Любой предприниматель, стремясь к увеличению своей прибыли, ощущает неизбежное налоговое бремя. Естественно стремление снизить расходы на уплату налогов, при этом важно не переходить грань, определенную законом. Тем не менее, и слишком низкой налоговая нагрузка быть не может, потому что в таком случае практически наверняка налицо нарушения налогового законодательства, на выявление которых может быть направлена плановая либо внеплановая .
Из каких компонентов состоит налоговая нагрузка, какова ее роль в предпринимательской деятельности, как вычислить ее на разных экономических уровнях, под силу ли предпринимателю сделать это самостоятельно – все эти вопросы обсуждаем ниже. Присоединяйтесь!
Абсолютная и относительная налоговая нагрузка
Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.
Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.
Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.
Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.
Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.
Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.
Государственные документы
Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:
- Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
- Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.
Кому и зачем это нужно
Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:
- сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
- федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
- Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.
Какую именно нагрузку будем считать?
Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.
В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки , то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).
ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.
Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.
Формула расчёта налоговой нагрузки
Совокупная нагрузка
вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,
– сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.
Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.
К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.
ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.
ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.
Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:
- НДС – 1, 1 млн. руб.;
- налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
- налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
- транспортный налог – 250 тыс. руб.
С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.
: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.
Нагрузка по конкретному налогу
Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.
Уровень нагрузки по налогу на прибыль
Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:
- для торговых предприятий – менее 1%;
- для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.
Ее вычисляют по такой формуле:
ННп = Нп / (Др + Двн),
где:
ННп
– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп
– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др
– доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн
– иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.
Уровень налоговой нагрузки по НДС
ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.
- Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):
НН по НДС = ННДС / Нбрф
- Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС)к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):
НН по НДС = ННДС / Нбобщ.
Нюансы налоговой нагрузки для разных типов предпринимателей
- ИП . Индивидуальный предприниматель должен рассчитать налоговую нагрузку по НДФЛ. Для этого нужно разделить показатель своей декларации на приведенный в декларации 3-НДФЛ.
- Плательщики УСН должны взять уровень своей нагрузки, начисленный в соответствии с декларацией, и разделить его на доход в соответствии с 3-НДФЛ.
- Предприниматели на ЕСХН делят,соответственно, показатели своего налога на сумму дохода по 3-НДФЛ–декларации.
- Те, кто выбрал ОСНО , суммируют НДС и налог на прибыль и находят отношение полученной суммы к общей выручке, отраженной в отчете о прибылях и убытках.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если бизнесмен, кроме перечисленных, платит и другие налоги, например, земельный, на воду, имущество и т.д. (кроме НДФЛ), то все эти налоги будут участвовать в расчете совокупной нагрузки.
Если уровень налоговой нагрузки оказался низким, это еще не значит обязательных штрафных санкций: они могут быть назначены только по результатам проверки, риск которой в такой ситуации, естественно, возрастает.
Налоговая нагрузка - один из оценочных критериев для ИФНС при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки. Рассчитать этот показатель можно самостоятельно. Расскажем, что такое налоговая нагрузка, какими нормативными актами она регламентирована, кому может понадобиться данный показатель, а также рассмотрим порядок расчета и допустимый уровень нагрузки на налогоплательщика.
Смотрите наши видеоролики по расчету налоговой нагрузки:
Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки
Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:
- Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Согласно изменениям, внесенным в этот документ приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@, его приложение № 3, отражающее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть на сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/).
- До 25.07.2017 - письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, содержавшее формулы расчета налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов. Его действие отменялось поэтапно (письмами ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ и от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).
- С 25.07.2017 - письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки. Здесь же (в приложении 7) приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722. В сравнении с письмом № АС-4-2/12722 в письмо № ЕД-4-15/14490@ добавлены положения в части анализа данных, получаемых в связи с отчетностью по страховым взносам, с 2017 года сдаваемой в ИФНС.
Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/333@ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/14490@), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.
Что такое налоговая нагрузка
Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:
- степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;
- обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину.
1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка — это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.
Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:
- для государства в целом или по его регионам;
- по отраслям хозяйства страны или регионов;
- по группе сходных предприятий;
- по отдельным хозяйствующим субъектам;
- на конкретного человека.
В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:
- выручка (с НДС или без него);
- доходы;
- источник уплаты налога (прибыль или затраты);
- вновь созданная стоимость;
- ожидаемый доход или планируемая прибыль.
Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.
Кому нужно знать величину налоговой нагрузки
Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:
- анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе — для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
- планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
- анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.
К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/333@, обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:
- высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
- максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.
Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.
Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:
- привести к снижению налогового бремени;
- помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
- спрогнозировать результаты работы на перспективу.
Как рассчитать налоговую нагрузку
Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:
- приказ № ММ-3-06/333@ — одну, применяемую для определения совокупной налоговой нагрузки;
- письма № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ — несколько формул для расчета нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.
ВАЖНО! Несмотря на то, что письмо ФНС № АС-4-2/12722 с формулами расчета налоговой нагрузки по налогу на прибыль и НДС отменено, полагаем, что эти формулы все также целесообразно использовать для самоконтроля.
В приказе № ММ-3-06/333@ приводится следующее определение: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы начисленных по данным деклараций налогов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т.е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС). Важно, что в сумму налогов входит НДФЛ, но не включены страховые взносы. Также в расчете не участвуют ввозной НДС и налоги, уплаченные в качестве налогового агента (кроме НДФЛ).
Для расчета нагрузки по отдельным налогам можно использовать следующие формулы:
- По налогу на прибыль:
ННп = Нп / (Др + Двн),
Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;
Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.
Расчетный пример, а также информацию о том, какая налоговая нагрузка по налогу на прибыль является низкой, смотрите в Готовом решении от КонсультантПлюс.
- По НДС (1-й способ):
ННндс = Нндс / НБрф,
- По НДС (2-й способ):
ННндс = Нндс / НБобщ,
Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;
НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).
Проверить свои расчеты налоговой нагрузки по НДС, а также долю вычетов на предмет налогового риска, вы можете с помощью Готового решения от КосультантПлюс.
- Для ИП:
ННндфл = Нндфл / Дндфл,
Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;
Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.
- Для УСН:
ННусн = Нусн / Дусн,
Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;
Дусн — доход по УСН-декларации.
- Для ЕСХН:
ННесхн = Несхн / Десхн,
Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;
Десхн — доход по ЕСХН-декларации.
- Для ОСНО:
ННосно = (Нндс + Нп) / В,
Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;
Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;
В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).
К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.
В письме № ЕД-4-15/14490@ в сравнении с текстом отмененного письма № АС-4-2/12722 отсутствуют первые 3 формулы (расчет по налогу на прибыль и 2 расчета по НДС). Остальные формулы расчета в этих письмах идентичны и имеют аналогичное по содержанию примечание об учете в расчетах сумм иных налогов, если такие налогоплательщиком уплачиваются.
Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.
Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.
Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.
Для упрощения расчетов предлагаем вам использовать калькулятор налоговой нагрузки с сайта ФНС. С его помощью вы не только подсчитаете свою нагрузку, но получите сравнение со средними показателями по отрасли. Где найти и как пользоваться калькулятором, мы рассказывали .
Каков допустимый уровень налоговой нагрузки
Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2019-2020 годах.
Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:
- Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.
С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте .
- Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1%.
- Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89%.
- Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.
При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:
- неверно определенный код вида деятельности;
- временные проблемы с реализацией;
- увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
- осуществление инвестиций;
- создание запаса товара;
- наличие экспортных операций.
Итоги
Налоговая нагрузка - показатель, имеющий достаточно важное значение не только для налоговых органов (для них он играет не последнюю роль при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки), но и для самого налогоплательщика. Последний анализ этого показателя дает возможность сделать выбор в пользу применения той или иной системы налогообложения и оценить риски пристального внимания ИФНС к данным подаваемой отчетности. Формул расчета налоговой нагрузки существует несколько, но для целей налогового анализа наиболее часто из них применяется соотношение, представляющее собой долю начисленного к уплате налога (налогов) к величине полученного за соответствующий период дохода.
Анализ налоговой нагрузки ООО «НИК»
ООО «НИК» в качестве объекта налогообложения выбрало доходы, уменьшенные на величину расходов. НК РФ в ст. 346.16 предусматривает закрытый перечень расходов, которые можно учесть при расчете налоговой базы. Основные признаваемые расходы, которые непосредственно связаны с деятельностью рассматриваемой организации:
- - расходы на приобретение и ремонт основных средств;
- - арендные платежи за арендуемое имущество;
- - материальные расходы;
- - расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности;
- - расходы на все виды обязательного страхования работников и имущества;
- - проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
- - расходы на содержание служебного транспорта;
- - расходы на командировки;
- - расходы на канцелярские товары;
- - расходы на оплату услуг связи;
- - расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем;
- - расходы на рекламу;
- - суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- - судебные расходы и арбитражные сборы;
- - периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности;
- - расходы на подготовку и переподготовку кадров;
- - расходы по вывозу твердых бытовых отходов.
Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод).
Налоговая база представляет собой количественное выражение объекта налогообложения. Для упрощенной системы налогообложения налоговой базой является денежное выражение объекта налогообложения, т.е. денежное выражение доходов или доходов, уменьшенных на величину расходов. Но доходы не всегда поступают в денежной форме, доходы, полученные в натуральной форме, также признаются объектом налогообложения. В случае если доходы получены в натуральной форме, то они учитываются по рыночным ценам.
Рассчитаем показатели налогового бремени согласно различным методикам, представленным в первой главе.
1. Методика определения налоговой нагрузки экономического субъекта, разработанная Департаментом налоговой политики Минфина РФ, предлагает оценивать тяжесть налогового бремени отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации. В основу расчетов положены данные из Книги учета доходов и расходов субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, и данные аналитического учета ООО «НИК» за период 2011 - 2013 гг. Для начала, рассчитаем налоговое бремя организации на основании данных табл. 2.5.
Таблица 2.5 - Данные для расчета налогового бремени организации
Также отметим, что при исчислении налоговой базы при УСН, убираются помимо прочего расходы на страхование от несчастных случаев на производстве. Поскольку исследуемый объект применяет упрощенную систему налогообложения, то наиболее приемлемый способ расчета налогового бремени довольно прост.
Н Б (2010) = (210265/ 263500) Ч 100 % = 79,79 %;
Н Б (2011) = (224107 / 298000) Ч 100% = 75,20 %;
Н Б (2012) = (234560 / 356000) Ч 100% = 65,88 %.
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Налоговое бремя предприятия уменьшилось за последние 3 года. Хотя общая сумма налоговых платежей и сумма выручки увеличилась. Это произошло за счет того, что увеличилась производительность труда персонала. А так же за счет того, что общий фонд оплаты труда так же увеличился незначительно. По данным предприятия ООО «НИК», при использовании данной методики, налоговое бремя сокращается с каждым годом, но трудно судить о влиянии уплачиваемых налогов на финансовое состояние предприятия.
Для того чтобы оценить влияние налогового бремени на финансовое состояние необходимо применить другие методики.
2. Рассчитаем налоговую нагрузку используя методику, которую предлагает М. Н. Крейнина, используя данные организации ООО «НИК».
Н (2011) = (263500 - 41880 - 23650) / (263500 - 41880) Ч 100% = 89,32%;
Н (2012) = (298000 - 67010 - 29875) / (298000 - 67010) Ч 100% = 87,06%;
Н (2013) = (356000 - 115653 - 32107) / (356000 - 115653) Ч 100% = 86,64%.
Построим диаграмму 2.4 для наглядного примера динамики налоговой нагрузки организации исходя из полученных данных.
Таким образом, рассчитав по формуле М. Н. Крейниной показатель налоговой нагрузки, можно заметить не слишком явное отличие показателей 2012 и 2011 г., по отношению к 2010 г.
Данный факт свидетельствует о том, что в 2010 г. налоговая нагрузка была чрезмерной для предприятия, что связанно с превышением расходов над доходами. И хотя по расчетам, проведенным по методу Департамента налоговой политики Минфина РФ рассчитанная налоговая нагрузка значительно ниже полученной по методу М.Н. Крейниной, но динамика снижения видна. Это позволяет говорить о методе и его практическом применении, даже при таких отклонениях.
Рисунок 2.4 - Изменение налоговой нагрузки на ООО «НИК» по методу М. Н. Крейниной
3. Подход Е. А. Кировой не учитывает показатели фондоемкости, материалоемкости, трудоемкости продукции и доходность производства при определении налоговой нагрузки.
Эта методика нужна нам для дальнейшего сравнительного анализа в качестве элемента исследования. Поэтому используя формулу, произведем необходимые вычисления.
Н (2011) = 210265 / (263500 - 41880) Ч 100% = 94,87 %;
Н (2012) = 224107 / (298000 - 67010) Ч 100% = 91,02 %;
Н (2013) = 234560 / (356000 - 115653) Ч100% = 97,59 %.
Произведенные расчеты налоговой нагрузки по методу Е. А. Кировой не дают совпадения с методикой М. Н. Крейниной, темпы снижения также заметны в 2012г., а в 2013 г. налоговое бремя опять возрастает.
4. Вычислим по формуле М. И. Литвина налоговую нагрузку на предприятие ООО «ААА» и построим на основе вычислений диаграмму (рис.2.5). В данном случае результаты совпадут с показателями, рассчитанными по формуле Департамента налоговой политики.
Н (2011) = (210265 / 263500)1Ч 00 % = 79,79 % ;
Н (2012) = (224107 / 298000) Ч 100% = 75,20 %;
Н (2013) = (234560 / 356000) Ч 100% = 65,88 %.
Рисунок 2.5 - Изменение налоговой нагрузки по методу М. И. Литвина
Применив метод М.И. Литвина, мы также получили совпадение показателей налоговой нагрузки с другими показателями налоговой нагрузки, полученным методом Департамента налоговой политики.
Используя методику М.И. Литвина, мы получили общий показатель налоговой нагрузки организации за 2011, 2012 и 2013 гг.
- 5. Далее рассчитаем налоговое бремя по методике Вылковой Е. С. и Романовского М. В., которые предлагают два вида расчета налогового бремени.
- 5.1. Налоговое бремя за счет добавленной стоимости.
ДС (2011) = 41880 + 160000 + 648570 + 31119 = 881569 руб.;
ДС (2012) = 67010 + 164600 + 690500 + 39309 = 961419 руб.;
ДС (2013) = 115653 + 208400 + 720820 + 42247 = 1087120 руб.
1. Коэффициент, показывающий удельный вес добавленной стоимости в выручке от продаж.
К 0 (2011) = 881569 / 263500 = 3,34;
К 0 (2012) = 961419 / 298000 = 3,22;
К 0 (2013) = 1087120 / 356000 = 3,05.
2. Коэффициент, показывающий удельный вес отчислений на оплату труда в добавленной стоимости.
К зп (2011) = 648570 / 881569 = 0,73;
К зп (2012) = 690500 / 961419 = 0,72;
К зп (2013) = 720820 / 1087120 = 0,66.
3. Коэффициент, показывающий долю амортизационных отчислений в добавленной стоимости.
К ам (2011) = 160000 / 881569 = 0,18;
К ам (2012) = 164600 / 961419 = 0,17;
К ам (20132) = 208400 / 1087120 = 0,19.
Перечисленные коэффициенты необходимы для расчета мультипликативного налогового бремени.
Данная формула является довольно объемной, следовательно, напишем результат конечного расчета.
НБДС (2011) = 4,25;
НБ ДС (2012) = 4,1;
НБ ДС (2013) = 3,9.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что совокупная налоговая нагрузка, рассчитанная по данному методу, в конечном итоге совпадает в тенденции к сокращению, это произошло за счет того, что у организации увеличились расходы, а, следовательно, и сократилась налоговая база.
5.2. Рассчитаем налоговое бремя относительно выручки - брутто.
НБ ВБ (2011) = 4,25 Ч 3,34 = 14,19;
НБ ВБ (2012) = 4,1 Ч 3,22 = 13,20;
НБ ВБ (2013) = 3,9 Ч 3,05 = 11,89.
Для сравнитеольного анализа показателей методик расчета налоговой нагрузки на организацию построим сводную табл. 2.6.
Таблица 2.6 - Сводная таблица методов налоговой нагрузки
По данным таблицы видно совпадение данных расчета налоговой нагрузки по методу М.И. Литвина с интервалом показателя налоговой нагрузки, представленной Департаментом налоговой политики Минфина РФ. Метод М.И. Литвина совпадает с методом расчета налоговой нагрузки применяемым государством.
Это позволяет говорить, что данная организация находится ниже минимального предела налоговой нагрузки рассчитанной государством. Но это не означает, что другие методы не могут применяться.
Тема 6.1. Содержание понятия «налоговая нагрузка» и система характеризующих ее показателей
Первый подход – качественный, в соответствии с которым налоговая нагрузка может быть определена в широком (для различных участников налоговых отношений) и в узком (для конкретного участника налоговых отношений с государством) смысле слова. Налоговая нагрузка в широком смысле слова представляет собой комплексную экономическую категорию, определяющую финансовые отношения государства и налогоплательщика по поводу налогообложения. Налоговая нагрузка в узком смысле слова представляет собой характеристику фискальных отношений определенного бюджета (любого из существующих в бюджетной системе РФ) с конкретным видом экономического субъекта, начиная с налогоплательщика в лице организации и гражданина и заканчивая публично-правовым образованием, на территории которого существует единство установленных налогов.
Второй подход – количественный, согласно которому налоговая нагрузка представляет собой основной вид финансового обременения различных экономических объектов, субъектов или их групп со стороны государства. Количественное выражение налоговой нагрузки будет различаться в зависимости от двух аспектов. Во-первых, от характера самого объекта или субъекта, на который распространяется финансовое обременение со стороны государства. Во-вторых, от формы выражения и методического построения показателя, характеризующего налоговую нагрузку.
При детализации объектов налоговой нагрузки могут быть выделены такие категории как налоговая нагрузка на экономику, налоговая нагрузка на регион, налоговая нагрузка на отрасль. Отделение перечисленных объектов от субъектов налогообложения заключается в том, что они сами непосредственно не вступают регулируемые нормами права налоговые правоотношения с государством в лице различных уровней бюджетной системы, но имеют последствия от финансового обременения, находящихся на их территории субъектов, отражающиеся в количественных характеристиках их функционирования и развития.
Основными субъектами, для которых может осуществляться количественное определение налоговой нагрузки, могут выступать налогоплательщики – физические и юридические лица, а также взаимозависимые с ними лица.
Можно определить показатели налоговой нагрузки:
Абсолютные, характеризующие ее величину в стоимостном выражении, которая может быть определена кассовым методом (тогда это налоговые платежи), методом начисления (тогда это налоговые издержки) или производным от них балансовым методом (тогда это налоговые обязательства), либо иные подобные макроэкономические характеристики объектов налоговой нагрузки.
Относительные, определяемые как частное от деления абсолютного показателя налоговой нагрузки и взаимосвязанного с ним налогового или неналогового показателя, характеризующего состояние и функционирование экономического субъекта или объекта.
В работах отечественных и зарубежных ученых приводятся методики и осуществляются расчеты различных видов абсолютных и относительных показателей налоговой нагрузки. Однако не следует забывать, что проводимый налоговым консультантом анализ не является стандартной процедурой. Налоговый консультант определяет налоговую нагрузку конкретного налогоплательщика, применяющего ту или иную систему налогообложения. Поэтому налоговый консультант может моделировать необходимые показатели, используя предлагаемый далее методический подход.
Во-первых, абсолютным показателем налоговой нагрузки служит само значение показателя налогообложения. В этом случае целесообразно сравнивать его значения за различные временные интервалы одинаковой продолжительности, либо за один календарный период при различных условиях его формирования.
Во-вторых, при формировании относительного показателя налоговой нагрузки в качестве сравниваемого следует использовать налоговый показатель, а в качестве базы сравнения такой неналоговый финансовый показатель, который сформирован с учетом уменьшения его на значение налогового.
В-третьих, необходимо соблюдать единство или сопоставимость показателя налогообложения с неналоговым с точки зрения метода исчисления (рис. 6.1).
формируемых на налоговой базе налоговая нагрузка на:
Сфера применения представленных на рис. 6.1 показателей налоговой нагрузки зависит от механизма их формирования:
показатели, формируемые на налоговой базе («выручка (авансы)»; «оплата труда»; «прибыль»; «стоимость имущества» и т.д.),предназначены для оценки соотношения их стоимостного выражения и налогового бремени, связанного с их наличием;
показатели, в основе формирования которых лежит определенный метод исчисления (« начисления», «кассовый», «балансовый»), предназначены для оценки влияния налогового бремени на сформированные аналогичным методом неналоговые финансовые показатели;
показатели, формируемые на основе методов сравнения («абсолютное», «относительное» и т.д.)предназначены для оценки других показателей налоговой нагрузки на основе сопоставления их уровня и динамики в различных рассматриваемых вариантах.
Моделируя любой из показателей налоговой нагрузки, налоговому консультанту необходимо помнить, что он определяет количественный (абсолютный или относительный) показатель налогообложения, который должен иметь четко выраженное экономическое содержание, отвечающее задачам исследования и обеспечивающее его сопоставимость с подобными видами неналоговых финансовых показателей.
Не обошла вниманием показатель налоговой нагрузки и Федеральная налоговая служба. Именно сравнение этого показателя по конкретному налогоплательщику со средним уровнем по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности) является критерием «№ 1», используемым налоговым органом в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (приложения № 2 и № 3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"). При этом налоговую нагрузку налоговые органы определяют как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата.
Пример 6.1
Организация осуществляет деятельность в сфере швейного производства. Показатели деятельности организации за последние два года приведены в таблице 6.1.
Таблица 6.1
Исходные данные
Оцените изменение налоговой нагрузки организации и вероятности проведения в отношении организации налоговой проверки в соответствии с Концепцией системы планирования налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
Анализ налоговой нагрузки, основанный на данных отчета о движении денежных средств (платежи в бюджет и внебюджетные фонды), не может претендовать на полноту и достоверность, однако экономический анализ бухгалтерской отчетности должен в обязательном порядке включать и анализ налоговой нагрузки. При расчете налоговой нагрузки целесообразно использовать следующие показатели.
Для анализа общей налоговой нагрузки -- отношения суммы платежей в бюджет и социальные фонды к финансовым результатам, фиксируемым в форме № 2: выручке (брутто), добавленной стоимости или расчетной прибыли. Расчетная прибыль -- это сумма чистой прибыли организации и платежей в бюджет и социальные фонды; расчетная прибыль показывает прибыль организации при отсутствии платежей государству. Налоговая нагрузка на расчетную прибыль показывает процент изъятия государством заработанной организацией прибыли в условиях ее функционирования в безналоговой среде. Налоговую нагрузку также можно оценивать через показатели поступлений по текущей деятельности, которые отражаются в форме №4.
Для анализа налоговой нагрузки на оплату труда -- отношение суммы единого социального налога и подоходного налога к затратам на оплату труда за вычетом подоходного налога. Налоговая нагрузка на оплату труда показывает, сколько копеек организация и работник должны заплатить в бюджет и фонды в расчете на 1 руб. выплачиваемой заработной платы.
Полезную информацию о налоговых платежах организации дает сравнительный анализ динамики (темпов прироста) основных экономических показателей организации, то есть налогооблагаемых баз, и ее налоговых платежей. Очевидно, что при стабильном развитии организации темпы прироста должны соответствовать друг другу (с ростом прибыли пропорционально увеличивается налог на прибыль, с ростом добавленной стоимости -- НДС, с ростом стоимости основных средств -- платежи по налогу на имущество и т.д.). Исключение составляют платежи в социальные фонды; поскольку налоговая шкала имеет регрессивный характер, постольку динамика платежей в социальные фонды может отличаться от динамики затрат на оплату труда, а именно: темпы роста платежей в фонды будут отставать от темпов роста затрат на оплату труда.
Еще один возможный аспект анализа взаимоотношений налогоплательщика с государством -- это оценка налоговых активов и обязательств, их доли в активе и пассиве баланса. Под налоговыми активами в этом случае понимается сумма отложенных налоговых активов и НДС по приобретенным ценностям, под налоговыми обязательствами -- сумма отложенных налоговых обязательств и кредиторской задолженности по налогам и перед социальными фондами. Очевидно, что положительная налоговая позиция (разность между налоговыми активами и обязательствами) невыгодна организации, поскольку представляет собой бесплатный кредит государству, в то время как отрицательная налоговая позиция выгодна организации.
В процессе проведения более углубленного анализа с использованием дополнительных источников информации необходимо установить, использует ли организация методы оптимизации налоговой нагрузки, в том числе легальные и нелегальные. Некоторые из наиболее часто используемых методов налоговой оптимизации приведены ниже.
- 1. Нерегистрируемый оборот (с его помощью организация уменьшает платежи по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость) служит источником «черной кассы» организации, из которой могут осуществляться некоторые текущие платежи, в том числе оплата труда.
- 2. Выплата заработной платы в наличной форме из нерегистрируемого оборота, что позволяет уменьшить платежи в социальные фонды.
- 3. Списание на финансовые результаты материальных затрат по нерегистрируемому обороту (позволяет уменьшить платежи по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость).
- 4. Использование векселей для снижения налоговой нагрузки по НДС (в настоящее время привлекательность этой схемы резко снизилась).
- 5. Использование «оффшоров» (юридических и физических лиц с пониженным режимом налогообложения или организаций-однодневок), в которые перемещается прибыль и, таким образом, уменьшаются базы по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость. По видам, как было рассмотрено выше, «оффшоры» могут быть сбытовыми, закупочными, сервисными, финансовыми, лицензионными, производственными. Аналогичные схемы используются для перемещения налоговых баз внутри холдинга. В частности в оффшоры средства могут выводиться под видом оказания консультационных, рекламных, охранных, маркетинговых и других услуг. У оффшоров могут также приобретаться основные средства по завышенным ценам (таким образом увеличивается амортизация).
- 6. Использование схем, основанных на «аренде персонала», то есть перевод персонала в организацию, применяющую специальный режим налогообложения (налог на доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов), а затем использование персонала основной организацией на основании договора о предоставлении персонала, что позволяет экономить на платежах в социальные фонды.
- 7. Использование договоров гражданско-правового характера, заключаемых с индивидуальными предпринимателями. Схемы уменьшают платежи организации в социальные фонды. Особенно значительная налоговая экономия возникает, если эти договора заключаются с индивидуальными предпринимателями, использующими упрощенную систему налогообложения (налог на доходы).
- 8. Оплата труда через прибыль после налогообложения (оплата путевок, материальная помощь, премии, подарки). С помощью этих схем уменьшаются платежи в социальные фонды, но увеличиваются платежи по налогу на прибыль.
- 9. Выплата заработной платы под видом дивидендов также снижает налоговую нагрузку на оплату труда
- 10. Использование схем работы на давальческом сырье (организация занимается переработкой давальческого сырья, не приобретая его в собственность), при использовании этих схем уменьшаются базы по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость.
- 11. Реструктуризация организации и переход ее бывших под-разделений на упрощенную систему налогообложения. Налоговая экономия связана с заменой налога на прибыль, НДС, налога на имущество и единого социального налога налогом на доходы (налогом на доходы, уменьшенные на расходы). При использовании упрощенной системы налогообложения возможно использование договора о совместной деятельности, что также позволяет получить налоговую экономию, поскольку прибыль, распределяемая между участниками рассматривается как прочий доход.
- 12. Регистрация имущества на балансе льготируемых организаций уменьшает платежи по налогу на имущество. Наиболее часто используемыми льготируемыми организациями являются организации, использующие специальный режим налогообложения.
- 13. Искажение номенклатуры выпускаемой продукции в направлении увеличения выпуска продукции, облагаемой по более низким налоговым ставкам.
- 14. Повышение уровня оплаты труда и использование регрессивной шкалы единого социального налога позволяет значительно уменьшить платежи в социальные фонды.
- 15. Методы оптимизации, связанные с учетной политикой, в том числе:
- * нелинейная, ускоренная амортизация имущества (позволяет уменьшить платежи по налогу на прибыль и налогу на имущество);
- * амортизация нематериальных активов (возможности налоговой оптимизации в этом случае связаны с завышением оценки не-материальных активов);
- * создание резервов по сомнительным долгам (позволяет увеличить внереализационные расходы и уменьшить налоговые платежи по налогу на прибыль для налогоплательщиков, применяющих метод начисления);
- * другие методы.
- 16. Использование лизинга позволяет использовать ускоренную амортизацию с коэффициентом не выше 3, что уменьшает платежи по налогу на прибыль и налогу на имущество.
- 17. Проведение инвентаризации, выявление неиспользуемого имущества и передача его в качестве благотворительных взносов или списание за счет собственных средств позволяют уменьшить платежи по налогу на имущество.
- 18. Уценка основных средств позволяет уменьшить платежи по налогу на имущество.
По применяемым методам налоговая оптимизация может быть классифицирована следующим образом: оптимизация через учетную и налоговую политику организации; замена или разделение правоотношений; непосредственное воздействие на объект налогообложения путем его изменения или сокращения его количественных характеристик; использование предусмотренных законом льгот и освобождений и т.д.
Анализируя показатели налоговой нагрузки, можно сделать вывод о ее весьма невысоком уровне относительно средних показателей, а также о существенном сокращении налогового бремени в отчетном году по сравнению с предыдущим. Так, налоговая нагрузка на выручку при средних значениях, равных приблизительно 13%, для анализируемого предприятия снижается с 9,1 до 4,2%. Аналогичная ситуация и с другими видами налоговой нагрузки, и только налоговая нагрузка на расчетную прибыль близка к средним значениям, но и она имеет тенденцию к снижению.
Анализируя показатели динамики, характеризующие налоговые платежи можно заметить отставание налоговых платежей от роста?
основных налоговых баз. Особенно это заметно по налогу на добав-ленную стоимость, и хотя эти платежи не отражаются в финансовой отчетности, но сопоставляя суммарные платежи с платежами в социальные фонды и начисленными платежами по налогу на прибыль, можно сделать вывод о том, что сокращение именно платежей по НДС стало причиной снижения суммарных налоговых платежейорганизации.
Дополнительное объяснение снижению налоговой нагрузки можно получить, рассматривая структуру выручки в разрезе налогоемких и неналогоемких составляющих. Как показывают графики, структура выручки эволюционирует в направлении снижения налогоемких составляющих (снижается удельный вес прибыли, заработной платы, амортизации), в то же время весьма заметно увеличивается удельный вес материальных затрат, которые являются неналогоемким элементом, позволяющим уменьшить платежи, в частности, по налогу на добавленную стоимость и прибыль.?
В очередной раз возвращаясь к результатам анализа прибыли от продаж, можно предположить, что зафиксированный прежде рост материальных расходов (он явился основным фактором снижения прибыли от основной деятельности) вероятно связан с налоговой оптимизацией.
Анализ налоговых активов и обязательств показывает, что организация имеет положительную «налоговую» позицию, что означает, что в анализируемом периоде организация выступала нетто-кредитором бюджета, но это не сильно ухудшило ее финансовое состояние, учитывая общее снижение налоговой нагрузки на фоне роста основных налогооблагаемых баз.
Продолжением анализа налоговой нагрузки является анализ расчетов по налогу на прибыль. Отражение в отчетности в соответствии с ПБУ 18/02 таких показателей, как отложенные налоговые активы и обязательства, постоянные налоговые активы и обязательства, расширяет возможности для анализа расчетов по налогу на прибыль, в частности, позволяет понять, почему при наличии незначительной бухгалтерской прибыли организация вынуждена осуществлять значительные платежи по налогу на прибыль.
В процессе анализа необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:
- * неприменение организацией ПБУ 18/02 -- это оправданно, если организация является малым предприятием (неприменение ПБУ должно быть зафиксировано в учетной политике);
- * равенство налогооблагаемой прибыли (налоговой прибыли) и прибыли до налогообложения (бухгалтерской прибыли). С учетом множества факторов, которые влияют на эти показатели, такое совпадение маловероятно;
- * отсутствие затрат, не учитываемых при налогообложении прибыли, которые должны быть практически у каждой организации;
- * превышение бухгалтерской прибыли до налогообложения над налогооблагаемой прибылью.
В соответствии с этой формулой положительное влияние на чистую прибыль оказывают постоянные налоговые активы и отрицательное -- постоянные налоговые обязательства, условный налог и прочие платежи, осуществляемые из чистой прибыли.
В процессе проведения анализа необходимо оценить отклонения бухгалтерской прибыли до налогообложения от налогооблагаемой прибыли (для организации выгодно превышение бухгалтерской прибыли над налогооблагаемой), эти отклонения обусловлены наличием постоянных и временных разниц.
Постоянные налоговые обязательства увеличивают текущий налог на прибыль отчетного периода относительно условного налога и, в частности, формируются вследствие следующих факторов:
- * корректировка (увеличение) налоговых доходов в соответствии с нормами ст. 40 НК РФ. В этом случае бухгалтерские доходы оказываются ниже налоговых доходов, поскольку цены сделок в целях налогообложения увеличиваются в соответствии с рыночными ценами;
- * превышение фактических расходов, учитываемых при формировании бухгалтерской прибыли над расходами, принимаемыми для целей налогообложения, по которым предусмотрены ограничения по расходам (затраты по компенсации за использование личного транспорта, представительские расходы, расходы на отдельные виды рекламы, расходы по командировкам, проценты по долговым обязательствам, др.);
- * наличие расходов, не признаваемых в целях налогообложения. К ним, в частности, относятся социальные расходы: отдельные виды вознаграждений и премий работникам, оплата путевок сотрудникам, материальная помощь и другие расходы.
Постоянные налоговые активы уменьшают текущий налог на прибыль отчетного периода относительно условного налога и, в частности, формируются вследствие следующих факторов:
- * наличие доходов, которые не учитываются в целях налогообложения (ст. 251 НК РФ), например, доходы в виде имущества, полученного безвозмездно, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации, проценты, полученные из бюджета за несвоевременный возврат налога;
- * наличие расходов, не признаваемых в целях бухгалтерского учета, но признаваемых в целях налогообложения (такие расходы возникают, например, при уценке основных средств, которая влияет на стоимость основных средств в бухгалтерском учете и не влияет на стоимость основных средств в налоговом учете, уценка приводит, таким образом, к тому, что бухгалтерская амортизация будет меньше налоговой и эта разница будет именно постоянной, и др.)
Отложенные налоговые активы увеличивают текущий налог на прибыль отчетного периода относительно условного налога, но приводят к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в следующих периодах. Отложенные налоговые активы, в частности, формируются вследствие следующих факторов:
- * предоплата за реализуемую продукцию при кассовом методе в целях налогообложения прибыли;
- * превышение сумм амортизации, начисленной для целей бухгалтерского учета над суммами амортизации, начисленной для целей определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;
перенос убытков на будущее -- налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток; он также вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка;
- * убытки от реализации амортизируемого имущества -- если остаточная стоимость амортизируемого имущества с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения; полученный убыток включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации (ст. 268 НК РФ);
- * убытки от операций по уступке прав требования (после наступления срока платежа) -- отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованного товара (работ, услуг) признается убытком по сделке уступки права требования, который включается в состав вне-реализационных расходов налогоплательщика; при этом убыток принимается в целях налогообложения в следующем порядке: 50% суммы убытка подлежат включению в состав внереализационных расходов на дату уступки права требования; 50% суммы убытка подлежат включению в состав внереализационных расходов по истечении 45 дней с даты уступки права требования (ст. 279 НК РФ);
- * убытки по деятельности обслуживающих производств и хозяйств -- убыток налогоплательщик вправе перенести на срок, не превышающий десяти лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении указанных видов деятельности (ст. 275.1 НК РФ);
- * излишняя уплата сумм налога на прибыль в бюджет;
- * наличие кредиторской задолженности за приобретенные товары (работы, услуги) при использовании кассового метода определения доходов и расходов в целях налогообложения;
- * прочие.
Отложенные налоговые обязательства уменьшают текущий налог на прибыль отчетного периода относительно условного налога, но приводят к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в следующих периодах. Отложенные налоговые обязательства безусловно выгодны организации, поскольку способствуют росту финансовых результатов, в частности чистой прибыли. Этот вывод справедлив даже с учетом того, что временные налогооблагаемые разницы приводят к увеличению налоговых платежей в последующих периодах, поскольку «время -- это деньги» и возможность получить «отсрочку» по налоговым платежам выгодна организации. Отложенные налоговые обязательства формируются вследствие следующих факторов:
- * признание выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) и процентных доходов для налогообложения по кассовому методу (при пост оплате);
- * превышение сумм амортизации, начисленной для целей определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль над суммами амортизации, начисленной для целей бухгалтерского учёта;
- * наличие расходов будущих периодов, которые в налоговом учете сразу списываются на финансовые результаты;
- * списание косвенных расходов сразу на финансовые результаты в налоговом учете;
- * отсрочка или рассрочка по уплате налога на прибыль;
- *прочие.
Hалогооблагаемая прибыль анализируемого предприятия превышает бухгалтерскую прибыль до налогообложения, следовательно, текущий налог превышает условный налог, что, очевидно, не выгодно организации, однако в динамике ситуация несколько улучшается, поскольку разрыв между налогами сокращается с 11,8 до 6,5%. Конкретные причины такого соотношения налогов в предыдущем году можно только предполагать, поскольку в отчетности не отражались соответствующие показатели (ОНА, ОНО, ПНО, ПНА). Однако на основании проведенного анализа можно утверждать, что к увеличению текущего налога относительно условного привели ПНО и ОНА. В отчетном году анализ упрощается вследствие отражения в отчетности информации о возможных причинах отличия в налогах. Так, основной причиной увеличения текущего налога являются ПНО, в то же время ОНО несколько уменьшили текущий налог.