Введение…………………………………………………………………2
1. Источник финансирования. Инвестиции в полиграфию…………..3
Объекты реальных инвестиций………………………………….3
Специфика инвестиций в полиграфию.………………………...4
2. Методика расчета экономической эффективности………………10
Основные показатели экономической эффективности
внедрения новой техники………………………………………10
Понятие и методы определения годового экономического
эффекта от внедрения новой техники…………………………10
Понятие эффективности и методы определения
эффективности единовременных затрат………………………12
Срок окупаемости единовременных затрат…………………...13
3. Расчет экономической эффективности цифровой
печатной машины……………………………………………………...14
Список использованной литературы…………………………………21
Введение
Удовлетворение потребителей в высококачественных и недорогих услугах в области полиграфии на современном оборудовании обуславливает целесообразность создания и применения новой техники, реконструкции действующих предприятий, а также мер по совершенствованию производства и улучшению условий труда .
Проблема повышения экономической эффективности новой техники и технологии является важнейшей частью проблемы повышения эффективности общественного производства, которая определяется сопоставлением результатов производства (эффекта) с затратами или использованными ресурсами.
Эффективность работы типографии связана с улучшением услуг в области полиграфии (высокое качество, низкая цена, своевременное выполнение заказа и т.п.) .
Задачей данной работы является определение экономической эффективности цифрового печатного комплекса, который был приобретен ГУП ППП «Типография «Наука» АИЦ РАН. В состав комплекса входят цифровая печатная машина Xerox DocuTech-6155 в комплекте со станцией сканирования и верстки, а также отделочная линия Zechini, включающая фальцовку, мини-биндер и резальную машину.
1. Источник финансирования.
Инвестиции в полиграфию
Объекты реальных инвестиций
Объекты реальных инвестиций могут быть разными по характеру. Типичным объектом капиталовложений могут быть затраты на земельные участки, здания, оборудование. Помимо затрат на разного рода приобретения предприятию приходится также производить другие многочисленные затраты, которые дают прибыль лишь через длительный период времени. Такими затратами являются, например, инвестиции в исследования, совершенствование продукции, рекламу, сбытовую сеть, реорганизацию предприятия и обучение персонала.
Основной задачей при выборе направления инвестирования является определение экономической эффективности вложения средств в объект. По каждому объекту целесообразно составлять отдельный проект.
Итак, объектами реальных инвестиций являются:
1. Строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания, сооружения (основные фонды);
2. Программы федерального, регионального или иного уровня.
Инвестиции могут охватывать как полный научно-технический и производственный цикл создания продукции (ресурса, услуги), так и его элементы (стадии): научные исследования, проектно-конструкторские работы, расширение или реконструкция действующего производства, организация нового производства или выпуск новой продукции, утилизация и т.д.
Объекты реальных инвестиций классифицируются по:
масштабам проекта;
направленности проекта;
характеру и содержанию инвестиционного цикла;
характеру и степени участия государства;
эффективности использования вложенных средств.
Выделяют следующие формы реальных инвестиций:
1. Денежные средства и их эквиваленты;
3. Здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и испытательные средства, оснастка и инструмент, любое другое имущество, используемое в производстве и обладающее ликвидностью.
Специфика инвестиций в полиграфию
Полиграфия относится к числу отраслей, продукция которых востребована практически всегда, а следовательно, инвестиции в нее можно считать одним из наиболее надежных способов размещения капитала.
Одним из доказательств «живучести» полиграфии можно считать кризис 1998 года. Как ни странно, но тогда впервые за годы перестройки промышленность России начала подавать признаки жизни. После небольшой паузы начали подниматься полиграфические предприятия. Некоторые из них (например, специализирующиеся на производстве упаковки) практически не останавливались, а, даже наоборот, столкнулись с очередями заказчиков, которые переориентировали свои заграничные заказы в сторону отечественных предприятий. Другие, занимающиеся традиционной полиграфией, периодикой и рекламно-представительской продукцией, пребывали «в спячке» подольше. Но и они максимум через полгода вернулись к своим прежним объемам. Наибольший подъем полиграфии пришелся на 2001 год, когда полиграфия по общему показателю роста (25%) вышла на второе место среди всех видов промышленности, пропустив вперед только малоизвестную микробиологию. Этот период можно назвать поистине «золотым»: появилось множество новых предприятий, существующие прежде в разы увеличили свою капитализацию.
Сейчас темпы роста несколько скромнее, но полиграфический бизнес по-прежнему остается весьма привлекательным. При этом стоит отметить, что самый эффективным (по финансовым показателям) бизнесом можно считать оперативную и широкоформатную полиграфию. В основном ею занимаются частные типографии. Одни печатают визитки, рекламные буклеты, листовки, открытки, этикетку и упаковку, другие - постеры, биллборды, занимаются оформлением выставок и т. п. Однако независимо от типа выпускаемой продукции такие предприятия, как правило, относятся к категории малых или средних. А одним из сравнительно безопасных способов входа на этот рынок можно считать покупку уже готового бизнеса.
При купле-продаже действующих предприятий малого и среднего бизнеса существуют проверенные практикой методы и способы определения стоимости бизнеса и его жизнеспособности после смены владельца. Однако как продавцы, так и покупатели в обязательном порядке должны учитывать отраслевые особенности того или иного вида бизнеса, которые могут значительно повлиять на конечную сумму сделки. Случайному наблюдателю полиграфические предприятия могут показаться однородной группой, но на практике данная отрасль уникальна в своем многообразии. В России производство полиграфической продукции растет стремительно, но все же в разы отстает от аналогичных показателей развитых стран. Среди различных видов полиграфической продукции наиболее высокими темпами растет производство газет и журналов, занимающих около трети рынка типографских услуг.
Именно разнообразие типов и размеров компаний, составляющих данную отрасль, исключает применение общей для всех предприятий формулы определения цены. Попытки определить стоимость компании на основании одной лишь финансовой информации не дадут действительно правильного понимания реальной стоимости бизнеса. Финансовые отчеты и данные обретают смысл и отражают подлинные возможности объекта продажи и его стоимость после того, как покупатель вникнет в деятельность компании, поймет особенности занимаемой ею рыночной ниши, а также выявит преимущества, которыми обладает компания на рынке, ее уникальные возможности, сильные и слабые стороны руководящего персонала и сотрудников
Специалисты выделяют четыре основных фактора, оказывающих основное влияние на стоимость компании, занимающейся полиграфическим производством:
своевременность принятия решения о продаже компании;
типы покупателей, которые могут заинтересоваться полиграфическим производством;
возможности компании и раз личные факторы риска, с которыми сопряжено владение компанией;
субъективная среда, окружающая компанию и представления покупателя о будущих доходах.
Поскольку полиграфическая отрасль столь разнообразна, она открывает заманчивые перспективы для широкого круга потенциальных покупателей. Специалистами выделяются четыре основные группы потенциальных покупателей, которые руководствуются различными соображениями при покупке и оценке перспектив приобретаемого бизнеса. Кратко эти группы можно охарактеризовать так:
Стратегические покупатели - обычно крупные компании открытого типа, покупающие полиграфические компании с целью получения стратегических выгод: увеличения доли рынка, освоения новых технологий и рыночных ниш и т. п.
Отраслевые покупатели - уделяют особое внимание вопросам будущей выгоды, связанным с использованием технологий и увеличением доли рынка, и зачастую сосредоточивают внимание на отдельных активах, не желая учитывать так называемый «гудвилл».
Квалифицированные покупатели (в основном инвестиционные группы) также уделяют внимание будущим доходам, однако они менее агрессивны при торге по цене, и если документально будут доказаны перспективы роста и будущих доходов на основе внушающих доверие и обоснованных исходных посылок, то такие покупатели будут наилучшими из всех четырех групп.
Покупатели, руководствующиеся финансовыми соображениями сосредоточивают свое внимание на настоящем финансовом положении компании, а будущие доходы рассматриваются ими лишь как потенциальная возможность. Поскольку получение будущих доходов сопряжено с приложением определенных усилий со стороны владельцев бизнеса, то нежелание прикладывать эти усилия побуждает данных покупателей платить только за текущие доходы.
В качестве примера можно привести случай из практики, наглядно показывающий, насколько велика разница в подходах различных групп потенциальных покупателей, использующих различные методы в оценке полиграфического бизнеса.
На основании одних и тех же финансовых данных одна из компаний, занимающихся полиграфическим производством, была оценена:
отраслевым покупателем в -170 тыс. долл.;
покупателем, руководствующимся финансовыми соображениями - в 450 тыс. долл.;
квалифицированным покупателем - в 750 тыс. долл.;
стратегическим покупателем - в 1,3 млн. долл.
Такое значительное (в разы) расхождение во взглядах на стоимость бизнеса во многом определяется субъективным восприятием среды и буду щей прибыли. Важно не то, что вы видите, а то, с какой точки зрения оцениваете. Спад в экономике - это положительное явление или отрицательное?
Положительное, если при этом расширяется клиентура. Отрицательное, если основные клиенты сокращают свои заказы или вообще прекращают сотрудничество с предприятием. Вопросы, касающиеся состояния предприятия и его местоположения, срок эксплуатации и состояние оборудования, результаты деятельности в прошлом, рынок рабочей силы, политическая обстановка - все это составляет субъективную среду, окружающую любой бизнес. К счастью, полиграфическая отрасль по праву считается довольно зрелой и стабильной, в целом прибыльной, многообещающей и привлекательной с точки зрения инвестирования. Причем уже в ближайшее время можно ожидать нового витка инвестиционной активности, на сей раз связанного с акционированием убыточных на настоящий момент государственных типографий. Период акционирования - хорошая возможность приобрести эти активы по умеренной цене, с тем, чтобы позднее они могли приносить прибыль их новому владельцу.
Другая тенденция, наблюдаемая в российской полиграфии, - рост спроса на журнальную продукцию. Мрачные прогнозы о том, что развитие интернет-СМИ приведет к смерти традиционной периодики, сбылись с точностью до наоборот. За рубежом газеты не только успешно выживают, но и наращивают свои тиражи, в то время как стремительного роста доходов интернет-периодики пока не наблюдается. Газетам удалось добиться таких результатов за счет общего улучшения качества, а главное - благодаря переходу на цветную печать. В России на сегодняшний день лишь единичные типографии способны печатать крупные тиражи периодики в цвете, а следовательно, эту нишу можно считать одной из наиболее перспективных с точки зрения инвестора.
2. Методика расчета экономической эффективности
Основные показатели экономической эффективности внедрения новой техники.
К основным показателям эффективности внедрения новой техники относятся следующие:
1) годовой экономический эффект от внедрения новой техники;
2) эффективность единовременных затрат на создание новой техники;
3) срок окупаемости единовременных затрат на создание новой техники.
Эти показатели могут быть как ожидаемыми, позволяющими судить об экономической эффективности планируемой к использованию новой техники, так и фактическими, оценивающими эффективность существующего оборудования.
Понятие и методы определения годового экономического эффекта от внедрения новой техники.
Экономический эффект может быть определён как разница приведенных затрат до внедрения и после внедрения новой техники.
Например, если автоматизированная система внедряется вместо ручной системы работы с техникой, то разница приведенных затрат определяется соответственно между автоматизированной и ручной системами. В этом случае стоимость затрат по базовому варианту включает только текущие затраты при базисной технологии:
Трудовые затраты работников, занятых работой за новой техникой;
Текущие материальные затраты (энергозатраты, техническое обслуживание оборудования);
Амортизацию основных фондов, используемых новой техникой.
Если внедряется новая техника вместо старой, то разница приведенных затрат определяется между затратами новой и старой техникой.
Затраты при внедряемой новой технологии включают:
Текущие материальные затраты;
Единовременные затраты на создание новой техники.
Если внедряется новая техника на вновь создающемся предприятии, то возможно сравнение проектируемых затрат на данном предприятии (организации) с вариантами стандартных затрат на подобных предприятиях (организациях) или с вариантами затрат возможных фирм, занимающихся внедрением техники (фирм – исполнителей) .
Общие затраты при внедрении новой технологии определяются по показателю приведенных затрат, который рассчитывается по формуле:
Зп = С + ЕнК, где
Зп – приведенные затраты;
С – текущие затраты;
Ен – нормативный коэффициент экономической эффективности единовременных затрат;
К – единовременные затраты (капитальные вложения).
Текущие (эксплуатационные) затраты повторяются в производственных циклах, они осуществляются синхронно с производственной деятельностью и составляют себестоимость продукции или услуг. Текущие затраты рассчитываются как сумма за год.
Единовременные затраты включают:
а) не капитальные затраты
б) капитальные затраты
Нормативный коэффициент эффективности единовременных затрат рассматривается как нормативная прибыль, которая должна быть получена от внедрения техники. Размеры нормативного коэффициента эффективности единовременных затрат тесно связаны со сроком их окупаемости.
Затраты представляют собой сумму текущих и единовременных затрат, приведенных к единому размеру с помощью нормативного коэффициента экономической эффективности.
Для определения экономического эффекта внедрения новой техники необходимо сравнить приведенные затраты базового и предлагаемого варианта. Для этой цели используется показатель годового экономического эффекта, который может быть представлен следующими методами расчёта:
базовый вариант является нулевым, а внедряемый вариант обозначен единицей.
В общем виде формула может быть выражена следующим образом:
Э = Эг – Ен*К, где
Э – годовой экономический эффект (годовая экономическая прибыль);
Эг – годовая экономия (прибыль), вызванная внедрением техники;
К – единовременные затраты, связанные с покупкой техники;
Е – норма прибыли (нормативная прибыль) (нормативный коэффициент эффективности).
Годовой экономический эффект представляет собой абсолютный показатель эффективности. Система считается эффективной, если Э > 0.
Сравнение величины годового экономического эффекта по различным вариантам даёт возможность выбора наиболее эффективного варианта внедрения техники с наименьшими размерами годовых приведенных затрат или с наибольшим годовым экономическим эффектом.
Понятие эффективности и методы определения эффективности единовременных затрат.
Показатель эффективности является относительной величиной, сравнивающей результаты с затратами.
Определение эффективности:
к – затраты на модернизацию техники.
Эффективность единовременных затрат рассчитывается как отношение разности между текущими затратами базового и предполагаемого вариантов к сумме единовременных затрат предполагаемого варианта.
В условиях современной рыночной экономики в каждой сфере бизнеса устанавливается своя величина нормы прибыли (коэффициента эффективности), размеры которой устанавливаются в размере больше банковской ставки и потому не является величиной постоянной .
Срок окупаемости единовременных затрат.
Большое значение имеет определение времени, в течение которого полностью окупятся все единовременные затраты, связанные с внедрением новой техники. Срок окупаемости является обратной величиной коэффициента эффективности.
Определение срока окупаемости:
Расчет экономической эффективности цифровой
печатной машины
Приведем расчет экономической эффективности инвестиций в цифровой печатный комплекс, который был приобретен ГУП ППП «Типография «Наука» АИЦ РАН. В состав комплекса входят цифровая печатная машина Xerox DocuTech-6155 в комплекте со станцией сканирования и верстки, а также отделочная линия Zechini, включающая фальцовку, мини-биндер и резальную машину.
Данное оборудование было закуплено типографией за счет собственных средств. В результате проведенного финансового анализа бухгалтерского баланса предприятия выяснилось, что приобретение дорогостоящего оборудования привело к ухудшению структуры финансов и недостатку денежных средств. В этих условиях руководство типографии продало часть оборудования по схеме возвратного лизинга. Это позволило фактически сохранить на предприятии производственное оборудование и получить в свое распоряжение значительные денежные средства. Однако понятно, что полученные средства являются заемным капиталом, за использование которого типографии в будущем придется заплатить лизинговой компании.
Для оценки эффективности приобретения «Цифровой типографии» по лизинговой схеме была построена модель инвестиционного проекта, действующего в течение срока службы оборудования, оговоренного в договоре финансовой аренды (лизинга). Идея построения модели состояла в том, чтобы вычислить чистый приведенный доход за отдельные временные интервалы в течение срока реализации инвестиционного проекта. При расчетах использовались некоторые подходы, разработанные для оценки эффективности инвестиций от внедрения системы CTcP.
Временной интервал при расчетах было целесообразно принять равным календарному месяцу, так как, во-первых, лизинговые платежи и платежи по налогу на прибыль осуществляются ежемесячно, а во-вторых, такой выбор объясняется небольшой длительностью инвестиционного проекта (4 года) и необходимой точностью определения срока окупаемости.
Для каждого месяца была рассчитана выручка от реализации продукции по проекту путем умножения среднемесячного количества выпускаемых учетных единиц продукции на среднюю цену учетной единицы. В данном случае в качестве учетной единицы было удобно принять лист формата А3, запечатанный с одной стороны, так называемый «клик». Это удобно, во-первых, по той причине, что цифровая печатная машина DocuTech-6155 снабжена счетчиком, определяющим количество отпечатанных кликов; во-вторых, основная часть продукции представляет собой сфальцованные в один сгиб и сброшюрованные листы формата А3; в-третьих, договор с фирмой Xerox предполагает определенные выплаты за каждый клик, отпечатанный на этом оборудовании.
Себестоимость продукции вычислялась следующим образом. Суммировались расходы за месяц на заработную плату и ЕСН рабочих, обслуживающих машину; выплаты фирме Xerox за отпечатанные клики; ежемесячное обслуживание сервисной службой поставщика оборудования, включающее заправку машины расходными материалами и текущий ремонт. Затем полученная сумма корректировалась с учетом среднего по типографии процента общепроизводственных и общехозяйственных расходов, причем при вычислении этого процента из суммы общепроизводственных и общехозяйственных расходов для исключения двойного счета были вычтены выплаты по лизинговому договору. Окончательно себестоимость была рассчитана путем прибавления к полученному результату выплат по договору финансовой аренды.
Чистая приведенная прибыль по каждому месяцу вычисляется путем дисконтирования на момент начала инвестиционного проекта чистой прибыли, т. е. разности дохода от продаж и себестоимости полиграфических работ, уменьшенной на величину налога с прибыли.
Чистый приведенный доход капитального проекта равен сумме чистых приведенных прибылей за весь срок службы оборудования. При этом заметим, что при применении схемы возвратного лизинга для пополнения финансов предприятия, амортизационные отчисления по эксплуатируемому оборудованию и выплаты по налогу на имущество ложатся на лизинговую компанию, а значит входят в сумму лизинговых платежей.
Анализ инвестиций в комплекс оборудования «Цифровая типография» ГУП ППП «Наука», финансируемых по схеме возвратного лизинга, показал, что проект эффективен. Чистый приведенный доход составил 2857 тыс. руб.; индекс доходности 1,397; срок окупаемости 24 месяца.
Расчеты были выполнены по фактической загрузке и цене клика, однако, кроме этих данных, необходимо иметь представление о том, как будет меняться экономическая эффективность инвестиционного проекта в зависимости от различных факторов и прежде всего загрузки и цены клика. Подобные сведения нужны для того, чтобы типография имела информацию о своих возможностях и могла использовать их с наибольшей выгодой.
Поэтому с помощью программы Microsoft Exel была построена таблица расчета приведенных прибылей за срок службы оборудования. Это позволило промоделировать инвестиционный проект с точки зрения его экономической эффективности в зависимости от наиболее существенных факторов, таких, как загрузка оборудования и цена на готовую продукцию в этом секторе рынка.
В целях определения путей к повышению отдачи от инвестиций были построены зависимости величины чистого приведенного дохода от цены полиграфических работ, выполненных на цифровой печатной машине. На рис. 1 представлены две такие зависимости при загрузке оборудования 60 и 80 % , позволяющие оценить уровень текущей рентабельности инвестиций в «цифровую типографию» в зависимости от средних рыночных цен в этом сегменте рынка.
Рис. 1. Чистый приведенный доход от инвестиций при нынешней и увеличенной на треть загрузке
В частности, при использовании оборудования на 60 %, точка нулевой доходности соответствует средней цене 0,83 руб. за учетную единицу. При увеличении загрузки оборудования на треть критическая цена снижается до уровня 0,67 руб. за один клик. Если же средняя рыночная цена составит один рубль, то при повышении загрузки с 60 до 80 % чистый приведенный доход от капитальных вложений увеличится не на 20 или 30 %, а более чем в 2,5 раза.
Для целей планирования деятельности по привлечению заказов был построен график зависимости чистого приведенного инвестиционного дохода от количества листов-оттисков формата А3 в месяц (рис. 2). Два резких снижения доходности проекта, отображенных на этом рисунке, обусловлены необходимостью перехода при данном уровне загрузки на другую сменность работы персонала. Этот график позволяет типографии определить минимальное количество привлекаемых заказов для поддержания рентабельности проекта на заданном уровне. Например, по нему можно заметить, что при принятых условиях недопустимо снижение выпуска продукции ниже 750 тыс. лист.-отт. формата А3 в месяц; для получения чистого приведенного дохода по проекту в размере 5 млн руб. необходимо выпускать ежемесячно не менее 1 млн лист.-отт. формата А3.
Рис. 2. Чистый приведенный доход в зависимости от количества лист.-отт. формата А3 в месяц
Весьма полезной информацией для управления инвестиционным проектом являются данные о зависимости срока окупаемости оборудования от загрузки. Для рассматриваемого капитального проекта они приведены на рис. 3, из которого видно, что окупаемость проекта резко растет при увеличении загрузки оборудования при двухсменной работе, т. е. каждый новый выполненный заказ значительно увеличивает эффективность всего проекта. Так, при увеличении полезного времени работы оборудования с 60 до 80 % в смену при двухсменной работе (т. е. с 120 до 160 % от времени одной смены), срок окупаемости сократится почти в два раза, с 40 до 21 месяца.
Рис. 3. Срок окупаемости оборудования
Загрузка производственных мощностей в полиграфии подвержена значительным сезонным колебаниям. При низком уровне загрузки важно знать, какая цена обеспечит минимально допустимый срок окупаемости. Для определения цены клика в зависимости от загрузки оборудования были построены диаграммы для сроков окупаемости соответствующих времени службы оборудования, т. е. срока существования проекта и времени действия договора лизинга (рис. 4). Из диаграммы видно, что минимальную цену учетной единицы продукции целесообразно назначать в зависимости от реальной загрузки в коридоре между двумя линиями крайних вариантов окупаемости проекта. Например, при загрузке цифровой печатной машины 120 % от времени одной смены (что означает работу в две смены при загрузке каждой смены 60 %) минимальная цена не должна быть менее 85·93 коп. за лист.-отт. формата А3.
Рис. 4. Минимальная средняя цена учетной единицы продукции при окупаемости в течение срока службы оборудования и срока договора лизинга
Проведенный расчет показал, что для ГУП ППП «Типография «Наука» оптимальной схемой финансирования крупных инвестиционных проектов по приобретению оборудования явился лизинг. Подводя итог, необходимо еще раз напомнить, что цифровые печатные машины окупаются только при высоком уровне загрузки. Прежде чем приобрести дорогостоящее технологическое оборудование, необходимо просчитать различные варианты финансирования сделки, такие, как привлечение собственных средств, кредита, либо использования лизинговой схемы .
Список использованной литературы
1. Бойков В.П. Экономика полиграфического предприятия: 2-е изд., перераб. и доп. Издательство «ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ», 2004
2. Марголин А. Расчет экономической эффективности внедрения системы CTcP UV-Setter.//Полиграфия. 2003. № 3. С. 19─21.
3. Попова Т.К., Кусмарцева Н.В. Методические указания по расчету экономической эффективности. М.:2007 г.
4. Проблемы экономики и прогрессивные технологии в текстильной, легкой и полиграфической отраслях промышленности: Сб. тр. аспирантов и докторантов. - СПб.
5. Степанова Г.Н. Стратегия развития полиграфических предприятий: (концептуал. и методол. аспекты) /Г. Н. Степанова; М-во образования Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т печати. - М.: МГУП, 2004.- с.22.
6. Трофимова Л. Экономические показатели, используемые для оценки эффективности деятельности предприятия. //Аудитор. – 2005 - № 9
7. http://www.citybusines.ru/biznes-plan/izdatelskijj-biznes-i-poligrafija/favicon.ico
Http://www.citybusines.ru/biznes-plan/izdatelskijj-biznes-i-poligrafija/favicon.ico
Бойков В.П. Экономика полиграфического предприятия: 2-е изд., перераб. и доп. Издательство «ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ», 2004
Степанова Г.Н. Стратегия развития полиграфических предприятий: (концептуал. и методол. аспекты) /Г. Н. Степанова; М-во образования Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т печати. - М.: МГУП, 2004.- с.22.
Проблемы экономики и прогрессивные технологии в текстильной, легкой и полиграфической отраслях промышленности: Сб. тр. аспирантов и докторантов. - СПб.
Вып. 5: Дни науки 2003. - 2003.- с.65.
Попова Т.К., Кусмарцева Н.В. Методические указания по расчету экономической эффективности. М.:2007 г.
Трофимова Л. Экономические показатели, используемые для оценки эффективности деятельности предприятия. //Аудитор. – 2005 - № 9
Марголин А. Расчет экономической эффективности внедрения системы CTcP UV-Setter.//Полиграфия. 2003. № 3. С. 19─21.
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Пермский государственный технический университет
Лысьвенский филиал
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По написанию экономической части ВКР
для студентов всех форм обучения специальности 030501.15 – Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство), специальности 030501.15 – Эксплуатация и ремонт автомобильного транспорта
Лысьва 2008 г.
Содержание | |
Введение | |
Экономическая эффективность внедрения новой техники и прогрессивных технологий | |
Методы расчета основных показателей экономической эффективности инноваций и инвестиций на автотранспорте | |
Методы расчета дополнительных показателей экономической эффективности | |
Рекомендуемая литература |
ВВЕДЕНИЕ
В экономической части выпускной квалификационной работы необходимо показать экономический эффект Ваших разработок и предложений. Вам необходимо внимательно прочитать весь предложенный материал , в котором рассматриваются различные типы инноваций и инвестиций в транспортное предприятие, а также наиболее простые методики оценки инноваций и инвестиций. Ваша цель – правильно определить эффект от реализации предложенных мероприятий (экономический, социальный, экологический, технологический, технический и др.) и их экономическую эффективность (соотношение затрат и результатов).
Эффект должен быть описан, а эффективность рассчитана по предложенным методикам.
экономическая эффективность внедрения новой техники и прогрессивных технологий
Внедрение новой техники на транспорте, как и в других отраслях экономики, осуществляется на основе расчетов экономической эффективности. При этом учитывается, что внедрение новой техники и прогрессивных перевозочных и производственных технологий является инновациями на транспорте. Понятие «инновация» более широкое, чем «новая техника», так как распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой и других сферах - в общем, на любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условие для такой экономии. Различают понятия «инновации» в качестве объекта (хозяйственного результата) и в качестве процесса его получения.
1. Инновацией в качестве объекта на транспорте можно назвать впервые реализуемые на определенном уровне организационной системы (в транспортной системе, транспортно-дорожном комплексе, на предприятии транспорта) результаты научных исследований и прикладных разработок, содержащие в себе изобретения и другие научно-технические достижения, а также новые или более совершенные технологии перевозок и производства, орудия и предметы труда, способы организации производства и труда. Синонимом инновации как результата является понятие «нововведение».
Основное направление совершенствования транспортных технологий в сфере грузодвижения - это интеграция производственных и транспортных процессов на принципах транспортной логистики: создание мультимодальных логистических центров, мультимодальных транспортных операторов. Развитие мультимодальных перевозок основывается, прежде всего, на контейнеризации системы товародвижения. Реализация принципов транспортной логистики на уровне отдельных грузопотоков является задачей бизнеса.
Организационные инновации, как правило, сопутствуют первым продуктовым и процессным инновациям, но могут осуществляться и самостоятельно. Цели организационных инноваций - повышение эффективности аппарата и систем управления, совершенствование организационной структуры управления, повышение результативности производства.
Если сравнить продуктовые, процессные и организационные инновации по размерам инвестиций, то наибольший объем инвестиций, как правило, требуется для продуктовых нововведений. На втором месте находятся процессные инновации, они (чаще всего) осуществляются путем реконструкции и модернизации. Меньшие затраты требуются для организационных инноваций, но они могут принести ощутимые положительные или отрицательные результаты. Последнее обстоятельство связано с психологическим восприятием организационных нововведений.
В соответствии с той ролью, которую играют инновации в развитии транспортной системы, их можно разделить на новые для транспортной отрасли (в мире и стране), новые для отдельного региона, новые для отдельного предприятия.
2. Инновация в качестве процесса отличается от инвестиционного процесса, так как направлена на получение нового результата (инвестиционный процесс имеет целью получение финансового результата, максимального по своей величине). Разработка инноваций связана с большим по сравнению с инвестиционным процессом риском. Стратегия инноваций включает в себя исследовательский и инвестиционный циклы. Инвестиционный процесс вязком смысле слова начинается после завершения нескольких инновационных стадий.
Затраты на внедрение новой техники, прогрессивной технологии или на иной проект увеличиваются на величину затрат, связанных с подготовкой и осуществлением исследовательской стадии инновационного процесса. Результаты инноваций могут проявиться в приросте прибыли, увеличении объема реализуемых услуг, повышении производительности, снижении издержек, получении конкурентных преимуществ и т.п. Все результаты от инновации следует измерять в стоимостном выражении.
Капитальные вложения и инвестиции в транспортную отрасль
Эффективные инвестиции в транспортную отрасль не только способствуют прогрессу субъектов отрасли, но и стимулируют расширение транспортно-экономических связей между отраслями, регионами страны и между разными странами, приводят к росту подвижности населения и улучшению условий его жизни.
Инвестиции отличаются от текущих затрат, во-первых, тем, что носят единовременный характер, во-вторых, тем, что от момента вложения капитала до получения отдачи проходит временной период, гораздо более продолжительный, чем тот, который имеет место в текущем производстве в виде длительности оборота средств.
реальные инвестиции (капитальные вложения), направленные на создание, приобретение новых или реконструкцию действующих основных фондов и прирост оборотных средств, - это строительство и приобретение зданий, сооружений, транспортных средств, оборудования, дополнительных запасов материалов. Капитальные вложения - самый распространенный вид инвестиций в транспортную отрасль;
Объектом реальных инвестиций в транспортную отрасль может являться транспортно-дорожный комплекс страны и отдельных регионов, транспортные коммуникации, инфраструктура, отдельные предприятия транспорта и основные средства предприятий. Соотношение реальных инвестиций в активную часть основных фондов к общей сумме капитальных вложений называется технологической структурой реальных инвестиций. На многих предприятиях автомобильного транспорта технологическая структура инвестиций близка к 100%, т.е. объектом капитальных вложений являются преимущественно транспортные средства, основные фонды производственного и административно-хозяйственного назначения практически не покупают, не строят, а имеющиеся здания, сооружения, оборудования используют или приобретают на условиях аренды. Такая ситуация особенно характерна для малых и средних предприятий.
Значимость инвестиционного проекта для отдельного хозяйствующего субъекта оценивают с точки зрения целей деятельности этого субъекта на рынке.
Цели капитальных вложений в транспортную отрасль таковы:
Повышение эффективности транспортного производства. В этом случае инвестиции предназначены для снижения производственных затрат за счет замены подвижного состава и оборудования на более новые, более производительные средства, за счет перемещения вспомогательного производства или сервисных станций в районы с более выгодными условиями выполнения работ или за счет иных мероприятий;
Расширение транспортного производства. Инвестирование средств в соответствии с данной целью должно обеспечивать увеличение объемов оказания транспортных услуг на уже освоенных рынках. Как правило, объектом инвестиций в этом случае является подвижной состав;
Создание новых транспортных производств или технологий. Инвестиции в этом случае могут быть направлены на создание новых предприятий, освоение новых рынков, открытие новых, ранее не оказываемых транспортных услуг;
Поддержание мощностей действующего транспортного производства. Инвестированные средства направляются на проведение капитальных ремонтов объектов, как правило, пассивной части основных фондов транспорта.
Способы превращения инвестиций в основные фонды следующие:
- новое строительство . На транспорте термин «новое строительство» может быть применен только к объектам инфрастуктуры, путям сообщения, вновь создаваемым предприятиям. Отличительный признак нового строительства - организация работ на новых площадках и по первоначально утвержденному в установленном порядке плану. Например, строительство новой автомобильной дороги в районе, где ее не было; строительство нового терминала в транспортном узле; создание нового транспортного предприятия, начиная со строительства производственных и административных корпусов;
- проведение организационно-технических и других мероприятий по расширению предприятий . Расширение предполагает возведение новых объектов на новых площадях в дополнение к действующим. Примерами инвестиций с целью расширения транспортного производства могут служить строительство транспортного терминала для увеличения пропускной способности действующего терминального комплекса; приобретение подвижного состава транспортными предприятиями с целью увеличения численности парка в связи с ростом рыночной доли предприятия;
- реконструкция и техническое перевооружение объектов транспортного производства . К реконструкции относятся полное или частичное переоборудование производства без строительства новых и расширения действующих объектов основного производства. При этом реконструкция может предусматривать строительство объектов обслуживающего, вспомогательного производства. Примером реконструкции могут являться строительство трехполосной автодороги на месте двухполосной; перепланировка ремонтной зоны и гаража транспортного предприятия с целью выделения свободных площадей. Техническое перевооружение - это проведение комплекса плановых мероприятий по повышению технического уровня отдельных участков производств путем внедрения новой техники, технологии, механизации, автоматизации и замены устаревшего, изношенного оборудования новым, более производительным. Техническое перевооружение производится без расширения производственных площадей. Примером технического перевооружения является замена оборудования для проведения диагностических работ с автомобилями, замена изношенного подвижного состава без увеличения численности парка.
Оценка эффективности инноваций и инвестиций в транспортной отрасли
Категории «эффективность» и «эффект» постоянно используются в экономической литературе и являются самыми распространенными обозначениями характеристики тех или иных процессов. Под эффектом понимается результат чего-либо, а эффективность чаще всего рассматривается как соотношение затрат и результатов.
Эффект от инвестиций в транспортную отрасль является многоаспектным. Составляющими комплексного эффекта являются экономический, социальный, экологический, технологический, технический и др. Все эти виды эффекта разнокачественны, но взаимосвязаны между собой, во многих случаях могут быть приведены к стоимостному виду, что упрощает общую оценку проекта. Результат от инвестиций в отрасль может быть охарактеризован по всем или по отдельным видам эффекта. Инвестиционные решения в области развития транспортной системы России оцениваются как с точки зрения экономической эффективности, так и с точки зрения безопасности и экологичности, причем все указанные приоритеты являются равнозначными.
Оценка эффективности инвестиций в транспортную отрасль проводится по разным показателям в зависимости от вида субъектов, на которых могут отразиться инвестиционные проекты. В зависимости от вида субъекта, для которого инвестиционные проекты транспортной отрасли имеют значение, различают следующие виды эффективности инвестиций:
- народнохозяйственная экономическая эффективность отражает эффективность проекта с точки зрения интересов экономики страны, отдельных отраслей, регионов. При определении эффективности используют представленные в стоимостном выражении конечные производственные и прямые финансовые результаты предприятий разных отраслей, социальные и экологические результаты, косвенные финансовые результаты (изменение доходов населения и рыночной стоимости земельных участков; потери имущества от возможных аварий и т.п.);
- бюджетная эффективность отражает влияние результатов инвестиционного проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета. Основной показатель бюджетной эффективности - это бюджетный эффект, определяемый как превышение доходов соответствующего бюджета над расходами в связи с осуществлением данного проекта;
- коммерческая эффективность , определяющая соотношение финансовых затрат и результатов для каждого участника проекта.
При определении эффективности инвестиций в транспортную отрасль учитывают также:
- научно-технические оценки проектов, определяющие, насколько технические решения соответствуют технологическим стандартам, принятым в промышленно развитых странах, и определяющие перспективы заложенных в проект технологий и технического оснащения и т.д. Например, при оценке проектов транспортных терминалов учитывают возможности переработки грузов, доставляемых по интермодальным схемам, или с учетом перспектив развития международных транспортных коридоров;
- социальные оценки , отражающие вклад проекта в улучшение социальной среды, повышение качества жизни в виде изменения доходов населения; обеспеченности населения товарами и услугами широкого потребления; повышения занятости населения; улучшения условий труда и других параметров. Например, строительство автодорог способствует уменьшению в ряде районов страны числа населенных пунктов, не имеющих связи по автодорогам с твердым покрытием с основной сетью автомобильных дорог;
- экологические оценки , учитывающие влияние транспорта на окружающую среду.
И эффект, и эффективность позволяют не только охарактеризовать, но и выбрать инвестиционный проект, а также проконтролировать его выполнение.
- Суммарная прибыль определяется как разность совокупных стоимостных результатов и затрат, вызванных реализаций проекта.
- Среднегодовая прибыль - это усредненная величина чистой прибыли, получаемой участником проекта в течение года; определяется делением суммарной прибыли на продолжительность инвестиционного периода.
Наиболее часто используют такие статические показатели эффективности, как рентабельность и период окупаемости капитальных вложений .
Рентабельность капитальных вложений определяют как отношение прибыли от реализации проекта к величине первоначальных инвестиций.
Период окупаемости инвестиций - это промежуток времени, в течение которого будут возвращены"капитальные вложения чистым доходом от реализации проекта. Приблизительно период окупаемости может быть определен отношением капитальных вложений к среднегодовому доходу.
Статические методы оценки экономической эффективности инвестиций просты для понимания и расчета, соответствуют общепринятым методам бухгалтерского учета и характеризуются доступностью информации.
Оценка эффективности реконструкции, технического перевооружения, модернизации производства на транспорте
Реконструкция предусматривает проведение строительно-монтажных работ на действующих площадях без остановки производства с частичной заменой активной части основных фондов. Под техническим перевооружением понимается комплекс работ по замене и модернизации оборудования. При этом никаких строительно-монтажных работ и не предусматривается.
Сравнение сущности реконструкции и технического перевооружения позволяет заключить, что реконструкция может предусматривать техническое перевооружение, а техническое перевооружение никогда не включает в себя реконструкцию. Поэтому особенности оценки эффективности проектов технического перевооружения характерны и для реконструкции. Кроме того, реконструкция имеет свои особенные черты.
Особенности оценки эффективности проектов реконструкции и технического перевооружения по сравнению с новым строительством или расширением производства касаются определения величины капитальных вложений.
Во-первых , техническое перевооружение связано (а реконструкция может быть связана) с заменой или выводом действующих основных фондов, поэтому сумма капитальных вложений должна быть увеличена на стоимость неамортизированной части основных фондов, выводимых из эксплуатации в связи с реконструкцией или техническим перевооружением, за вычетом выручки от их реализации. Выручка от реализации выбывших основных средств учитывается по цеце реализации или по цене лома. Прочие затраты на вывод основных фондов из эксплуатации рассматриваются как ликвидационные.
Во-вторых , за период реконструкции может быть потеряна часть прибыли от эксплуатации объекта, подлежащего реконструкции. Например, на период реконструкции был закрыт склад временного хранения грузов, услуги по хранению грузов не оказывались, прибыли не было. Потери прибыли представляют собой альтернативные затраты и могут быть приравнены к капитальным вложениям, увеличивая таким образом их стоимость. Необходимо отметить, что при реконструкции учитываются потери прибыли только у собственника объекта реконструкции. Если из-за реконструкции какого-либо объекта потеряли часть прибыли хозяйствующие субъекты, пользующиеся объектом реконструкции на условиях договора или по причине того, что объект реконструкции является объектом общего пользования, то их потеря прибыли не учитывается (например, предприятия, хранящие грузы на складе временного хранения; транспортные предприятия, вынужденные организовывать перевозки в объезд автомобильной дороги, закрытой на реконструкцию).
В-третьих , если для финансирования реконструкции привлекаются средства ремонтного фонда (например, фонда на капитальный ремонт), то стоимость капитальных вложений на реконструкцию уменьшается на сумму средств, выделенных из ремонтного фонда.
Таким образом, общая сумма инвестиций в проект технического перевооружения может быть рассчитана по формуле
Общая сумма инвестиций в проект реконструкции может быть определена по формуле
Если не требуется технического перевооружения, а достаточно частичного улучшения основных средств в целях увеличения производительности, облегчения условий труда, повышения качества продукции или услуг, имеет место модернизация. Объектами модернизации на предприятии транспорта чаще всего являются вспомогательное оборудование, технология каких-либо работ. Чаще всего модернизация проводится совместно с капитальным ремонтом.
Проведение модернизации и технического перевооружения сопряжено с решением задачи определения оптимальных сроков службы транспортных средств, оборудования и других видов основных фондов. Критериями оптимизации сроков службы могут являться удельные затраты на приобретение, капитальный ремонт и эксплуатацию основных фондов, прибыль от эксплуатации, иные критерии. Оценку эффективности проектов технического перевооружения и модернизации необходимо сравнивать с эффективностью эксплуатации действующих основных фондов (за тот же период), особенно если их наработка находится в пределах оптимального срока службы.
Методы расчета основных показателей экономической эффективности инноваций и инвестиций на автотранспорте:
1. Общая (абсолютная) экономическая эффективность новых технологий и техники рассчитывается путем определения абсолютного размера прибыли, получаемой при внедрении объекта, и её относительного размера, т.е. нормы прибыли (рентабельности)
Абсолютная величина прибыли (П) определяется по формуле:
П=ВП-СС
где П – абсолютная величина прибыли, рублей;
ВП – стоимость произведенной продукции в ценах реализации, рублей;
СС – себестоимость произведенной продукции, рублей.
Норма прибыли(Н пр) определяется по формуле:
2. Годовой экономический эффект при сравнительной оценке технологий, отдельных машин, их комплексов, системы машин на предприятии и т.д.
Годовой экономический эффект за счет влияния комплекса факторов определяется по формуле:
где Э ср – годовой экономический эффект, рублей;
Ц н, Ц б – цена реализации продукции (услуги) по новому и базовому вариантам, рублей за ед. произведенной продукции (услуги);
А н, А б – годовой объём произведённой продукции (услуги) по новому и базовому вариантам, ед. произведенной продукции (услуги);
СС н, СС б – себестоимость всей произведенной продукции по новому и по базовым вариантам, рублей.
3. Сравнительная экономическая оценка новых технологий и техники при неизменном объёме производства продукции (услуг) рассчитывается с помощью сравнения себестоимости конечной продукции по новому и базовому вариантам, а также с помощью сравнения расхода горючего, электроэнергии, затрат труда и других эксплуатационных расходов конечной продукции по новому и базовому вариантам. Для расчета этих показателей должна быть обеспечена сопоставимость затрат по сравниваемым вариантам: времени затрат и получения эффекта, ценам, принятым для определения затрат и эффекта, изменению технических параметров сравниваемых технологий и техники; условиям применения (зоны, объёмы работ, технологии); методам и принципам исчисления стоимостных показателей, применяемых при расчетах экономической эффективности.
Годовой экономический эффект за счет снижения себестоимости конечной продукции определяется по формуле:
Э ср =СС б -СС н
Годовой экономический эффект за счет снижения расхода горючего, электроэнергии, затрат труда и других эксплуатационных расходов конечной продукции определяется по формуле:
Э ср =З б -З н
где З б, З н – эксплуатационные затраты при использовании техники по новому и по базовым вариантам, рублей.
Методы расчета дополнительных показателей экономической эффективности:
Различают общие и дополнительные капитальные вложения. В общую сумму капитальных вложений при внедрении новых технологий и техники входит стоимость приобретаемой документации на технологии, внедряемых машин, оборудования, приборов, расходы на доставку и строительно-монтажные работы.
Срок окупаемости общих капитальных вложений (Т о) определяется по формуле:
где Т о – срок окупаемости общих капитальных вложений, лет;
К о – сумма капитальных вложений, рублей;
Э – экономическая эффективность капитальных вложений в процессе производства, рублей.
Производительность труда (ВП ЧР) – производство товарной (валовой) продукции (ВП) предприятия на одного среднесписочного работника определяют по формуле (ЧР):
где ВП ЧР – производительность труда, рублей;
ЧР – среднесписочная численность работающих, человек.
№ п.п. | Автор(ы) | Наименование | Издательство, год издания, гриф | Назначение, вид издания |
1. | А.Д. Хмельницкий | Экономика и управление на грузовом и автомобильном транспорте | М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 256с., доп. УМО |