Раскрываются причины недейственности рынка в регулировании экологических проблем, возможные направления экологического предпринимательства.
неопределенность в экологической сфере
экологическое предпринимательство
продажа прав
1. Движения регионов России к инновационной экономике. – М.: Наука, 2006, сс. 121; 124; 126; 129;
2. Гринин А.С., Орехов Н.А., Шмифийни С. Экологический менеджмент. – М.: Юнити, 2001, с.147.
3. Лукьянчиков Н.Н., Потравный И.М., Экономика и организация природопользования, М.: 2002. – С. 319-322.
Рыночные методы в экономике считаются более подходящими, результативными. Однако в сфере экологии и охраны природы рыночное регулирование дает сбой. Причин тут несколько:
- отсутствие экономической и экологической оценки природы;
- нехватка знаний об экологии;
- неопределенности в сфере экологических расчетов;
- нацеленность рынка на быструю и высокую прибыль.
В экологии экономическая оценка природы требуется в том плане насколько загрязнение и иное негативное воздействие ухудшило, сократило естественный потенциал природы. Степень негативного воздействия в количественном и в качественном отношении изучена слабо. Не хватает научных знаний о реакции экосистем на отрицательное воздействие в пространстве и во времени. Следовательно, проявляется фактор неопределенности. Неопределенность проявляется и в реализации права собственности. Во всем мире компании-победители конкурса становятся пользователями месторождений полезных ископаемых, но работают под контролем собственника, т.е. государства. Оно путем вариации налогообложения определяет темпы и направления эксплуатации месторождения.
В нашей стране, к сожалению, не применяется мировой опыт недропользования. Государство не контролирует и не управляет эксплуатацией недровых богатств и полностью отдает их компаниям. Компании, пользуясь бесконтрольностью, ведут хищническую эксплуатацию месторождений. Таким образом, в недропользовании фактически проявляется неопределенность права собственности.
Экологические проблемы, в основном, порождаются в процессе функционирования производства. Отходы, стоки и выбросы должны быть уловлены и обезврежены в пределах производственного процесса. Когда загрязнение выходит за пределы источника, оно вносит свою лепту в ухудшении экологического состояния окружающей среды. В принципе при выходе из источника отходы должны быть зафиксированы в количественном и в качественном отношении, чтоб уточнить долевое участие источника в территориальном или бассейновом загрязнении. Однако это не производится. Обезличенная порча окружающей среды являет собой одно из основных неопределенностей в сфере охраны природы.
Рыночное решение любой проблемы возможно лишь в том случае, когда затраченные средства гарантируют высокую и быструю прибыль. Природоохранные меры не приносят быстрых результатов, притом они носят труднооцениваемый социальный и экологический характер. Потому, рынок участвовать и решать эту проблему не будет.
Экологическая ситуация с каждым годом обостряется. Так, в 2003 году ¾ населения страны проживало на территориях, где уровень загрязнения атмосферного воздуха превышал гигиенические нормы. По экспертным оценкам общий накопленный экологический ущерб достигает свыше 3 трлн. рублей, который ежегодно возрастает на сумму от 200 до 300 млрд. рублей в год .
Но, все это не означает, что применять рыночные методы в экологии невозможно. В развитых странах активно формируется рынок продажи прав на загрязнение. Это предполагает, что фирмам, предприятиям позволяется продавать, торговать или перераспределять права в пределах допустимого загрязнения. На конкретной территории определяется лимит загрязнений, который распределяется между источниками загрязнения. Практически выгодно улавливать загрязняющие ингредиенты на крупном объекте. Следовательно, устанавливая на крупном объекте уловители, очистные сооружения, можно создать на этой территории прочный резерв. Полученный резерв (запас) можно использовать при расширении производства или продать вновь вступающему на этой территории объекту. Подобный опыт называется «принципом пузыря» .
В США появились монополии, с большой выгодой функционирующие в сфере экологии - это предприятия, выпускающие, эксплуатирующие и ремонтирующие природоохранное оборудование, занимающиеся утилизацией отходов и захоронением бытового мусора, специализирующиеся на перевозке и складировании ядовитых, взрывчатых и прочих опасных для окружающей среды и человека веществ. Индустрия сбора и переработки отходов позволила создать более 1,1 миллиона рабочих мест .
В Японии очень хорошо поставлена переработка отходов. Так, достигнуто повторное использование 54,1 % бумаги, 67,4 % стекла, 72,6 алюминиевых банок. В 1996 году после переработки использовалось 37 % промышленных отходов. В Швеции также успешно утилизируются макулатура для производства бумаги. В Китае широко развернута посадка лесов и озеленение городов и поселений. Более 40 тысяч квадратных километров голой пустоши теперь покрыто лесами, на более чем 1,3 миллиона гектаров песчаной пустыни разбиты фруктовые сады. В Канаде действуют более 3500 компаний, выпускающих оборудование для охраны окружающей среды. В странах европейского союза [ЕС] существует более 10 тысяч фирм, связанных с экологическим бизнесом.
В России в 1992 году функционировал 921 кооператив по заготовке и переработке вторичного сырья, где были заняты 28 тыс. человек. Но, в связи с переориентацией экономики, закрытием многих предприятий и отраслей, думается, что количество этих кооперативов резко сократилось .
Однако экологические проблемы все более обостряются, истощаются недра и постоянно так продолжаться не может. Грядет пора экологизации государственной экономической политики. Экологическое предпринимательство воспрянет и выйдет на передний план. Возможными направлениями экологического предпринимательства могут стать:
- разработка экологичных энерго-, ресурсосберегающих технологий;
- разработка и выпуск экологичной техники, оборудования и материалов;
- утилизация производственных отходов и вторичных ресурсов;
- переработка и утилизация бытовых отходов;
- рекультивация нарушенных земель;
- лесовосстановление;
- озеленение и благоустройство городов и поселений;
- создание экологической инфраструктуры;
- разработка и выпуск контрольно-измерительных приборов и т.д.
Экологические проблемы остро стоят не только в России, а во всех странах мира. Биосфера, как единая глобальная экологическая система, для своего оздоровления требует экологического регулирования на всей планете. В первую очередь это может быть продажа прав на загрязнение. Например, введение налога на выбросы углерода может создать большие проблемы для развитых стран, которые практически исчерпали дешевые способы уменьшения выбросов. Немецкие парламентарии предложили России часть их обязательств по связыванию углерода. Это достигается путем посадки леса на территории России за счет немецкой стороны. Стоимость этой программы - 100 млрд. марок, что в 10 раз дешевле попыток снижения выбросов углерода за счет технических мер в самой Германии .
Академик Д.С. Львов считает, что вклад России в сохранении устойчивости глобальной экосистемы вдвое больше, чем в США, Бразилии, Канады и Австралии вместе взятых. Тем самым Россия является главным компенсатором экологической устойчивости планеты, сохраняя экологическое благополучие других стран мира. По мнению экспертов, затраты на снижение эмиссии 1 т. углерода составляет от 550 до 1100 долларов. Однако эти затраты не производятся во многом потому, что российские экосистемы (леса) поглощают как минимум, 300 млн. тонн углерода в год, т.е. очищают атмосферу от выбросов углерода, выделяемой преимущественно развитыми странами, на сумму от 160 млрд. до 325 млрд. долларов в год . Учитывая высокое положительное воздействие России на глобальную экологическую ситуацию, правомерно поставить вопрос о компенсации безвозмездно потребляемых другими странами и экологического потенциала.
Международное экологическое регулирование может проявиться и в иной форме:
- обмена информацией и документацией;
- экологическим предпринимательством в области технологий, техники, производства контрольно-измерительных приборов и оборудования;
- утилизации, переработки отходов и др.
В целях развития международного экологического предпринимательства следует ускорить принятие правовых актов и усилить контроль за состоянием природной среды.
Библиографическая ссылка
Поисеев И.И., Заморщикова А.А. РЫНОК ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 8-1. – С. 73-74;URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=3851 (дата обращения: 04.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Речь идет о становлении де факто существующего рынка экологических товаров и услуг который тем не менее до сих пор не стал ни серьезным предметом научных дискуссий ни объектом рассмотрения экономистов экологов политиков. Под экологическим предпринимательством стали понимать деятельность по производству и реализации товаров осуществлению работ и услуг направленных на предупреждение вреда окружающей среде и здоровью населения.
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм> |
|||
19696. | Страховой рынок Республики Казахстан: проблемы и перспективы развития | 712.34 KB | |
Понятие характеристика и сущность страхования. Уровень совокупного дохода зачастую не достигает прожиточного минимума снизился уровень охраны труда медицинского обслуживания социального страхования. Развитие страхового рынка сочетание обязательного и добровольного страхования позволяют создавать надежные системы социальной защиты прежде всего для... | |||
14484. | РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК СТРАХОВЫХ УСЛУГ. РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ ПРОДВИЖЕНИЯ И ПРОДАЖИ СТРАХОВЫХ УСЛУГ | 174.57 KB | |
Актуальность исследования поставленной проблемы обусловлена несколькими обстоятельствами: Вопервых повышением роли страхования в повседневной жизни людей изза непредвиденных обстоятельств или случайных случаев. Страховые услуги подразделяются на: услуги добровольного страхования. Общие условия и порядок проведения добровольного страхования определяется правилами страхования. услуги обязательного страхования. | |||
21280. | Проблемы рынка труда и занятости населения на федеральном и региональном уровне | 34.01 KB | |
Проблема рынка труда и занятости населения является одной из главных проблем в регулировании государства Одной из характеристик современного рынка труда является несоответствие между спросом и предложением специалистов. Цель работы - проанализировать проблемы рынка труда и занятости населения на федеральном и региональном уровне. Основными задачами является следующие: - Выявить особенности и динамику рынка труда и занятости населения на федеральном уровне; - Исследовать состояния рынка труда в России. Предметом исследований является... | |||
17641. | Визуальная коммуникация в продвижении товаров и услуг | 1.23 MB | |
Визуальные коммуникации и история их возникновения. История возникновения и трансформации визуальной коммуникации. Виды визуальной коммуникации и их характеристики. Визуальные коммуникации в городской среде. | |||
2018. | Принципы обеспечения и управления качеством товаров и услуг | 14.82 KB | |
Среди принципов обеспечения качества можно выделить три их основных группы. Стабильное обеспечение качества продукции зависит от множества факторов которые можно разделить на две основные группы: частные и общие. факторы которые подразумевают уровень развития производства средства и системы контроля качества социальная и экономическая целесообразность и эффективность производства материальная и личная заинтересованность и пр. Устойчивого совершенствования качества продукции нельзя добиться путем проведения отдельных и даже... | |||
1150. | Рынок туристических услуг | 208.57 KB | |
Оруэлл никогда не был в СССР но пристально изучил его опыт по литературе и много раздумывал над советским мифом в который как он писал люди на Западе верят главным образом потому что им хочется верить в то что где-то на земле есть идеальное общество. Неограниченная власть партии требует чтобы у её членов были не только правильные воззрения но и правильные инстинкты. Гротескная образность и фантасмагорическая символика романа 1984 дают возможность Оруэллу сделать очевидным кошмар диктатуры показать... | |||
10906. | Отраслевая структура экономики и ключевые рынки товаров и услуг | 70.61 KB | |
Территориальная структура хозяйства России Основные формы организации производства: концентрация специализация кооперирование и комбинирование Современные тенденции и структурные изменения в развитии и размещении отраслей промышленности. Отражает связи и пропорции между крупными группами отраслей отрасли мат производства промть стрво с х торговля и т. Основу хозяйственного комплекса составляет сфера материального производства в которой занято более 2 3 от общей численности всего населения занятого во всех сферах хозяйственной... | |||
6336. | Сущность и содержание коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг | 110.08 KB | |
Сущность и содержание коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг Вопросы Коммерческая деятельность ее задачи и тенденции развития. Объекты и субъекты коммерческой деятельности. Основные функции и принципы коммерческой деятельности. Термин коммерция ближе к третьему понятию торговли деятельности связанной с осуществлением куплипродажи. | |||
12910. | Рынок спортивных и валеологических услуг | 27.44 KB | |
Сфера физической культуры и спорта где объектом куплипродажи являются физкультурноспортивные и валеологические услуги не является здесь исключением. На рынке спортивных и валеологических услуг предложение связано непосредственно с организациями предоставляющими данные услуги во всем их многообразии. Для определения этого положения а также перспектив организации на рынке используется анализ потенциала организации который включает в себя: Анализ производства физкультурноспортивной услуги объем ассортимент... | |||
18661. | Анализ объема производства и продаж товаров, продукции, работ, услуг | 105.79 KB | |
Каждая наука имеет свой предмет. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации. |
Важным звеном в обеспечении экологической безопасности является развитие экологического предпринимательства – деятельности по производству и реализации товаров, осуществлению работ и услуг, направленных на предотвращение вреда здоровью и благосостоянию населения и окружающей природной среде.
Можно выделить два направления экологического предпринимательства:
а)деятельность по обеспечению экологической безопасности субъектов хозяйственной деятельности;
б) формирование рынка экологических товаров и услуг.
Первое направление включает деятельность по производству оборудования по улавливанию загрязняющих веществ из выбросов и сбросов предприятий, ресурсо- и энергосберегающего оборудования, техники для утилизации отходов производства и потребления, приборов и средств контроля компонентов природной среды, по экологической реабилитации нарушенных земель, по благоустройству окружающей среды.
Среди факторов, влияющих на уровень развития экологического предпринимательства, можно отметить форму собственности, наличие стимулирующих и административных регулирующих мер со стороны государства, влияние внешнего рынка, уровень экологической культуры и информированности менеджмента компаний.
Экологическое предпринимательство в развитых странах рассматривается как важная экономическая задача. В Канаде, например, более 3500 компаний выпускает оборудование для ООС, в странах ЕЭС существует более 30 тыс. фирм, связанных с экологическим предпринимательством, в США экологическое регулирование дало толчок к развитию новой и выгодной сферы хозяйственной деятельности. В объеме внешней торговли развитых стран доля экологического сектора доходит до 4% при темпах ежегодного роста продаж до 10%.
Экологическое предпринимательство в России реально начало формироваться в конце 80- х годов ХХ в. В связи общественными движениями зеленых и ликвидацией последствий Чернобыльской АЭС. Однако в связи низким уровнем государственного регулирования природопользования, либерализацией экологических требований и как следствие, недостаточной мотивацией развития этой сферы деятельности, а также отсутствие законодательного ее регулирования, она не вышла из стадии становления. Так, из всего количества предприятий малого и среднего бизнеса лишь 15% включили реализацию экологических функций в уставные документы (в Германии аналогичный показатель равен 85%). Поэтому перед экономикой страны стоит задача по формированию экологически ориентированной ее отрасли, что позволит перейти к ресурсосберегающему и экологобезопасному типу общественного воспроизводства. Основными типами функций экологической отрасли могут быть:
работы по изучению и учету природно- ресурсного потенциала (в том числе их экономическая оценка), по созданию и эксплуатации систем экологического мониторинга, по изучению влияния хозяйственной деятельности на природную среду, в том числе экономической оценке ущерба от негативного воздействия антропогенной деятельности ит.п.
разработка экологических ограничений и регламентаций хозяйственной деятельности, определение ассимиляционного потенциала территорий, нормативов воздействий на окружающую среду (Лимитов, квот использования, нормативов ПДВ, ПДС и т.п.);
работы по реабилитации нарушенных земель, ландшафтов, по ресурсовосстановлению (рекультивация земель, лесовосстановление, подъем затонувшей древесины, утилизация отходов и.т.п.);
работы по производству техники защиты окружающей среды (производство водогазоочистного и пылеулавливающего оборудования, мусоросортировочных заводов, энгергоресурсосберегающего оборудования и.т.п.).
Другим направлением развития рынка экологических товаров и услуг является производство и поставка экологически безопасных товаров, в том числе продуктов питания. Экологически чистые продукты, полученные без применения химических удобрений, кормов, ядохимикатов находят сейчас все больше приверженцев как среди производителей, так и среди потребителей пищевой продукции. В мире отмечается тенденция увеличения «готовности платить» потребителей за чистые продукты питания. Так, по данным опросов 69% опрошенных в Бразилии, 60% в Иране и Испании, 59% во Франции 53% в России и ЮАР готовы платить больше за экологически чистые продукты.
Наличие спроса формирует готовность производителей производить требуемую продукцию.Так, число сельскохозяйственных предприятий Германии, работающих в соответствии с экологическими критериями, увеличилось с 1996 по 2004 г. В 2 раза. В последние годы на рынке продуктов Европы имеется более 3000 продуктов с маркировкой «Вio», т.е. произведенных по экологическим требованиям ЕЭС. По популярности этот экологический знак опережает любой другой, с момента его введения в2001 г. Его получают в среднем 20 продуктов в день. При этом правила его присвоения достаточно жесткие: растения не должны обрабатываться химикатами или быть генномодифицированными, а животные должны выращиваться только на естественных кормах.
В РФ меры по защите потребителей от некачественных продуктов приняты Правительством Москвы. В 2003 г. Здесь введена система добровольной экологической сертификации «Экологичные продукты». Для производства таких продуктов допускается использование сырья, выращенного без применения стимуляторов роста, пестицидов, антибиотиков, химических удобрений.
4.9.2.Торговля правами на выбросы, формирование «банков выбросов»
Страной, где все большее распространение получает рыночный подход к охране окружающей среды, являются США.
Возможность включения природоохранной деятельности в рыночные экономические механизмы объясняется тем, что подсчет прибыли предприятия (разность между доходами и затратами) может дать неверные результаты, если не учитывать «внешние эффекты», т.е. социально-экономический ущерб природной среде или/и экономический ущерб другим предприятиям из-за увеличения ими издержек на очистку первичных ресурсов (воды, воздуха). Включение «внешних эффектов» в рыночный механизм, т.е. их «интернализация», позволяет преодолеть противоречие между общественными «выгодами и затратами» и «доходами и затратами» конкретных предприятий-загрязнителей. Основной причиной такого противоречия является загрязнение окружающей среды. Этот подход предполагает, что ущербы от загрязнения природной среды (если их правильно и точно подсчитать) должны полностью компенсироваться самими загрязнителями в виде платежей за выбросы и сбросы каждым источником загрязнения.
В течение последних двадцати лет в странах с развитой рыночной экономикой (особенно в США) административные меры регулирования природоохранной деятельности в значительной степени вытеснялись экономическими и рыночными. Так оценка результативности государственных программ охраны окружающей среды, реализованных в США, показала, что затраты на снижение концентраций окислов серы в атмосфере до требуемого уровня были бы в 2-3 раза ниже, если бы была введена плата за загрязнение, пропорциональная объемам выбросов, чем при использовании системы расчета и назначения каждому предприятию уровней ПДВ по загрязняющим веществам.
Сочетание рыночного и нормативного подходов представлено в программе торговли выбросами БРА (ЕРА - Агентство по охране окружающей среды США). Эта программа введена Агентством по охране окружающей среды для смягчения воздействия на экономику быстрорастущих расходов на достижение принятых стандартов качества окружающей среды.
Суть программы торговли выбросами заключается в том, что предприятие, которое сокращает суммарный выброс некоторого загрязняющего вещества ниже установленного уровня, имеет право поместить излишки от сокращения выбросов в так называемый «банк выбросов» (иначе излишки называют кредиты на выбросы). В дальнейшем такие предприятия могут использовать свои кредиты на выбросы для собственной реконструкции, модернизации или расширения, а также продать их другому предприятию, нуждающемуся в таких кредитах. Единственным условием такой продажи является нахождение этих предприятий в одном географическом районе. Считается, что такой подход позволяет:
Сократить суммарный выброс данного загрязняющего вещества при меньших издержках;
Сделать предприятия более инициативными в выборе методов снижения выбросов и точечных источников выбросов, где эти методы будут применяться;
Стимулировать инвестиции в более совершенное очистное оборудование и малоотходные производственные технологии.
Как уже отмечалось, основой программы являются кредиты на выбросы, которые служат своеобразной валютой торговли излишками сокращения выбросов. Такие излишки могут быть созданы различными способами:
Установкой более эффективного очистного оборудования;
Переходом на малоотходные производственные технологии;
Реконструкцией или закрытием как предприятия в целом, так и отдельных производств.
Излишки сокращения выбросов могут стать кредитом на выбросы в том случае, если сокращение выбросов удовлетворяет следующим четырем требованиям:
Имеет не сезонный, периодический или временный характер, а носит постоянный характер;
Является добавочным к результатам фактического снижения выбросов согласно требуемому нормативному уровню;
Находится в рамках административно-правовой ответственности местной или федеральной инспекции качества воздуха, иначе говоря, контролируется и предписывается этими инспекциями;
Поддается количественному выражению или измерению.
Цена кредитов на выбросы определяется соотношением
спроса и предложения: чем меньше предложений на рынке кредитов на выбросы, тем больше они стоят, и наоборот. Другими факторами, которые определяют цену таких кредитов, являются:
Издержки, связанные с созданием излишков сокращения выбросов;
Возможные выгоды и риск сделки по кредитам для продавца в данный момент;
Расходы, связанные с осуществлением самой сделки.
Спрос на кредиты для покупателя зависит от факторов:
Выгоды, связанной с возможными прибылями от строительства или эксплуатации предприятия;
Стоимости осуществления сделки;
Риска, связанного с приобретением кредитов на выбросы.
Цены за кредиты будут подниматься до уровня, при котором покупатели не захотят платить за излишки сокращения выбросов и предпочтут или не расширять производство или перенесут свое производство в более «дешевые» районы. Спрос в этом случае снизится, и цены стабилизируются.
Основу программы торговли выбросами составляют четыре экономических механизма:
Суммирование выбросов;
Компенсация выбросов;
Помещение кредитов на выбросы в «банки выбросов»;
Бабл-принцип.
Суммирование выбросов, или политика «облака»: порядок, согласно которому кредиты на выбросы, которые получены на предприятии, используются им самим. Эта политика разрешает каждому природопользователю свободно распределять выбросы между внутренними источниками на своих промышленных объектах таким образом, чтобы в целом они удовлетворяли всем стандартам выбросов. Причем природопользователь не имеет права наращивать выбросы одних видов загрязняющих веществ за счет других. Перераспределение выбросов должно осуществляться по каждому загрязняющему веществу отдельно. В результате не нужно следить за каждой «дымящейся трубой», а можно ограничиться заводом в целом, отдельные источники которого как бы формируют «облако». Такой подход допускает маневр выбросами: природопользователь может отыскивать их оптимальное распределение, соответствующее минимальным издержкам контроля за загрязнением и очистки от загрязнения.
Экономический механизм компенсации выбросов заключается в том, что строительство новых источников загрязнения и одновременное сдерживание загрязнений, например, воздушной среды в районах, где не выполняются федеральные стандарты качества воздуха, возможно только в том случае, если дополнительный выброс загрязняющего вещества от этого источника будет компенсирован сокращением выбросов от других источников.
То есть данный механизм решает проблему экономического роста в регионах, которые не удовлетворяют федеральным стандартам качества воздуха или воды. Новые хозяйствующие субъекты, расширяющие деятельность, связанную с ростом выбросов, должны выкупить право на выбросы загрязняющих веществ (кредиты на выбросы) у других предприятий этого региона. Механизм компенсации предусматривает более чем 100% компенсацию с целью общего улучшения качества природных сред, например, воздушного бассейна. При этом продавцы обязаны сократить выбросы на величину, большую, чем будут выбрасывать покупатели. Пропорции компенсации должны быть тем выше, чем больше расстояние между новым источником выбросов и источником их компенсации. Так, например, в некоторых районах США это соотношение достигает 1,1-1,5. Самостоятельные сделки должны заключаться по каждому виду загрязняющего вещества. Естественно, покупатели станут подыскивать самые дешевые варианты, по- этому издержки на улучшение качества воздуха (воды) в регионе минимизируются, а тенденция общего улучшения качества воздуха или воды в районе после каждой сделки по продаже кредита на выброс усилится.
«Банк выбросов» образуется излишками сокращения выбросов. Этот «банк» организует дальнейшее их использование или продажу.
Такие «банки выбросов» организуются при региональных органах охраны и контроля природной среды. Например, «банк выбросов» действует при управлении качеством воздуха штата Южная Каролина. В этом банке хранятся кредиты на выбросы твердых частиц, СО, NOx, SOx, летучих органических соединений. Подобные банки могут организовываться в межрегиональные банковские системы, объединяющие «банки выбросов» разных регионов. Этот подход облегчает потенциальным покупателям кредитов на выбросы поиск подходящих продавцов, значительно сокращает издержки на такой поиск.
Развитием компенсационного подхода стал бабл-принцип (принцип «пузыря»). Бабл-принцип - это альтернативная стратегия административному контролю выбросов. Этот принцип предполагает, что региональная производственная деятельность, отрицательно влияющая на воздушную среду, осуществляется в некотором гипотетическом «пузырьке» достаточно больших размеров. Другими словами, два и более точечных источников загрязнения представляются помещенными как бы в одном объеме под единым сводом. Это позволяет снижать суммарный выброс данного загрязняющего вещества, а не его выбросы на каждом точечном источнике. Задача регулирования в этом случае состоит в наиболее рациональном распределении между загрязнителями воздушной среды (ограниченных объемом «пузырька») возможностей выбросов различных видов загрязняющих веществ. Предприятия, получившие разрешение на применение бабл-прин-ципа, могут снижать выброс определенных загрязняющих веществ на тех его точечных источниках, где природоохранные мероприятия приносят максимальный результат, например, снижают объем выбросов на единицу затрат. Таким образом, предприятия имеют экономию средств при одновременном сохранении качества воздушной среды и сохранении или снижении существовавшего уровня суммарного выброса. В США разрешение на применение бабл-принципа выдает ЕРА на основе конкретных заявок. Окончательно политика торговли выбросами, в том числе и применение бабл-принципа, сформировалась и введена в США в декабре 1986 г. В результате анализа различных подходов к управлению природопользованием можно сделать следующие выводы:
Применение рыночных подходов в природоохранной деятельности позволяет решать одновременно несколько экологических проблем, ввиду их взаимозависимости;
Традиционные административно-правовые подходы имеют право на существование, если они дают положительный эффект.
Так, при сравнении таких экономических методов, как плата за загрязнение в форме платежей или налогов и торговля правами на выбросы, предпочтение отдается последней.
Это объясняется тем, что в случае платы за загрязнение трудно рассчитать величину налога и соответствующий этой величине уровень снижения загрязнения. В случае торговли правами, на выброс сначала рассчитывают необходимый уровень снижения загрязнения и, исходя из его величины, выдают разрешение на выброс. Таким образом, система торговли правами на выброс весьма гибкая система и может быть приспособлена к новым, более жестким природоохранным нормативам.
Рыночный подход позволяет достигнуть более высокого уровня охраны природной среды при тех же удельных издержках на борьбу с загрязнением, стимулирует инициативу предприятий в отношении удобных им методов охраны природной среды. В результате предприятия будут стремиться принимать решения, связанные с меньшими издержками, применять новые технологии борьбы с загрязнением окружающей среды. Об экономической целесообразности изложенного подхода свидетельствуют подсчеты экспертов: только в химической промышленности США при сохранении общего объема выбросов, благодаря применению описанного механизма перераспределения, расходы на поддержание стандартов качества воздушной среды сократятся со 136 до 55 млн дол./год .
В целях упорядочения поступления платы за загрязнения может быть введено акцизирование загрязнений . При этом предприятие (до отчетного периода) подает в природоохранные органы сведения о планируемом загрязнении и приобретает лицензию, позволяющую выбросить его в объемах, указанных в лицензии. Если фактические выбросы окажутся меньше запланированных, предприятие может получить остатки денежных средств или продать право на оставшееся загрязнение другому предприятию. В противном случае предприятие штрафуется.
В настоящее время Конгресс США принял решение и Агентство по охране окружающей среды выставляет (начиная с 1995 г.) на аукцион акции-разрешения на выброс 1 т диоксида серы. Во исполнение данного решения ТЭС, являющиеся основным источником загрязнения атмосферы диоксидом серы, должны будут ограничивать объем выбросов последнего до величины, соответствующей акции-разрешению. В противном случае они облагаются крупными штрафами, в исключительных случаях предусматривается даже тюремное заключение для руководителей предприятий, нарушивших закон .
Таким образом, регулируя количество акций-разрешений, ежегодно выставляемых на аукцион, государство может эффективно регулировать общую величину выбросов диоксида серы (и не только этого вещества) в окружающую среду. В последнее время принято решение о ежегодном снижении на 2 млн тонн выбросов оксидов азота. Сообщается о возможности участия в покупке акций-разрешений общественных экологических организаций, при этом покупка одной акции будет равносильна выведению из об- щего количества выбросов 1 тонны того или иного вредного вещества .
Аналогичный рынок акций-разрешений планируется создать и по другим видам характерных загрязняющих веществ. В частности, ООН позитивно рассмотрела вопрос о создании международного рынка загрязнений на выбросы хлорфторуг-леродов, приводящих, как известно, к разрушению озонового слоя Земли.
Таким образом, по своей сути рыночные методы управления природоохранной деятельностью направлены на обеспечение рационального использования ассимиляционного потенциала природной среды. Вначале общество определяет допустимые масштабы воздействия на среду обитания, затем оно (в лице государственных органов) распределяет лицензии (разрешения) между заинтересованными предприятиями. В дальнейшем (в отличие от административной и экономической системы регулирования) предприятиям дается полная свобода перераспределять, перепродавать лицензии. Органы управления лишь следят за эквивалентностью сделок (т.е. за тем, чтобы общее воздействие на природу не увеличивалось) и способствуют созданию рыночной инфраструктуры: контроль за деятельностью экологических банков и бирж, закрепление прав собственности и создание организаций, обеспечивающих реализацию этих прав.
Большинством специалистов признается, что рыночные методы - весьма перспективное направление развития механизма управления природоохранной деятельностью. В то же время они не могут заменить другие методы полностью. Каждый из рассмотренных подходов к управлению природопользованием имеет свои положительные и отрицательные стороны, а следовательно, свою область применения, зависящую от экономического развития и традиций управления в стране.
Проблемы изъятия дохода от использования природно-ресурсного потенциала
В собственности государства находится практически весь природно - ресурсный потенциал страны - недра, лес, вода, биоресурсы и значительная часть земельных ресурсов, обеспечивающий формирование 75% реальных доходов частного и государственного секторов экономики страны. Однако в доход государства из этой величины поступает не более 17%. Прямые поступления в бюджет в виде платежей за природопользование, включая платежи за загрязнение окружающей среды, составляют не более 4% доходов федерального бюджета. На этом же уровне остается величина поступлений средств от платежей за природопользование и в 2002 году (табл. 16).
Таблица 16
Поступления в федеральный бюджет от платежей за природопользование (прогноз на 2002 год) (млн. руб.)
Вид поступлений | Федеральный бюджет | Удельный вес поступлений в общем объеме федерального бюджета (%) |
Доходы, всего | 1830594,3 | |
Платежи за пользование природными ресурсами | 480104,6 | 26,23 |
Минерально-сырьевые ресурсы Налог на добычу полезных ископаемых Платежи за пользование недрами Отчисление на ВМСБ (переходящие платежи с 2001 г.) | 177272,1 | 9,7 |
173126,6 | ||
2043,0 | ||
2102,5 | ||
Лесные ресурсы Доходы от использования лесного фонда | ||
1950,0 | 0,1 | |
Водные биоресурсы Плата за пользование водными биологическими ресурсами, включая поступления от реализации квот на вылов (добычу) водных биоресурсов | ||
7000,0 | 0,38 | |
Земельные ресурсы Земельный налог Арендная плата за землю | ||
4830,4 | 0,26 | |
4393,4 | 0,24 | |
Плата за загрязнение природной среды | 1613,2 | 0,09 |
Акциз на природный газ | 134153,5 | 7,3 |
Акциз на нефть и стабильный газовый конденсат (переходящие платежи с 2001 г.) | 1580,0 | 0,08 |
Средства от вывозных таможенных пошлин | 147312,) | 8,05 |
Косвенные налоги | ||
Налог на прибыль (прогноз) | 109000,0 | |
Налог на добавленную стоимость (прогноз) | 57000,0 |
Оставшаяся часть присваивается частным сектором, обеспечивая норму прибыли по некоторым отраслям до 500% (экспорт нефти и пиломатериалов) при средней рентабельности основных фондов в 5%.
Значительные резервы имеются в части получения дополнительных доходов от "обобществления" природно - ресурсной ренты, и в части более эффективного использования основного капитала в государственной собственности.
Важно оценить резервы рентного дохода или величины нераспределенной (чистой), народнохозяйственной прибыли, которая образуется в экономике сверх затрат основных факторов производства - труда, капитала и нормальной предпринимательской прибыли. По своему экономическому содержанию чистая народнохозяйственная прибыль представляет собой сверхдоход, получаемый экономикой за счет использования природно-сырьевой ренты.
Суммарная величина нераспределенной прибыли по оценкам составила в 1999 г. 80 млрд. долл. США, а на долю рентной составляющей приходилось около 60 млрд. долл., или 75% от общей ее величины. Рентные платежи, учитываемые в бюджете 1999 г. составили 297 млрд. рублей, или 14 млрд. долл. Следовательно, недополученный рентный доход составил в том же году 46 млрд. долл. (60 минус 14).
Приведенная величина основного капитала, закрепленная за государственным сектором в 1999 г. составила 2,7 триллиона рублей (следует рассматривать в качестве минимальной, так как не все элементы основного капитала были учтены в наших расчетах из-за неполноты имеющейся статистической информации). Средняя рентабельность основных фондов в 1999 г. составляла 5%. Отсюда минимальная величина дохода от государственных активов составила 161 млрд. рублей. В том же году фактическое поступление доходов от госсобственности составило 24,1 млрд. рублей, т. е. было в 6 раз ниже. Государство недополучило примерно 137 млрд. рублей, или 6,4 млрд. долл. США доходов от своей собственности.
Суммарная величина недополученного бюджетом дохода (за счет ренты и госсобственности) составила 52,4 млрд. долл. (46+6,4) или почти 93% к доходам консолидированного бюджета страны (см. табл.17). Таким образом в бюджете мы учитываем не более 52% от общего объема доходов, которыми реально располагает страна, 48% полученных доходов являются неучтенными.
Рынок в экономике - понятие очень широкое. Многие воспринимают его как синоним базара (привоза), ограничивая примитивной куплей-продажей товаров и оставляя в стороне даже услуги. Экономисты нередко совершенно справедливо говорят о нескольких рынках: товаров, включая сюда природные ресурсы, услуг, труда и капитала. И хотя В. Даль однозначно утверждал: на рынке ума не купишь, это всемирное торжчще включает в себя и обмен знаниями, идеями, материализованными в патенте, лицензии, а иногда и не защищенные ничем, кроме авторского права. Интеллектуальная собственность хотя и почти беззащитна в наши дни (особенно в бывшем СССР), но имеет очень высокую рыночную цену. Недаром существует промышленный шпионаж.
Ныне рынок можно определить как глобальный взаимовыгодный конкурентный обмен всем, представляющим экономическую, экологическую и социальную ценность. Этот обмен нередко приобретает политическую окраску, но именно она его искажает (например, в случае продажи оружия) и сужает (товары «двойного назначения») и от этого в конечном итоге страдает все человечество. Именно поэтому не существует «капиталистического» или «социалистического», «регулируемого» или «нерегулируемого» рынка. Определения лежат в иной плоскости - открытого или административно ограниченного рынка. Человечеству выгоден свободный, разумно направляемый рынок, эгоистичным общественным группам - грубо «регулируемый».
Множество рыночных ценностей можно классифицировать по-разному. Говорят о рынках сельскохозяйственной и промышленной продукции. В последнее время зашла речь и о специфическом «экологическом» рынке, или рынке экологических услуг - обмене всем, что улучшает среду жизни людей, экономит природно-ресурсный потенциал. Это действительно особый рыночный срез, особая классификационная группа. Рынок товаров, услуг и т. д. - политэкономический взгляд. Сельскохозяйственный, промышленный, транспортный рынок - утилитарно-экономическая классификация. Экологический рынок - составляющая иного ряда: социально-утилитарного и культурного, того, что облегчает людям жизнь, сохраняет их здоровье, указывает человечеству перспективу его выживания в условиях глобального экологического кризиса.
В сферу экологического бизнеса и рынка попадает восемь направлений хозяйственной и социальной деятельности общества: 1 - измерительная и контрольная техника, 2 - ресурсосберегающие технологии и техника, 3 - использование вторичных ресурсов, 4 - экологическое воспроизводство и планирование, 5 - воспроизводство человека, 6 - рекреация, 7 - экологическое обучение и 8 - демографическая регуляция. Первое из них - это производство так называемой «экологической» техники - приборов и устройств, позволяющих контролировать среду жизни, очищать выбросы предприятий, кондиционировать воздух в помещениях и т. д. Не менее широкое поле деятельности - разработка конкурентоспособных ресурсосберегающих и средощадящих технологий и техники. В некоторых случаях обновление основных средств производства приводит к лучшему использованию ресурсов и сохранению среды жизни. Этот процесс ускоряют путем принятия строгих законов по охране среды жизни, налоговой политикой, направленной на те же цели. Стимулом служит право на продажу выделенных предприятиям лимитов на загрязнение, а также сертификация продукции своеобразным знаком экологического качества (в Германии это «Голубой ангел»). В 1991 г. Экологический союз бывшего СССР получил свидетельство на аналогичный товарный знак «Белый лотос». Такой знак дает преимущество в конкурентной борьбе на свободном насыщенном рынке.
Расширяется использование вторичных природных и материальных ресурсов, включая отходы хозяйства (промышленные, муниципальные и сельские). В некоторых случаях вторичные ресурсы становятся основным сырьем, экономя силы, средства и энергию. Многое сулит расширенная эксплуатация рекреационных ресурсов в широком понимании термина (курортных, ресурсов туризма - национального и международного, музейно-культурных объектов, местного отдыха, спортивно-оздоровительных и др.). В отдыхе вне угнетающей повседневной среды нуждаются все люди, и эта потребность с урбанизацией нашей жизни все время растет.
Остро необходимо создание благоприятной природной среды для жизни людей и функционирования хозяйства. Экологическое воспроизводство - одна из насущных целей общества. Без такого воспроизводства немыслимо хозяйственное развитие. Это направление включает экономное и полное использование природных ресурсов и мероприятия по сохранению экологического баланса (см. главу 5). Наконец, необходимо целенаправленное формирование качества ближайшей среды жизни человека - природной и социальной, среды сохранения его здоровья, всего комплекса воспроизводства человека, в том числе и как трудового ресурса, отвечающего требованиям времени. Воспроизводство человека включает значительный комплекс мер - от жилищного строительства до производства продуктов питания.
Особым срезом экологических услуг можно считать экологическое обучение - воспитание, просвещение, специальное образование и пропаганду. Одновременно это своеобразный бизнес государства, получающего широко экологически мыслящих людей.
Рынок экологических услуг завершает комплекс демографического планирования. Это общественная услуга на перспективу. В реальных условиях она включает общее сдерживание роста населения, его осторожное, вдумчивое перераспределение, национальное и культурное развитие и ряд других существенных задач, тесно связанных с воспроизводством человека, удовлетворением его нужд (см. главу 7).
В рамках каждого из перечисленных направлений деятельности возникает относительно самостоятельная рыночная сфера - идей, патентов, ресурсов, товаров, труда и услуг, конечно, капитала. В связи с резким ухудшением экологической ситуации в мире, в отдельных странах и регионах, по прогнозам, развитие этих сфер будет идти ускоренными темпами. Немецкие специалисты предполагают, что к концу текущего десятилетия рынок «экологических благ» займет ведущее место в мировой экономике и обгонит сферу производства и обслуживания электронной техники*.
Одним из стратегических направлений реализации экологических преобразований является развитие предпринимательства. Важным элементом в обеспечении экологической безопасности и улучшения качества окружающей среды является формирование направления экологического предпринимательства. Под экологическим предпринимательством подразумевается деятельность по производству и реализации товаров, осуществлению работ и услуг, направленных на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду.
При развитии процессов экологизации экономики и введение экономической составляющей в природоохранную деятельность производство и реализация экологических товаров и услуг является перспективным и рентабельным видом деятельности. Уже сегодня деятельность по производству продукции не наносящей вредного воздействия окружающей среде. Способствует развитию бизнеса и приносит прибыль. На пример в Канаде более 3,5 тысяч компаний выпускают природоохранное оборудование и оказывают связанные с этим услуги. В этих компаниях работают более 150 тыс. человек. В Японии с конца 80-х годов прошлого века действует экспертный совет по экологическому бизнесу, который координирует различные вопросы, связанные с развитием экологического предпринимательства. Более 10 тыс. фирм, занимающихся экологическим предпринимательством, успешно существуют в странах ЕС. Их общий объем продаж превышает 40 млрд евро в год. Последние годы экологически ориентированный бизнес затронул все отрасли хозяйства США. В экономически развитых странах наблюдается рост числа фирм, специализирующихся на экологическом консалтинге и проектировании, а также число компаний, занимающихся утилизацией и переработкой отходов. Экологически ориентированная продукция в США прочно удерживает позиции по выпуску как промышленного оборудования, так и потребительских товаров. Производство таких видов продукции считается не только престижным, но и выгодным.
Одним из важнейших направлений обеспечения дальнейших экологических преобразований в России является экологическое предпринимательство, которым является деятельность по производству и реализации товаров, осуществлению работ и услуг, направленных на предупреждение вреда окружающей среде и здоровью населения.
Российская и зарубежная хозяйственная практика показывает, что экологические факторы все больше влияют на цели предпринимательской деятельности. Поэтому охрана окружающей среды выступает в качестве важной экономической задачи.
Деятельность по охране окружающей среды способствует бизнесу и приносит прибыль как от создания более совершенных технологии, так и от продажи произведенной на их основе экологически чистой продукции.
Как уже отмечалось, во многих развитых странах экологическое регулирование дало толчок интенсивному развитию новой и весьма выгодной сферы приложения капитала. Экологически ориентированная продукция завоевывает все более прочные позиции в выпуске как товаров промышленного назначения, так и потребительских товаров.
Конкурентоспособность на национальном и мировом рынках определяется в том числе и экологическими параметрами технологий производства, выпускаемых товаров, а так же затратам на охрану окружающей среды, прямо влияющими на уровень общих издержек. Это соответственно влияет на цену товара, рынка сбыта, перспективы дальнейшего производства.
В развитых странах происходит постепенное выравнивание требований экологического законодательства, что положительно воздействует на структуру товарных потоков и направления инвестирования. По экспертным оценкам, природоохранные технологии будут представлять одно из средств конкурентоспособной борьбы.
Изменения отношения к собственности и широкое развитие предпринимательства в России как элемента государственной политики определили появление субъектов предпринимательства с разносторонней сферой интересов
К настоящему времени в России уже сложилось несколько самостоятельных направлений главным из которых является: производство экологической техники, приборов для контроля состояния окружающей среды, создание средощадящей и ресурсосберегающей техники и технологий, расширенное использование вторичных ресурсов и экологическое воспроизводство, экологическое образование и воспитание, а так же выполнение различного рода работ и услуг. Сегодня рынок экологических работ и услуг обеспечивается рядом коммерческих банков.
В создании экологической инфраструктуры рынка можно выделить следующие уровни: предприятие, регион, государство и международный уровень. Так уровень предприятия включает специализированные подразделения (службы) по воспроизводству и охране окружающей среды. Региональный уровень включает специализированные предприятия и службы экологического контроля в регионе. Государственный уровень представляет объединения и службы для решения межрегиональных (общегосударственных) проблем. В свою очередь международный уровень охватывает организационно экономические структуры для решения межгосударственных экологических проблем.
В настоящее время решения по расширению налоговых льгот, направленные на усиление стимулирования природоохранных деятельности активно используются в экономически развитых странах. Особенно широко используется ускоренная амортизация основных фондов. Ускоренная амортизация, т.е. увеличение амортизационных отчислений, с одной стороны, заинтересовывает предприятия обновлять природоохранное оборудование, т.к. оно окупается в более сжатые сроки, а с другой стороны, повышенная амортизация через себестоимость продукции позволяет уменьшить налогооблагаемую базу налога на прибыль.
В Германии действует система ускоренной амортизации очистных сооружений и оборудования, а также оборудования, позволяющего снижать шумовое воздействие. Для очистного оборудования в Канаде предусмотрен двухлетний срок амортизации, в Великобритании, ФРГ и США – пятилетний. Во Франции 50% очистного оборудования амортизируется за один год, а в Италии – за три года. Во многих странах мира действуют системы экономического стимулирования природоохранной деятельности. Акцизные экологические налоги включаются в цену продукции, загрязняющей окружающую среду на стадии производства и потребления. Во Франции, Германии, Италии установлен налог на смазочные масла. В Норвегии и Швеции введен налог на минеральные удобрения и пестициды В странах ЕС действуют акцизные налоги на одноразовую упаковку и тару, смазочные масла, нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения и пестициды, аккумуляторы, содержащие кадмий и ртуть. Довольно активную политику в этой области проводят и страны Восточной Европы- Польша, Чехия и Венгрия. Развитие рынка экологических товаров, работ и услуг в настоящее время является актуальным как для экономически развитых стран запада, так и для государств с переходной экономикой. Целевая программа развития рынка экологических товаров, работ и услуг в России должна предусматривать разработку новых законодательных актов по обеспечению эффективного развития рынка. Необходимо предусмотреть льготное налогообложение прибыли предприятий, выполняющих работы и услуги экологического характера или производящих продукцию природоохранного назначения. А также ввести дополнительный налог на экологически опасную продукцию или технологии, которые используют опасные вещества в качестве сырья или полуфабрикаты.