ее реализация этой программы так и не началась – СССР перестал существовать.
Крах экономической ʼʼперестройкиʼʼ. В 1989 ᴦ. было сформировано новое Правительство СССР во главе с Н.И. Рыжковым. В его составе было 8 академиков и членов-корреспондентов АН СССР, около 20 докторов и кандидатов наук. Новое Правительство изначально ориентировалось на осуществление экономических реформ и принципиально другие методы управления. В связи с этим существенно изменилась структура Правительства и значительно сократилось число отраслевых министерств: с 52 до 32, то есть почти на 40 %.
В мае 1990 ᴦ. Н.И. Рыжков выступил на заседании Верховного Совета СССР с докладом об экономической программе Правительства. Рыжков излагал разработанную ʼʼкомиссией Абалкинаʼʼ концепцию перехода к регулируемой рыночной экономике. Она предусматривала реформу цен. Это выступление привело к чрезвычайной ситуации в московской торговле: пока Рыжков выступал в Кремле, в городе было всё распродано: месячный запас растительного и сливочного масла, трёхмесячный запас блинной муки, продано крупы в 7-8 раз больше обычного, вместо 100 тонн соли – 200.
По стране прокатилась волна митингов с требованием не повышать цены. Михаил Горбачёв, неоднократно обещавший, что цены в СССР останутся на прежнем уровне, дистанцировался от правительственной программы. Верховный Совет СССР отложил осуществление реформы, предложив Правительству доработать её концепцию.
В июне 1990 ᴦ. Верховный Совет СССР принял Постановление ʼʼО концепции перехода к рыночной экономикеʼʼ, а в октябре 1990 ᴦ. ʼʼОсновные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономикеʼʼ. Документы предусматривали постепенную демонополизацию, децентрализацию и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства.
В декабре 1990 ᴦ. правительство Н.И. Рыжкова было отправлено в отставку. Совет Министров СССР был преобразован в Кабинет Министров СССР во главе с Премьер-Министром В.С. Павловым. Но деятельность Кабинета Министров в 1991 ᴦ. свелась к двукратному повышению цен со 2 апреля 1991 ᴦ. (они, однако, остались регулируемыми), а также к обмену 50- и 100-рублёвых банкнот на купюры нового образца (денежная реформа Павлова). Обмен проводился в течение всего 3 дней – 23-25 января 1991 – и с серьёзными ограничениями. Объяснялось это тем, что теневые дельцы якобы накопили огромные суммы в крупных банкнотах.
Итак, аналогично тому, как и политические преобразования Горбачева, экономическая ʼʼперестройкаʼʼ закончилась полным провалом и стала одной из базовых причин распада СССР.
Экономическая «перестройка» в СССР - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Экономическая «перестройка» в СССР" 2017, 2018.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Презентацию на тему "Политика перестройки в сфере экономики" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: История. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 12 слайд(ов).
Слайды презентации
Слайд 1
Политика перестройки в сфере экономики
Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ «Февральская СОШ № 1», 2010г. www.savkanv.ru
Слайд 2
В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Михаил Сергеевич Горбачев, председателем Совета Министров СССР – Н.И. Рыжков. Горбачев унаследовал страну с огромным комплексом внутриполитических и внешнеполитических проблем. Ключевым звеном Горбачеву представлялась проблема темпов экономического роста. В первое послевоенное десятилетие экономический рост Советского Союза составлял примерно 10% в год. Во второе десятилетие он сократился до 7%, но все же это был внушительный среди индустриальных стран рост.
М. С. Горбачев
Ситуация стала кризисной к 1980-м гг., когда Горбачеву принесли разметку на очередную пятилетку, там предусматривался рост в 2,8% в год.
Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ № 1", 2010г.
Слайд 3
Первый этап реформ (1985г.) Стратегия ускорения
Горбачев положил в основу политики идею ускорения развития, т. е. повышение темпов экономического роста. За 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в 2 раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3-2,5 раза.
Руководство страны обещало также проводить социальную политику, основанную на принципах социальной справедливости. Было выделено две приоритетные проблемы - продовольственная и жилищная - и определены сроки их разрешения. Продовольственную проблему предполагалось решить к 1990 г., жилищную по принципу «каждой семье благоустроенную отдельную квартиру» - к концу XX в.
Слайд 4
Взяв курс на ускорение социально-экономического развития, пообещав народу круто повернуть экономику «лицом к человеку», новое руководство СССР разработало план двенадцатой пятилетки (1986-1990) по аналогии с довоенными пятилетками - с обширной строительной программой, как план «второй индустриализации». План был одобрен XXVII съездом КПСС и после утверждения Верховным Советом СССР стал законом.
Главное внимание в плане было уделено тяжелой промышленности. Роль ключевого звена реконструкции народного хозяйства отводилась машиностроению. Перейти от производства отдельных станков к производственным комплексам и промышленным роботам, внедрить новый класс машин в народное хозяйство, придав ему ускорение, - такова была «генеральная линия». Реализация этой линии требовала больших капиталовложений, а также энтузиазма трудящихся. Предполагалось использовать следующие резервы: 1) полностью загрузить действующие мощности, повсеместно переведя их на многосменную форму работы; 2) укрепить трудовую дисциплину, равняясь на опыт передовиков; 3) силами местных рационализаторов и изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства. Наконец, предлагалось повысить качество продукции.
Слайд 5
Провал политики ускорения и ухудшение экономической ситуации
Стр. 370-371 – выписать причины провала политики ускорения.
Слайд 6
Второй этап реформ. Перестройка
Таким образом, уже в 1987 г. возникла угроза срыва курса на ускорение. Поэтому было решено перейти к перестройке экономической системы как главному средству достижения ускорения. Эта перестройка в 1987-1988 гг. была частичным возвратом к принципам экономической реформы 1965 г.
Слайд 7
Второй этап реформ (1987г.)
пе ре строй ка
Повышение экономической самостоятель- ности государ- ственных предприятий (перевод на хозрасчет и са- окупаемость)
Создание кооперати-вов и раз-решение индивид. трудовой деятельно-сти
Создание фермерских хозяйств (1989г.)
Лишение райкомов и обкомов КПСС хозяйствен-ных функций
Привлечение иностранных инвестиций путем создания совместных предприятий
Слайд 8
Предприятия получили право внешнеэкономических связей, в том числе создания совместных предприятий и свободной продажи части своей продукции на внешнем рынке. Государство, таким образом, ослабило монополию на внешнюю торговлю, введенную в нашей стране в 1918 г.
В то же время большинство производимой продукции, а в иных случаях всю ее государство включало в госзаказ, выводило из свободной продажи, что лишало предприятия свободы самофинансирования. Но было обещано госзаказ постепенно сокращать, включая предприятия в хозрасчетные отношения. Трудовые коллективы получили право (в 1990 г. ликвидированное) выбора руководителей всех рангов и рабочего контроля деятельности администрации. На рубеже 1989-1990 гг. стало очевидным, что необходим переход к рынку во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленности). Однако государство не торопилось отказываться от монополии на управление экономикой.
Слайд 9
Л. Абалкин
В основе концепции «регулируемого рынка» лежала программа «арендизации экономики» (главный разработчик - академик Л. Абалкин), которую предстояло начать реализовывать с 1991 до 1995 г. Не осознавая полностью масштабов кризиса экономики СССР, разработчики этой программы не понимали, что внедрение любых экономических реформ должно идти гораздо быстрее, а не растягиваться на годы.
Г. Явлинский
Комиссия Шаталина - Явлинского подготовила общесоюзную «Программу 500 дней». Было решено на основе программ Абалкина и Шаталина - Явлинского выработать единый компромиссный вариант, хотя эти программы были концептуально несовместимы. В итоге, поскольку «Программа 500 дней» предусматривала лишение государства монополии на экономическую власть, она была отклонена.
Слайд 10
К лету 1991 г. было принято более 100 законов, постановлений, указов по экономическим вопросам, но большинство из них не работало из-за противодействия со стороны республиканских органов власти, отстаивавших свой суверенитет.
Если в 1986-1988 гг. национальный доход медленно, но рос, то с 1989 г. началось его падение. Реальные доходы населения стали сокращаться. В стране усилился дефицит всех товаров. Цены на них росли. Трудящиеся вышли на улицы с лозунгами протеста. По стране прокатилась волна забастовок. В декабре 1990 г., констатируя обвал экономики и «срыв перестройки», глава правительства Н. И. Рыжков подал в отставку. Она совпала с реформой правительства.
Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта
- Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
- Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
- Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
- Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
- Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
- Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
- Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
- Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.