Центральный банк – главный государственный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт любой страны независимо от того, принято называть ли он государственным, народным или национальным.
Центральные банки занимают особое место, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступают государственными органами экономического управления.
Исходя из этого центральные банки выполняют следующие основные функции:
· монопольно осуществляют эмиссию банкнот;
· являются банком банков; осуществляют надзор за деятельностью банков;
· банкиром правительства;
· проводят денежно-кредитное регулирование;
· осуществление расчетов.
Эмиссионная функция центрального банка является старейшей и одной из наиболее важных функций. За центральными банками как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, то есть общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств. Монополия на эмиссию национальной денежной единицы дает возможность центральному банку держать под контролем ликвидность кредитных институтов.
Главной клиентурой центрального банка являются коммерческие банки, выступающие как бы посредниками между экономикой и центральным банком. Центральный банк хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, то есть их кассовые резервы. Исторически эти резервы помещались коммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов.
Центральный банк осуществляет надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе.
Как банк правительства центральный банк должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги, предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства.
От имени правительства центральный банк регулирует резервы иностранной валюты и золота͵ является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. Центральный банк, как правило, представляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.
Все функции центрального банка тесно взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк одновременно создает кредитные орудия обращения, осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, воздействует на уровень ссудного процента.
Названные функции центрального банка можно свести к следующим основным функциям: регулирующей, контролирующей и информационно-исследовательской.
К регулирующей функции относится: регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.
Контролирующая функция тесно связана с регулирующей. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, к примеру, политики минимальных резервов или редисконтирования. Контролирующая функция включает определенные требования к качественному составу банковской системы, то есть процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Сюда относятся также выработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов, норм и контроль за ними.
Всем центральным банкам присуща информационно-исследовательская функция, то есть функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра. Во многих странах эта функция отмечена в законодательном порядке.
Свои функции центральный банк осуществляет через банковские операции – пассивные и активные.
Пассивными называются операции , с помощью которых образуются банковские ресурсы, активными – операции по размещению банковских ресурсов.
Пассивные операции:
· эмиссия;
· хранение кассовых резервов кредитных учреждений;
· хранение официальных золотовалютных резервов страны;
· обязательные резервы коммерческих банков;
· ведение счетов государственных органов и бюджета;
· счета в расчетах;
· счета иностранных банков;
· капитал и резервы банка.
Активные операции:
· покупка драгоценных металлов и иностранной валюты;
· средства на счетах, в депозитах иностранных банков;
· кассовая наличность;
· выдача кредитов коммерческим банкам;
· кредиты правительству;
· покупка государственных ценных бумаг;
· финансирование государства;
· фонды банка.
Центральные банки и основы их деятельности. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Центральные банки и основы их деятельности." 2017, 2018.
Покупка государственных обязательств в большинстве стран служит главной или даже единственной как в России формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита. Прямое кредитование правительства на покрытие бюджетного дефицита законодательно запрещено в США Канаде Японии Великобритании Швейцарии Швеции России. Центральный банк Российской Федерации Центральный банк Российской Федерации Банк России был учрежден 13 июля 1990 года на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР и первоначально назывался...
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
Тема 13. Центральные банки и основы их деятельности
13.2. Центральный банк Российской Федерации
13.1. Формы организации и функции центральных банков
Возникновение центральных банков в одних странах исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в немногих наиболее надежных банках. Государство активно способствовало этому процессу, издавая соответствующие законы и концентрируя эмиссию постепенно в одном банке. В других странах центральные банки целенаправленно создавались государством. В XIX начале XX веков эмиссия в большинстве стран была сосредоточена в одном банке, который стал называться центральным эмиссионным банком , а на современном этапе центральным банком .
Формы организации центральных банков.
С точки зрения собственности на капитал центральные банки бывают:
- государственные , капитал которых принадлежит государству (Австралия, Аргентина, Великобритания, Германия , Индия, Ирландия, Испания, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Россия , Финляндия, Франция , Швеция);
- акционерные, капитал которых принадлежит акционерам частным лицам (США , Италия);
- смешанные акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству или местным органам государственного управления (Австрия, Бельгия, Греция, Мексика, Турция, Чили, Швейцария, Япония ).
Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (Германия, Россия ), другие создавались как акционерные, а затем национализировались (Великобритания, Испания, Канада, Франция ).
Все центральные банки имеют тесные связи с правительствами своих стран. Однако правительство не может безгранично влиять на политику такого банк, так как каждый центральный банк в соответствии с законодательством страны является юридически самостоятельным : его имущество обособлено, и центральный банк распоряжается им как собственник.
Степень независимости центрального банка от государственной власти в разных странах различна.
Большей самостоятельностью пользуются банки, подотчетные по закону парламенту (Голландия, Россия, США , Швеция, Швейцария), меньшей подотчетные министерству финансов (таких большинство).
Функции центральных банков.
В большинстве промышленно развитых стран центральный банк выполняет пять основных функций:
1) денежно-кредитного регулирования , или проведение денежно-кредитной политики (влияние на спрос и предложение денег, уровень банковской ликвидности, процентных ставок, валютного курса, на объем кредитов);
2) монопольной эмиссии банкнот (в некоторых странах - и монет, но обычно чеканкой монет занимается министерство финансов или казначейство, у которых центральный банк покупает их по номиналу и выпускает в обращение);
3) банка банков (то есть его клиентурой являются только коммерческие банки как посредники между центральным банком и экономикой страны);
4) банка правительства (в качестве кассира, кредитора, финансового консультанта и агента правительства);
5) внешнеэкономическую (как проводник государственной валютной политики и орган валютного контроля).
Методы денежно-кредитного регулирования достаточно разнообразны:
- изменение процентных ставок по операциям центральных банков;
- изменение норм обязательных резервов для коммерческих банков;
- операции на открытом рынке по купле продаже государственных облигаций, векселей и других ценных бумаг;
- валютные интервенции, то есть покупка продажа иностранной валюты за национальную.
Повышая ставки, центральный банк проводит политику ограничения кредита, то есть кредитной рестрикции.
Снижение ставки центральным банком является методом расширения кредита кредитной экспансии .
В большинстве стран система ставок центрального банка включает ставки по различным видам кредитов и депозитов, которые образуют коридор процентных ставок .
Повышение нормы обязательных резервов для коммерческих банков (кредитная рестрикция) означает, что большая часть банковских средств «замораживается» на счетах центрального банка и не может использоваться ими для выдачи кредитов. В результате денежная масса в обращении сокращается, повышается курс национальной валюты и проценты по ссудам.
В странах с развитым рынком ценных бумаг распространенным методом денежного регулирования являются операции на открытом рынке. Если центральный банк продает ценные бумаги (например, свои облигации коммерческим банкам), то объем ресурсов коммерческих банков снижается, что влечет уменьшение денежной массы в обращении и повышение курса национальной валюты, объемы выдаваемых кредитов уменьшаются (кредитная рестрикция). Для увеличения ресурсов коммерческих банков (кредитная экспансия) центральный банк может использовать покупку у них векселей, приобретенных банками у своих клиентов (переучет векселей ) или операции типа РЕПО: покупая у банков государственные ценные бумаги, центральные банки одновременно берут на себя обязательство обратной последующей их продажи через определенный срок по заранее фиксированной цене.
Покупка государственных обязательств в большинстве стран служит главной или даже единственной (как в России) формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита.
Прямое кредитование правительства на покрытие бюджетного дефицита законодательно запрещено в США , Канаде, Японии, Великобритании , Швейцарии, Швеции, России . Ограничено законом в ФРГ, Франции , Нидерландах. Основными кредиторами государства выступают не центральные, а коммерческие банки, иные финансово-кредитные организации и население.
Поддержание стабильности курса национальной валюты осуществляется валютными интервенциями , что в свою очередь влияет на обеспечение стабильности цен и денежного обращения.
В ряде стран надзор и контроль за банковской системой страны осуществляется исключительно центральным банком (Австралия, Италия, Россия), в других (Германия, США, Швейцария, Франция) центральным банком совместно с другими органами (казначейством, банковской комиссией и др.), а в некоторых государствах (Австрия, Дания, Канада, Норвегия) не центральным банком, а иными органами.
13.2. Центральный банк Российской Федерации
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 года на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР и первоначально назывался Государственный банк РСФСР.
20 декабря 1991 года Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Банку России.
Банк России главное звено современной банковской системы России.
Банк России является основным проводником денежно-кредитной политики, направленной на стабилизацию денежного обращения в стране.
Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определены Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации: определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (п. 1) и в качестве основной функции защита и обеспечение устойчивости рубля (п. 2).
Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости , который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Банк России является юридическим лицом , имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью .
В соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
В соответствии со статьей 75 Конституции РФ защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации. Эту функцию Банк России осуществляет независимо от других органов государственной власти.
Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определяет цели деятельности Банка России и конкретизирует исполнительские функции, позволяющие реализовать его основную функцию - защиту и обеспечение устойчивости рубля.
В соответствии с указанным Законом целями деятельности Банка России являются:
Защита и обеспечение устойчивости рубля;
Развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы;
развитие финансового рынка Российской Федерации;
(абзац введен Федеральным
обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Цели деятельности Банка России определяют его функции, закрепленные ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» №86-ФЗ:
Функция эмиссионного центра
Функция денежно-кредитного регулирования
Функция банка банков
Функция банка Правительства
Функция валютного центра (золотовалютные резервы)
Функция выпуска государственных ценных бумаг
Органами управления Банка России являются:
- Национальный финансовый совет (состоит из 12 членов, включающих 2 представителя от Совета Федерации, 3 от Государственной Думы, 3 от Президента РФ, 3 от Правительства РФ);
- Председатель Банка России (предлагается президентов РФ, назначается на должность Государственной Думой сроком на пять лет большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);
- Совет директоров (состоит из Председателя Банка России и 14 членов Совета директоров, назначаются Государственной Думой на должность сроком на пять лет по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ).
13.3. Операции центральных банков
Центральный банк осуществляет свои функции через банковские операции: пассивные и активные .
Пассивные операции центральных банков это операции по формированию банковских ресурсов (связаны с притоком денег в центральный банк):
- эмиссия банкнот;
- прием депозитов коммерческих банков и казначейства (министерства финансов);
- получение кредитов от международных финансово-кредитных организаций (например, МВФ) или других центральных банков;
- выпуск собственных долговых ценных бумаг;
- операции по формированию собственного капитала и резервов.
Активные операции центральных банков это операции по размещению ресурсов (связаны с оттоком денег из центрального банка):
покупка золота и иностранной валюты;
выдача кредитов и размещение депозитов;
покупка ценных бумаг;
приобретение основных средств.
Активные и пассивные операции центрального банка отражаются в соответствующих статьях его баланса.
Для примера рассмотрим баланс Центрального банка Российской Федерации.
Годовой баланс Банка России
Статьи баланса 2012 2011 АКТИВЫ 1. Драгоценные металлы 1 646 187 1 527 545 2. Средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги иностранных эмитентов 14 525 436 14 245 276 3. Кредиты и депозиты 3 158 355 1 663 280 4. Ценные бумаги, из них: 456 314 426 775 4.1. Долговые обязательства Правительства Российской Федерации 370 182 332 738 5. Прочие активы, из них: 251 549 97 857 5.1. Основные средства 5.2. Авансовые платежи по налогу на прибыль 76 276 75 429 Всего активов 20 630 744 18 562 735 ПАССИВЫ 1. Наличные деньги в обращении 7 667 950 6 896 064 2. Средства на счетах в Банке России, из них: 9 404 984 7 742 221 2.1. Правительства Российской Федерации 4 913 764 4 426 298 2.2. Кредитных организаций-резидентов 2 185 349 1 748 402 3. Средства в расчетах 36 217 4. Выпущенные ценные бумаги 5. Обязательства перед МВФ 447 686 472 335 6. Прочие пассивы 138 183 138 183 7. Капитал, в том числе: 2 724 457 3 235 383 7.1. Уставный капитал 3 000 3 000 7.2. Резервы и фонды 2 721 457 3 232 383 8. Прибыль отчетного года 247 326 21 903 Всего пассивов 20 630 744 18 562 735 |
Активные операции отражены в активе баланса, пассивные операции в пассиве баланса.
Операции и сделки, которые может осуществлять Банк России, а также клиенты Банка России определены статьей 46 Федерального закона №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:
1. Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями , Правительством Российской Федерации :
1) предоставлять кредиты под обеспечение ценными бумагами и другими активами;
2) предоставлять кредиты без обеспечения на срок не более одного года российским кредитным организациям, имеющим рейтинг не ниже установленного уровня. Перечень рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются для определения кредитоспособности получателей кредитов, и необходимых минимальных показателей соответствующих рейтингов, дополнительные требования к получателям кредитов, а также порядок и условия предоставления соответствующих кредитов устанавливаются Советом директоров;
3) покупать и продавать ценные бумаги на открытом рынке, а также продавать ценные бумаги, выступающие обеспечением кредитов Банка России;
4) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;
5) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
6) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
7) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;
8) выдавать поручительства и банковские гарантии;
9) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
10) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;
11) выставлять чеки и векселя в любой валюте;
12) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.
При этом Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе , за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Обеспечением кредитов Банка России могут выступать : золото и другие драгоценные металлы в стандартных и мерных слитках, иностранная валюта, векселя, номинированные в российской или иностранной валюте, государственные ценные бумаги.
Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются решением Совета директоров.
В случаях, установленных решением Совета директоров, обеспечением кредитов Банка России могут выступать другие ценности, а также поручительства и банковские гарантии .
2. Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
3. Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.
В тоже время Банк России не имеет права :
1) осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 48 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
2) приобретать акции (доли) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8, 9 и 39 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
3) осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций;
4) заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
5) пролонгировать предоставленные кредиты (исключение может быть сделано по решению Совета директоров).
Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм> |
|||
7489. | ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ И ОСНОВЫ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 13.18 KB | |
История возникновения института центрального банка. История становления Государственного банка в России. форма организации и функции центрального банка. Пассивные операции центрального банка. | |||
10752. | Коммерческие банки и основы их деятельности | 22.01 KB | |
В Федеральном законе №3951 О банках и банковской деятельности коммерческий банк определен как кредитная организация которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады средств юридических и физических лиц; размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности платности срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Коммерческие банки выполняют пять основных функций: Функцию аккумуляции временно свободных... | |||
10459. | ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ | 19.87 KB | |
Есть отдельные эндокринные клетки которые вырабатывают несколько гормонов. Например клеткиG слизистой оболочки желудка вырабатывают гастрин и энкефалин. Эти клетки органы называются клеткамимишенями или эффекторами. | |||
10738. | ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 19.28 KB | |
Об аудиторской деятельности другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Аудиторские организации и предприниматели осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги: 1 постановку восстановление и ведение бухгалтерского учета составление бухгалтерской финансовой отчетности бухгалтерское консультирование; 2 налоговое консультирование постановку восстановление и ведение... | |||
19375. | Финансовые основы страховой деятельности. | 46.16 KB | |
Основа финансовой устойчивости страховщика Основой финансовой устойчивости страховщиков является наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов а также система перестрахования. Доходы от страховых операций формируются за счет страховых платежей. Основой страховых платежей выступает страховой тариф. В связи с этим в страховом деле принята следующая классификация расходов: - расходы на выплату страхового возмещения; - отчисления в резервы; - расходы на ведение дела: - аквизиционные производятся с целью заключения новых... | |||
7526. | Основы организации и деятельности коммерческих банков | 23.96 KB | |
Важным элементом денежно-кредитной системы Российской Федерации являются коммерческие банки. В 90-е годы коммерческие банки прошли несколько этапов в своем развитии: от массового создания в период до 1998г. до сокращения в настоящее время. Одновременно с этим в последние годы происходит укрупнение банковского капитала, рост их активов. | |||
14811. | Методологические основы инновационной деятельности фирм | 27.41 KB | |
Методологические основы инновационной деятельности фирм Общие понятия об инновациях Тенденции и разновидности развития Инновационная спираль Инновационный период развития экономики Понятие сущность и содержание инновации Классификация инноваций Функции инновации Источники инновационных возможностей. Представляется что под устойчивым экономическим развитием следует понимать такое развитие при котором обеспечивается воспроизводство всех факторов производства и экономической системы в целом которое может быть достигнуто только путем... | |||
7682. | Экономическая сущность строительной деятельности и ее правовые основы | 16.28 KB | |
Виды строительства. Продукцией капитального строительства являются вводимые в действие и принятые в установленном порядке производственные мощности и объекты непроизводственного назначения. Более 70 отраслей национальной экономики обслуживают отрасль строительства в ней используется около 20 продукции черной металлургии большая часть продукции промышленности строительных материалов конструкций деталей и др... | |||
12802. | Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности | 788.55 KB | |
В решении этих проблем ведущее место естественно принадлежит базовым научным дисциплинами педагогике и психологии целью которых в данном случае является психолого-педагогическое обеспечение как профессиональной так и непрофессиональной любительской социально-культурной деятельности. | |||
8020. | Правовые основы судебно-экспертной деятельности, ее субъекты | 44.12 KB | |
Психологические основы деятельности судебного эксперта. Признав необходимым назначение судебной экспертизы следователь выносит об этом постановление а в случаях предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 настоящего Кодекса возбуждает перед судом ходатайство в котором указываются: 1 основания назначения судебной экспертизы; 2 фамилия имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения в котором должна быть произведена судебная экспертиза; 3 вопросы поставленные перед экспертом; 4 материалы предоставляемые в... |
С точки зрения собственности на капитал центральные банки можно подразделить: на государственные, акционерные, смешанные.
Государственные банки - это банки, капитал которых принадлежит государству.
Одни центральные банки изначально создавались как государственные. Например, Немецкий федеральный банк (Дойче Бундесбанк), созданный в 1957 г., как и его предшественник - Рейхсбанк (1875). К таким центральным банкам относится и созданный в 1860г. Государственный банк, который впоследствии стал центральным эмиссионным банком России. Другие центральные банки сначала были частными (как, например, Банк Англии (1694), Банк Франции (1800), а затем были Национализированы.
Акционерные банки - банки, капиталом которых стали взносы учредителей.
Ярким представителем акционерных центральных банков является Федеральная резервная система США (ФРС), учрежденная Федеральным резервным актом в 1913 г. Капитал федеральных резервных банков образован за счет паевых взносов частных коммерческих банков, вступающих в члены ФРС. Несмотря на акционерную форму организации, ФРС принадлежит к числу важнейших государственных учреждений, руководство которых назначается президентом страны.
Смешанные центральные банки - это банки, в капитале которых вместе с государством участвует частный сектор.
Среди центральных банков этой группы, например, Банк Японии, основанный в 1882 г. По Закону 1942 г. только 55% уставного капитала банка принадлежит государству
Центральный банк выполняет следующие основные функции:
- осуществляет законодательно закрепленную эмиссионную монополию в отношении банкнот (общенациональных кредитных денег), которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств;
- является «банком банков» (коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке, эти резервы носят характер обязательных). Центральный банк устанавливает минимальное соотношение обязательных резервов с обязательствами банков по пассивам;
- является банкиром правительства (в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств, иногда центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета);
- осуществляет денежно-кредитное регулирование и обеспечение стабильности национальной валюты. Управление стоимостью денег происходит через управление денежной массой (объемом денег). В качестве инструментов валютной политики для управления денежной массой центральным банкам служат: политика минимального резерва; дисконтная и ломбардная политика; политика Открытого рынка.
Банк России:
- во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение устойчивости рубля;
- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
- устанавливает правила осуществления расчетов на территории Российской Федерации; проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
- осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
- осуществляет все виды банковских операций;
- осуществляет валютный контроль и валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
- определяет порядок расчетов с иностранными государствами;
- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса страны и организует его составление;
- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики страны, денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений.
Основные функции Банка России - лицензирование банковской деятельности, контроль за деятельностью кредитных организаций, осуществление валютного регулирования и валютного контроля. В настоящее время Банком России проводится жесткая политика по отзыву лицензий на совершение банковских операций у кредитных организаций» следующих случаях:
- установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;
- задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;
- установления фактов недостоверности отчетных данных;
- осуществления банковских операций, не предусмотренных лицензией;
- неисполнения требований федеральных законов, а также нормативных актов Банка России;
- неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами.
В процессе эволюции капиталистических отношений отсутствовало четкое разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками. Последние широко практиковали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком. Такой банк получил название эмиссионного или национального, а в дальнейшем - центрального банка (ЦБ), что соответствовало его положению в кредитной системе.
Первым центральным банком был Риксбанк - Центральный банк Швеции, образованный в 1668 г. В 1694 г. возник Банк Англии, когда английскому правительству для ведения войны с Францией понадобился крупный заем, для выдачи которого несколько лондонских купцов объединились в один частный акционерный банк. За оказанную правительству услугу они получили исключительное право эмиссии банкнот, свободно разменивавшихся на золото. Выпущенные ими банкноты стали распространенным платежным средством и вошли в платежный оборот Англии. Королевская хартия 1694 г. закрепила за Банком Англии роль центрального банка и принципы его функционирования. Законодательную регламентацию установил Акт Роберта Пиля в 1844 г.
В зависимости от вида собственности на капитал центральные банки подразделяются на государственные, акционерные и смешанные. Отдельные центральные банки изначально создавались как государственные. Например, Немецкий федеральный банк (Дойче Бундесбанк), созданный в 1957 г., его предшественник - Рейхсбанк (1875 г.), созданный в 1990 г. Центральный банк РФ (Банк России), его предшественник - Государственный банк (1860 г.).
Процесс национализации центральных банков, ранее имевших статус акционерных, получил большое развитие в эпоху государственно- монополистического капитализма. Национализацию акционерных банков ускорили экономический кризис 1929-1933 гг. и Вторая мировая война, усилившие тенденции государственно-монополистического развития экономики. В 1938 г. был образован государственный банк Канады, в 1942 г. - Банк Японии, в 1946 г. - Банк Англии и Банк Франции.
Наиболее известным акционерным центральным банком является ФРС США, учрежденная Федеральным резервным актом в 1913 г. Капитал федеральных резервных банков образован за счет паевых взносов частных коммерческих банков, вступивших в члены ФРС. Несмотря на то, что ФРС образована на акционерной основе, она принадлежит к числу важнейших государственных учреждений, руководство которых назначается президентом страны.
Банки, в капитале которых вместе с государством участвует частный сектор, относятся к смешанным центральным банкам. Среди них можно выделить Банк Японии, основанный в 1882 г. По закону 1942 г. только 55% его уставного капитала принадлежит государству. Также принадлежит государству 50% национального банка Бельгии.
В настоящее время практически во всех странах во главе кредитных систем стоит центральный банк, хотя имеют место и исключения изданной практики. Так, в некоторых странах нет центральных банков, а эмиссионные функции выполняют специально созданные институты, например Управление денежного обращения (Карренси борд) в Сингапуре, Валютное агентство в Саудовской Аравии. Существует практика функционирования центрального банка, выступающего эмиссионным центром нескольких государств. Например, Банк государств Центральной Африки выполняет функции центрального банка одновременно в пяти африканских странах: Габоне, Камеруне, Конго, Центрально-Африканской Республике, Экваториальной Гвинее, в каждой из которых у него свое отделение.
В современном государстве центральный банк является ключевым элементом его финансово-кредитной системы. Он выступает проводником официально денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика наряду с бюджетной - основа государственного регулирования экономики.
В историческом аспекте центральные банки формировались как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Под термином «центральный банк» подразумевался самый крупный банк, составлявший ядро банковской системы. Впоследствии центральные банки монополизировали отдельные функции. А затем государства национализировали центральные банки (акционерный статус при этом мог сохраняться, как, например, у Банка Италии или Национального банка Австралии).
Капитал центрального банка обычно принадлежит государству, однако акционерами могут быть и коммерческие банки, и другие финансовые институты. В сравнении с коммерческими банками центральные банки не отличаются масштабами своих капиталов, операций и балансов, поскольку их функции и методы воздействия на банковскую систему модифицировались. Вместе с тем их сущность как банков не изменилась и заключается в посредничестве между государством и остальной экономикой, в регулировании кредитных потоков.
Центральный банк подотчетен парламенту или специальной парламентской комиссии. Его управляющий не входит в правительство. Назначение управляющего центрального банка может производиться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, вправе представить свою кандидатуру. В отдельных странах (Дании, Финляндии, Норвегии) не ограничивается срок пребывания высшего руководства центрального банка в должности. В других государствах он назначается на длительный срок, например, на 7 лет - в Ирландии, Австралии, Канаде, Нидерландах, 8 лет - в Германии.
Независимость центрального банка определяет его роль в экономических и политических процессах в стране. Экономическая независимость предполагает возможность центрального банка использовать имеющиеся в его распоряжении институты без существенных ограничений. Его политическая независимость определяется уровнем самостоятельности в отношениях с органами государственного управления при выборе и проведении денежно-кредитной политики.
Критерий независимости центральных банков в решении вопросов денежно-кредитной политики с учетом различных объективных и субъективных факторов определяет их классификацию.
К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей.
К объективным факторам оценки независимости центральных банков можно отнести:
- участие государства в капитале центрального банка и распределении прибыли;
- процедуру назначения (выбора) руководства банка;
- степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
- права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
- правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.
Первый объективный фактор оценки при проведении денежно- кредитной политики существенно не влияет на независимость центрального банка. Второй фактор, определяющий порядок выбора (назначения) и отзыва руководства центрального банка, влияет на степень его политической независимости от органов государственного управления. Третий - определяет законодательные рамки свободы деятельности центрального банка.
В законодательстве ряда стран дана только общая формулировка задач центрального банка, что не является существенным для определения степени его независимости. Установление законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль в определении степени его независимости.
Четвертый фактор, устанавливающий права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику, оказывает определяющее влияние на политическую независимость центрального банка.
Пятый фактор независимости центрального банка предполагает законодательное ограничение кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую его независимость. Имеет значение только при условии существования системы непосредственного финансирования правительств центральным банком. Подобная система действует в большинстве развитых стран.
Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах эти банки называются по-разному: государственные, народные, эмиссионные, резервные. Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссии банкнот.
В конце XIX - начале XX в. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном эмиссионном банке, который стал называться центральным эмиссионным, а затем - просто центральным банком. В самом названии отражается роль банка в кредитной системе любой страны: центральный банк становится центром банковской системы. Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам. Первичная обязанность центрального банка в рыночной экономике - защищать покупательную способность национальной валюты и помогать нормальному функционированию финансовых рынков.
Собственность центрального банка чаще всего является государственной. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональный интерес, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей экономики или предприятий, а в интересах государства в целом. При этом центральный банк не ставит своей задачей получение прибыли.
ЦБ подотчетен непосредственно парламенту или образованной последним специальной банковской комиссии. Управляющий ЦБ не входит в правительство, и его назначение не совпадает по срокам с формированием нового кабинета. Назначение может делаться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, обычно может провести свою кандидатуру (часто оно ее официально предлагает). Высшее руководство ЦБ может быть не ограничено в сроке пребывания в должности (в Дании, Финляндии, Норвегии) или назначаться на длительный срок, например на 7 лет - в Ирландии, Австралии, Канаде, Нидерландах, на 8 лет - в ФРГ.
Степень независимости ЦБ обусловлена его задачами, которые в любой стране обычно определяются как поддержание денежно-кредитной и валютной стабильности в целях обеспечения антиинфляционного экономического роста. Правительство озабочено прежде всего краткосрочными и среднесрочными целями, приближением очередных выборов, и это может вступать в противоречие с долговременными интересами всего государства. Относительно независимый ЦБ в такой ситуации должен выступать своеобразным противовесом.
С другой стороны, независимость ЦБ имеет объективные пределы, так как принципиальные противоречия с правительством могли бы свести на нет эффективность проводимой последним экономической политики. Поэтому есть тенденция к усилению влияния правительства в лице, прежде всего, министра финансов. Во многих странах высшие полномочия правительства и министерства финансов по отношению к ЦБ закреплены законодательно.
Вместе с тем центральные банки имеют официальное право на высказывание собственного мнения, обладают рядом преимуществ, а право прямых приказов министерством финансов используется крайне редко. Какие бы функции ни возлагались на ЦБ, он всегда является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.
Принципиальное значение имеет ограничение возможности правительства пользоваться средствами ЦБ. Во многих странах прямое кредитование правительства практически отсутствует (в США, Канаде, Японии, Великобритании, Швеции, Швейцарии) или законодательно ограничено (в ФРГ, Франции, Нидерландах).
Традиционно центральный банк выполняет четыре основные функции: осуществляет монопольно эмиссию банкнот, является банком банков, банкиром правительства, проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.
Методы денежно-кредитной политики центрального банка разнообразны. Наиболее широко используются:
- - изменение процентных ставок, по которым центральный 5анк предоставляет кредиты коммерческим банкам (официальной учетной ставки, ставки рефинансирования, ломбардной ставки);
- - изменение норм обязательных резервов банков;
- - операции на открытом рынке, т. е. операции по купле-продаже государственных облигаций, векселей и других ценных бумаг;
- - политика валютной интервенции, т. е. покупка-продажа иностранной валюты.
Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими, так как они влияют на операции всех коммерческих банков и на рынок ссудных капиталов в целом.
Кроме того, могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитование различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся:
- - прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые "кредитные потолки");
- - регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности установления маржи, т. е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды, разницы между ставками по депозитам и ставками по кредитам.
Центральный банк выполняет функции главного регулирующего органа платежной системы страны. Он организует межбанковские расчеты, координирует и регулирует организацию расчетных (в том числе клиринговых) систем, служит расчетным центром банковской системы.
К основным направлениям надзора и контроля центрального банка над коммерческими относятся: выдача лицензий на осуществление банковской деятельности, на проведение отдельных видов операций (валютных, с ценными бумагами, с драгоценными металлами); проверка и анализ финансовой отчетности, предоставляемой банками, ревизии на местах; установление систем экономических нормативов, контроль за их соблюдением.
Центральный банк является органом валютного контроля, проводником государственной валютной политики. Он определяет режим обменного курса национальной валюты и осуществляет его регулирование, проводит операции по управлению официальными золотовалютными резервами, регулирует международные расчеты, платежный баланс, контролирует движение валюты как внутри страны, так и за границей, принимает участие в разработке прогноза и организует составление платежного баланса. Центральный банк участвует в подготовке международных соглашений по соответствующим вопросам, сотрудничает с центральными банками других стран, а также с международными и региональными валютно-кредитными организациями, представляет страну в этих организациях.
Все функции центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя коммерческие банки, он одновременно создает кредитные орудия обращения; осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, воздействует на уровень ссудного процента. Это определяет особое положение, которое занимает центральный банк в банковской системе, и создает объективные предпосылки для выполнения им важнейшей функции - функции денежно-кредитного регулирования.
Статус, цели, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Центрального банка РФ законодательно определяются Конституцией РФ, Законом о Центробанке и другими федеральными законами.
Согласно Конституции РФ главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля.
В соответствии со ст. 3 Закона о Центробанке основными целями деятельности Банка России являются:
- - защита и обеспечение устойчивости рубля;
- - развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- - обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти (ст. 75 Конституции РФ, ст. 5 Закона о Центробанке). Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.
Принцип независимости - ключевой элемент статуса Центрального банка РФ - проявляется прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 Закона о Центробанке. Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, гак же, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии со ст. 5 Закона о Центробанке федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу РФ и Президента РФ. Кроме того, Банк России вправе защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.
Банк России подотчетен Государственной Думе РФ, которая назначает на должность и освобождает от должности председателя Банка России (по представлению Президента РФ) и членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка РФ и аудиторское заключение.
Центральный банк РФ представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения и учебные заведения, хранилища, а также другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для успешной деятельности Банка.
Национальные банки республик, входящих в состав Российской Федерации, являются территориальными учреждениями Банка России. Они не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров Банка России. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением об этих учреждениях, утверждаемым Советом директоров.
Высший орган Банка России - Совет директоров. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и управляющий ею. В Совет директоров входят председатель Банка России и 12 членов Совета, которые утверждаются Государственной Думой РФ по представлению председателя Банка. Он является одновременно председателем Совета директоров.
Совет директоров организует работу Банка России и регулирует деятельность коммерческих банков страны. Он утверждает структуру и штаты центрального аппарата Банка России, а также уставы его структурных подразделений.
В полномочия Совета директоров входят изменение ставок по централизованным кредитам, норм резервирования, экономических нормативов; определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации; другие решения по вопросам, имеющим большое значение как для Банка России, так и для банковской системы и экономики страны в целом.
Наряду с Советом директоров функционирует Национальный банковский совет. В его состав включаются представители Администрации Президента РФ, представители высших органов законодательной и исполнительной власти и эксперты. Общая численность Совета не превышает 15 человек. Члены совета утверждаются Государственной Думой РФ по представлению Председателя Банка России.
Совет регулярно, не реже одного раза в квартал, обсуждает концепцию развития банковской системы и вопросы единой государственной кредитно-денежной политики, включая регулирование денежных ресурсов. Рекомендации Совета учитываются при рассмотрении в Федеральном Собрании РФ законодательных актов по вопросам банковской деятельности, а гакже принимаются во внимание при подготовке решений Совета директоров Банка России.
Денежное обращение регулируется Центральным банком в процессе осуществления денежно-кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции.
Кредитная экспансия ЦБ РФ увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые, выдавая кредиты, повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.
Инструментами кредитной экспансии или рестрикции являются учетная ставка Центрального банка РФ и некоторые неэкономические меры. Официальная учетная ставка (ставка рефинансирования) - это проценты по ссудам, используемым Центральным 5анком РФ при кредитовании коммерческих банков.
Определение размера учетной ставки - один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда ЦБ РФ намерен смягчить кредитно-денежную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку.
На протяжении 1991-1997 гг. учетная ставка неоднократно пересматривалась в диапазоне от 10 до 200% годовых, в зависимости от экономической ситуации в стране.
Коммерческие банки получают в ЦБ РФ ссуды в порядке рефинансирования и переучета векселей. Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики, используя при этом в качестве инструмента учетную ставку. С 21 января 2000 г. учетная ставка составляла 45%. За период с 2000 по 2011 г. она снижалась более 20 раз, а с мая 2011 г. она составляет 8,25%.
Повышение официальных ставок сокращает возможности коммерческих банков получить ресурсы для кредитования. Это воздействует на сокращение денежной массы. Снижение официальной учетной ставки действует в обратном направлении.
Банк РФ может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки ЦБ РФ представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. ЦБ РФ использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.
Основные функции Банка России закреплены Законом о Центробанке (ст. 4). Банк России:
- - во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
- - монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
- - является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их финансирования;
- - устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
- - устанавливает правила проведения банковских операций;
- - осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственных социальных внебюджетных фондов;
- - осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
- - принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает лицензии кредитным организациям на осуществление банковской деятельности, приостанавливает их действие и отзывает их;
- - осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
- - регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
- - осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения функций Банка России;
- - организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- - определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а гакже с юридическими и физическими лицами;
- - устанавливает правила бухгалтерского учета отчетности для банковской системы Российской Федерации;
- - устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
- - принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
- - устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
- - проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.
В целях успешной реализации денежно-кредитной политики Центральный банк РФ использует следующие инструменты и методы:
1. Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России. Обязательные резервы (резервные требования) - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, или в виде депозитов в Центральном банке РФ, или в иных высоколиквидных формах, определяемых Центральным банком РФ.
Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных операций (депозитов) либо активных операций (кредитных вложений). Использование нормативов может иметь как тотальный характер воздействия - установление ко всей сумме обязательств или ссуд, так и селективный - к их определенной части.
2. Операции на открытом рынке.
При осуществлении этих операций Центральный банк РФ не только реализует направления своей кредитно-денежной политики, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на необходимом уровне их ликвидности, т. е. способности своевременно выполнять свои обязательства перед клиентами - как юридическими, так и физическими лицами.
Под операциями на открытом рынке имеется в виду купля-продажа ЦБ казначейских векселей, государственных ценных бумаг, облигаций Банка России. Эмитентом государственных ценных бумаг является Правительство РФ в лице Министерства финансов России.
Центральный банк РФ выполняет роль главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга. Операции с ценными бумагами проводят более 50 официальных дилеров, в роли которых выступают коммерческие банки.
3. Рефинансирование кредитных организаций.
Под рефинансированием банков понимается предоставление Центральным банком РФ кредитов коммерческим банкам. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России. Рефинансирование может осуществляться путем предоставления ломбардного кредита, кредита под залог векселей и другие виды кредита.